Замечу, что я не просто скептически отношусь к перспективам партнерства с Китаем. Я очень скептически отношусь к Китаю вообще и исхожу из того, что интересы России и Китая близки к противоположным. Сильно не верю в какие-то концепции о том, что Китай нацеливается на противоборство с США. Китай (в середине 1990-х годов) сделал ставку на врастание в американоцентричную систему мировой экономики.
Ну, это моя базовая позиция, а теперь, собственно, о «Шелковом пути».
Концепции «Шелкового пути» (ШП) уже больше 25 лет. Впервые китайцы ее озвучили еще в конце 1980-х годов, а в середине 1990-х это была суперактуальная тема.
Опять скажу: мы просто забыли, что тогда говорили про ШП. А зря. ШП называли «удавкой», которую США и Китай стремятся надеть на Россию и удавить ее стремление к логистической самостоятельности. Прямо так и писали: «шелковая удавка «Шелкового пути». 2. Концептуально и исторически ШП – полная противоположность Транссибу. Транссиб – это просто другая модель, другой мир. Для китайцев важно создать коридор для доставки товаров из пункта «А» в пункт «Б», то есть в Европу, которая для китайцев становится важнейшим рынком.
Экономическое развитие стран региона китайцам «до лампочки». Транссиб – совсем другое дело. Это был стимул для развития промышленности региона и его социального подъема. И современный вариант «Транссиб 2.0» – коридор «Север – Юг» развивается Россией по такому же принципу: трасса через Иран начинает красиво обрастать разного рода индустриальными проектами и объектами, которые более важны, чем собственно транспортный коридор.
И это гораздо интереснее с точки зрения развития нашей экономики, нежели слезание с «иглы» нефтяной трубы на «иглу» китайского транзита. Для России это просто пошло.
Вообще смысл китайской стратегии развития ШП – минимизация участия «местных» в обслуживании коридоров. Роль местных должна сводиться к получению «ренты», а можно и без нее, тем более что урезать расходы китайцы очень умеют.
В целом крупнейшим логистическим достижением России я считаю то, что мы смогли ШП из «шелковой удавки» превратить в реальный источник дохода. И привязать на сравнительно длительный срок (при, мягко говоря, не блистательной, устаревшей инфраструктуре) значительную часть китайского экспорта к себе.
И надо понимать, что в нашей дружбе с Пекином, которая и не дружба вовсе, а конкуренция (прежде всего, за влияние в Центральной Азии и Прикаспии), китайский транспортный поток – дело, конечно, важное, но не единственное и, вероятно, не главное.
А то, что в Прикаспии и в зоне коридора «Север–Юг» наши интересы с китайцами антагонистичны, мы можем понять по прорабатываемым китайцами вариантам логических коридоров через Пакистан в обход Ирана, ну и нас само собой. Но тут у нас очень неплохие варианты дипломатической, политической и силовой игры.
Китайцы удивлены (т.е. в китайской системе ценностей «сильно расстроены»), что Россия не слилась за два года санкций. И даже демонстрирует изрядные способности в маневрировании.
Поверьте, у китайцев сомнений, что мы сломаемся и к ним приползем, не было. И разговоры с нами летом 2014-го были с плохо скрываемой ухмылкой. Сейчас они нервничают и почти истерят.
Последний наезд по результатам визита Медведева переводится на русский язык очень просто: «ну когда же вы к нам приползете….». Не более того, но и не менее.
Этот эмоциональный всплеск в действительности очень важен. Он говорит, что мы на правильном пути. С учетом назревающей большой внутренней «замятни» в Китае (посмотрите: разгром «шанхайской группы» и конкуренция «комсомольцев») продержаться нам надо не так много. Я бы сказал, год. Ну, может, месяцев 14-15. И тогда, особенно если обозначим рост экономический, хотя бы минимальный (формальные показатели для китайцев очень важны – они люди формальные, сутью мало интересуются, тем более у «варваров из-за Стены»), то разговор пойдет совсем другой.
И последняя «зарубочка на память». Маршрут автомобильной дороги в рамках первого всплеска интереса к ШП в 1990-е должен по странному стечению обстоятельств в значительной мере пролегать именно там, где ИГИЛ (или Эрдоган?) возит теперь левую нефть.
И встает вопрос: а только ли в нефти дело? Не обкатывался ли коридор для более интересных вещей в будущем? И не поэтому ли Пекин так двулично себя повел, когда турки сбили самолет? И тут я напомню, что Саудовская Аравия – это не только американский союзник.
Это еще и ближайший китайский партнер, которому Пекин как минимум дважды поставлял ракеты средней дальности (1987 и 2007 годов), причем в общем количестве до 120 штук якобы (я думаю, что реально штук 30 рабочих ракет у саудитов есть) с дальностью чуть более 3000 км.
«Калибр» говорите? Возьмите циркуль, коллеги…. Собственно, этот пункт можно было поставить первым. И больше ничего не писать. Я не прав?
Взгляд. Дмитрий Евстафьев, политолог
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Вася (29876) (Вася970) писал(а) в ответ на сообщение:
> Чепуха всё это... > Китай просто ищет больше путей доставки своих товаров с востока на запад.. quoted1
мой отец был в армии на ДВ когда была заварушка с китайцами. и всю жизнь говорил-НИКОГДА не доверяй китайцу! да и чисто интуитивно...не складывается пазл дружбы. они пока хотят быть Старшим братом...потом ...вкус приходит во время еды и китай- хитрейшая и терпеливейшая нация. Опасаюсь их куда-а-а-а больше развращенного и выхолощеного Запада(его мы уже считай победили)
> и всю жизнь говорил-НИКОГДА не доверяй китайцу! > да и чисто интуитивно...не складывается пазл дружбы.
> они пока хотят быть Старшим братом...потом ...вкус приходит во время еды > и китай- хитрейшая и терпеливейшая нация. > Опасаюсь их куда-а-а-а больше развращенного и выхолощеного Запада(его мы уже считай победили) quoted1
Новый шелковый путь нужен Китаю для ослабления Японии и России, поскольку товарный поток из всей Юго-Восточной Азии в Европу тогда пойдет через Шанхай, а не через более короткий, близкий к Японии путь (Транссиб с начальной точкой во Владивостоке). Япония остро нуждается в дешевых российских природных ресурсах (нефти, газе, лесе, угле и т. д.). А Россия остро нуждается в японских технологиях, в том числе для технологического развития Транссиба и Северного морского пути. Китай же, используя отсутствие мирного договора между Японией и Россией, захватил российский рынок и сегодня России уже трудно обойтись без китайской пищевой и промышленной продукции. Поэтому Россия остро нуждается в замещении китайского импорта отечественным сельскохозяйственным и промышленным производством. И в первую очередь - в Приморском крае. И импортозамещение в Приморье нужно производить путем активного вовлечения не Китая, а именно Японии в этот процесс. Но для этого нужен мирный договор с Японией.