Правила форума | ЧаВо | Группы

Образование

Войти | Регистрация

Школа достоинства. Учебники сталинской эпохи.

avenarius
2 8644 16:32 03.03.2021
   Рейтинг темы: +1
  avenarius
avenarius


Сообщений: 27894
Домохозяйка… И слово, и понятие, похоже, уже совсем истёрлось и обветшало. Своей первозданной чистотой и стабильной архаикой, увы, больше оно не может защитить ту, что скрывается за ним. Футуризация раннесоветского общества, феминизация Европы, советский закон о тунеядстве, получивший особое прочтение в 1961 году, и тяжёлые годы безденежья 90-х сыграли свою роковую роль. Цифровой XXI век, перевернувший всё с ног на голову, похоже, окончательно добивает это явление, маргинализируя и обесценивая его. Однако эта статья посвящена в первую очередь вам — мамы, домохозяйки, исчезающее русское сословие, ценой своей карьеры и успеха пекущееся о физическом и духовном здоровье будущего нации.


Если начать с истории слова «домохозяйка», то, конечно, возникло оно давно. Однако в повседневном обиходе наиболее часто стало употребляться при Сталине, придя на смену добротному, старорежимному «домохозяину», безраздельно правящему в своей избе. Колоссальная урбанизация в 30-е годы сдвинула избы на обочину истории, предоставив мужчине «службу». Слово «домохозяйка» стало появляться в широком обиходе в послевоенное время, и изначально знаменовало собой уют, сытость и порядок во всех сферах жизни семьи. Быть домохозяйкой значило «держать семью и дом», живя за счёт мужа, состоящего, конечно, на хорошо оплачиваемой работе.

Моя прабабушка была такой. Прадед был заместителем главного бухгалтера МГБ (КГБ СССР), она — домохозяйкой. В Горьком, до переезда в Москву работала директором общеобразовательной школы. По образованию была математиком. В Москве стала домохозяйкой, растя троих детей, из которых двое впоследствии стали учёными с мировым именем; и помогая мужу, который, работая в тяжелейших условиях в госструктуре, нуждался в её понимании и поддержке как в глотке свежего воздуха.

И я не просто думаю — знаю, что мои прадед и дед взяли в своей жизни большую высоту, благодаря таланту, упорству, порядочности… и прабабушке Оле, много что в жизни им отдавшей и от многого уберёгшей.

Сталинскую эпоху сменила хрущёвская оттепель и принесла с собой иной постулат — женщина должна работать (вместо сталинского «может»). Да-да, так называемая «оттепель» далеко не всегда знаменовала собой «долгожданную свободу», «свежий воздух» <nobr>и т. д.</nobr> Всё, что касалось русского консерватизма, начавшего проявляться в советской культуре, образовании и быте при Сталине, стало вновь безжалостно искореняться. И именно на идеологической волне — с особой тщательностью и жестокостью. Вот и вопрос домохозяек был «раз и навсегда» закрыт при Хрущёве, с подписанием в 1961 году новой редакции закона о тунеядстве, где наказание ожидало тех, кто не имел определённого места работы в течение 4 месяцев в году. Работайте, дорогие работницы, а о детях ваших позаботятся ясли, детсады, школы, кружки и пионерлагеря. И группы продлённого дня, та самая «продлёнка», появившаяся в школах в 1960 году. Государство — вот настоящая семья для советского ребёнка!

И действительно. Все мамы без исключения пошли работать. И изначально запала выстроенной при Сталине системы образования и советской культуры хватало на всех деток. Тем более что культура к тому времени одним махом доросла до эпитета «великая». Начиная с общепита и медицины, кончая устройством пионерских лагерей — она воспитывала советских детей в высших сферах, прививая честность, порядочность, трудолюбие, смелость в сопровождении стихов, песен, картин, музыки из русской классики и творений мастеров советской культуры.

Насыщенность и выверенность тогдашнего государственного образования и воспитания в современных условиях сложно себе представить. Ведь помимо сохранившихся до наших дней артефактов советского искусства и образования, были ещё и люди — те самые «атланты», воины и творцы, победившие фашизм и выстроившие новую империю на руинах павшей «белой» страны…

Постепенно «сталинские соколы» уходили, оставляя руль управления людям, прошедшим через предательство и клевету. Увлечённость «оттепелью», советский модернизм с претензией на переосмысление и первые робкие взгляды на Запад исправно изнутри подтачивали все механизмы и системы советской империи. В результате позднесоветская эпоха, достигшая в какой-то момент кульминации преклонения перед Западом, оказалась выхолощенной с точки зрения воспитания подрастающего поколения. Ленинские комнаты либо пылились под замком, либо стали комнатами свиданий и Голубых огоньков. Родители сидели на работах, а дети в лучшем случае играли в казаки-разбойники, пионербол и прыгали в «резиночку», предоставленные самим себе. Государству до их домашнего воспитания уже не было никакого дела.

В 90-е рухнул последний оплот «вмешательства» государства в частную детскую жизнь — образование. Всё двигалось по инерции, кое-как, отстраняясь от любых усилий и участия коронной фразой — «это ваши проблемы!».

Всё советское было выкинуто на помойку. Слащавое дурновкусие и пустота царили во всём, что могло быть применимо для детей. Беспомощное в своём тотальном уродстве «искусство для детей» было густой смесью коммерческого бездуховного Голливуда и мещанских ангелков дореволюционной России, баловавшей буржуазию из низов. В ход шло всё, кроме «проклятых» советских ценностей.

Дети 90-х выросли на мультфильме «Русалочка», не ведая об отечественной истории, русском театре, Третьяковке, Пушкине и Рахманинове. Получилось вечно удивлённое, инфантильное поколение с дурацкой мимикой и словечками из американских боевиков.

Их вырастили такими, в том числе, и вечно отсутствующие родители, пропадающие на работе, и домохозяйки, но не сталинские — энергичные, умные, властные тётки, а изнеженные и пустоголовые барышни, любящие себя и свои ноготочки.

Да, именно тогда, в 90-е, термин «домохозяйка» неожиданно возник снова. Исчезнувший после разрушительной хрущёвской семейной политики, он вдруг воскрес и моментально «дорос» до высшей ступени презрения и негатива. А как иначе можно было относиться к женщине, сидящей у мужа — «нового русского» — на шее и нежно любящей море и шопинг, когда вся страна, сидя на своих докторских и кандидатских как на стульчиках, только и делала, что думала, как и где заработать копеечку на обычную колбасу?!…

И это прошло. Устаканилось. К 2010 году перестало быть модным «сидеть на Рублёвке». В тренде появились языки, спорт, благотворительность и психоаналитика. Чем больше ты занята, чем меньше ты дома — тем ты круче. Вновь закипела рабочая жизнь у всех слоёв женского населения России. Почти у всех.

Кое-кто всё же остался дома, не побоявшись прослыть за глаза «ленивой неудачницей», подняв с земли славное знамя домохозяек. На самом деле, наше время — счастливое, спокойное и довольно сытное — породило новую когорту этого рода женщин. Они по-прежнему в первую очередь жёны, мамы и хозяйки. Но в отличие от 50-х они очень мобильны и креативны. И в отличие от 90-х — пассионарны и негедонистичны.

Образы бездельниц и угрюмых нерях ушли в прошлое. Если и говорить о моде, то сейчас модно вести инсту — жизнь в офисе и на Бали. Какие там бездельницы — трудяги на инста-фронте!

Дома остались те, кому дорога семья, самобытное, глубокое, цельное воспитание и образование детей. Есть мамы, которые взяли на себя полную ответственность за образование и воспитание детей, приняв на плечи нелёгкий груз в виде «домашнего образования». Есть те, кто возит детей на занятия, тщательно, придирчиво выбирая «тех самых», что достойны быть учителями и воспитателями её чаду.

С одной стороны, выбор колоссален. Образовательные программы для детей восхитительны. Сплошные «развивалки», предполагающие английский, арифметику, чтение с 3-х лет! А с 5-ти — астрономию, физику, анатомию с биологией, химию <nobr>и т. п.</nobr> высокие науки. После них в первый класс приходят дети, которые «видели эту жизнь вдоль и поперёк» и уже морально готовы к ЕГЭ. Бывалые эрудиты.

С другой стороны, любой детсад с его сложносочинёнными психологическими играми, законом выживания и пробивания в первые ряды, стабильно учит детей компромиссу, хитрости, ценности социального равновесия, зависимости от карьеры.

А с третьей стороны, дети набиты странными обрывками знаний, начитаны западными сказками, насмотрены модных передач, мамочки гордятся ими и публикуют в Фейсбуке «выдающиеся цитаты» отпрысков — и все, казалось бы, довольны. Однако на этой ярмарке тщеславия нет главного — нет души и нет культуры, нет неспешной рассудительности, нет понимания ценности простоты и последовательности.

Современное образование, начиная чуть ли не с яслей, принципиально даётся бессистемно, наскоком, с очень поверхностной, но при этом недетской сложностью. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал недалёким эрудитом, мыслящим в категориях западных стандартов, но никак не интеллектуалом, умеющим размышлять и анализировать; человеком, не видящим и не понимающим Россию, то вам — в современное образование с его учебниками и программами.

Русский консерватизм вновь востребован как в государственной политике, так и в обществе. И мамы, всерьёз занимающиеся развитием своих детей, с лихвой хлебнувшие современных прелестей образования и воспитания, уже прекрасно понимают, что им нужно. Однако не всегда знают, где это «нужное» взять…

За неимением чего-то адекватного приходится обращаться к старому, проверенному. И на сегодняшний день — это детская литература, учебная и художественная, изданная в 30−50-е годы. Вот уж когда хочется воскликнуть: «По плодам их узнаете их. Дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые». Сколько угодно можно говорить о репрессиях Сталина. Но просто посмотрите книги и фильмы, написанные, нарисованные, снятые в сталинскую эпоху. Пройдитесь по Кутузовскому, Ленинградскому проспектам, без толпы, утром в воскресенье, или по метрополитену. Просто обратите внимание на окружающую красоту и тихонечко подумайте, как такое могли создать при «кровопийце»?!

Если ждать, когда придут трезвые, адекватные, яркие и талантливые авторы учебников — будет интеллектуально и морально загублено ещё одно поколение.

Воспитание живой, думающей молодёжи, имеющей и сознающей своё достоинство, — первостепенная задача всех образовательных организаций страны.

Поступательное, мудрое, размеренное, терпеливое движение от простого к сложному в учебном процессе, живое, доверительное, наставническое, уважительное отношение к ученику — вот основа основ будущего воспитания и образования в России.

Сегодня простота — на вес золота. Днём с огнём её не сыщешь. Бюрократический, путаный, иногда попросту безграмотный язык современных учебников поражает. Сталинские учебники с их сдержанностью, аристократичностью, вкусом и в преподнесении учебного материала, и в оформлении — прямая им противоположность. Чёткие, прекрасные, светлые иллюстрации без самонадеянной интеллектуализации и абстрактной запутанности. Красивая, простая, грамотная речь. Выверенные специалистами высочайшего класса примеры, задания и упражнения. Немудрено — система образования и воспитания в школах при Сталине была направлена на воспитание думающей, уверенной в себе личности, сильной, трудолюбивой, с чувством собственного достоинства.

Постепенное раскрытие и усложнение темы, жизненность ситуаций в каждом из заданий или упражнений говорят об особом, уважительном отношении к маленькому человеку, который не спеша раскрывает свои способности и получает навыки, умения и знания. В этих учебниках есть классическая связь — учитель-ученик. Преподнесение материала не унижает ученика и не несёт в себе деления заданий на «умные» и «обычные», как в современной учебной литературе, где задачи и упражнения «для умных» отделены и не попадаются на глаза. Ребёнок, который не может сначала решить задания «для умных», привыкает решать «обычные», даже не заглядывая в более сложные варианты. В старых учебниках это исключено!

Говоря об «обычных» занятиях нельзя не заметить, что никогда в советской системе образования не было того беспредела, когда родители, даже если и помогали ребёнку в выполнении домашнего задания, то не могли его выполнить. Сейчас же это, увы, печальная обыденность родителей и их детей. Вотсап-каналы начальной школы кишат родительскими обсуждениями о том, как решать задачу во втором классе! Обучающей сложности — продуктивной, тщательно выверенной, заставляющей расти и преодолевать, — здесь, увы, нет. Если что и есть, то лишь преднамеренное издевательство и саботаж, когда специально предлагаются невыполнимые, немыслимые, нелогичные задачи по математике. Неряшливо, «невкусно» составленные, с бездарными текстами в упражнениях — современные учебники по русскому языку, увы, не уступают математическим штудиям. Они плохо, бессистемно учат грамотности и создают литературное дурновкусие у детей.

Сегодняшний социомир в каждой из своих областей противодействует былой простоте восприятия и трансляции человеческого сознания. И, к сожалению, в угоду ему образование послушно транскрибирует окружающую действительность, со всеми её противоречиями и недетскими сложностями — в учебниках и методических пособиях для учащихся.

В противовес им учебники сталинской эпохи воспитывают в человеке достоинство, уважение к себе и окружающим людям, понимание своих способностей и своего предназначения, моральные принципы, спокойное, простое, умное отношение к жизни. То отношение, которое формирует в человеке личность и гражданина своей страны.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  aska
aska


Сообщений: 62095
17:01 03.03.2021
женщина не "должна работать", а "должна работать если хочет".

но что делать если кормилец семьи, ту самую семью прокормить не может?
и при этом обесценивает труд по дому- что ты делала весь день? за тебя стирает машинка, углями чугунный утюг заряжать не надо...печь топить не надо.... ну дома с детьми посидела делоффф-таааа....
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Ланцелот
lants


Сообщений: 53453
22:00 03.03.2021
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Школа достоинства. Учебники сталинской эпохи.
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия