Руководитель делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Александр Мазур заявил на пленарном заседании Совместной консультативной группы по Договору об обычных вооруженных силах в Европе о приостановке Россией участия в заседаниях СКГ. Соответствующее заявление опубликовано на сайте МИД РФ.
"РФ приняла решение приостановить свое участие в заседаниях СКГ с 11 марта 2015 года, — цитирует Мазура "Интерфакс". — Таким образом, объявленное Россией в 2007 году приостановление действия ДОВСЕ становится полным.
Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан 19 декабря 1990 в Париже полномочными представителями шестнадцати государств-участников НАТО (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция) и шести государств-участников Организации Варшавского договора (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) и вступил в силу 9 ноября 1992. Договор устанавливал равновесие сил государств – участников двух военно-политических союзов на более низком уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя, таким образом, созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.
Ограничения
Согласно договору, в пределах района его применения (от Атлантического океана до Уральских гор, реки Урал и Каспийского моря, включая островные территории) обеим группам государств-участников Договора разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники, при этом их суммарное количество не должно было превышать:
- 40 000 боевых танков;
- 60 000 боевых бронированных машин;
- 40 000 артиллерийских единиц калибра 100 мм и выше;
- 13 600 боевых самолётов;
- 4000 ударных вертолетов.
Ограничению подвергалось также число танковых мостоукладчиков, БМП и БТР, учебно-тренировочных самолётов, вертолётов боевого обеспечения, невооружённых транспортных вертолётов, вертолётов Ми-24К и Ми-24Р.
Договором накладывались ограничения и на количество обычных вооружений и боевой техники, которые позволялось иметь одной отдельно взятой стране, а также устанавливались процедуры и временны́е рамки для осуществления сокращения численности вооружений и техники до указанных пределов.
Договором, помимо прочего, ограничивалась численность боевой техники в четырёх зонах. В том числе на флангах (Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Одесский военные округа СССР для ОВД; Греция, Исландия, Норвегия и Турция для НАТО) каждой стороне разрешалось размещать 4 700 танков, 5 900 бронемашин и 6 000 артиллерийских систем.
Развитие ДОВСЕ
В ходе подготовки ДОВСЕ и в последующие годы его участниками, в связи с изменениями военно-политической обстановки в Европе, в первую очередь связанными с распадом ОВД и СССР, было принято множество документов технического характера и четыре международных договора.
Будапештское соглашение
Соглашение о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники, подписанное Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией в Будапеште 3 ноября 1990 и вступившее в силу одновременно с ДОВСЕ, имело целью распределение установленных ДОВСЕ групповых уровней обычных вооружений и техники между государствами ОВД.
Ташкентское соглашение
Соглашение о принципах и порядке выполнения ДОВСЕ, подписанное между Россией, Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Молдавией и Украиной в Ташкенте 15 мая 1992, имело целью распределение прав и обязательств бывшего СССР по ДОВСЕ между Россией и семью другими государствами – участниками договора. Квота России составила 6 400 танков, 11 480 бронемашин, 6 415 артиллерийских систем, 3 450 самолетов и 890 вертолетов.
Соглашение было ратифицировано Россией в 1992 году, но не вступило в силу. Азербайджан и Грузия не ратифицировали соглашение. Латвия, Литва и Эстония отказались присоединяться к ДОВСЕ.
Фланговый документ
Приложение к Итоговому документу первой конференции по рассмотрению действия ДОВСЕ (Вена, 15–31 мая 1996), подписанное по инициативе России и вступившее в силу 15 мая 1997, представляет собой промежуточное компромиссное решение проблемы фланговых ограничений ДОВСЕ, возникшей после распада СССР. По Договору, России разрешалось иметь в Ленинградском и Северо-Кавказском военных округах в общей сложности до 700 танков, 580 бронемашин и 1 280 артсистем, а с началом войны в Чечне эти ограничения оказались нарушены. В соответствии с Приложением, границы фланговых зон после неоднократных требований России были пересмотрены, и из них были исключены Псковская, Волгоградская, Астраханская области, восточная часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края.
Соглашение об адаптации ДОВСЕ
Соглашение об адаптации ДОВСЕ, подписанное 19 ноября 1999 на Стамбульском саммите ОБСЕ, было вызвано военным дисбалансом, возникшим из-за расширения НАТО за счёт бывших стран ОВД и постсоветских государств.
