Здесь ниже будет дана статья, призванная дополнить инфу о войне запада против России. Эту статью прийдется опубликовать всю, она из журнала \"Социально-гуманитарные знания\", №3,2005. Называется она:
Символическая война: Россия под ударом
Хубертосу, лиону и еже с ними посвящается
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Символическая война: Россия под ударом Формирование единого информационно-коммуникацион¬ного пространства в современном мире не только сблизило между собой различные государства, национальные и транс¬национальные группы влияния, но и значительно усложнило их взаимосвязи, ускорило протекание социальных процессов, усилило борьбу за обладание значительными ресурсами, а так¬же существенно изменило как внешние формы этого противо¬борства, так и его внутренние характеристики, В настоящее вре¬мя война во многом утратила свою изначальную сущность сред¬ства решения проблем непосредственно вооруженным путем, когда главной целью было военной силой добиться у противо¬стоящей стороны определенных выгод для себя. После Второй мировой войны стало очевидно, что центральное место в соци¬альной борьбе отныне принадлежит войнам информационно-психологическим. До сих пор информационные и психологичес¬кие войны занимали второстепенное положение, играли вспо¬могательную роль в ходе военных и политических столкнове¬ний. Теперь же, когда интеграционные процессы и открытие новых видов энергий и оружия объединило мир настолько, что открытое столкновение может слишком дорого стоить не толь¬ко его участникам, но и всему человечеству, борьба все больше из сферы социальной реальности стала уходить в символичес¬кую. На смену \"горячим\" войнам пришли \"холодные\". Крупней¬шим таким противоборством явилась \"холодная война\" между двумя сверхдержавами: СССР и США, которая некоторыми спе¬циалистами определяется как \"третья мировая информацион¬но-психологическая война\"1. Оказалось, что это оправдано и в такой войне можно достичь куда большего, чем в реальной, к тому же при минимуме затрат и без риска ответного удара. Советский Союз был непобедим в военном отношении, являл¬ся второй державой мира (после США) в экономическом плане 1 См.: Лисичкин В.А., Швлвпин Л.А. Третья мировая (информацион¬но-психологическая) война. М , 1999. 334
и в сфере политики, но он не сумел защитить свое символичес¬кое пространство, проиграл \"холодную войну\" и потерпел крах. Государство, которое казалось незыблемым, \"держало в руках\" полмира, одним символическим ударом было расколото на пятнадцать частей, притом некоторые из них оказались в со¬стоянии конфронтации друг с другом, а множество локальных военных конфликтов, вспыхнувших на просторах бывшего Со¬юза, наметили тенденции дальнейшей дезинтеграции. СНГ показало себя не новой формой объединения и взаимодей¬ствия, а символическим прикрытием коллективного развода и разобщения. Под угрозой последующего развала оказалась и наследница Союза - Россия, что проявилось в событиях 1993 г, а также в ходе Чеченского военного конфликта. Что же произошло? Как такое стало возможным? Как счита¬ет отечественный специалист по манипуляции массовым со¬знанием С.Г. Кара-Мурза, Советский Союз был развален со¬гласно концепции \"молекулярной революции\" Антонио Грам¬ши1. Молекулярная агрессия была нацелена на социокультурное ядро советского общества. Постепенное разрушение культур¬ного ядра привело к крушению всей советской системы. Как отмечает ГГ. Почепцов, холодная война имела свою специфи¬ку, она \"не была чисто информационной\"2. Не случайно много внимания уделялось продвижению в советскую символическую реальность западных кинофильмов, книг и просто вещей. Сим¬волическим оружием становилось буквально все вплоть до анекдотов, слухов и т.д. ГГ. Почепцов подчеркивает, что холод¬ная война \"была на самом деле войной семантической, войной семиотической\"3. По сути дела, речь идет о войне качественно нового типа -символической . Атака на \"культурные молекулы\" есть не что иное, как дискредитация социально-значимых символов, скреп¬ляющих целостность всякой социальной системы. Гиперболи¬зация и острая сатира слухов и анекдотов выполняют функцию десакрализации символов, на которых держится общество. Смех лишает священности, символ перестает восприниматься серь¬езно, он уже не может определять поведение людей, он сме¬шон и бессилен, к нему нет ни страха, ни уважения. Символ низложен. Агрессивная смеховая культура активно разъедает символическую ткань общества. Крушение один за другим со¬циально-значимых символов ведет к обвалу всей социальной 1 Кара-Мурза С.Г Манипуляция сознанием. М., 2001, с. 65,69. 3 Почепцов ГГ. Имиджелогия. М. - Киев, 2001, с. 445. 3 Там же. с 443. 335
организации, нарушены символические связи, сокрушены тра¬диционные силовые опоры социума. Специфика и характер символической войны определяется самой символической природой социальных систем. Общества, от больших до малых, держатся на системах символов, включа¬ющих главные и второстепенные. Главные символы выполняют роль несущих конструкций в каркасе социальной системы. Они подпираются множеством производных от них второстепенных символов. Эти обычные символы и являются атомами симво¬лической реальности. В данном случае, символ понимается как знак, нечто указывающее на что-то или с чем-то ассоциирующ еся. Главные символы - это знаки высшего порядка, ставши частью менталитета определенного общества. Главные и вт< ростепенные символы связаны между собой и являются ча< тью социальной мифологии и идеологии. Максимальную смыс¬ловую концентрацию система символов получает в символике, Символика — это \"сжатие\" тела символа, его содержания и эне| гии до ключевой точки, до уровня графического выражения I ритуального акта. Символизм и символика - это отражена социальных идей. Изменение социальной ситуации ведет к изменениям и в символическом пространстве, а \"периоды кардинальных изме¬нений требуют введения новых систем и символов\"1. Возникаю¬щие новые общества обзаводятся своими символами и симво¬ликой. При этом вдохновение часто черпается в далеком про¬шлом, в архетипах и старых эмблемах. Для создания новой сим¬волики подбирались, как правило, эмблемы малоизвестные, не отягощенные устойчивым социальным смыслом, иначе при¬шлось бы преодолевать инерцию массового сознания, стерео¬типы которого существенно исказили бы нужное восприятие символа. В то же время символика редко изобретается с нуля. Если у нее нет ментальных корней в историческом сознании людей, то никто не поручится за ее эффективность. Символ должен быть выверен, проверен временем, только тогда он гарантированно будет влиять на сознание людей. Однако сим¬волы не только заимствовали, но и модернизировали. Устойчивость социальных систем определяется силой и прочностью символов их составляющих. Отсюда основной ми¬шенью символической войны являются главные символы, имен¬но их дискредитация ведет к уничтожению всей социальной системы в целом. Однако центральные символы обладают по¬вышенной живучестью и низкой пробиваемостью. Прямая ата¬ка на сильные символы, как правило, не приносит результата. 1 Почепцов ГГ. Психологические войны. М. — Киев, 2000, с. 18. 336
Для того чтобы удар по главным символам был эффективным, воздействие должно быть очень мощным, буквально вызываю¬щим шок. Редкий пример такого воздействия — это события 11 сентября 2001 г. Удар не был ни военным, ни экономическим, хотя объектами атаки стали Пентагон и Всемирный торговый центр. Удар был символическим и нанесен он был в символи¬ческой реальности по одним из главных символов Америки. Эффект был достигнут точным расчетом и выбором верного направления удара. Был атакован Нью-Йорк - город-символ США и башни-близнецы - символ и Нью-Йорка, и всей амери¬канской социальной системы в целом. Посоперничать в символичности с Всемирным торговым центром могли бы, пожалуй, только Белый дом да Статуя Сво¬боды. В публикациях об этих творениях подчеркивается, что \"со¬циальная роль Близнецов оказалась немалой. Они стали гор¬дым символом \"прорыва к процветанию нации\", представле¬ния о самой передовой в мире, образцовой демократии, о са¬мом лучшем и правильном образе жизни народа, чему и следу¬ет подражать остальному миру\". Отношение самих американ¬цев к башням характеризовалось одним : \"Безоговорочное вос¬хищение и гордость. В Близнецах они увидели символ великой государственной и общественной системы\"1. Однако несмотря на понесенный в символическом про¬странстве ущерб США устояли. Способствовала этому на пер¬вых порах и оказанная им мощная символическая поддержка всего мира, что позволило им использовать ее