Образование

Log in | Registration
Next page →Go to the last message

Реалии российского образования: от низкого качества услуг до коррупции

No Name 42628
15 16790 09:50 30.11.2017
   Thread rating +2
  No Name 42628
42628


Messages: 5
ООО ЛСЭ "ИКБ"
www.lse-ikb.com
Судьба любого государства напрямую зависит от состояния системы образования. Если государство стремится к развитию, руководство ставит целью занимать одну из первых позиций на мировой арене, то нужно заботиться о грамотности и образованности населения.
Однако, россияне недовольны качеством образования в стране, причем как среднего, так и высшего. В мировом рейтинге эффективности национальных систем образования Россия занимает 34-е место, а в списке стран с лучшей системой высшего образования в 2016 году, куда вошли 25 стран, не представлена совсем.



В статье мы разберем проблемы системы российского образования и то, как неудовлетворительное качество образования влияет на последующую жизнь выпускников и на экономику страны.

Начнем с экскурса в историю. Началом складывания российской системы образования стоит считать школы (училища) при княжеских дворах Владимира Святославича в Киеве и Ярослава Мудрого в Новгороде, послужившие примером для создания школ и при дворах других князей. Школы открывались в столицах княжеств и при монастырях. В школах обучали грамоте и иностранным языкам. В 1086 году в Киеве открылась первая школа для женщин.

Первым высшим учебным заведением стала в 1687 году Славяно-греко-латинская академия. В XVIII веке были созданы первые российские университеты — Академический университет при Петербургской Академии наук (1724 год) и Московский университет (1755 год). С правления Петра Великого начинается активное создание технических учебных заведений, направленных на подготовку инженеров.

Началом государственного женского образования стоит считать 1764 год, когда был основан Смольный институт благородных девиц, при котором в следующем году открылось отделение для «мещанских девиц», готовившее гувернанток, экономок, нянь. После этого стали создаваться и частные пансионы для дворянок.

В 1779 году при разночинной гимназии Московского университета была открыта Учительская семинария, ставшая первым педагогическим учебным заведением в России.

В начале XIX века система образования в России претерпела изменения. По уставу 1804 года, образование можно было получать последовательно в приходских училищах, уездных училищах, губернских гимназиях и университетах. Школы двух первых типов были бесплатными и бессословными. Кроме того, существовали духовные училища и семинарии, подведомственные Священному Синоду, благотворительные училища Ведомства учреждений императрицы Марии и учебные заведения Военного министерства.

Были созданы учебные округа во главе с попечителями, систему образования округа возглавлял университет.

При Николае I, после восстания декабристов, образование стало более консервативным. Школы были выведены из подчинения университетов и напрямую подчинены попечителю учебного округа, назначаемого Министерством народного просвещения. Частные учебные заведения были закрыты или преобразованы для большего согласования их учебных планов с учебным процессом в государственных училищах и гимназиях. Высшие учебные заведения были лишены автономии, ректоры и профессора стали назначаться Министерством народного просвещения.

В ходе реформ Александра II при университетах стали создаваться высшие женские курсы — организации, дающие для женщин образование по программам университетов (хотя высшим образованием это еще назвать нельзя). Первые такие курсы были открыты в 1869 году. Статус высших учебных заведений высшие женские курсы получили лишь незадолго до революции 1917 года. В 1864 году Положением о начальных училищах вводились общедоступность и бессословность начального образования. Средние образовательные учреждения делились на классические гимназии и реальные училища. В них мог поступить каждый, кто успешно сдал вступительные экзамены. Поступить же в университеты могли только выпускники классических гимназий и те, кто сдал экзамены за курс классической гимназии. Выпускники реальных училищ могли поступать в другие высшие учебные заведения (технические, сельскохозяйственные и другие).

В 1863 году университетам была возвращена автономия, отменены ограничения на прием студентов. Значительно выросла роль общественности в системе образования (попечительские и педагогические советы)

После Октябрьской революции произошло кардинальное изменение системы образования. Декретом СНК РСФСР от 11 декабря 1917 года все учебные заведения были переданы в ведение Наркомпроса РСФСР. Частные учебные заведения были запрещены, образование стало бессословным и общедоступным

Основной задачей в области образования для Советского правительства стала ликвидация массовой неграмотности населения, решением чего стал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26 декабря 1919 года. Декретом была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности при Наркомпросе РСФСР, руководившая всей работой в этом направлении. Активно открывались школы для взрослых и пункты ликвидации неграмотности, увеличивалась публикация учебной литературы.

В 1923 году совместным постановлением ВЦИК и СНК РСФСР была введена плата за обучение в старших классах школы и вузах. От платы освобождались некоторые категории граждан — военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, безработные, пенсионеры, государственные стипендиаты, Герои СССР и Герои Социалистического Труда. Устанавливался предел бесплатных мест в вузах. Плата за обучение не взималась в коммунистических высших учебных заведениях, рабочих факультетах и педагогических техникумах. Плата за обучение сохранялась до 1950-х годов.

Согласно Конституции 1977 года, всем гражданам СССР было гарантировано право на получение бесплатного высшего и средне специального образования. Всем отличникам учебы, обучавшихся на очных отделениях вузов, а также в средних специальных учебных заведениях было гарантировано право на получение стипендии от государства. Государство также через систему распределения гарантировало трудоустройство по специальности каждому выпускнику вуза и среднего специального учебного заведения. Советское образование считалось одним из лучших в мире и занимало 3-е место в мировом рейтинге.

С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Её основными направлениями стали ориентация на развитие частных образовательных учреждений, участие гражданина в финансировании собственного образования, отмена системы государственных гарантий трудоустройства выпускников вузов и техникумов, свертывание системы профессионально-технических училищ, развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков (компетенций), стандартизация образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства, переход на многоуровневую систему высшего образования и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы.

Итак, разберем по отдельности каждую проблему:

Низкое качество образования и уровень квалификации преподавателей
В связи с развитием информационных технологий многие преподаватели не могут в полной мере дать основы новых технологий своим студентам. Сказывается то, что преподаватели просто не успевают ознакомиться с новыми технологиями, которые в свою очередь развиваются настолько стремительно, что для того чтобы их освоить, учителям самим приходится много часов уделять своему обучению и самосовершенствованию. Решением может стать квалифицированное повышение уровня знаний преподавателей путем создания удобных программ по своевременному обучению преподавателей.

Кризис традиционной системы образования
Всё чаще приходится слышать о кризисе старой системы образования. В России была введена Болонская система образования, которая в своей основе имела интересные тезисы, но на деле — полностью уничтожила систему высшего образования, которая была создана в СССР. Главное отличие новой системы от прошлой — введение двух уровней в системе высшего образования. Первый уровень длится 4 года и в результате выпускники получают диплом бакалавра, второй уровень — магистратура, длится 2 года. Но большинство студентов завершают свое обучение на первом этапе, ведь бюджетных мест в магистратуре по отдельным специальностям не предусмотрено, а стоимость обучения крайне велика.

Кстати, о стоимости обучения — последние несколько лет наметилась тенденция к существенному сокращению бюджетных мест, а не многие семьи в России могут выложить круглую сумму за обучения ребенка.

Специальности, на которых не предусмотрено бюджетных мест, стоят непосильно дорого для среднестатистической российской семьи. Так, год обучения на гуманитарной специальности начинается от 70 тысяч рублей, технической от 100 тысяч рублей. Конечно, стоимость обучения зависит от ВУЗа и его престижности, а озвученные цифры мы привели для провинциального ВУЗа.

Что касается средней школы и профессиональных училищ, то стала очевидной необходимость изменения подхода к процессу обучения. Современное общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отойти от обучения как заучивания фактов. Нужно учить детей добывать информацию, понимать её и применять на практике. А для этого требуется колоссальный труд по подготовке не только новых учебников для учеников и пособий для учителей, но и самих педагогических работников. Отсюда вытекает следующая проблема.

Низкая практическая направленность образования
Воспитывая учёного-теоретика, мы создаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может применить знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые сотрудники переживают серьёзную адаптацию, связанную с невозможностью сопоставить свои знания с практической деятельностью.

Низкий уровень финансирования
Третья проблема характерна не только для образования — это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. К тому же, чтобы идти в ногу со временем, необходимо внедрять новые технологии, обновлять уже устаревшее оборудование. На это у учебного заведения средства есть далеко не всегда.

Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования
Очередная трудность, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ и студенты-первокурсники, это низкий уровень связи между этапами образования. Так, теперь чтобы поступить в вуз, часто родители нанимают репетитора для сдачи ЕГЭ, т.к. школа не может дать соответствующий уровень подготовки. Особенно если вуз престижный и конкурс на выбранное направление подготовки будет большой. Отличается и уровень требований, который предъявляли в школе от уровня, необходимого для обучения в вузе. Поэтому первый год обучения — самый тяжёлый для студентов и отличается наибольшим количеством отчисленных ребят, не выдержавших нового ритма учёбы.

Массовый спрос на высшее образование
Пятая проблема вытекает из, казалось бы, положительной тенденции на увеличение спроса на вузы. Всё большее число вчерашних школьников стремится получить документ о высшем образовании. Но эта тенденция имеет свой недостаток, т.к. увеличилось число негосударственных вузов, с которыми нужно быть очень осторожными и внимательными.

Несоответствие требований рынка труда и номенклатуры дипломов
Специалисты все чаще говорят о том, что российские ВУЗы основной упор делают на подготовку «денежных» специальностей (то есть тех, которые пользуются популярностью у абитуриентов и за которые они готовы платить). А специалистов, которые действительно требуются для развития нашей страны, готовят по остаточному принципу.

Кроме того, существующая на сегодняшний день система образования просто не в состоянии оперативно реагировать на изменения рынка труда, содержание востребованных специальностей которого меняется каждые 5 лет. В результате молодой специалист выходит из стен ВУЗа с устаревшими знаниями, из-за чего первые годы своей трудовой деятельности ему приходится «тратить» на приобретение нужных знаний и навыков опытным путем. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Каждый четвертый выпускник российского вуза не трудоустроен».

Коррупция
Коррупция в российской системе образования — это многоликое и многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании. Против коррупции предпринимается много законов, однако работают ли они, сложный вопрос. В частности, снизить коррупцию предполагалось при помощи внедрения ЕГЭ, однако эта мера еще более усугубила ситуацию, взятки просто стали больше в несколько раз. Высокий уровень коррупции в учебных заведениях блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей.

Падение престижности обучения в ПТУ и техникумах
Рассматриваемая проблема возникла еще в 90-е годы. С тех пор дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в ПТУ, снижается. По данным 2009 года, в вузах обучалось в 7 раз больше студентов, нежели в техникумах и ПТУ. Как итог, в России недостает собственной рабочей силы, и приходится прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием.

Подводя итоги, можно заметить, что для решения проблем в российской системе образования явно недостаточно традиционного «косметического ремонта». Проблемы имеются практически на каждом уровне системы и их решение — это важнейшая стратегическая задача России.

Ведь от грамотности молодых специалистов зависит будущее страны. Кадры по-прежнему решают всё! Нужны квалифицированные и высокообразованные граждане, чтобы поднять экономику, вывести страну из кризиса, создать могущественное современное государство. А этого можно добиться только благодаря качественному и доступному образованию!

Новое время требует кардинальных изменений, способных повысить образовательный уровень российских граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.
Link Complain Quote  
09:55 30.11.2017
No Name 42628 (42628) писал (а) в ответ на post:
> Кроме того, существующая на сегодняшний день система образования просто не в состоянии оперативно реагировать на изменения рынка труда, содержание востребованных специальностей которого меняется каждые 5 лет. В результате молодой специалист выходит из стен ВУЗа с устаревшими знаниями, из-за чего первые годы своей трудовой деятельности ему приходится «тратить» на приобретение нужных знаний и навыков опытным путем. Подробнее об этом читайте в нашей статье «Каждый четвертый выпускник российского вуза не трудоустроен».
quoted1

То есть трое — могут, а каждый четвертый нет? И не удивительно, не все в институт ходят за знаниями, некоторые ходят за дипломом.
Но это ситуация меняется. Сокращением уймы «платных» ВУЗов, которых в 90-х расплодилось в каждом дворе.
И студенты тоже сейчас, не те, что были еще 15 лет назад.
Связь теория-практика ( производство) в ключевых ВУЗах выстраивается последние пять- семь лет.
Link Complain Quote  
09:59 30.11.2017
Команда Университета ИТМО в 6 раз выиграла чемпионат мира по программированию. (2016 год)
Link Complain Quote  
  IOV
IOV


Messages: 47541
10:00 30.11.2017
No Name 42628 (42628) писал (а) в ответ на post:
> Новое время требует кардинальных изменений, способных повысить образовательный уровень российских граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.
quoted1

для чего нужны в России образованные люди…?…да ещё в массовом количестве…)))