Документом вместо блоковой системы квот введены национальные и территориальные лимиты (последние предполагают размещение на территории государств боевой техники других стран, но не выше оговоренного уровня). Квота России соответствовала Ташкентскому соглашению - 6 350 танков, 11 280 бронемашин, 6 315 артсистем, 3 416 самолётов и 855 вертолётов. Одновременно фланговые квоты РФ (на северо-западе Европейской части России и на Северном Кавказе) были увеличены до 1 300 танков, 2 140 бронемашин и 1 680 артиллерийских систем.
Общая квота НАТО на момент подписания документа составляла 19 096 танков, 31 787 бронемашин, 19 529 артиллерийских систем, 7 273 самолёта и 2 282 вертолёта (по состоянию на середину 2007 года, с учётом расширения блока они составляют 22 424 танков, 36 570 бронемашин, 23 137 артсистем, 8 038 самолётов и 2 509 вертолётов).
Соглашение было подписано 30 государствами (страны НАТО, Ташкентского соглашения, а также Болгария, Румыния и Словакия) и было увязано с обязательством России вывести свои войска из Грузии и Молдавии. В итоге соглашение, было ратифицировано лишь Белоруссией, Казахстаном, Россией и Украиной и так и не вступило в силу. Грузия и Молдавия отказались приступить к процессу ратификации, требуя исполнения Россией взятых на себя обязательств о выводе войск с их территории. На этом основании страны НАТО также блокируют процесс ратификации соглашения. Россия, со своей стороны, заявляет, что соглашения с Грузией и Молдавией, подписанные в Стамбуле, не имеют отношения к ДОВСЕ, а потому не должны являться препятствием к ратификации.
Прибалтийские государства (Латвия, Литва и Эстония) и Словения не присоединились к адаптированному договору.
Мораторий
26 апреля 2007 российский президент Владимир Путин в своём обращении к Федеральному собранию заявил о возможном объявлении моратория на исполнение Россией условий договора в связи с американскими планами по размещению объектов ПРО в Чехии и Польше.
28 мая Россия официально обратилась к стране-депозитарию ДОВСЕ — Нидерландам — с запросом о созыве чрезвычайной конференции государств — участников ДОВСЕ, которая и состоялась 12-15 июня 2007 в Вене.
На конференции российские представители указали на условия, которые, по их мнению, способны «восстановить жизнеспособность режима ДОВСЕ». Среди них:
присоединение к ДОВСЕ Латвии, Литвы и Эстонии; понижение суммарного уровня численности вооружений и техники стран НАТО для компенсации потенциала, приобретённого в результате расширения блока; отмена фланговых ограничений для территории России; вступление в силу или, по крайней мере, начало временного применения Соглашения об адаптации не позднее 1 июля 2008.
Западные государства, однако, отвергли предложенный Россией план «восстановления жизнеспособности» договора. В качестве предварительного условия его ратификации было вновь выдвинуто требование вывода российских войск из Грузии и Молдавии. В результате на конференции не удалось даже согласовать итоговый документ.
Уже в июне представителям ВС Венгрии и Болгарии было отказано в инспекции российских воинских частей, а сама Россия отказалась от участия в совместных учениях США, Румынии и Болгарии.
13 июля 2007 года Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров».
В сопровождающей указ справке указывается, что решение российского руководства было вызвано «исключительными обстоятельствами, влияющими на безопасность Российской Федерации». К таковым, в частности, отнесены:
Превышение государствами — участниками ДОВСЕ, присоединившимися к НАТО, «групповых» ограничений ДОВСЕ в результате расширения альянса; Невыполнение странами НАТО принятого в 1999 году в Стамбуле политического обязательства об ускоренной ратификации Соглашения об адаптации; Отказ Латвии, Литвы и Эстонии, вступивших в НАТО, от участия в ДОВСЕ и, в результате, появление на северо-западной границе РФ территории, «свободной» от ограничений на размещение обычных вооружений, в том числе и вооружений других стран; Планируемое размещение военных баз США на территориях Болгарии и Румынии. Период приостановления действия этих международных договоров в отношении России начинается через 150 дней после получения российских уведомлений о приостановлении их депозитариями и государствами-участниками ДОВСЕ.
Объявление моратория означает, что Россия намерена прекратить взаимное военное инспектирование и предоставление информации партнёрам по договору о перемещении воинских частей и боевой техники в европейской части страны, а также не будет считать себя связанной количественными ограничениями.
Действие моратория, как указано в справке к Указу, продлится до тех пор, «пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ».