Современный режим Черноморских проливов определяется Конвенцией, заключенной на международной конференции в швейцарском городе Монтре. Конвенция подписана 20 июля 1936 г. Советским Союзом, Великобританией, Болгарией, Румынией, Турцией, Грецией, Францией, Югославией и Японией и 9 ноября 1936 г. вступила в силу. В 1938 г. к Конвенции присоединилась Италия. Порядок прохода торговых судов через проливы согласно Конвенции в Монтре. Конвенция подтвердила принцип права свободного прохода и плавания в проливах и объявила свободным проход через проливы торговых судов всех стран. Согласно ст. 2 Конвенции в мирное время торговые суда будут пользоваться полной свободой судоходства и транзита в проливах днем и ночью независимо от флага и груза без каких-либо формальностей с соблюдением постановлений ст. 3. Никакие сборы или повинности, иные, чем те, взимание которых предусмотрено приложением I к настоящей Конвенции, не будут взыскиваться турецкими властями с этих судов при проходе ими транзитом через проливы без остановки в одном из портов проливов. Статья 6 В случае, если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, применение постановлений статьи 2 будет тем не менее продолжаться, с тем, однако, что суда должны будут входить в Проливы днем и что проход должен будет совершаться по пути, указываемому в каждом отдельном случае турецкими властями. Проводка лоцманами может в этом случае быть сделана обязательной, но будет бесплатной.