>>> North_wind (North_wind) писал (а) в ответ на сообщение:
>>>> ты считаешь что полубатальон НАТО с вашей территории до Москвы за 60 часов дойдёт. Как-то все военные аналитики ЕС утверждают немного обратное. Типа дай бог РФ на территории Прибалтики остановить.
>>> >>> Учтите, все границы заминированы, население с приграничных территорий выселено, в лесах расставлены ловушки самострелы по типу вьетнамских, капканы на крупеого зверя и волчьи ямы, Границы патрулируют сотни вооруженных бомбами дронов, если попрете на нас сильно пожалеете quoted3
>> >> Москва в одночасье отпустила на вольные хлеба 14 республик не для того, чтобы потом с боем брать их. quoted2
>
>> Ты это хоть понимаешь?
>> На Украину не смотри — она российская, как была — так и останется. Остальные не нужны. Вообще не нужны. >> Россияне недрами богаче планеты всей, только одной Германии в 30 раз. Так, что не за чем России лишние земли, вернуть бы своё родное. quoted2
> > позарились на Крым, позаритесь и на Латвию. Так было испокон веков. Ненасытная утроба пожирала мирных соседей, матерясь и отрыгивая мясом quoted1
Ну что же, значит, ждите и бойтесь теперь. Страх и ожидание смерти гораздо страшнее самой смерти…
Очень интересная дискуссия. Русские яростно (и с надеждой) обсуждают когда же в Литве станет хуже, чем у них. Уже 27 лет обсуждают. Не надейтесь. Хуже чем у вас не станет, даже если вовсе прекратится помощь Евросоюза.
грабить нечего было. вообще! нечего. если только шпроты. да и то, если бы не союз то и этого завода бы не было. Как многое другое, что после обретения независимости и от не способности развивать дальше — скоропастижно погибло.
> Экономический кризис 2008 года открыл правду даже самым «кондовым» свидетелям «истории успеха». «Кредитный пузырь» лопнул, банковская система рухнула, и «балтийские тигры» сдохли. > quoted1
Это суммы денежных потоков от ЛССР в союзный бюджет и обратно по данным Госбанка СССР с 1946 по 1990 год в миллиардах рублей (в эквиваленте ''нового'' рубля — 1961 года).
В Литве и Эстонии похоже… Все отчеты Госбанка ссср с 1946 по 1991 гг остались в Латвии. и
> Вот всегда какой незнайка найдется… > > Не то учили! > > > > Это суммы денежных потоков от ЛССР в союзный бюджет и обратно по > данным Госбанка СССР с 1946 по 1990 год > в миллиардах рублей (в эквиваленте ''нового'' рубля — 1961 года). > > В Литве и Эстонии похоже… > Все отчеты Госбанка ссср с 1946 по 1991 гг остались в Латвии. > и
> > > совпадают с экземплярами в Московских архивах. quoted1
Россия там построила заводы, фабрики. Народ был трудоустроен, получал бесплатное образование и медицину. Конечно, часть денег от прибыли должна поступать в центр. Но, когда получив независимость, то все заводы-фабрики, который поставили при союзе, просто сдохли. Работали бы себе и работали и вся прибыль в стране бы оставалась. Но ввиду отсутствия таких способностей, производство остановилось!
СССР вырастил промышленную Прибалтику. Остались крохи Какие предприятия и заводы были запущены в странах Прибалтики в советские годы? Каковы потери за 25 лет после развала Союза? Где знаменитые прибалтийские брэнды? Что вообще осталось?
*** В период с 1940 по 1960 год только на территории одной Латвии было построено более 20 различных производственных предприятий и заводов. До 1939 года ни одна из стран, расположенных на берегу Балтийского моря, не могла похвастаться такими цифрами.
На развитие промышленности выделялись достаточно крупные по меркам того времени ресурсы, благодаря чему уже в 1965 году объемы производимой на территории трех республик продукции возросли более чем в 15 раз в сравнении с показателями на момент присоединения к СССР.
Были восстановлены заводы, разрушенные в годы войны. Кроме того, было построено множество новых предприятий, выпускающих продукцию как для потребителей внутри СССР, так и на экспорт.
Так, в 1948 году промышленность Литвы достигла довоенного уровня, а в 1950-м превысила его на 90%. Восстанавливать народное хозяйство Литвы помогала вся страна — советское правительство выделило для этой цели дотацию в 200 млн рублей.
Другие республики СССР поставляли в Литву стройматериалы, машины, станки, оборудование, транспорт, энергопоезда. Правительство СССР продолжало заботиться о развитии промышленности, сельского хозяйства, социальной сферы и инфраструктуры Литвы вплоть до конца 1980-х гг.
Так, в середине 1980-х годов здесь была построена 300-километровая автомагистраль, прошедшая почти через всю страну от Вильнюса до Клайпеды.
Неплохо развивалась и Эстонская ССР.
В 1970—1980-е годы Эстония фактически находилась на первом месте в СССР по объёму инвестиций в основной капитал на душу населения. По данным ОЭСР, в 1990 году ВВП Эстонии по ППС составлял 10 733 доллара США на душу населения. По оценке ИМЭМО РАН, в 1990 году по ВВП на душу населения Эстония занимала 46-е место в мире.
Прибалтика времен СССР была знаменита своими торговыми марками.
Такими, например, как «ВЭФ», «Радиотехника», автомобили «РАФ», «Рижский бальзам», «Рижский хлеб», рижская косметика «Дзинтарс», «Рижские шпроты». Рижский вагоностроительный завод выпускал электрички «ЭР-1» и «ЭР-2».
«ВЭФ», в годы Союза передовой мировой производитель электроники, радиоприёмников, телефонов, станков, обеспечивавший рабочими местами больше 14 тыс. человек на заводе в Риге и ещё 6 тыс. — в остальной Латвии, дававший прибыль 580 миллионов долларов в год, в середине 1990-х объявил о банкротстве. Сегодня на месте завода торговый центр.
Такая же участь постигла и «РАФ». В 1997 году производство на заводе было остановлено. По иронии судьбы, последней моделью, сошедшей с конвейера некогда процветающего завода, стал автомобиль-катафалк.
Не калининградские, а именно латвийские, эстонские и литовские порты были главными западными морскими воротами Советского Союза. Порты, построенные ещё в советские годы, до сих пор продолжают приносить доход прибалтийским странам. В 1970—1980-х годах к этим портам были проложены нефтепроводы. Автомобильные дороги в Прибалтике также были на высоте. По качеству они занимали первое место в СССР. Второе место занимала Западная Украина, третье — Закавказье. РСФСР был на 12−13-м месте.
Среди других экономических районов СССР Прибалтика отличалась большой густотой сети железных дорог (6,19 тыс. км), автомобильных дорог с твёрдым покрытием (56 тыс. км), а также развитым речным судоходством (Нямунас, Преголя, Даугава, Лиелупе, Вента, Эмайыги, Нарва). Протяжённость внутренних судоходных водных путей составляла в 1973 году (включая Чудское и Псковское озёра) 2 тыс. км.
Памятники «оккупации». Во что превратились советские заводы Прибалтики?
Карточный домик вместо хрустального замка: итоги 2017 года в странах Прибалтики 29 Декабря 2017
В госбюджетах на будущий год латвийское и литовское руководства заложили рост военных расходов до 2% ВВП. Очередное увеличение оборонных трат происходит на фоне разговоров о скором прекращении европейских дотаций. В ожидании этого свертываются социальные программы, укрупняется местное самоуправление, закрываются уже не только русские, но и литовские, латышские школы. Всё более туманной становится и перспектива реализации сомнительных инфраструктурных и энергетических проектов Прибалтийских стран — строительства железной дороги Rail Baltica, СПГ‑терминалов. После «брексита» денег в брюссельской казне поубавилось, а количество обязательств увеличилось.
Об экономических и политических итогах года в Прибалтике аналитический портал RuBaltic.Ru поговорил с президентом Российской ассоциации прибалтийских исследований, доктором экономических наук, профессором Николаем МЕЖЕВИЧЕМ:
— Г‑н Межевич, какое событие можно считать самым главным в Прибалтике за 2017 год?
— Самое главное здесь то, что 2017 год стал годом осознания нашими соседями ограниченности европейских дотаций в следующем бюджетном цикле Европейского союза. Мне, как экономисту, давно было понятно, что с деньгами шуток не будет, что они любят счет и рано или поздно этот момент наступит. И вот он наступил.
— Почему такое осознание пришло именно сейчас? Европейский бюджетный цикл — это 2013−2020 годы. Еще есть время до окончания программы.
— Виной всему политики Прибалтики, их амбиции, ранее оплачивавшиеся Брюсселем. Но случился «брексит». Мы можем по-разному относиться к Соединенному Королевству: кто-то любит их политику, кто-то не очень, но Британия, наряду с Германией, Францией и Италией, — крупнейший донор в ЕС. Эстония, Латвия и Литва — акцепторы. Выпадение одного крупного плательщика из системы — это не катастрофа, но это серьезный вызов для ЕС. Представьте себе человека, у которого, условно говоря, четыре коровы, и вдруг одна ушла… Т. е. определенные значимые потери здесь есть.
Сюда же я бы отнес и то, что в Европейском союзе, в частности в Дирекции по энергетике и транспорту, начали более тщательно считать деньги. Они требуют четких, внятных экономических обоснований всех проектов.
Проект по СПГ (сжиженному природному газу — прим. RuBaltic.Ru) и желание Литвы, Латвии, Эстонии иметь отдельные терминалы за счет ЕС не приветствуются. Брюссель говорит: «Господа, если вы хотите иметь терминал — стройте за свои деньги».
Но терминал по регазификации плюс соответствующий портовый комплекс — это безумные деньги. Речь идет не о нескольких миллионах, а о сумме около миллиарда евро. Естественно, Эстония, Латвия и Литва не могут себе такого позволить. Литовский терминал сделать общебалтийским тоже не удалось. Это я бы отметил как первый и главный экономический провал 2017 года в Прибалтике. Сжиженный газ не стал дешевле трубопроводного, о чём мечтали в Литве.
— Какой тогда второй?
— Второй провал — отказ транспортной дирекции ЕС от финансирования проекта железной дороги Rail Baltica. Уж сколько на эту тему было сказано и каких только хрустальных замков построено не было, но все они оказались не хрустальными замками, а карточными домиками. Причем из крапленых карт.
Брюссель в этом году не включил финансирование Rail Baltica в число своих приоритетных проектов. Это значит, что в следующем бюджетном цикле об этом и думать не нужно. Проект оказался очередным мыльным пузырем: банкеты, презентации, создание проектной документации, рестораны и самолеты, создание логотипов и прочее отмывание денег, а на выходе — просто ничего. Панама.
С точки зрения политического класса Эстонии, Латвии и Литвы, это катастрофа. С точки зрения людей, это большая радость, потому что Евросоюз финансировал бы, допустим, 80% этих проектов, а 20% были бы вытащены из их [населения] карманов. От 6−7 млрд евро 20% — это феноменально много, учитывая то, что доходная часть бюджетов государств Прибалтики — около 10 млрд. Из них примерно 9 жестко расписаны по бюджетным статьям; других денег у балтийских стран нет. Поэтому людям будет лучше, а политикам хуже: придется давать ответ, почему после всех разговоров ничего не построено.
«Высокоскоростная магистраль транспортировки пассажиров»… Какие пассажиры? Это, что, Шанхай — Пекин, где в одном городе живет 25 миллионов, в другом — еще больше? Может быть, это Лондон — Париж? Тоже нет. Тогда кого возить и о каких грузах идет речь? К тому же специалисты-транспортники говорят, что не возят грузы со скоростью 240 км/ч, пока не научились такому. Впрочем, откуда грузы и куда? Словом, в экономике этот год ознаменовался фундаментальным провалом почти всех проектов.
— А как дела обстояли в политике?
— Что касается политики, я бы выделил политику безопасности. Довольно долгое время Эстония, Латвия и Литва лишних денег в армию и спецслужбы не вкладывали. В том числе по вполне рациональным соображениям: ни тогда, ни сейчас никто реально в агрессию России не верил и не верит. Это такие же сказки, как те, которыми родители пугают детей: если не будешь слушаться — придет Баба-яга. Собственно, в роли Бабы-яги сейчас выступает Россия и ее президент. Но дети и избиратели постепенно растут…
На нынешнем этапе ситуация поменялась: в Эстонии обсуждается вопрос о доведении расходов до 2,4% от ВВП. От доходной части бюджета в 10 млрд на войну будет уходить 650 миллионов. Конечно, в Северной Корее примерно так и происходит, но мы же говорим не о Северной Корее. Это будет еще одно основание «завалить» любые экономические проекты полностью. И еще, всё-таки гражданское общество в Литве, Латвии и Эстонии далеко не северокорейское. Люди реагируют на такую милитаризацию очень своеобразно — уезжают; особенно это касается Латвии и Литвы.
— Это сказывается и на инвестициях…
— Безусловно. Вы инвестировали бы в прифронтовую зону, если б даже у Вас имелся лишний миллиард, два, три? Нет, конечно. Так же поступают и все ведущие компании. Зачем инвестировать в Эстонию, где цена рабочей силы уже достаточно велика, если чуть севернее есть Финляндия, которая с Россией сохраняет прагматичные отношения — не очень враждебные и не очень дружественные. Количество и «качество» беглецов нарастает.
По мере выравнивания цены рабочей силы инвестиции переходят на финскую или какую-то иную сторону. Это еще один вызов: военные расходы и нескончаемая кампания очернения России в конечном счете играют против организаторов этой кампании. Долгосрочное планирование на уровне экономики в целом или на уровне жизни каждого конкретного человека не может осуществляться в условиях «если завтра война».
Фактически всё делается для того, чтобы не начинать войну, но постоянно находиться на ее грани. Это и провокации на границе, и развертывание всевозможных шпионских служб на границах с Россией в Эстонии, Латвии и Литве. И, конечно, неудивительно, что Россия принимает определенные ответные решения. Выхода из этой ситуации пока не просматривается.
— Прибалты активно высказываются в поддержку защиты прав человека, особенно когда это касается России. А как у них самих обстоят дела в этой сфере?
— Права человека и идеология — это как раз третье направление, которое я хотел бы выделить в подведении итогов года. Русские и поляки, которые живут в Прибалтике, очень скептически относятся к идеям всеобщей тотальной мобилизации в своих странах. Они не очень верят в НАТО, не очень верят или совсем не верят в агрессию России. Им не нравится та практика, которая становится массовой во всех трех странах. Да, в Литве гражданство есть у всех, но Литва — это полицейское государство, стремительно эволюционирующее в направлении азиатско-африканского авторитарного режима.
— Что Вы имеете в виду?
— Руководство Центральноафриканской Республики практиковало каннибализм. В Европе это выглядело бы странно, поэтому граждан \ неграждан в Литве и Латвии не едят, а провожают в эмиграцию. В Литве в 2021 году собираются провести перепись населения в электронном виде, чтобы скрыть исчезновение более трети населения за 30 лет. За 11 месяцев 2017 года Литву покинуло более 54 тыс. человек. В школах Литвы за 17 лет количество учеников сократилось вдвое. Продолжать?
— Нет, спасибо.
— Тогда о проблемах нетитульного населения. Что касается Латвии и Эстонии, то ликвидация образования на русском языкесправедливо воспринимается практически всем русскоязычным населением как нарушение Декларации о правах человека. Это выпадает из всех международных норм.
Даже ЕС, который к Москве сегодня относится, мягко говоря, не самым теплым образом, вынужден время от времени одергивать своих не в меру ретивых участников в Таллине, Риге и Вильнюсе.
Всё вместе это приводит к тому, что политический класс, политические лидеры трех балтийских государств чувствуют себя, мягко говоря, неуверенно. Они постоянно находятся в сложном треугольнике: США — главный военно-политический партнер, ЕС — главный экономический партнер, а третья вершина, как ни странно, Москва. Те люди, которые кричат про угрозу Москвы, часто одновременно с этим сидят в правлениях Таллинского порта, латвийских и литовских железных дорог и т. д. Они получают зарплаты, формирующиеся за счет российского транзита или российской торговли. Такая двойственность всем известна. Вообще свидетельством квалификации прибалтийского политика является умение обвинять Россию везде, во всём и получать деньги в правлениях крупных государственных, транспортных компаний.
Все в курсе, что политический класс Литвы, Латвии, Эстонии занят идеями самообогащения и не работает в интересах своих стран. Это противоречие есть во многих государствах, но в малых странах с неустойчивой демократией и слабой экономикой это противоречие наиболее очевидно.
— В очерченном Вами треугольнике Литва всегда ориентировалась на США. Но в последнее время она делает неожиданные шаги: президент Грибаускайте заявила, что выстраивание отношений с Россией возможно; Литва также проголосовала за резолюцию ООН, которая называет незаконным решение Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля. С чем связаны такие «телодвижения» Литвы?
— По резолюции. Спокойная политическая жизнь в Литве, Латвии и Эстонии под Новый год кончилась, исходя из сложившихся позиций: проголосовать против резолюции ООН значит испортить отношения с Брюсселем, проголосовать за резолюцию ООН — испортить отношения с Вашингтоном. В шахматах эта ситуация называется «цугцванг» — когда проигрываешь в любом случае.
— Но Латвия, например, воздержалась…
— Гениальное решение. Вершина новейшей дипломатии. Бисмарк, Талейран и Горчаков могли бы поучиться у Ринкевича. Если серьезно, и Вашингтон, и Брюссель занесут Ригу не в черный, а в серый список… А там черными буквами записано: «ДЕНЕГ НЕТ!» Ну и в этой ситуации единственное доступное развлечение — это поиск шпионов Путина. Это стандартно. Я думаю, что Владимир Владимирович удивлен, сколько у него агентов: начиная с Трампа и заканчивая политиками балтийских стран.
А если серьезно, то это говорит именно о назревающем кризисе трех балтийских государств. Когда Трамп сказал, что не даст денег, — это была паника, потому что своих денег и резервов у прибалтов нет. Соответственно, если Брюссель и Вашингтон не дадут денег, то, мягко говоря, будет очень плохо. Кстати, денег будет меньше и по линии военного сотрудничества. Иными словами, если Литва захочет купить авианосец, продав, к примеру, Вильнюс одной соседней стране, то Вашингтон возражать не будет… Но всё за литовский, латвийский, эстонский счет. https://www.rubaltic.ru/article/politika-i-obshc...
> Русские яростно (и с надеждой) обсуждают когда же > в Литве станет хуже, чем у них. Уже 27 лет обсуждают. > Не надейтесь. quoted1
Просто 27 лет назад прибалты не собирались строить молочно-свиноводческий комплекс из всей страны вместо промышленности. Вот мы и ищем… где прибалтийские индустриальные монстры спрятались… Где они тигры индустрии…??
> восстановлены заводы, разрушенные в годы войны. Кроме того, было > построено множество новых предприятий, выпускающих продукцию как для > потребителей внутри СССР, так и на экспорт. quoted1