Вечером муку замешивали с водой, обсыпали тесто мукой, тепло укутывали и ставили в теплое место до утра. Утром тесто еще раз присыпали мукой, вымешивали и снова ставили в теплое место подниматься, а в это время растапливали хлебную печь еловыми дровами, чтобы нагреть под. Если топили печь в овине, то часто хлеб пекли там, если в печи был под. Так можно было сэкономить дрова — пока сохнет зерно, печется хлеб. В ригах обычно ставили большие печи, в которых можно было выпекать 18 буханок.
Прежде чем ставить хлеб в печь, из нее выгребали угли и подметали ее помелом — метелка, которую делали из старого банного веника. Когда тесто поднималось, его формировали в караваи. Лопату для хлеба покрывали кленовыми или капустными листьями, посыпали крошками или мукой, ставили сверху каравай и пекли хлеб примерно 2 часа. Через час буханки доставали из печи, смачивали корочку водой, чтобы она была помягче и не трескалась, и ставили обратно в печь. Те буханки, которые были ближе к краю ставили поглубже, а те, что стояли в глубине, ставили ближе к краю.
Квашню для хлеба никогда не мыли, а лишь соскребали тесто со стенок. Кусок теста размером с кулак оставляли на закваску, обваливали в муке и помещали в специальную посуду рядом с мукой.
Хлеб пекли примерно раз в 1−2 недели, но все зависело от величины семьи — чем больше людей, чем чаще выпекали хлеб. Во время трапезы хозяин сам резал хлеб и давал его каждому.
Зачем хлеб пекли из мха и папоротника
В XVII-XIX веках в разных источниках — церковных записях, мемуарах, периодике — говорится о неурожайных годах, эпидемиях среди скота и голоде. Хорошим урожай считался, если с одного колоска получали 4,6 зерна, а в неурожайные годы это число уменьшалось до 2, а то и до 1,25 зерна. Тогда в хозяйствах наступал голод.
В таких случаях весь урожай мололи со всей шелухой, чтобы получилось больше муки, добавляли перемолотое сено, сушеный папоротник, белый мох, и перегнившие части сердцевины дуба, которые собирали, сушили и толкли в ступке. От папоротника хлеб был влажный и горький, а со мхом вкуснее и мягче. Тогда хлеб был невкусный, черный и непитательный и из печи его доставали кочергой.
Причин неурожая было несколько: до XIX-го века на территории современной Латвии существовало крепостное право с характерными для этого барщиной, податями и бесправием. После отмены крепостного права крестьяне арендовали землю у помещиков и в качестве оплаты выполняли разные работы. Когда надо было расширять и вспахивать поля, вычищать и выравнивать новые луга, засеивать зерном, собирать урожай и сено, строить новые здания, то крестьяне в первую очередь это делали для помещиков, а на своих полях работали лишь в короткие промежутки, и очень часто по ночам.
Причиной неурожая была и исчерпавшая себя система земледелия. А третьим фактором был балтийский климат — морозы и отсутствие снега, поздняя весна, заморозки, холодное и влажное лето. Из-за мороза и отсутствия снега погибали посевы, а то, что сеяли весной, летом из-за дождей и холодов не успевало взойти и замерзало при ранних осенних заморозках.
2 сентября 1837 года в газете "Latviešu avīze" опубликованы новости из Елгавы: "У нас печальная и тревожная осень! Старики не помнят такого пустой осени, как эта. У нас нет ни ржи, ни пшеницы, ни яровых, не овощей, ни сена".
За голодом обычно следовали эпидемии — ослабленные голодом люди были очень уязвимы к болезням. Например, из-за неурожая в 1806-1808 годах в Видземе погибло 22 487 человек.
Гоша_Ливонский (Гоша_Ливонский) писал (а) в ответ на сообщение:
> aleksei19740929 (aleksei19740929) писал (а) в ответ на
>> гоша ты где это скопипастил? напомнило «историю родного края» из ссср особенно начиная про маленьких коров которых держали ради навоза (вроде класс 3), нехватает только пробычий пузырь на окнах, а у состоятельных слюда… ты с творогом чего попутал? всю жизнь считалось что чисто славянская еда как портянки-обмотки славянскими носками… мёда у вас небыло? и это в лесу???? quoted2
> > почему же, мед был. но это было лакомство. Например, в Ордене Меченосцев. среди братьев-рыцарей, считалось хорошим тоном, после набега на врага и победы, взять в качестве трофея несколько ульев. Это тщательно записывалось — сколько именно ульев удалось взять. quoted1
целый орден пчёлок пересчитывал и протоколировал… мы то думали какого рожна псы рыцари на русь лезли и лезли, а тут вона чего, мёду наестся мечтали от пуза…
aleksei19740929 (aleksei19740929) писал (а) в ответ на сообщение:
> целый орден пчёлок пересчитывал и протоколировал… мы то думали какого рожна псы рыцари на русь лезли и лезли, а тут вона чего, мёду наестся мечтали от пуза… quoted1
Это не байки. Это я читал в «Хронике Генриха Латышского»
Хроника Генриха Латыша в рукописях состоит из четырех не делящихся на главы «книг», совершенно несоразмерных между собою по объему.
Первые две книги весьма кратки и представляют собою нечто вроде вступления. В них очень сжато излагается история появления и деятельности на Двине первых двух немецких епископов: Мейнарда, начавшего проповедь и крещение, построившего ливам два каменных замка и умершего в тот момент, когда дело его было близко к гибели; и Бертольда, впервые привлекшего военную силу в Ливонию, но почти сразу и погибшего в бою с ливами. Третья книга, в конце носящая заглавие «О Ливонии», значительно больше. Она охватывает первые 9,5 лет деятельности третьего епископа, Альберта (1199−1208), и в основном посвящена «обращению» или завоеванию области ливов. Наконец, вся остальная часть (т.е. две трети) Хроники составляет четвертую книгу — «Об Эстонии». Ее предмет — история покорения Эстонии до 29-го года епископства Альберта. ... Как видно из уже сказанного, Хроника, будучи, с одной стороны, историей завоевания Прибалтики немцами, с другой является летописью деяний епископа Альберта.
Содержание ее в самом кратком очерке таково: 1 уже епископ Бертольд (1197−1198) пришел к убеждению, что одних проповедей для успеха колонизации недостаточно. Альберт (с 1199 г.) начинает прямо с набора военной силы для «обращения» Ливонии. Он добивается того, что папа и император приравнивают поход в Ливонию к крестовому походу в Палестину: крестоносцам обеспечивается охрана имущества и дается прощение грехов за год службы в епископских войсках in partibus infidelium в Прибалтике.
Высадившись на Двине, Альберт сразу же встречает вооруженное сопротивление, но преодолевает его постепенно закрепляется в области ливов. Каждые два года он отправляется в Германию и возвращается с новыми крестоносцами. Первые годы проходят главным образом в обороне от нападений ливов, куршей, литовцев, русских и в захвате двинских крепостей.…
> aleksei19740929 (aleksei19740929) писал (а) в ответ на сообщение:
>> целый орден пчёлок пересчитывал и протоколировал… мы то думали какого рожна псы рыцари на русь лезли и лезли, а тут вона чего, мёду наестся мечтали от пуза… quoted2
> > Это не байки. Это я читал в «Хронике Генриха Латышского» > > Хроника Генриха Латыша в рукописях состоит из четырех не делящихся на главы «книг», совершенно несоразмерных между собою по объему. > > Первые две книги весьма кратки и представляют собою нечто вроде вступления. В них очень сжато излагается история появления и деятельности на Двине первых двух немецких епископов: Мейнарда, начавшего проповедь и крещение, построившего ливам два каменных замка и умершего в тот момент, когда дело его было близко к гибели; и Бертольда, впервые привлекшего военную силу в Ливонию, но почти сразу и погибшего в бою с ливами. Третья книга, в конце носящая заглавие «О Ливонии», значительно больше. Она охватывает первые 9,5 лет деятельности третьего епископа, Альберта (1199−1208), и в основном посвящена «обращению» или завоеванию области ливов. Наконец, вся остальная часть (т.е. две трети) Хроники составляет четвертую книгу — «Об Эстонии». Ее предмет — история покорения Эстонии до 29-го года епископства Альберта. > … > Как видно из уже сказанного, Хроника, будучи, с одной стороны, историей завоевания Прибалтики немцами, с другой является летописью деяний епископа Альберта. >
> Содержание ее в самом кратком очерке таково: 1 уже епископ Бертольд (1197−1198) пришел к убеждению, что одних проповедей для успеха колонизации недостаточно. Альберт (с 1199 г.) начинает прямо с набора военной силы для «обращения» Ливонии. Он добивается того, что папа и император приравнивают поход в Ливонию к крестовому походу в Палестину: крестоносцам обеспечивается охрана имущества и дается прощение грехов за год службы в епископских войсках in partibus infidelium в Прибалтике. > > Высадившись на Двине, Альберт сразу же встречает вооруженное сопротивление, но преодолевает его постепенно закрепляется в области ливов. Каждые два года он отправляется в Германию и возвращается с новыми крестоносцами. Первые годы проходят главным образом в обороне от нападений ливов, куршей, литовцев, русских и в захвате двинских крепостей…. quoted1
эх знал бы невский что этих товарищей всегото и надо было до монастырских погребов допустить… было бы не ледовое побоище, а медовое сами б перетопились в медах хмельных, медах ставленых и медах варёных….
>>> клево же да… что Петр первый вас выкупил, оставил вам подворья и дал вам свободу.
>>> >>> русские великодушны, жаль вы это не цените. quoted3
>> >> Петр Первый — просто один из многочисленных захватчиков, в ряду которых были и шведы, и немцы, и поляки. quoted2
> > Чо ж вы всем себя позволяли захватывать то? И немцы вас захватывали и поляки и шведы.
> > И только русский царь выкупил вас со всем вашим барахлом у ульрике элионоры и при этом, сохранил вам жизнь, подворья, скотину… > Где благодарность?)))) quoted1
оне виш ты зимой любят молочко конопляное попивать, снего такое мерещится…
> Чо ж вы всем себя позволяли захватывать то? И немцы вас захватывали и поляки и шведы.
> > И только русский царь выкупил вас со всем вашим барахлом у ульрике элионоры и при этом, сохранил вам жизнь, подворья, скотину… > Где благодарность?)))) quoted1
У вас слишком примитивное представление об истории. Очевидно основано на истории СССР. В средние века не было такого вот захвата единовременного или захватов всей террритории. Войны шли постоянно, на протяжении столетий. Крепости, замки, города, королевства, переходили из рук в руки, разрушались, восстанавливались, потом снова разрушались. Это было частью повседневной жизни тех времен. Петр 1 — просто один из многих. но и ему потребовалось полжизни (20 лет) для окончания Северной войны или. как вы это называете, «покупки»
>> Чо ж вы всем себя позволяли захватывать то? И немцы вас захватывали и поляки и шведы. quoted2
>
>>
>> И только русский царь выкупил вас со всем вашим барахлом у ульрике элионоры и при этом, сохранил вам жизнь, подворья, скотину… >> Где благодарность?)))) quoted2
> > У вас слишком примитивное представление об истории. Очевидно основано на истории СССР. В средние века не было такого вот захвата единовременного или захватов всей террритории. Войны шли постоянно, на протяжении столетий. Крепости, замки, города, королевства, переходили из рук в руки, разрушались, восстанавливались, потом снова разрушались. Это было частью повседневной жизни тех времен. Петр 1 — просто один из многих. но и ему потребовалось полжизни (20 лет) для окончания Северной войны или. как вы это называете, «покупки» quoted1
Вас продали. Со всем вашим барахлом. Прими этот факт. И еаучись с ним жить. А то что вы лежали под полякам, шведами и немцамм говорит только лишь о том, что вы были слабы и передавали вас из рук в руки. И да… тот же ссср наделил вас независимостью подарил вам государственность, но вы по привычке пытаетесь уложицо хоть под кого-нибудь…рабская психология уже на генетическом уровне…
В то же время среди покоренного населения назревает глубокое недовольство немецким режимом. «Права христианства» (iura christianitatis), связанные с крещением «язычников», для этих последних мало помалу выявились во всей обнаженности, как «права» — платить десятину, содержать христианских священников, ходить с немцами на войну, подвергаясь за это мести соседей, и безропотно терпеть притеснения меченосцев, с наибольшей бесцеремонностью обращавшихся с населением, з ахватывавших поля и борти леттов и др.
>> >> У вас слишком примитивное представление об истории. Очевидно основано на истории СССР. В средние века не было такого вот захвата единовременного или захватов всей террритории. Войны шли постоянно, на протяжении столетий. Крепости, замки, города, королевства, переходили из рук в руки, разрушались, восстанавливались, потом снова разрушались. Это было частью повседневной жизни тех времен. Петр 1 — просто один из многих. но и ему потребовалось полжизни (20 лет) для окончания Северной войны или. как вы это называете, «покупки» quoted2
> > Вас продали. Со всем вашим барахлом. Прими этот факт. И еаучись с ним жить. А то что вы лежали под полякам, шведами и немцамм говорит только лишь о том, что вы были слабы и передавали вас из рук в руки. И да… тот же ссср наделил вас независимостью подарил вам государственность, но вы по привычке пытаетесь уложицо хоть под кого-нибудь…рабская психология уже на генетическом уровне… quoted1
За это «рабские латыши» вас отблагодарили Напомнить как?
странные люди ей богу)))) вроде бы казалось бы — достаточно милая, абсолютно нейтральная и в тоже время очень кропотливо разобранная тема о кулинарных традициях одного из народов постсоветского пространства, столь редкое в рунете некое «положительнозаряженное» повествование о культуре прибалтийского народа — и тут обязательно нужно влявать дурацкую великодержавность
Лучше всего представление о тех местах дает фильм «За спичками», хотя он и про Финляндию (тоже в составе России, между прочим) - Чего только нет у этого Юси — пятнадцать дойных коров машут хвостами. — Пятнадцать дойных коров!!! Между прочим, пока Прибалтику не выкупили у шведов, жившие там немцы аборигенов вообще за людей не считали...