>Когда этот депутат (сэйма но могу ошибиться) фамилию не запоминал. Лет шестидесяти на вид прямо в камеру кореспондента заявляет что мы будем штрафовать за то что русские между собой на улице в кафе в кино в магазине говорят по русски . Первый 50 евро. Второй 100. Третий по наростающей.Это чё Распорядиитель моя личная фантазия???
И что? А в России в думе есть Жириновский, но не все же его бредовые выкрики становятся законами страны... Насколько мне известно в Латвии нет закона, предусматривающий административную ответственность за использование русского языка... Коля К писал(а) в ответ на сообщение:
>Затем о закрытии школ.Сами школьники вышли перед зданием сейма на акцию протеста против закрытия их школы.Они так и говрили. И учителя тоже самое говорили.Пришли чиновники л а б у с ы и заявили что через три дня школа закрыта.И никакого финансирования там даже не упоминалась.
А с какого это бодуна национальное латышское правительство обязано финансировать школы, где преподавание ведётся на иностранном языке, да притом ещё на языке недружественной страны? Когда решается вопрос о прекращении финансирования то школа закрывается..
> А с какого это бодуна национальное латышское правительство обязано финансировать школы, где преподавание ведётся на иностранном языке, да притом ещё на языке недружественной страны? Когда решается вопрос о прекращении финансирования то школа закрывается.. quoted1
. обязаны даже если есть всего 100 граждан . тогда я могу сказать -" с какого будуна " российское правительство должно признавать решение коммунистов так как они анти русские. и ваще лишить часть республик их статуса . Чухония и всё тут- иы её у шведов и датчан с немцами отняли и подарили чухонцам - верните обратно
Похуфигист с Преображенки писал(а) в ответ на сообщение:
> обязаны даже если есть всего 100 граждан quoted1
На основании какого закона? У вас порядка 20 тыс. латышей, сколько школ преподающих на латышском в России? Похуфигист с Преображенки писал(а) в ответ на сообщение:
> тогда я могу сказать -" с какого будуна " российское правительство должно признавать решение коммунистов так как они анти русские. и ваще лишить часть республик их статуса quoted1
Признавать или не признавать ваше личное право, у себя в стране хоть на ушах стоять можете... лишайте республики статуса... на здоровье... думаю национальным республикам будет чем ответить... Сплошная Чечня...
> Похуфигист с Преображенки писал(а) в ответ на сообщение:
>> обязаны даже если есть всего 100 граждан quoted2
>На основании какого закона? У вас порядка 20 тыс. латышей, сколько школ преподающих на латышском в России? quoted1
. в Москве есть латышская школа . если хотят могут их хоть тыщу сделать - ни кто не запрещает и деньгами поможет государство . так что ваше сравнение неуместно как минимум .
Этнократическая система направлена против всего нетитульного населения, но, прежде всего, против самой его многочисленной и организованной части - русских.
Доля русских среди всего населения Прибалтики по данным переписи 2000 и 2001 года
Под русскими мы понимаем всех тех, кто идентифицирует себя с русской нацией, кто использует русский язык в качестве родного. Часто этих людей называют «русскоязычными», хотя это не совсем корректно, ведь важно не свободное владение языком, а самоидентификация человека с определенным народом через язык. Например, в Латвии в 1989 г. свободно говорили по-русски 81,6% населения, а родным его считали только 42,1%, при этом русскими числились по паспорту 34,0% населения. В 2000 г. в Латвии русских по переписи населения значилось 29,6% населения, а родным русский язык был для 36,1% населения.
Численность населения, идентифицирующего себя с русской нацией по критерию языковой принадлежности, достаточно точно совпадает с фиксируемой статистикой совокупной численностью русских, украинцев и белорусов, то есть русских в широком смысле слова. В 2000 г. таковых в Латвии насчитывалось, например, 36,3%.
Сразу после приобретения независимости в прибалтийских республиках началось вытеснение нетитульного населения, продолжавшееся особенно интенсивно до конца 90-х годов. Существующая статистика не позволяет прямо оценить этническую составляющую миграции, но косвенно о ней можно судить по изменению этнической структуры населения. С 1989 по 2000 гг. нетитульное население Латвии сократилось с 1279 до 1006 тыс. человек, или на 21,3%, Литвы - с 751 до 577 тыс. (23,2 %), Эстонии - с 603 тыс. до 429 тыс. (28,9%). В результате его доля уменьшилась в Латвии с 48,0 до 42,4%, в Литве с 20,4 до 16,6%, в Эстонии с 40,2 до 30,6%. [19-21]
Из-за прямого запрета на проживание, лишения права заниматься профессиональной деятельностью, увольнения с работы из-за национальной принадлежности или незнания официального языка, покинуть страну была вынуждена большая часть русской элиты: партийные, советские, хозяйственные работники; военные; гуманитарная и техническая интеллигенция.
Возможности для сохранения национальной идентичности и самоорганизации для оставшихся русских резко сократились. Массовое лишение гражданства лишило их возможности создать адекватное представительство в органах политической власти. В Латвии сейчас существуют две небольшие парламентские партии, защищающие интересы русских - ЗАПЧЕЛ и Центр согласия., В Эстонии и Литве политический ландшафт на парламентском уровне представлен лишь партиями титульных народов, а русские практически отчуждены от политической жизни.
С конца 90-х годов в Латвии и Эстонии начался процесс натурализации «неграждан». Однако он идет крайне медленно, и сокращение числа «неграждан» в основном происходит за счет естественной убыли.. На начало 2008 г. в Латвии оставалось 372 тыс. русских «неграждан», или 43%русского населения, в Эстонии - 116 тыс. (почти 39%). В Литве в настоящее время проживают около 10 тыс. человек, не имеющих гражданства, тоже, в большинстве своем, русских.
Закон о государственном языке в действии. Табличка на доме в Риге, где название улицы на русском языке замазано краской.
При нынешних темпах натурализации ликвидация института «неграждан» в Латвии и Эстонии займет четыре–пять десятилетий. В принципе, власти рассчитывают на то, что за это время старшее поколение русских просто уйдет из жизни, а молодежь удастся отсечь от ядра нации в России и ассимилировать.
Превращение значительной части русского населения в «неграждан» дало возможность латвийским и эстонским властям на вполне «законных» основаниях дискриминировать его. В правовом статусе граждан и «неграждан» этих стран закреплено до 70 различий [22, 23]. Среди них: запрет для «неграждан» занимать все посты в государственном и муниципальном аппарате, быть судьями, прокурорами, адвокатами, нотариусами, служить в полиции и армии, в таможне и пожарной охране, быть пограничниками, охранниками… В экономической сфере «неграждане» ограничены в возможности участвовать в приватизации государственного имущества, они получили меньшее число приватизационных сертификатов. Для них существуют ограничения на занятие высших должностей в акционерных компаниях, банках, на работу в государственные компании.
На работу в государственные учреждения и компании в странах Балтии не принимают даже тех представителей нетитульного населения, которые обладают гражданством этих стран. По оценкам, среди занятых в государственном секторе Латвии 85% латышей, а в государственном управлении и на руководящих постах эта доля еще выше.
Дискриминация при приеме на работу не только мешает профессиональной реализации и приобретению более высокого социального статуса, но и ведет к экономическим потерям для русского населения. В Латвии ежемесячные доходы служащих в сфере государственного управления, практически полностью комплектуемой из латышей, составляли на начало 2008 г. 595 лат, работники промышленности, по большей части комплектующиеся из нелатышей, получали в среднем 407 лат, то есть на 31,5% меньше [24].
По данным Латвийского бюро статистики, в 2004 г. из 90,8 тыс. безработных 37 тыс. составляли так называемые «русскоязычные». То есть, уровень безработицы среди латышей был на 7% ниже, а у русских на 5% выше, чем их удельный вес в составе населения.. Этнократическая система жестко ограничивает возможности для воспроизводства русскими своей национальной идентичности. Русские платят равные с представителями титульных наций налоги, однако не могут получить за государственный счет высшее, среднее специальное и среднее образование в старших классах на родном языке. Многие русские школы и детские сады принудительно закрываются. Деньги на поддержание русской культуры из бюджета практически не выделяются.
Исходя из этого России необходимо самой позаботится о финансировании, как школ, так и других структур и институтов. Прибалты не на шутку опасаются повторения Косовского сценария, но по Российскому карт-бланшу. Но толи ещё будет. Что бы я сделал, будь я тем, кто, что либо способен изменить Это в первую очередь увеличил финансовую поддержку своих соотечественников. Скучковал бы их в одном месте и строил автономию. Затем уже добивался статуса независимости. С волками жить. По волчьи выть. По другому с подобными взглядами и принципами по отношению к русским невозможно.
Гапоненко Александр Владимирович – доктор экономических наук, профессор Балтийской международной академии, сопредседатель Объединенного конгресса русских общин Латвии.
Положение русских в Прибалтике, истоки и перспективы этнических противоречий в регионе – тема анализа сопредседателя Конгресса русских общин Латвии А. Гапоненко. Титульные элиты создали целую систему этнической иерархии, и, как показывает опыт, внутренних сил для ее демонтажа в балтийских странах нет. Неизбежным, похоже, становится внешнее политическое вмешательство. Вопрос в том, будет ли это вмешательство осуществляться Европой, Россией или обеими сторонами вместе, а также - какие средства при этом будут применяться.
Этнический конфликт в странах Балтии в международном контексте
Латвия, Литва и Эстония, как известно, находятся на стыке европейской и русской цивилизаций. Население этих стран полинационально и имеет двойную цивилизационную ориентацию в ключевых вопросах веры, культуры, языка, традиций. Латыши, литовцы и эстонцы ориентированы, по большей части, на Европу, русские, украинцы и белорусы - на Россию. В силу этого любые этнические конфликты на территории балтийских стран изначально носят межцивилизационый характер и дают основания для вмешательства в них как Европе, так и России. Последние объективно заинтересованы в сохранении политической стабильности в регионе, поскольку он является транзитной территорией, по которой происходит основная часть их взаимных поставок товаров, услуг и капиталов.
Однако субъективная политика нынешнего руководства Латвии и Эстонии, и в несколько меньшей степени Литвы, привела к созданию такой системы политических институтов и механизмов, которая только инициирует и усугубляет этнические конфликты. Опыт последних двух десятилетий показывает, что внутренних политических сил для ее демонтажа в самих странах Балтии не существует. Неизбежно внешнее политическое вмешательство в межэтнические отношения как в Латвии и Эстонии, так и в Литве. Вопрос только в том, будет ли это вмешательство осуществляться Европой, Россией или обеими сторонами вместе и какие средства при этом будут применены?
Россия долгое время воздерживалась от вмешательства в этнические конфликты в странах Балтии из-за своей внутренней слабости, а также потому, что сами эти конфликты находились на «холодной» стадии развития. События августа 2008 г. в Южной Осетии и Абхазии ясно показали, что Россия уже готова реально защищать интересы русского населения в зонах своих стратегических интересов. Однако инструментарий политических и экономических действий в таких целях Россией отнюдь не отработан.
Механизмы и инструменты контроля со стороны Европы над этническими отношениями в балтийском регионе настоящее время малоэффективны и не позволяют снизить уровень напряженности мирными средствами.
Основная часть западных исследователей общественных процессов в странах Балтии вообще отрицает наличие там этнического противостояния [1 - 3]. Часть экспертов квалифицирует политические режимы балтийских государств как этнические демократии, признавая привилегированное положение титульных групп, но не соглашается с тем, что это порождает этнические конфликты [4, 5]. Еще меньше политологов, которые все же говорят об этнических конфликтах в Балтии, хотя и характеризуются их как исключительно лингвистические и культурные [6]. Есть работы, посвященные этническому срезу взаимоотношений балтийских стран, России и Европы [7, 8]; изучению роли элит в развитии политических и этнических конфликтов в регионе [7].
«Петр I объявляет народу о Ништадтском мире» (автор картины неизвестен)
Согласно мирному соглашению к России отошла Лифляндия и Эстляндия.
Лишь к середине XIX века в Балтии появилось заметное число сначала русских и еврейских, а затем латышских, литовских и эстонских ремесленников, купцов, предпринимателей, интеллигенции. Однако немцы и поляки, несмотря на их небольшую численность, продолжали занимать доминирующее положение в обществе, во многом вследствие установленной ими системы контроля над другими этносами. Эта система включала местное, во многом дискриминационное, законодательство и судопроизводство, этническую монополию на замещение всех административных постов и занятие свободными профессиями, языковые и образовательные ограничения для инородцев, контроль за религиозной и светской духовной жизнью титульного населения.
Российское царское правительство, следуя потребностям развивающегося капиталистического производства, вынуждено было постепенно сужать сферу действия местного этнического контроля, чтобы обеспечить всем своим подданным равные возможности для несения службы, хозяйственной деятельности, социального развития. Латыши, литовцы, эстонцы, протестуя против немецкого и польского засилья, добровольно принимали православие, изучали русский язык, стремились получить образование в русских школах, осваивали русскую культуру. Практически вся титульная интеллигенция того времени получила образование в Санкт-Петербургском университете.
Совокупный эффект местной и общероссийской систем контроля позволял избежать возникновения в балтийских обществах острых этнических конфликтов вплоть до серии русских революций 1905-1917 гг. В ходе революционных потрясений политическая система, поддерживавшая этническую иерархию в балтийских провинциях, была полностью разрушена. Крупная земельная собственность русских, немецких и польских дворян, составлявшая экономическую основу этой иерархии, была национализирована и передана латышским, литовским и эстонским крестьянам. Вызванная этим гражданская война являлась отчасти и войной межэтнической. Ситуация осложнилась Первой мировой войной и последовавшей за ней немецкой оккупацией.
Когда балтийские провинции отделились от охваченной революцией и крайне ослабленной России, пришедшие к власти титульные элиты стали строить собственные нации. Вначале все этносы Латвии, Литвы и Эстонии имели равные условия. Но с конца 20-х - начала 30-х годов XX века, на фоне серьезных экономических и политических трудностей здесь повсеместно произошли государственные перевороты и установились этнические диктатуры. Была восстановлена дореволюционная система этнической иерархии - только теперь верхние ступени заняли латыши, эстонцы и литовцы. Для всех нетитульных народов были установлены гласные и негласные ограничения на занятие политической, административной, общественной и предпринимательской деятельностью, сократились возможности получать образование на родном языке, использовать его язык в официальной сфере, развивать свою культуру [14, 15]. Собственность немцев в городах была национализирована, а сами они репатриированы в Германию. Государственное давление на инородцев поддерживалось действиями националистических организаций полувоенного типа. В обществе получили широкое распространение национализм, антисемитизм и нацизм.
Усиление этнической напряженности, в совокупности с социальными противоречиями, помогло перед началом Второй мировой войны без сопротивления включить балтийские республики в состав СССР.
В годы гитлеровской оккупации (1941-1944 гг.) была установлена жесточайшая этническая иерархия, верхние места в которой принадлежали немцам. Элита титульных наций заняла подчиненные позиции, дававшие ей возможность выжить, все инородцы же оказались внизу социальной лестницы и были обречены на уничтожение либо ассимиляцию. В Латвии и Эстонии нацисты смогли широко привлечь местные титульные элиты к проведению этнических чисток среди евреев, цыган, поляков и русских [16 – 18].
После войны, уже в Советской Прибалтике, старая этническая иерархия была разрушена и формально установлено равенство всех этносов. При этом реально ключевые посты в партийно-административной системе заняли этнические русские, украинцы и белорусы, которые были более «советизированы» и выступали в роли станового хребта всего советского государства. За латышами, литовцами, эстонцами, в свою очередь, было закреплено большинство средних и низовых руководящих постов в партии, в советских, хозяйственных органах и общественных организациях. Система комплектации партийных кадров, так называемая «номенклатурная» система определяла место и роль местных титульных элит, строго контролировала их деятельность и не допускала реализации партикулярных национальных интересов.
Одновременно формировалась и поддерживалась титульная интеллигенция, которая должна была проводить идеологический курс на «советизацию» масс. Титульным народам предоставили возможность свободно использовать свой язык, получать на нем образование, издавать книги, газеты, журналы, создавать собственные телевизионные и радио программы, открывать театры и галереи, поддерживать национальные традиции. На эти цели из республиканских и местных бюджетов выделялись немалые ресурсы, чаще всего, в ущерб интересам других этнических групп.
Русский язык был официальным, но использовался только в масштабах, необходимых для централизованного управления всей страной. Русская культура на местах практически не поддерживалась, упор делался на развитие единой советской культуры. Учебные заведения, СМИ формировали отнюдь не русскую, а советскую идентичность.
Титульные руководящие кадры и интеллигенция управляли и своими собственными народами, и проживавшими в национальных республиках представителями нетитульных этносов - в основном, русскими. Таким образом, в модифицированном виде, была восстановлена система этнической иерархии, в которой титульные элиты национальных окраин гарантированно получили не главенствующие, но достаточно высокие и многочисленные руководящие посты в обществе, а также преимущественное право выполнять интеллектуальную работу.
Латвийская Академия наук, 1958
Когда в последние советские годы московское руководство утеряло идеологический, а затем и кадровый контроль над национальными элитами, титульные элиты балтийских республик быстро консолидировались на этнической основе. Русское же население Балтии оставалось полностью советизированным, его консолидация на национальной основе шла крайне медленно, что предопределило его идеологическую и организационную слабость и вялое участие в развернувшейся борьбе за власть.
В новой этнической иерархии титульная номенклатура и интеллигенция хотели занять верхние ступени социальной лестницы, а инородцам отвести низшие. Открытая этническая диктатура в современных условиях была невозможна, поэтому был выбран путь создания внешне демократической этнократической системы власти, основными элементами которой стали следующие:
· практически несменяемые у власти политические партии, построенные по этническому принципу и проводящие политику построения моноэтнического общества;
· комплектование правящими партиями органов власти, управления и суда только из представителей титульной нации;
· резервирование за последними управленческих и привлекательных исполнительских рабочих мест на государственных предприятиях и в организациях;
· закрепление исключительно за представителями титульной нации возможности стать лицами свободных профессий: нотариусами, адвокатами, архитекторами, землемерами и т.д.;
· принудительное выдавливание части нетитульного населения и ассимиляция оставшихся;
· мифологическая составляющая, оправдывающая дискриминацию и сегрегацию нетитульных народов - в балтийском варианте это мифы о преимущественных правах титульных жителей, о том, что все нетитульные народы малокультурны и являются мигрантами, о советской «оккупации» и нанесенном ею ущербе;
· законодательное закрепление неравенства отдельных народов целым рядом правовых норм и принуждением к исполнению этих норм с помощью государственного репрессивного аппарата: это касается права на пользование родным языком и получение на нем образования, на доступ к информации, на развитие национальной культуры и т.д.;
· лишение значительной части нетитульного населения политических прав, прежде всего права гражданства - посредством введения института «неграждан».русскоедвижение.
Угу есть такая, при латышском посольстве... Я думаю правительство Латвии не будет против, чтобы подобная воскресная школа на 50 человек будет существовать при посольстве России, когда остальные русские школы будут закрыты...
>Угу есть такая, при латышском посольстве... > Я думаю правительство Латвии не будет против, чтобы подобная воскресная школа на 50 человек будет существовать при посольстве России, когда остальные русские школы будут закрыты... quoted1
. как раз неуместно . или расскажи мне какие запреты и на какие языки иль школы есть в России.? .
>Дискриминация при приеме на работу не только мешает профессиональной реализации и приобретению более высокого социального статуса, но и ведет к экономическим потерям для русского населения. В Латвии ежемесячные доходы служащих в сфере государственного управления, практически полностью комплектуемой из латышей, составляли на начало 2008 г. 595 лат, работники промышленности, по большей части комплектующиеся из нелатышей, получали в среднем 407 лат, то есть на 31,5% меньше [24].
Дмитрий Савин, этнический русский, отбывающий сегодня наказание в России за захват лесовоза Арктик Си, являлся генеральным директором латвийской эстонской компании Пакри Танкерс, вполне наглядный пример того, что русские граждане в Прибалтике имеют все возможности для самореализации.
Институт «неграждан» имеет ключевое значение для понимания этнократических систем Латвии и Эстонии. Он возник в результате принудительного деления населения бывших советских прибалтийских республик на «новых граждан», обладавших всей полнотой прав, и постоянных жителей, полностью лишенных политических прав. Деление это произошло на основании отрицания правопреемства гражданства Советской Латвии и Советской Эстонии гражданству довоенных республик и восстановления гражданства последних. Решения о восстановлении довоенного гражданства были приняты Верховными советами Советской Латвии и Советской Эстонии, которые избирались еще советскими гражданами и полномочий на лишение своих собственных избирателей гражданства не имели. Поэтому данные решения можно рассматривать как конституционные перевороты.
Эти государственные перевороты, этнические по своей природе, и породили обширную группу людей без гражданства– «неграждан». В Латвии, например, общее их число к моменту регистрации в специально созданном для этого в 1993 г. Регистре жителей достигло 876 тысяч человек, из которых 161 тысяче отказали даже в регистрации. В Эстонии число «неграждан» в 1992 г. составило 404 тыс. человек. В целом более трети населения этих стран принудительно лишились всех политических прав.
В Литве, где процент нетитульного населения относительно невысок, потенциальную возможность получить гражданство имели все постоянные жители, но люди без гражданства тоже появились.
Этнократическая система в странах Балтии носит институциональный характер, то есть она опирается на государственные, партийно-политические и общественные институты, закреплена в законодательных нормах, поддерживается аппаратом принуждения. В сохранении этой системы заинтересовано немало людей, которым она приносит политические, материальные и статусные выгоды, - принадлежащие к титульным нациям политики, чиновники, предприниматели, работающие на государство, лица свободных профессий, обслуживающая интересы этнократии гуманитарная интеллигенция. Лица наемного труда особых преимуществ от этнократической системы не имеют, но их успешно мобилизуют на поддержку правящей элиты с помощью политтехнологий и СМИ.
Русский язык в независимых Латвии, Литве и Эстонии объявлен иностранным и запрещен к официальному употреблению, хотя он является родным для немалой части населения. Внедрение языков титульных наций в качестве официальных проводится жесткими методами. Установлены высокие требования к его знанию, и проводится обязательная сертификация работающих. Созданы специальные языковые комиссии, которые следят за его употреблением, штрафуют тех, кто им недостаточно владеет, принуждают работодателей к увольнению «виновных» с работы. Властями принудительное внедрение официального языка рассматривается как средство интеграции общества, но оно оборачивается инструментом дискриминации русского населения.
Доля русскоязычных среди всего населения Эстонии
(по данным переписи 2000 года)
Доля русскоязычных жителей в отдельных районах и приравненных к ним крупных городах Латвии
Кроме того, русский язык был первоначально полностью исключен из государственного радио- и телевещания, а для частных средств массовой информации установлена 20% квота вещания на русском языке. Эта квота была отменена только после вступления стран Балтии в ЕС.
Русские ограничены и в религиозных вопросах. Протестантство в Латвии и Эстонии и католицизм в Литве фактически являются государственными религиями, их конфессиональные праздники официально объявлены выходными днями. Православные и древлеправославные отмечать Великую Пятницу, Пасху, Рождество по своему календарю свободно не могут.
В итоге русское население быстро теряет свои социальные позиции и даже маргинализируется. Преступность, проституция, наркомания, нищенство приобретают «русское» лицо. Все это сказывается на демографических показателях. Если в 1990 г. смертность среди латышского населения составляла 14,3%, а среди русских («русскоязычных») 11,0 %, то в 2007 г. - уже 13,5 % и 15,9 %. Если рождаемость в 1989 г. достигала среди латышей 15,5%, а среди русских 12.7%, то в 2007 г. она составила соответственно 11,4 и 8.0%.. То есть, рождаемость у русских сократилась больше, чем у латышей, а смертность, не только не уменьшилась, как у латышей, но и возросла, и заметно! Аналогичная ситуация наблюдается и в других странах Балтии.
Русское население пытается противиться этнократической системе. Наиболее яркими проявлениями этнических конфликтов стали «бронзовые ночи» в Таллинне в 2007 г., борьба против латышизации русских школ в Латвии в 2004-2005 гг., в которой участвовали десятки тысяч русских школьников и их родителей.
Огромное количество фактов этнической дискриминации русских подробно фиксируются публицистами и правозащитниками, освещаются в прессе и интернет- ресурсами [25 – 30]. В последние годы сопротивление русского населения становится более организованным. Во всех странах Балтии русские общественные организации объединились в городские и республиканские союзы, эти союзы начали поддерживать русские партии, инициировать регулярные митинги, демонстрации, пикеты, обращаться в международные организации. Сложилась самостоятельная русская элита, способная формулировать цели и задачи, проводить мобилизацию русского населения. Во многом благодаря ей «русский вопрос» в странах Балтии приобрел не только местное, но и международное звучание.