Пассажирам нового поезда «четырех столиц» Киев-Минск-Вильнюс-Рига и обратно есть, что обсудить под стук колес и без вай-фая. Журналист Кристина Худенко провела 19 часов в пути и оценила новый маршрут.
«А дивчина со звездами — це кто? А высокий чоловик с дитиной на плече — це кто? А Урмас Отт — це ваш? — украинские железнодорожники, вернувшиеся из полуторачасового забега по центру Риги, забрасывают самыми неожиданными вопросами. — А Кристина Орбакайте часто приезжает папу Мыколу навестить? Как, она не ваша? А кто ваш? Паулс? А правда, что его можно на берегу латышской великой реки встретить? А где? На Домской площади? Это там, где церковь Петра? Нет? А где?..»
Удовлетворить жаркий интерес украинцев к Латвии двумя часами между прибытием поезда Киев-Рига и убытием Рига-Киев — нереально. Чтобы встретить Паулса на берегу великой Даугавы трэбо минимум неделю вдоль нее прогуливаться с утра до вечера. Примерно к отправлению следующего поезда сердобольные рижане доведут до сведения Маэстро, что его дюже ждут в непривычном месте, и он войдет в положение…
Поезд Рига-Киев (N75/76) в советское время и несколько лет независимости курсировал через день. В середине 90-х маршрут пришлось закрыть — денег у людей не было, да и не до путешествий стало. В нынешней ситуации восстановление железнодорожной артерии с Балтией — один из самых долгожданных проектов Украины. Работа над ним шла больше года. К слову, начиналась она под музицирование Паулса и пение Лаймы — любимые артисты скрасили встречу начальства четырех железных дорог: Латвии, Литвы, Беларуси и Украины.
Первый поезд из Киева провожали как олимпийскую команду за победой. На перроне собралось все украинское дорожное начальство и министр. В Литве состав встречали с флагами, в Латвии — с оркестром.
«Я с Красного Лимана, Донецкой области. Переехала туда в советское время, когда вышла замуж, — рассказывает одна из первых пассажиров. — В Риге у меня дочка. Раньше ездила к ней каждый год на автобусе, но сейчас в Украине война — четыре года не была на родине. Конечно, хотела летом, но поезд появился только сейчас. Хороший, чистенький, с обслуживанием. В Киеве нас всем городом, кажется, провожали, а теперь тут с оркестром встречают — я счастлива!»
«Все новье, белье сверкает, а главное — туалет чистый, — делится впечатлениями Татьяна. — Я из города Бердянска, Запорожской области. Раньше к сестре в Ригу ездила с двумя пересадками — через Запорожье и Минск, теперь — с одной через Киев. К нашему отъезду на киевском вокзале людей, как на майской демонстрации собралось, начальство при полном параде, нас снимали, как звезд — для Украины это большое событие. В моем вагоне все нижние полки были заполнены. Желаю, чтобы и на верхние нашлись желающие!»
В завершении праздника небо над Рижским вокзалом прояснилось и между туч проступила яркая радуга…
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Поезд. Цены, визы, багаж и антураж. И ресторан как пережиток прошлого "Покупайте — не сомневайтесь! Поезд — новый, проводницы — красивые", — одобрила мой выбор продавец железнодорожной кассы на Рижском вокзале. 72 евро 53 цента — дело сделано…
На вопрос, не нужна ли какая-нибудь виза, кассирша честно ответила: это не ко мне. Звонок в посольство Беларуси все прояснил: гражданам ЕС надо оформлять транзитную визу. Делается она пять рабочих дней (10 евро) или два дня — по двойной цене. Обидно, потому что явно не вопрос безопасности: гражданам ЕС, прилетающим в Минск на самолете, разрешают до пяти дней провести в стране безо всяких виз. Если же это вопрос денег (пассажиры киевского поезда за полчаса вряд ли много оставят в Беларуси), то почему бы те же 10 евро не брать прямо в поезде, проставляя в паспорте нечто вроде египетского "синайского штампа"?
Из Киева в Ригу было продано 178 билетов из 338, что по утверждению Александра Красноштана, "превзошло все ожидания". В обратную сторону, по его сведениям, "ситуация продаж чуть хуже". Журналист Delfi прошел по поезду, и в каждом из девяти вагонов четыре-пять купе оказались пустыми. Да и в остальных на верхние полки претенденты отсутствовали.
Представитель LDZ Cargo Эдуард Чернявский уверен, что это временно. Его аргументы в пользу маршрута: "Примерно каждый пятый человек в той или иной мере страдает аэрофобией. На земле же у нас все преимущества. В отличие от автобуса, не надо сидеть в утомительной позе "зю". В отличие от частной машины, не надо стоять в очереди на границу. По цене, даже если и поймать билет на самолет дешевле, то плюс такси в аэропорт и багаж — дороже выйдет. Контрольные процедуры пассажира аэропорта и автобуса — более утомительны. В октябре утвердим продажи в интернете. Планируем также рассмотреть возможность динамичных тарифов: чем раньше, тем дешевле. Для пилотного проекта достаточно, если выйдем в "позитивный ноль". То есть самоокупаемость плюс хорошее отношение людей за еще одну возможность для людей попасть к друзьям, родственникам, достопримечательностям".
Поезд находится в пути 19 часов (в 94-м году 76-й поезд шел больше суток). Значительную часть графика съедают пограничные процедуры: одна в Литве, две в Беларуси. Белые с жовто-блакитным поясом и символикой "Укрзалiзницы" вагоны и вправду дышат новизной. Во всяком случае — 9 купейных от Крюковского завода. На полный капитально-восстановительный ремонт (все внутренности вынули и новые поставили) каждого вагона, по словам Александра Красноштана, было потрачено 330 000 евро. Интерьер оформили в серых тонах осенней Балтики.
С единственным вагоном СВ провернуть подобную манипуляцию не успели, в итоге взяли российский от Горьковского завода. Не самый новый, зато с зеркалами на стенах. И туалет у него не вакуумный, а, так сказать, гравитационный. Впрочем, и тут, как сообщили по радиолинии, "можно пользоваться без ограничений": на железнодорожное полотно ничего не падает, для этого есть специальный бак.
На борщ с пампушками пока не надейтесь. Традиционный вагон-ресторан в поезде отсутствует. По словам Красноштана, "это рудимент, пережиток советского прошлого. Сегодня есть современные технологии, позволяющие методом глубокой заморозки и последующей разморозки готовить в стерильных герметических условиях свежие и вкусные блюда, которые подаются пассажиру прямо в купе".
Пока же горячего питания на маршруте нет — руководство не успело согласовать вопрос со строгими европейскими и белорусскими регуляторами качества питания. Пассажирам предлагают брать еду с собой и обращаться за помощью к проводникам, у которых есть холодильники, микроволновые печи и кофе-машины. Там же можно бесплатно разжиться тарелкой, кружкой, ложкой, вилкой и даже кипятком, если есть свой пакетик чая.
Цены за напитки и кондитерские изделия — в украинской валюте: 8 гривен (0,25 евро) — чай и 13 гривен (0,4 евро) — кофе. Поскольку украинской валютой я заблаговременно обзавестись не успела, с завистью смотрела на уплывающие в соседние купе горячие напитки. По счастью, дама из соседнего купе, прознав о "беде", отправилась к проводнику и мой оплатила чай.
Если вы надеетесь всю дорогу сидеть, уткнувшись в смартфон, как привыкли в Латвии, даже не мечтайте! Wi-Fi в поезде отсутствует, а расценки на роуминговый интернет в Беларуси и Украине кусаются: 500 MB за 12,99 евро. Да и стоит ли за этим отправляться в Украину?! Поверьте — нет. Общение — ключевое слово, которое будет сопровождать вас всю поездку. Равно как и в пункте назначения… С учетом сегодняшних политических реалий, общение может быть очень разным, но если вы не настроены на войну — насильно ваш мир никто нарушать не будет.
Бабушки: Путин против Порошенко или Маленькие пенсии против миллионеров
- …А чего это Путин должен унижаться и просить у Порошенко? — доносится из приоткрытой двери соседнего купе.
- Ну не Порошенко же будет у него обратно украинский Крым просить! — также не снижая голоса возмущается невидимая собеседница.
- А вы верьте больше этой гадости, которую вам по телевизору показывают. — поднимает еще на тон выше оппонентка. — Ваш Порошенко после Крыма своими ирисками всю Латвию засыпал. Миллионы зарабатывает, а вы его защищаете!
- А ваш Путин, что творит! Видели, по телевизору его спрашивают: правда, что у вас в заграничных банках 128 миллионов, а он — молчит, улыбается, а сам — пенсионный возраст поднимает. Думаете, он вам правду скажет, на что живет? Ага, щас! И про свою жену с двумя детьми… эту, как ее, гимнастку…
- Это вы про Кабаеву, что ли? А зачем ей скрывать? Недавно я прочла в одной латышской, между прочим, газете, что ребенок у нее — всего один, и тот не ее — племянника воспитывает. И вообще, это личное дело Путина! Главное, что он за страну свою — всей душой. Не то что наши.
- Ну как же не ее ребенок?! Как один?! Все же знают, что два! Что вы такое говорите?! И где душа у вашего Путина, если столько людей в Донбассе гибнет?!
Из дальнейших бурных дебатов становится ясно: одна бабушка — украинская — ездила в Латвию за внуками присмотреть, другая — "из Латвии, но за Россию всей душой" — направляется к детям в Запорожье.
- …Ладно, нам еще до Киева вместе ехать, — тормозит раздухарившуюся сверстницу латвийская бабуся, — давайте лучше не будем. Все они, политики эти, сволочи — плевали на простой народ. Что наш Вейонис — мямля, что литовская злючка Даля. Вот Лукашенко — тот хоть и строгий, но справедливый. Без картошки простой народ не оставит… Да что про них говорить, мы с вами такие политики — не надо нам на эти темы. Лучше скажите, чего это у вас так нога распухла?
Разговор резко сворачивает в околомедицинское русло — бабушки наперебой дают друг другу советы, какую травку к ногам приложить, а какую — "пить с медом". Обе вздыхают по своим маленьким пенсиям и негодуют, что некие безымянные миллионеры унесут все свои деньги в могилу — "ни себе, ни людям"…
Светлана: покидает токсичную страну и едет на этническую родину
"Покидаю страну-террориста Россию и переезжаю жить на родину, в Украину", — сообщила Светлана пограничникам. Больше никаких вопросов ей не задавали.
Светлана рассказала, что она — этническая украинка. По профессии — экономист. В советское время жила с мужем в Казахстане. В Москву перебрались, когда дети выросли — дать образование ("в середине 90-х там еще прилично учили"). На сегодня Светлану в России не устраивает практически ничего: "образования нет ни школьного, ни высшего", "профукали фармацевтику", "еда — дикие подделки с пальмовым маслом", "СМИ — пропаганда за редким исключением"…
"Запад так помогал России после перестройки — приняли во все международные организации, строили, снабжали технологиями, аппаратурой… — говорит Светлана. — Казалось бы, живи и вписывайся в общемировую экономику и политику, но неандертальцы взяли дубину и пошли — в итоге схлопотали санкции. Вы отъедьте на сто километров от Москвы — там такая нищета! А по статистике все хорошо — Росстат цифры подделывает. Позорно жить в государстве, построенном на лжи! А после Солсбери Россия стала еще и государством-террористом".
По словам Светланы, решение покинуть Москву навсегда окончательно созрело в 2014 году. "Мне приходилось скрывать, что я — этническая украинка, чтобы не нарваться на оскорбления. А однажды даже побили — звери". Дети Светланы, которые жили в Латвии, недавно перебрались далеко в Канаду, и она тоже решила сменить место жительства. Пока у нее российское гражданство, но украинское обещали дать вот-вот.
В Латвии она забрала часть своих вещей, и подгадала отъезд к первому поезду: "Родственников в Украине у меня там почти не осталось, но много знакомых. Открытые и доброжелательные люди. Пока даже не думала, на что буду жить. Главное, что там не будет этой злобы, разлитой в воздухе".
Игорь: любит железную дорогу и переживает за русских, наших и ваших
За стенкой Светланы едет Игорь. Он — из Санкт-Петербурга. Работает на "Российских железных дорогах" и любит лично оценить работу коллег.
"Я путешествовал по Европе, был на Мальте, потом проехался по Прибалтике. Бываю здесь часто. Мы ведь соседи, — рассказывает Игорь. — Оценил уже новый поезд из Даугавпилса в Вильнюс. В восторге от вашей узкоколейки Гулбене-Алуксне. Сейчас воспользовался возможностью доехать на новом поезде до родственников в Украине. Что могу сказать: новые вагоны смотрятся прилично, цена спокойная, хоть на самолет по акции можно дешевле купить. Но для тех, кто боится летать и любит в окошко смотреть — самое то. По-моему, зря не сделали плацкартных вагонов — только прицепной до Минска. С сегодняшним курсом гривны в Украине у людей денег не так много".
Игоря смущает отсутствие вагона-ресторана: "Все же 19 часов ехать. Да и почему не заработать? В России вагоны-рестораны принадлежат отдельным фирмам, и цены там очень кусаются, но люди сидят". Вспоминаем с Игорем времена, когда на станциях поездов дальнего следования можно было купить у бабушек пышущую жаром картошечку с малосольным огурцом или вяленую рыбу, а в Азии — пахучую дыню или арбуз".
По мнению Игоря, этот поезд для Украины очень важен с символической точки зрения: "Страна смотрит в Европу — это еще один шаг. Если бы из Таллина удалось запустить — совсем круто. Там и до Питера недалеко. По счастью, пока из Питера в Киев ходит один поезд через день. Он заполнен процентов на 80. Но мы все время слышим, что вот-вот отрубят. И визы введут. Говорят, что в Россию скоро только на медведях можно будет ехать. Зачем они так? Людям надо дружить, а не враждовать".
Вечером на перроне Минского вокзала Игорь подходит еще раз и интересуется, правда ли, что в Латвии русских не любят и с русским языком борются. "Например, физику ведут по-латышски, а потом тайно объясняют по-русски тем, кто не понял". Пытаюсь объяснить все как есть, что политики разыгрывают политическую карту перед выборами, а страдают люди. Игорь спрашивает, а что там у нас, на самом деле, с беженцами и с легионерами — уж такие страсти по телевизору показывают. Снова пытаюсь апеллировать к фактам.
"Вот не туда Россия движется, не туда, — грустно подводит итог Игорь. — Надо, чтобы люди вместе были, чтобы на поездах друг к другу ездили и на самолетах летали. А у нас забор строят — зачем? Говорят, когда в Узбекистане их "вечный царь" Каримов ушел — всем сразу резко лучше стало. Просто небо и земля. Я туда с удовольствием езжу. Люди — очень душевные! А недавно познакомился в Питере с одним шведом — он говорит, что самые душевные — это русские. И завидует своему знакомому, у которого русская жена… Но после истории со Скрипалями, наверное, даже ему стало не по себе…"
Пытаюсь успокоить россиянина. Рассказываю, что в Финляндии, где сейчас живет 5% шведов, и шведский язык — второй государственный, тоже полвека назад можно было схлопотать за шведскую речь. "Значит, время все же лечит? — успокаивается Игорь. — Что ж, будем ждать" Андрей и Лера: жаль, что купили билеты в СВ, а не в купе
Определенно, мне везет на специалистов по железной дороге. Пассажиры СВ Андрей и Лера — русскоязычные таллинцы. Единственные из всех опрошенных пассажиров они не против сфотографироваться. Андрей сообщает, что по образованию он — "вагонник", бывший железнодорожник, да и теперь работа его связана с транспортной сферой.
"Хоть и говорили, что маршрут могут удлинить до Таллина, мы решили не ждать — ехать от Риги, — рассказал Андрей. — В Киеве у нас никаких особых дел нет. Погуляем, переночуем, съедим борща с варениками и вернемся домой на самолете. Кстати, билет на него получился дешевле, чем на поезд. Перелет Киев-Таллин с пересадкой в Риге обошелся в 200 евро, а два билета в СВ до Киева — 280 евро. И скажу честно, от этой поездки мы ждали большего".
А ждали Лера с Андреем, во-первых, праздника — все же первый рейс. "Когда в 2011 запустили первый поезд Рига-Минск, была шикарная презентация, — вспоминает Лера. — Послы, народные танцы, хлеб-соль, оркестр. Ну мы и понадеялись, что на этот раз тоже все будет не просто так". Увы, оказалось, что с оркестром встречали только первых пассажиров из Киева, а первопроходцы из Риги ехали уже в обычном режиме.
Во-вторых, покупая билеты СВ, пара из Таллина рассчитывала с комфортом прокатиться в анонсированном новеньком вагончике Крюковского завода. "А тут — за двойную цену тверской вагон примерно 2010 года рождения, — печалится Андрей. — Он неплохой, конечно, но телевизор, например, не работает. Кроме того, мы уже имели возможность оценить абсолютно новые вагоны СВ того же завода на линии Таллин-Москва — они ощутимо отличаются по эргономике. Идем дальше. Тут в стоимость СВ входит только водичка. На маршруте Таллин-Рига — полный набор гигиенических принадлежностей, даже халаты с тапочками. Езжай и радуйся".
Третье замечание — белорусская транзитная виза. Андрей делал ее через турфирму, что обошлось еще в 19 евро. "И проводник даже не проверил. А ведь если ее отсутствие вскроется на литовской границе в Кяну, высадят тебя в чистом поле. Еще и перевозчика оштрафуют как положено"
"Ну и, конечно, вагона-ресторана тут очень не хватает, — подтверждает общий настрой Андрей. Он искренне удивлен, что ресторан можно назвать "пережитком прошлого". — В поезде "Лев Толстой" Москва-Хельсинки — шикарный ресторан, он очень востребован. В поезде Таллин-Москва и рижском L-ekspresis Рига-Москва — тоже. На рейсе Стокгольм-Копенгаген — вагон-буфет, Чехия-Германия — буфет… Нормальная человеческая потребность: поесть, выпить, пообщаться. Зря товарищи украинцы настроены против. В любом случае горячее питание на 19-часовом рейсе надо организовать. Не все же на орешках сидеть".
В то, что маршрут продлится до Таллина, Андрей не особо верит: "Эстонская дорога — не Красный крест, за свои услуги спросит по полной. Я читал, что латвийская и литовская дороги уже берут с украинского поезда приличные суммы за использование их участков и сервиса… Но конечно, мы не против такого поезда. Если все довести до ума, может, и в плюс выйдет. Пока же, судя по информации в системе, всех пассажиров можно было бы упаковать в три вагона".
На фото: прицепной белорусский плацкартный вагон.
Вместе с Лерой и Андреем совершаем экскурсию по поезду. Лера не скрывает расстройства: "Какой красивый купейный вагон — почему мы не в нем?" В полный восторг таллинцев приводит и белорусская плацкарта: новенький, чистенький и миленький. Беленькие тюлевые занавески с логотипом "Белорусской чугунки", серое льняное покрывальце на ковровой дорожке, чтобы не стоптали, на столиках — свежие номера белорусской прессы. Вышколенная проводница из Минска вежливо приветствует. Пассажиров — всего четыре. Одна из них — Елена: "Я из Рижского района — еду к сестре. Билет брала сразу туда-обратно — 72 евро. До этого ездила поездом Рига-Минск. Я очень довольна: купила плацкарту, а чувствую себя, как в купе!"
Дорога: сосны и березы, проводники и шахматы, границы и пограничницы
Так выглядит обычное купе.
Обещанные в кассе "проводницы красивые" оказались в большинстве своем… проводниками. Впрочем, гарными, грех жаловаться. В их бесплатные услуги, если верить памятке, входят: приготовление и разноска чая (небесплатного), уборка салона, купе и санузлов (грех жаловаться — все чисто), застилка и уборка постелей (идеально), обеспечение информацией о правилах проезда и расписании (визу наш не проверял), выдача настольных игр — шахмат и шашек (играть было не с кем), выдача одежных и сапожных щеток (каюсь, не воспользовалась), пользование аптечкой и оказание первой помощи (не довелось), выдача ремней безопасности (пренебрегла) и пользование уголком бытовых услуг — иголки с ниткой (не случилось). И все это — круглосуточно.
Ехать на поезде — действительно, сильно легче, чем в автобусе. Сидишь, пьешь чай в блестящих подстаканниках, за окнами неизменный пейзаж средней полосы постсоветского пространства — елки, березы да одноэтажные деревянные домики разной степени пошарпанности. Под Шяуляем из леса вышел грибник, и радовался поезду, как Робинзон Крузо кораблю. Каждых два-три часа — какая-нибудь станция. Можно выйти, вдохнуть свежего воздуха. В Минске поезд стоит целых полчаса. Теоретически можно сгонять до вокзального King Burger или купить неотразимых белорусских конфет "Столичные". И теплый беляш.
Завидев латвийский паспорт, пограничники и таможенники как будто соревнуются в вежливости. Особенно преуспели белорусские стражницы рубежей — такого количества "здравствуйте", "извините, что приходится будить", "будьте любезны", "не торопитесь вставать", "нет-нет, чемодан открывать необязательно", "хорошего вам пути" и "доброй ночи" — я не слышала уже давно. Впрочем, вторая белорусская граница в Словечно в два ночи даже в таком исполнении — занятие не из самых приятных. Проверено: становится легче, если представить себя в автобусе — там бы пришлось вылезать со всеми чемоданами на улицу и стоять в очереди на досмотр.
Спасибо, что переход украинской границы организовали прямо на Киевском вокзале. В 7 утра пограничники приходят в купе, проверяют документы, а потом — "зеленый" или "красный" коридор. Не знаю, как другим, но сакраментальный вопрос "были ли вы в Крыму" мне не задавали. А вот в купе многострадального россиянина Игоря группа пограничниц с собакой шла как на предотвращение теракта. Уж и не знаю, чем закончилась история — меня вежливо попросили двигаться в сторону зеленого коридора.
Перспективы: из варягов в греки, из холодных морей в теплые, с горок в горы
На выходе снова пересеклась с украинским железнодорожным начальником Красноштаном. Он результатами первого заезда доволен. "Раскатается! По сравнению с 90-ми, мобильность людей сильно выросла, особенно после отмены европейских виз год назад. Сегодня для безграничного проезда в Ригу достаточно биометрического паспорта (остается открытым вопрос свободного пересечения Беларуси, если Украина таки введет визы с Россией, — прим. Ред.) — на прошлой неделе бы выдан 10-миллионный.
Наше преимущество перед конкурентными видами транспорта — надежность, строгое соблюдение графика, хорошая норма бесплатного перевоза багажа (36 кг) и комфорт при пересечении границ. Для пожилых людей и инвалидов-колясочников — мы идеальны. У нас в первом рейсе ехали женщина 90 лет с дочкой 70 лет — на самолете им нельзя, автобус — тяжело, ждали именно поезда. График тоже удобный: в Риге — в 9, в Киеве — около 7 утра".
Киев встречал солнечной погодой, украинско-русским многоголосьем (ни единого фи к русской речи, хоть и отвечать могут по-украински), вкусной едой и действительно фантастически-низкими для обладателей евро ценами (общественный транспорт — 0,25 евро, обед из борща с варениками — 2 евро, кофе — 1 евро, квартира на центральной улице через airbnb — 30 евро, комната — 18 евро).
На воскресенье Крещатик перекрыт для автомобильного движения и стоит на ушах до глубокой ночи. Коллектив спортивного вида девушек танцует хип-хоп, лохматый гитарист задвигает Led Zeppelin вперемешку с "Океаном Ельзи", в сверкающем лампочками фирменном магазине Петра Порошенко Roshen народ активно закупается конфетами и киевскими тортами, на ступеньках городской Думы девицы с золотыми и серебряными рогами демонстрируют моды. А на Майдане незалежности аниматоры в костюмах Волка и Бурундука фотографируются с туристами на фоне надписи I Love Kyiv.
Следующий поезд из Киева в Ригу отправляется завтра, 4 октября в 13.45, обратный из Риги - 5 октября в 11.10.
> Традиционный вагон-ресторан в поезде отсутствует. По словам Красноштана, «это рудимент, пережиток советского прошлого. > Пассажирам предлагают брать еду с собой и обращаться за помощью к проводникам, у которых есть холодильники, микроволновые печи и кофе-машины. Там же можно бесплатно разжиться тарелкой, кружкой, ложкой, вилкой и даже кипятком, если есть свой пакетик чая. quoted1
Гоша_Ливонский (Гоша_Ливонский) писал (а) в ответ на сообщение:
> Обещанные в кассе «проводницы красивые» оказались в большинстве своем… проводниками. Впрочем, гарными, грех жаловаться. В их бесплатные услуги, если верить памятке, входят: приготовление и разноска чая (небесплатного), уборка салона, купе и санузлов (грех жаловаться — все чисто), застилка и уборка постелей (идеально), обеспечение информацией о правилах проезда и расписании (визу наш не проверял), выдача настольных игр — шахмат и шашек (играть было не с кем), выдача одежных и сапожных щеток (каюсь, не воспользовалась), пользование аптечкой и оказание первой помощи (не довелось), выдача ремней безопасности (пренебрегла) и пользование уголком бытовых услуг — иголки с ниткой (не случилось). И все это — круглосуточно quoted1
"Типовая инструкция проводнику пассажирского вагона" 02.10.1989 Категория: СССР
2) содержать вагон в чистоте и поддерживать нормальную температуру в вагоне в соответствии с санитарными правилами;
4) не менее двух раз в сутки производить влажную уборку в вагоне, а в туалетах — по мере необходимости, но не менее четырех раз в сутки с обязательным мытьем полов в соответствии с Санитарными правилами содержания пассажирских вагонов в пути следования.
5) в вагонах пассажирских поездов не менее трех раз в день с 8 до 10, с 15 до 17 и с 20 до 22 ч по местному времени обеспечивать пассажиров чаем, кофе, кондитерскими изделиями по установленной цене, а в фирменных поездах и в вагонах СВ поездов всех категорий — по требованию пассажиров в любое время суток. При обслуживании пассажиров чаем проводник должен быть в белой куртке или фартуке;
Спасибо, что переход украинской границы организовали прямо на Киевском вокзале. В 7 утра пограничники приходят в купе, проверяют документы, а потом — «зеленый» или «красный» коридор. Не знаю, как другим, но сакраментальный вопрос «были ли вы в Крыму» мне не задавали. А вот в купе многострадального россиянина Игоря группа пограничниц с собакой шла как на предотвращение теракта. Уж и не знаю, чем закончилась история — меня вежливо попросили двигаться в сторону зеленого коридора.
И вдруг, как будто ожогом, рот скривило господину. Это господин чиновник берет мою краснокожую паспортину. Берет — как бомбу, берет — как ежа, как бритву обоюдоострую, берет, как гремучую в 20 жал змею двухметроворостую. Моргнул многозначаще глаз носильщика, хоть вещи снесет задаром вам. Жандарм вопросительно смотрит на сыщика, сыщик на жандарма. С каким наслажденьем жандармской кастой я был бы исхлестан и распят за то, что в руках у меня молоткастый, серпастый советский паспорт.