Визит Путина в Азербайджан стал очередной демонстрацией беспомощности Кремля в отношениях с соседями. И показал, что Россия теряет позиции повсюду – даже в Армении. Это стало уже невозможно скрывать.
Поразительная вещь: чем больше правящий класс РФ завинчивает гайки внутри страны, тем очевиднее даже не слабость, а ничтожество его внешней политики. Король здесь не просто голый — Короля нет. Есть близорукая жадность одних, неадекватное самомнение других, пропагандистский угар третьих и общая паника с похмелья. Все это уже было в российской истории и повторяется вновь.
Говорят, Путин ездил поддержать Алиева на выборах. Как бы сладко ни звучала эта восточная лесть, сложно вообразить ситуацию, в которой Алиеву бы что-то помешало переизбраться. И еще сложнее – ситуацию, в которой ему мог бы чем-то помочь лидер, только что потерпевший историческое поражение на Украине, масштаб которого нам всем еще предстоит оценить.
Россия Азербайджану в принципе не нужна. Зачем одному клановому государству другое, если оба они продают нефтегаз Европе и покупают все остальное в Китае? Если РФ Алиеву и нужна, то только в двух ипостасях: как резервуар для слива безработных пассионариев (пусть потенциальные бунтовщики выплескивают энергию в межэтнических конфликтах где-нибудь под Тверью) и как поставщик оружия. Ведь рекордный рост товарооборота, о котором говорил Путин в Баку для прессы, — это почти одно оружие и есть.
А вот Азербайджан России нужен.
Во-первых, российским сырьевым компаниям, которым не интересны долго окупаемые вложения в добычу труднодоступных углеводородов в РФ, интересен азербайджанский газ. Поэтому гвоздем визита Путина считались переговоры между SOCAR и "Роснефтью" о доступе последней к газовому проекту "Апшерон" и выкупе 10%-й доли "ЛУКойла" в еще одном газовом проекте — "Шах-Дениз 2". Но Азербайджан запросил такую цену, что россияне отказались, сообщил российский источник.
Трудно сказать, на что надеялись в Москве: Азербайджан уже 20 лет как вотчина BP, Statoil и ExxonMobil. Причем бюджет страны формируется этими компаниями почти полностью. Какие были основания думать, что Баку вдруг возьмет и изменит свою энергетическую политику в пользу Москвы, недоумевает бакинский эксперт Ильхам Шабан. Напомним, что с завышенной цены на аренду началось также недавнее изгнание россиян с Габалинской РЛС.
Во-вторых, как уже отмечалось, Азербайджан вошел в число ведущих стран-покупателей российской техники. "Объем военно-технического сотрудничества (с Россией) измеряется $4 млрд и имеет тенденцию к росту", — цитируют Алиева СМИ.
И тут возникает вопрос Армении, где Путин после начала своей очередной каденции еще не бывал, и отношения с которой у Москвы портятся почти так же быстро, как с Азербайджаном. Москва обижена на армян, которые, сколько их ни корми и не защищай, все равно намерены вступить в Зону свободной торговли с ЕС, а не в Таможенный союз. Визит Путина в Баку, в ходе которого стороны отметили "единство по всем вопросам", выглядит угрозой отказать Армении в защите – особенно учитывая анонс создания единой армии Азербайджана и Турции.
В Ереване как будто только этого и ждали. "На фоне углубляющихся российско-азербайджанских отношений Армения просто обязана диверсифицировать свою политико-экономическую безопасность, изыскивая также военные гарантии", — отмечает армянское издание Lragir. То есть, надо понимать, речь идет о необходимости призвать западных миротворцев в Карабах. А может быть, и не только туда.
Да, со статьей не поспоришь. Армению наверно кремль пока сливать не будет - там крупнейшая российская база в СНГ, плюс армянское лобби в самой России. Но в принципе основные перспективы российской внешней политики описаны правильно. Я бы еще добавил, что кремль настолько жалок, что уже теряет позиции даже у своих марионеток. В Сухуми развернута жесткая анти-российская пропаганда: у русских в Абхазии отбирают недвижимость; а абхазская церковь открыто вытирает ноги об РПЦ. И "жесткий" Путин всё это кушает, просто черпаками лопает... позорище....
> Россия Азербайджану в принципе не нужна. Зачем одному клановому государству другое, если оба они продают нефтегаз Европе и покупают все остальное в Китае? Если РФ Алиеву и нужна, то только в двух ипостасях: как резервуар для слива безработных пассионариев (пусть потенциальные бунтовщики выплескивают энергию в межэтнических конфликтах где-нибудь под Тверью) и как поставщик оружия. Ведь рекордный рост товарооборота, о котором говорил Путин в Баку для прессы, — это почти одно оружие и есть. > > А вот Азербайджан России нужен. quoted1
Ну вот прямо крошке-Азеру большой сосед не нужен - а Россия без Азера ну просто жить не может. Если у России кроме оружия нечего купить - надо продавать оружие. А то унылым совсем зарплату платить перестанут на военных заводах.
>> Россия Азербайджану в принципе не нужна. Зачем одному клановому государству другое, если оба они продают нефтегаз Европе и покупают все остальное в Китае? Если РФ Алиеву и нужна, то только в двух ипостасях: как резервуар для слива безработных пассионариев (пусть потенциальные бунтовщики выплескивают энергию в межэтнических конфликтах где-нибудь под Тверью) и как поставщик оружия. Ведь рекордный рост товарооборота, о котором говорил Путин в Баку для прессы, — это почти одно оружие и есть. >>
> > Ну вот прямо крошке-Азеру большой сосед не нужен - а Россия без Азера ну просто жить не может. > Если у России кроме оружия нечего купить - надо продавать оружие. А то унылым совсем зарплату платить перестанут на военных заводах. quoted1
Это верно, у России так мало осталось рынков сбыта продукции, что если и Азербайджан потеряем заводы встанут.
> Ну вот прямо крошке-Азеру большой сосед не нужен - а Россия без Азера ну просто жить не может.
Тут дело не в размерах и мощи страны. Дело в ожидаемых преимуществах от нормализации отношений.
Например: что даст Азербайджану улучшение отношений с Россией? В экономическом плане ровным счетом ничего. Свои товары Азербайджан продает в Европу, а импортирует товары как и все страны из Китая. Миграция рабочей силы из Азербайджана в Россию также сейчас не наблюдается. Вообще как мне кажется Южный Кавказ уже исчерпал свои ресурсы по миграции. Закупка вооружения не носит такого массового и стратегического плана, в любой момент Азербайджан может купить оружие у Турции или у Израиля. Это скорее нужно нам, а не Азербайджану.
Что касается политической сферы - то конечно Азербайджан хотел бы решить Карабахский конфликт в свою пользу. И тут Россия могла бы помочь. Но во первых кремль хочет сохранить этот тлеющий конфликт для возможности влиять на Армению и частично на Азербайджан. И во-вторых кремль столкнется с ожесточенным сопротивлением против слива Армении у себя дома. Армянское лобби в России, достаточно сплоченное и мощное, будет всеми силами противодействовать уступкам Азербайджану по Карабахскому вопросу. То есть в политической сфере кремль тоже на практике ничего не может дать Азербайджану.
Теперь давайте рассмотрим, что Азербайджан может дать кремлю - дешевую каспийскую нефть и дешевый каспийский газ. Газпром будет закупать за копейки Азербайджанский газ и продавать его под видом российского в Европу по баснословным ценам. Российскому народу это до лампочки, но нашей правящей верхушке очень хотелось бы получить этот лакомый кусок...
Кто нибудь обьяснит зачем вообще нам нужна Армения и Азербайджан,и какие то особые отношения с ними,зачем там наша база? Ваххабитов и исламских радикалов там точно никогда не будет. Если будут воевать друг с другом,то нам то какая разница И та и другая страна активно втирают об РФ ноги периодически(на самом деле об Путина конечно,но он же наш президент),уж не говоря об отношениях просто на бытовом уровне просто путину нужно игратся в империю,чувствовать типа свое величие и втирать это совковому б ы длу? Но нормальным людям же видна вся смехотворность Путинской внешней политики,это даже провалом нельзя назвать---просто планомерное вытирание плевков с лица и ожидание следующего
> Газпром будет закупать за копейки Азербайджанский газ и продавать его под видом российского в Европу по баснословным ценам. Российскому народу это до лампочки, но нашей правящей верхушке очень хотелось бы получить этот лакомый кусок. quoted1
Отступление: недавно слышал песню - если есть в России Нефть, в Милане есть Я. - точно про олигархов.
Гендиректор "Уралкалия" — не первый высокопоставленный заложник на постсоветском пространстве. Но поступить так здесь могут не с каждым. Велико ли реальное влияние России в целом, и на соседей в частности?
В 1991 году израильский бизнесмен Рони Фукс заключил фантастический контракт с властями Грузии. Он и его партнер Зеев Френкель получили контроль над разработкой месторождений нефти и газа и управление всеми трубопроводами страны. Такое могло произойти, кажется, только в тогдашней безгосударственной Грузии – территории тотальной коррупции. Позже власти отказались от исполнения контракта и в начале "нулевых" Фукс подал в Лондонский суд, выиграл и тот обязал Грузию уплатить израильским бизнесменам $98 млн. неустойки. После вынесения судебного постановления Фукс и имеющий неофициальный мандат правительства урегулировать дело заместитель министра финансов Автандил Хараидзе встретились в Стамбуле. Далее, по версии правительства, подтвержденной записями скрытых камер, бизнесмен предложил чиновнику взятку – откат за то, что они с партнером получат бóльшую часть суммы. Наконец, после этого Рони Фукс получил приглашение от премьер-министра Николоза Гилаури приехать в Грузию. Сразу по приезду его арестовали, а затем осудили. Фукса выпустили из тюрьмы только после того, как он согласился на треть от полагающейся ему суммы.
Спустя 20 лет генерального директора "Уралкалия" Владислава Баумгертнера в Белоруссию пригласил премьер-министр Михаил Мясникович. После встречи бизнесмена взяли под стражу и теперь, судя по некоторым комментариям с белорусской стороны, требуют от компании $100 млн неустойки за спровоцированное калийным конфликтом падение рынка и понесенный ущерб. То есть, речь идет о почти такой же сумме, как и в случае с Фуксом.
Как далеко простирается власть сталинской высотки на Смоленской набережной? На что готовы пойти власти Белоруссии? И кто чувствует себя увереннее на постсоветском пространстве: Россия или Израиль?
Во второй половине 2000-х политологи из МГИМО, эксперты из ИнОП и журналисты из "Эксперта" начали создавать уникальный проект. Они решили сравнить все 192 государства мира по пяти комплексным показателям: государственности, потенциалу международного влияния, основам демократии, внутренним угрозам и качеству жизни.
Безусловная новация "Политического атласа современности" заключалась не только в глобальном охвате, но и в многомерности показателей. Например, индекс внешнего влияния включал в себя следующие компоненты: военные расходы, доля голосов страны при принятии коллективных решений МВФ, доля в мировом экспорте товаров и услуг, доля в мировом ВВП, наличие/отсутствие статусов (постоянное членство в СБ ООН, членство страны в Парижском клубе стран-кредиторов, наличие ядерного оружия, истребительной авиации четвертого и/или пятого поколений, Нобелевских премий, постоянное размещение за рубежом значительных контингентов), доля взносов страны в регулярный бюджет ООН, численность регулярной армии, доля населения страны от общей численности населения мира. Этот академический проект имел исключительно научные, неполитические цели, потому его создатели работали с громадными объемами данных, а не представлялись в СМИ "политологами", дискредитируя профессию и призвание.
Тенденциозный "рейтинг свободы" Nations in Tranzit, составляемый Freedom House, уравновешивался умеренной и гораздо менее известной Polity IV. Масштабная база данных Всемирного банка дополнялась исследованиями Фонда Бертельсманна по специфике управления территориями. Академические исследования Хельсинского университета рассматривались параллельно с разработками Transparency International. Авторский коллектив под руководством профессора Андрея Мельвиля выделил также политически ангажированные проекты: Индекс свободы прессы "Репортеров без границ", Индекс глобализации журнала Foreign Policy, Индекс мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума.
Составленная в итоге к октябрю 2008 года политическая карта мира во многом противоречила стереотипам. И, в частности, официозному мифу о способности России "встать с колен".
Наибольшие успехи Россия показала в государственном строительстве: 7,5 из 10 пунктов, 27-е место в мире. Оценивались устойчивость институтов к разрушениям (например, революциям) и одновременно их способность функционировать при трансформациях (например, при смене политического курса). Тут наша страна оказалась в компании крепких середняков вроде Бельгии, Дании, Исландии и Мексики. Уровень жизни оказался ожидаемо низким: 2,68 балла и 73-е место — между Белизом и Боснией/Герцеговиной. Основами демократии мы, наоборот, неожиданно удивили сами себя, заняв 93-е место. По индексу внешних и внутренних угроз (4,34) мы не сильно опердили Китай (4,48), отставая от тогдашней Сирии (3,74).
Но самым маленьким был показатель нашего международного влияния (2,6). Не будем отчаиваться – всего у 17 государств из 192 членов ООН этот показатель превышал единицу. За 10-балльными США с громадным отставанием плелись Китай (3,93), Япония (3,25), Германия (3,24). Мы были седьмыми.
Тем не менее, Израиль с индексом внешнего влияния в 0,42 пункта и сороковым местом в мировой табели о рангах, пытался достать своего гражданина из грузинской тюрьмы. Президент Шимон Перес и глава МИД Авигдор Либерман просили президента Саакашвили выпустить своих сограждан, вероятно, не только потому, что Рони Фукс был вхож в окружение Переса. При этом вряд ли кто-то из них рассказывал во внутренних телеэфирах о том, что Израиль может подняться с колен и огреть дубиной того или иного соседа.
А теперь давайте посмотрим, как выглядела Белоруссия в октябре того же 2008 года. Государственность – 4,78, угрозы – 1,43, внешнее влияние – 0,16, качество жизни – 2,44, основы демократии – 2,43. Не самый серьезный соперник, считающийся к тому же ближайшим союзником.
Но что мы можем сейчас противопоставить белорусскому государству, кроме стратегического Геннадия Онищенко и тактических словесных экзерсисов российского МИДа? В очередной раз перекрывать трубу, теряя и без того подмоченную репутацию надежного (а в условиях "сланцевой революции" — еще и немонопольного) поставщика, вряд ли стоит. Как и искать логические причины заключения Владислава Баумгартнера под стражу. Белорусские институты работают еще хуже, чем наши. Их "держатель дубинки" и "подниматель с колен" обладает гораздо большей внутренней властью. Его мышление подчинено мачистской логике "око за око". Лукашенко просто мстит за прекращение совместного трейдинга с "Беларуськалием" – рациональности в действиях Белоруссии нет.
Впрочем, тем, кто спит и видит, как Москва при помощи своих внешнеполитических бицепсов вытаскивает своего гражданина из белорусского СИЗО, следует помнить: масштабы государственной политики не всегда соответствуют размерам государственного PR.