Компании из Литвы, Латвии и Эстонии помогают поддерживать работу российского «теневого» флота — старых танкеров, которые перевозят нефть, обходя западные санкции. Об этом говорится в журналистском расследовании LRT, 15min, Eesti Ekspress и Nekā personīga.
8 марта 2025 года в Датском проливе возле порта Скаген танкер Rina осуществил заправку российского судна Blue, способного перевозить до 1 млн баррелей нефти, которое направлялось в порт Приморск. Танкер Blue - часть российского «теневого» флота. Ему более 20 лет, он часто выключает систему слежения AIS, официально принадлежит малоизвестной турецкой фирме и ходит под флагами Антигуа и Барбуды.
Подобные операции — не единичные. По данным расследования, только за десять месяцев Rina и еще один танкер Zircone совершили 286 операций на море, заправив 177 судов, из которых по меньшей мере 159 заходили в российские порты.
Аналитики KSE считают, что по крайней мере 20 из этих судов имеют признаки принадлежности к «теневому» флоту: они не имеют международного страхования, а их владельцы зарегистрированы вне юрисдикции стран, которые ввели «ценовой потолок» на российскую нефть.
Формально Rina и Zircone принадлежат дубайской компании FB Trade, но журналисты обнаружили связи с Fast Bunkering - крупным поставщиком топлива из Клайпеды (Литва). Эта компания много лет работала в портах Балтии, в частности в Эстонии, Латвии и Литве, и контролировала целую сеть дочерних предприятий под брендом Baltic Sea Bunkering.
Ее основатель — эстонский бизнесмен Алексей Чулец, который еще в 1990-х стал одним из самых влиятельных предпринимателей в морской логистике. Его бизнес импортировал топливо, занимался морскими перевозками и владел портом Палдиски в Эстонии.
Несмотря на официальное прекращение деятельности в 2023 году, танкеры компании продолжают работать под другими названиями. Расследование показывает, что суда, которые когда-то принадлежали Fast Bunkering, перешли через серию продаж — сначала латвийской компании Welton Enterprises SIA, а затем дубайской FB Trade. При этом в структуре собственности остались те же люди, связанные с Чулецом и его партнерами.
Fast Bunkering не впервые оказывается в центре скандалов. В 2022 году ее обвинили в поставках нефтепродуктов из Беларуси в ЕС с поддельными сертификатами. В 2023-м эстонские следователи открыли дело против дочерней компании NT Bunkering, которую подозревают в фальсификации документов, чтобы выдавать российское топливо за казахстанское.
Журналисты также обнаружили, что литовская компания Saurix Kuras, связанная с Fast Bunkering, в 2022 году закупила топливо на более чем 30 млн евро у NT Bunkering. Вероятно, часть этого топлива имела российское происхождение.
После публикаций журналистов Чулец заявил, что больше не имеет отношения к бизнесу. Однако танкеры Rina и Zircone продолжают заправлять суда, перевозящие российскую нефть, — преимущественно в водах Дании и у шведского острова Готланд.
Новые компании-владельцы зарегистрированы в Дубае, где фактических бенефициаров часто невозможно установить. Одна из таких фирм — FB Trade использует тот же логотип, что и Fast Bunkering, а ее директором является бывший сотрудник латвийского отделения этой компании.
Надо добавить, что «теневой» флот РФ наверняка заправляется еще в нескольких местах в Европе…
04:41 30.10.2025
Ну да, Прибалтика она двулична до неприличия.
05:34 30.10.2025
Савелий (Fotoks2020) писал (а) в ответ на :
> Ну да, Прибалтика она двулична до неприличия.
Как и вся Европа, которая тайком так и покупает у России нефть. Вот кто дешевки двуличные. Прибалты - мелочь пузатая по сравнению с ними.
06:09 30.10.2025
Как хитро кремль создал сеть своих заправщиков по всей Европе.
Для большей маскировки действует через русских Балтии, а не напрямую из Прибалтики (Калининграда).