как собствен¬ный символический и идеологический капитал. Когда же аме¬риканцы оправились от шока, то и сами добились символичес¬кой компенсации и реабилитации национальной системы сим¬волов с помощью целого ряда мероприятий, в их числе и слож¬ные ритуалы, и военные кампании в Афганистане и Ираке. По¬беды в них окончательно восстановили реноме американцев в собственных глазах, зато лишили символической поддержки остального мира, но это им было уже и не нужно. Показатель¬но, что современные войны и военные акции давно уже не име¬ют самостоятельного значения, а стали частью социально-по¬литической символической игры. Реальная война в настоящее время - это часть символической, а не наоборот, как было рань¬ше. Чеченский полевой командир Салман Радуев утверждал, что львиная доля финансовых потоков направляется не на под¬готовку и проведение собственно боевых действий, а на функ¬ционирование и развитие информационных центров. Поскольку даже успешная атака одного-двух главных симво-1 \"Чудо-близнецы\" Америки (к годовщине трагедии 11 сентября 2001 г.) // Секретные материалы. 2002. Сентябрь, № 19, с 9. 337
лов еще не ведет к автоматическому развалу общества, а часто имеет место обратный эффект, включаются механизмы соци¬альной мобилизации и символической компенсации, то боль¬шинство символических войн строятся по иному принципу, а именно — в духе молекулярной агрессии. При таком подходе первой мишенью становятся не главные, а второстепенные символы, наиболее доступные и уязвимые. Главной целью та¬кого воздействия является дискредитация максимального чис¬ла слабых символов, так чтобы их падение по цепочке взаимо¬связей повлекло за собой крушение остальных, так называе¬мый эффект домино . По такому принципу шло воздействие на советскую соци¬альную систему, что было заложено еще в плане А. Даллеса. Дискредитации подверглись и многие символы Великой Оте¬чественной войны. Среди них - молодогвардейцы, Н. Гастелло, 3. Космодемьянская и др.1 Главным инструментом десакрали-эации символов выступают сообщения СМИ, состоящие из го¬лословных утверждений, не имеющих документального под¬тверждения Сам процесс символизации героев войны пода¬вался как фарс. Последними в символической войне стали ру¬шиться главные советские символы. Д. Волкогонов в телевизи¬онном интервью как-то заметил, что В.И. Ленин стал после¬дней крепостью, которая пала в его сознании. Последним этот символ был и в сознании многих других советских людей, хотя для некоторых он так и остался незыблемым. Антиленинская кампания стала финальным аккордом символической войны. С крушением коммунистических символов советская систе¬ма перестала существовать, а Союз распался. Так символичес¬кая война показала себя более эффективной в современном мире, чем все остальные формы борьбы. Искривление симво¬лического пространства под умелым внешним воздействием запускает внутренние механизмы разрушения собственной си¬стемы символов. Не случайно \"любые общества и прошлого, и настоящего \"карают\" за попытки нарушения своей системы символов\"2. В настоящее время символическое оружие стано¬вится главным средством в достижении целей в ущерб другим сторонам. Если в традиционном обществе его применение было ограничено, то в современном мире с его развитием ин¬формационных технологий, ростом влияния СМИ возможьи ти для дискредитации символов и масштабы воздействия 1 См. : Жовтис А. Уточнения к канонической версии // Аргуме и факты, 1991, № 38 (Октябрь); Волина М. Кого оплакивала мать шевого // Куранты. 1991, 23 ноября; и др. 2 Почетное ГГ. Психологические войны, с. 18. 338
стоянно расширяются, что делает символические войны край¬не опасными. На сегодняшний день проблема символической безопасно¬сти крайне актуальна. Средства массовой информации в пос¬леднее время показали себя главными проводниками дест¬руктивного символического воздействия, что требует приори¬тетного к ним внимания. Необходимо жестко, последователь¬но и решительно защищать символические границы российс¬кой социальной среды, как это делают США. Так, американс¬кое аэрокосмическое агентство МАЗА бурно отреагировало \"по поводу использования в рекламе российской кампании аме¬риканской символики - эмблемы Международной космичес¬кой станции (МКС)\". По мнению МАЗА, российская компания не имела права использовать эту эмблему в коммерческих целях1. Во всем, что касается символов и символизации, нет мелочей. Известно немало примеров, когда российская сторона тер¬пела поражение в символической реальности. Символической мини-войной отметилась последняя зимняя Олимпиада в Солт-Лейк-Сити. Спорт, тем более Олимпийские игры, всегда были ареной символической борьбы. После событий 11 сентября США срочно нуждались в символической реабилитации. Спортивные победы для этого подходили как нельзя лучше. Всеми правдами и неправдами американских спортсменов вытягивали на медали. Досталось многим, в том числе корейс¬ким, испанским спортсменам, но все же основной удар при¬шелся по России. Апофеозом символической анти-компании стал полуфинальный матч между сборными России и США по хоккею. Американские СМИ проводили прямые аналогии с по¬бедой американцев над советской командой в 1980 г. Вопреки всем правилам и традициям Олимпиад девальва¬ции подверглись награды российской пары фигуристов Е. Бе¬режной и А. Сихарулидзе. Российская сторона фактически зак¬репила свое символическое поражение, согласившись на учас¬тие в награждении канадской пары вторыми золотыми меда¬лями. Примером грамотной реакции на подобные акты симво¬лической агрессии дает китайская сторона. Китай никогда не оставлял без ответа символические удары, направленные про¬тив него. Случай с российской парой фигуристов был началом цеп¬ной реакции по негативной символизации. После того, как Рос¬сия на глазах всего мира легитимизировала собственное уни¬жение, последовали новые символические акции. Вопреки нор-мам фигурного катания в одиночном разряде победила аме-1 Сафронов И., Бордюе Г МАЗА сводит космическую рекламу -Би тина\" с орбиты // Коммерсант, 2002,21 декабрЦ Мв 230), с. 7. 339
риканка С. Хьюз. Российская фигуристка И. Слуцкая была ото¬двинута на второе место. Во фристайле россиянка О.Королева, претендовавшая на первое место, стала лишь четвертой. Рос¬сийскую команду лыжниц сняли с гонок прямо перед стартом. Все эти и многие другие случаи представлялись единой систе¬мой негативной символизации. Россия испытала националь¬ное унижение, российские СМИ развязали ответную истерию. Заголовки типа \"Нас мочат? А мы подставляем одну щеку за другой\" заполнили страницы прессы. 75,9 % посетителей сайта Комсомольской правды на вопрос \"Что стоит за скандалами на Олимпиаде - 2002?\" отвечали; \"Антироссийский сговор\"1. Российские спортивные функционеры среагировали на воз¬никшую ситуацию не лучшим образом. Ответная пресс-конфе¬ренция, на которой звучали угрозы отказа от соревнований и организации альтернативных игр, не могла компенсировать понесенный символический ущерб, а стала символом бесси¬лия российской стороны изменить ситуацию. Символическая олимпийская война была проиграна и сразу после конферен¬ции тенденция продолжилась. Бюрократические процедуры не могут быть полноценной компенсацией понесенному сил волическому урону. Удары наносились в символической реаль ности и в ней же их надо парировать. Пресс-конференции с широким привлечением СМИ( прежде всего, зарубежных) надо было устраивать после каждого инцидента, четко заявляя про¬тест и обозначая свою позицию, а также продумать систему реальных ответных мер в случае продолжения символической агрессии. Российская делегация не должна была участвовать в церемонии закрытия( что и было сделано некоторыми россий¬скими спортсменами), так как это был единственный выход, который давал возможность обозначить протест, определен¬ную символическую реабилитацию и предупреждал подобную ситуацию в будущем. Россия как сильное государство должна активнее защищать свои спортивные символы. В дипломатии в ответ на высылку своих представителей из страны не просто пишут протесты, а принимают аналогичные шаги. Символическая реальность переходит в социальную. Аг¬рессия, которая проявляется в символическом пространстве, неизбежно переходит на людей. Наглядной в этом плане оказалась ситуация вокруг \"Мисс Вселенная - 2002\" Оксаны Федоровой. За более чем полувеко¬вой срок существования этого, как пишут, \"престижнейшего кон¬курса красоты\", россиянка победила на нем впервые. Все цен¬тральные каналы российских СМИ с восторгом сообщили об 1 Нас мочат? А мы подставляем одну щеку за другой\\\\Комсомоль-ская правда, 2002,26 февраля, с. 2, 3. 340