«Секулярные школы недопустимы, поскольку в них нет религиозного обучения, а общее нравственное обучение вне религиозной основы построено на воздухе; следовательно, всякое воспитание личности должно исходить из веры. … Нам нужны верующие люди …» (цитата изверга… рода человеческого…)
Link Complain Quote  
  Borey
36945


Messages: 19576
10:21 30.11.2017
No Name 42628 (42628) писал (а) в ответ на post:
> Реалии российского образования: от низкого качества услуг до коррупции
quoted1
Ерунда.. Статья рассчитана на ничего не понимающего человека.
Уровень требования и самих знаний постоянно растёт И растить образрованного человека становится всё трудней и есессно дороже. Рост знаний за бесплатно не бывает… Больше времени, больше работы. О том, как щас рухнет образование начал слушать, когда чернильницы и перьевые ручки стали менять на шариковые… Дети будут неправильно писать а значит и думать….
Очередная ерунда, которая не призвана ничего прояснять…
Это в-общем даже и не о образовании и не специалистом писанная…
Link Complain Quote  
  Nataly Noimann
10507


Messages: 72455
11:14 30.11.2017
No Name 42628 (42628) писал (а) в ответ на post:
> Реалии российского образования: от низкого качества услуг до коррупции
quoted1
Российское образование получше, чем во многих благополучных странах. Статья - лживое фуфло
Link Complain Quote  
  Brink
Brink


Messages: 800
19:01 03.12.2017
Катастрофа высшего образования как следствие культурной деградации
Катастрофа высшего образования является в первую очередь отнюдь не следствием сознательных усилий чиновников (хотя и они немало потрудились в этом направлении), а следствием объективного исторического процесса обвальной культурной деградации «потребительского общества». Поэтому наивно думать, что можно серьезно изменить ситуацию какими-то «реформами». Рано или поздно придется честно признать, что никакого «высшего образования» уже давно реально не существует — существует лишь его неуклюжий тотально коррумпированный смулякр, умело высасывающий деньги из госбюджета и карманов наивного населения.

Виталий Даренский









В «постсоветский» период в странах бывшего СССР, несмотря на всю глубину деструктивных процессов в социально-экономической сфере, система высшего образования, тем не менее, по контрасту с первой развивалась весьма бурно. Общее количество и ВУЗов, и студентов по сравнению с концом советского периода истории в настоящее время выросло в несколько раз. Впрочем, параллельно этому взрывообразному росту происходил и рост коррупции, сопровождающийся, естественно, резким падением уровня реальных знаний студентов (в некоторых случаях практически до «нуля»). Открытие новых специальностей и введение новых предметов чаще всего оказывалось не обеспеченным должным образом ни наличием подготовленных преподавателей, ни качественными учебными пособиями и методиками, превращаясь, таким образом, в откровенную «халтуру» с исключительно корыстными целями.

Сложилась пагубная практика открытия многочисленных вузов с так называемыми «престижными», но все менее востребованными специальностями. В сфере платного образования стали крутиться огромные деньги, по обороту сравнимые с торговлей нефтью или оружием.

К середине 2000-х годов в вузы стали поступать около 80% вчерашних школьников (в СССР их процент не превышал 30%). По стране в буквальном смысле ходят толпы молодых безработных: экономистов, юристов, психологов, журналистов и т. д. В этом смысле не только возникающие без какой-либо реальной базы частные ВУЗы, но и непомерно раздувающиеся за счет множества новых специальностей государственные, превращаются в своего рода «потемкинские деревни». Ещё сохраняя способность производить качественные кадры, вместе с тем, система образования превращается в одну из сфер рынка услуг, для которой на первом месте стоит именно прибыль, достигаемая любыми способами, а все остальные параметры деятельности уходят на второй план.

К сказанному нельзя не добавить, что высшее образование относится к числу наиболее коррумпированных сфер «постсоветской» экономики: здесь в «тени» ежегодно оборачиваются как минимум несколько десятков миллиардов рублей; по самым скромным подсчетам социологов, не менее 60% студентов регулярно дают взятки за получение оценок, а за само поступление в ВУЗ этот процент намного выше, во многих случаях доходя почти до 100%.

Сами трудовые коллективы ВУЗов уже давно практически полностью формируются по принципу «своих людей», т. е. через родственные, кумовские связи, или же через взятки, если человек таковых не имеет и его берут в систему, как говорят, «с улицы». Поэтому внутренние отношения в этих коллективах все чаще построены по вполне «мафиозным» принципам, со сложной системой неформальных обязательств, общей «повязанностью» участием в одной коррупционной системе (с «откатами», «разборками» и т. п.), а также подчиненности всех достаточно жесткой системе неформальных правил «вертикальных» и «горизонтальных» отношений, которая очень похожа на систему «понятий», по которым живет криминальный мир. Однако, в отличие от последнего, здесь эта система лицемерно замаскирована. С другой стороны, именно профессиональные качества здесь ценятся меньше всего, поскольку само их наличие в первую очередь делает человека опасным конкурентом «коллег» и, тем самым, потенциальной жертвой этой системы.

Особые реалии системы высшего образования, связанные с ее качественной деградацией, превращением в одну из самых коррумпированных сфер рынка и социальной невостребованностью производимого «продукта», очевидно, являются очень «неудобной» темой. В нынешних условиях, кроме того, достаточно очевидно, что уровень образования и наличие дипломов весьма мало связаны с уровнем доходов человека. Как отмечает в статье «Образование и глобализация» И. Шарыгин, в «постсоветском» социуме «полностью отсутствует положительная зависимость между качеством образования и личным успехом в жизни. Скорее наоборот, эта зависимость отрицательна. Личные связи и неразборчивость в средствах — основные способы для достижения успеха.

Что касается образования, то нужны не знания, а справка об образовании, диплом. Причем не важно какой. Дипломированные неучи делают карьеру быстрее и успешнее, чем хорошо обученные профессионалы» (Шарыгин И. Образование и глобализация // Новый мир. 2004. No 10. С. 113). Поэтому, если в жизни исходить из исключительно меркантильных интересов, то настоящее высшее образование непосредственно необходимо сравнительно небольшой части населения, основная же его масса занята такими видами деятельности, которые не требуют не только высшего, но часто даже и среднего образования.

К настоящему времени утвердилась идеологическая концепция, согласно которой высшее образование является едва ли не самым главным фактором развития общества «постсоветских» стран, которые якобы отстают от ведущих стран мира в экономическом и технологическом отношении в первую очередь из-за неэффективной системы образования. Однако не трудно заметить, то, что «взрывообразный» рост сферы высшего образования происходит как раз не за счет подготовки специалистов по современным высоким технологиям, — их доля в общем количестве студентов и качество подготовки как раз существенно снизились по сравнению с советским периодом, — но за счет многократного бессмысленного увеличения доли специалистов для непроизводственных сфер (управленческой, финансовой, сферы услуг и развлечений и т. п.), оказывающихся в большинстве своем не востребованными.

Факт устойчиво высокого спроса на высшее образование в силу его низкой востребованности является удивительным и требующим осмысления, особенно учитывая как крайнюю скудость денежных средств большинства населения, так и тот факт, что эти средства люди обычно вкладывают именно «в диплом», а не в реальные знания, стараясь, где только возможно, заменить последние приемлемым денежным взносом. Социологические данные и личные наблюдения однозначно свидетельствуют, что подавляющее большинство выпускников ВУЗов не работает по своей непосредственной специальности, и очень часто с самого начала не собиралось этого делать.

Главное объяснение растущего спроса на высшее образование в условиях сокращающихся возможностей его реального применения состоит как раз в том, что на уровне массового сознания распространена вера в близкий экономический «бум», в результате которого произойдет быстрый переход к тому типу общества, который имеет место в самых развитых странах мира. В расчете именно на это, а не на те условия, которые имеют место теперь, люди вкладывают свои (часто последние) деньги в обучение детей в ВУЗах, или уже самостоятельные люди тратят на это большую долю своих доходов. Правда, как свидетельствуют данные социологических опросов, все большее количество людей осознают утопичность таких надежд и начинают связывать высшее образование с надеждой на эмиграцию в более экономически развитые страны.

Происходящая обвальная примитивизация и девальвация самого высшего образования обусловлена не только его количественной избыточностью и низким качеством, но и, во-первых, резким падением базового уровня культуры у «постсоветских» поколений; во-вторых, упрощением тех видов деятельности, для которых ныне требуются наличие диплома. Первый из названных факторов уже хорошо описан в литературе. Например, А. Андреев в статье «Российский студент в пространстве культуры», обобщая результаты многолетних исследований, отмечает не только резкое падение культурной эрудиции студентов на рубеже 1990−2000-х годов (т. е. у первого чисто «постсоветского» поколения), но и, что намного более серьезно, падение у них функциональных, в первую очередь, мыслительных навыков и языковой компетенции, определяющих саму способность к обучению и усвоению сложного смыслового содержания.

Как отмечает названный автор, в этот период «преподаватели гуманитарных дисциплин большинства московских ВУЗов стали сталкиваться с новой совершенно неожиданной трудностью — неспособностью многих студентов конспектировать лекции. Фактически студенты оказываются не в состоянии самостоятельно осуществить смысловое структурирование более или менее сложного текста с большим количеством абстрактных понятий. Более того, как оказалось, они не знают и широко употребляемых общенаучных терминов… В этих условиях лекция вырождается в своего рода диктант, сопровождаемый разъяснением элементарных понятий.

По наблюдениям преподавателей, из речи студенческой молодежи выпадают целые семантические пласты, связанные с вероятностным мышлением и формулировкой прогнозов, стиль коммуникации становится однообразным, оценки — „черно-белыми“, описание человеческих мотивов и действий сводится к простейшим глагольным конструкциям, при помощи которых могут быть зафиксированы лишь отдельные действия, но отнюдь не стратегии поведения… редко какой студент сегодня пишет без ошибок, причем, порой достаточно грубых. Ещё 15−20 лет назад абитуриенты с таким знанием языка вряд ли вообще могли поступить в вуз» (Андреев А. Российский студент в пространстве культуры // Москва. 2004. No 3. С. 141−142).

Если таково положение в Москве, то в иных местах названная тенденция пошла ещё далее — вплоть до того, что функциональная некомпетентность студентов вообще стала нормой и ее просто перестали замечать, воспринимая как данность.

Впрочем, описанная тенденция отнюдь не является аномалией и представляет собой часть более общего цивилизационного явления, которое можно определить как вторичную варваризацию — утрату новейшими поколениями многих культурных навыков, ещё недавно бывших совершенно естественными их ближайших предков, часто не имевших даже начального образования.

Тем самым, возникает ситуация, ещё недавно казавшаяся немыслимой, при которой почти поголовное «высшее образование» сочетается с обвальной культурной деградацией. Причиной вторичной варваризации, очевидно, является господствующий образ жизни «потребительского общества», в котором оказывается избыточным все то, что выходит за рамки простого гедонистического прагматизма: в первую очередь, базовые ценности и культурный навык духовного самовозрастания личности, существовавшие в традиционном обществе как его естественная основа.

Тем самым, катастрофа высшего образования является в первую очередь отнюдь не следствием сознательных усилий чиновников (хотя и они немало потрудились в этом направлении), а следствием объективного исторического процесса обвальной культурной деградации «потребительского общества». Поэтому наивно думать, что можно серьезно изменить ситуацию какими-то «реформами». Рано или поздно придется честно признать, что никакого «высшего образования» уже давно реально не существует — существует лишь его неуклюжий тотально коррумпированный смулякр, умело высасывающий деньги из госбюджета и карманов наивного населения.

Впрочем, те кому надо, об этом давно уже очень хорошо знают.

Что делать в этой ситуации? Естественно, рациональнее всего было бы просто ликвидировать всю «систему образования» как таковую и оставить на всю страну несколько учебных центров, которые бы готовили ученых для военной промышленности, военных учебных заведений и медицины — тех сфер, которые необходимы для выживания государства. В гражданской сфере наука не нужна в принципе, поэтому какой смысл государству тратить на нее деньги? Особенно это касается гуманитарных наук, в массовом порядке штампующих полуграмотных пропагандистов русофобии. В естественных и технических науках ситуация не намного лучше — здесь большинство тех, кто достиг какой-то серьезной квалификации, стараются уехать за рубеж, тем самым, усиливая наших геополитических противников.

Однако такое оптимальное решение вызовет колоссальный скандал, на который государство не пойдет из-за огромных репутационных потерь. Но на самом деле именно такой путь не имеет альтернативы, хотя он будет происходить замаскированно. «Система образования» с сотнями никому не нужных университетов продолжит свое существование — но фактически в качестве филиала пенсионного фонда, просто для того, чтобы не оставить безработными миллионы людей, одни из которых делают вид, что учат, а другие делают вид, что учатся. А реальная наука в конечном счете сконцентрируется только в военной сфере как основа для ВПК, куда и будут индивидуально отбираться самые талантливые студенты. Что касается гуманитарной сферы, то здесь самые талантливые люди всегда были самоучками и «оканчивали библиотеки» (Р. Бредбери), а не университеты, которые им всегда только мешали нормально расти и развиваться.

И независимо от того, насколько этот процесс будет регулируемым, и насколько стихийным, никакого другого пути в этой сфере объективно не существует.
Link Complain Quote  
  immi
imi


Messages: 44873
19:08 03.12.2017
No Name 42628 (42628), то, что перечислено в статье усталелослегка, мнгое из этого уже внедряется лет 7 как по новым стандартам образования, и результат можно будет оценить на втором поколении выпускников, с финансированием и правда проблемы
Link Complain Quote  
  Lira Lira
36358


Messages: 27784
14:50 17.12.2017
No Name 42628 (42628) писал (а) в ответ на post:
> и поднять качество образования в России до международных стандартов.
quoted1

Угу…
Уже поднимали — с помощью той же Болонской системы.
Хватит уже заглядывать в рот американцам и всяким западным «партнерам». Мы — Россия! Значит и система образования должна быть российской. Когда-то система образования СССР входила в тройку лучших. Если у нас, наконец, всерьёз возьмутся за образование и вышвырнут тупых, зажравшихся чиновников из Минобраза, возможно, все изменится к лучшему.
Но на это очень мало надежды.
Увы…
Link Complain Quote  
  Gasha
pppp


Messages: 2012
15:41 17.12.2017
В своей философии Сорос доказывал, что науки, особенно гуманитарные бесполезны в обществе. Поэтому активно влиял на исчезновение наук через Болонское Соглашение. Во всех странах исчезли следующие науки:
1).Наука этика. Согласно её законам организуется сотрудничество между отдельными людьми, их группами и даже странами для производства Блага. С появлением норм права и государства её влияние на сотрудничество ограничилось формированием естественноприродной нормативности сознания людей и обеспечения легитимности принимаемых законов права. Исчезновение её привело к торжеству Выгоды и снизило эффективность действующего законодательства в каждой стране и международных отношениях;
2).Наука методология. Занимается формированием целостных представлений в самих науках и в каждом виде деятельности. Благодаря ей, науки приобретали свою практическую целесообразность через взаимосвязь фундаментальных, экспериментальных и потребительских наук. Каждый вид деятельности приобретал у людей сквозное видение через взаимосвязь методологии, методики и технологий, обеспечивая способность понимать и переключаться на различные виды деятельности в совместной работе, с учетом её исполнения в настоящее время.
3).Наука дидактика. Формирует процессы смыслообразования и достижения понимания с учетом индивидуальности в процессе формирования образованности, воспитанности и профессионализма в соответствии с потребностями развития цивилизованного общества.
4). Наука идеология. Формирует процессы достижения будущего на основе сохранения, накопления и передачи социального опыта с учетом особенностей национального и территориального развития стран.

5). Отсутствие наук деформировало нематериальную культуру общественного и индивидуального сознания, которая формировала закон «Мысль начинается с целого типичного». В этом случае функционируют ресурсы долговременной памяти, где сохраняются, накапливаются знания, умения навыки, как основа понимания и смыслообразования. На ресурсах долговременной памяти формируются такие виды грамотности отдельного гражданина, как образованность, воспитанность, профессионализм. Эти процессы закреплялись в каждом национальном языке, так как «смысл» слова есть сделанное на практике, то усвоение слов-понятий любого языка, есть основа формирования ответственности, компетентности и даже совестливости.

Между смысловыми понятиями существуют сквозные связи, которые формируют представления людей как Целое. Живой язык, как культура речи, как зеркало, позволяет людям увидеть мир не в фрагментарном виде, а в движении: в настоящем времени, к будущему проекту, сохраняя накопленный прошлый опыт. Поэтому когда мы говорим слово" горшок", то в сознании возникает образ многочисленных «горшков», как Целое, затем мы обращаемся к конкретной его части, реальный, нарисованный, произнесенный в суждении и так далее. Как говорил Сократ, «И ночной горшок может стать произведением искусства».
Такая культура сознания позволяла создавать представления о Целостности (семьи, организации, общества, механизма и даже цветка) и воспроизводить интуитивно содержание его частей, даже без подробного знакомства с ними. Такое мышление способно настроится на сознание других людей, независимо от национальности и веры, даже от понимания целесообразности обыкновенной бытовой вещи. Такое взаимопонимание способно охватить десятки и даже миллионы людей, как эффект сопереживания, без стремлений повлиять на других. Поэтому он является способом формирования личной ответственности за транспорт, которым человек управляет, за людей, которых он везет, за семью, ради которых он работает. Именно эти чувства повышают мотивацию к ответственности и повышают степень реагирования на внештатные ситуации.

При такой культуре мышления летчик никогда не направит самолет в сопку, водитель не будет рисковать на опасной дороге, а ученые и специалисты будут избегатьтехногенных катастрофах, которые сейчас из-за безответственности людей приводят к гибели всего живого и экологическим бедствиям на больших территориях.
Если исходить от наоборот, то будет безуспешная попытка искать сходство в частях по принадлежности к целому. Без движения от Целого все уточнения повисают в иллюзиях….
2. Анализ/синтез как основа технологий саморазрушения
Под влиянием Сороса на организацию Болонского Соглашения, в обучении все «поставлено с ног на голову». Любой акт мышления начинается через выделение и усвоение единичного (анализ), набор которых затем обобщается в синтезе. Именно так работают трейдеры на финансовых рынках. Для анализа, каждый из них свободен в выборе факторов, полученный синтез может меняться до принятия решения несколько раз. В случае признания ошибочности своего действия, трейдер может выйти из сделки и принять новое решение. А может и не принимать, а просто посидеть, наблюдая динамику торгов. Точно также трейдер имеет право относиться к своим коллегам. Критическое мышление как элемент культуры.
Эти логические операции осуществляются на ресурсах кратковременной памяти. Поэтому смена в аналитическом наборе информации даже одного элемента, каждый раз вызывает необходимость нового синтеза. Все логические операции и их результаты в этой памяти легко забываются. Сама смена их, как ложных проектов, позволяет этим специалистам жить напряженной эмоциональной деятельностью.

1). В реформированной организации образования согласно Болонскому Соглашению, все делается аналогично. Частые внедрения перспективных инициатив улучшения качества образования доказываются с помощью технологий сетевого маркетинга, которые создают иллюзии бурной деятельности в системе образования. Хотя они творили бракованные проекты, направленные на разрушение системы воспроизводства блага.
Зачем это нужно Соросу? Мировые кризисы и нестабильность экономик стран увеличивает волатильность в изменении цены на более длительные периоды и позволяет более продуктивно влиять на отдельные валюты или акции. Какая цель Сороса? Никакой! Он игроман.

Науки, которые могли разоблачить иллюзии — что система образования потеряла связь с жизнью, то есть запросами граждан и сфер общественного производства — исчезли. Технологии сетевого маркетинга позволили «перевернуть с ног на голову"представления о соотношении образования и общественного производства. Оказывается, бизнес не готов воспринимать те идеи, которыми было наполнено сознание выпускников учебных заведений. Это вина предприятий, что они не принимают выпускников на работу, обосновывая их отсутствием умением и навыков. В России около 80% выпускников ВУЗ-ов работают не по специальности. В странах мира этот процент тоже вырос. Казалось бы есть причина забить тревогу.
Но во многих странах к власти пришли люди из непроизводственной сферы. Некоторые руководители стран даже считают, что намного выгодней пополнять бюджет, играя на финансовых рынках, чем вкладывать деньги в совершенствование производства. Политиками даже учитывается тот факт, что в последнем варианте они выигрывают, так как открытие новых предприятий и поддержка старых не дает такого быстрого политического эффекта высокой эффективности их управления.


3). Технология саморазрушения национальных экономик и системы воспроизводства благополучия была направлена на уничтожение системы сохранения накопления и передачи социального опыта в нематериальной культуре и национальных языках. В каждом живом языке опыт цивилизации накапливается как СДЕЛАНЫЙ. Для уничтожения его живой сущности заменили исторически сложившиеся слова- понятия на искусственные слова -термины: компетентность — на компетенцию, проект — на стандарт и др. Выбросили из практики применения смыслообразование и способы организации понимания: «знания-умения-навык» (понимание и распределение информации в долговременной памяти); «организация-планирование-контроль» (основы мотивации и целеобразования); взаимосвязь «фундаментальных — экспериментальных- прикладных наук» (как способ функционирования наук, их развития, сохранение практичности в обществе). В ноябре этого года Министр О. Васильева сообщила последствие превращения языка в мертвый: «Дети стали косноязычными в своей речи». … Эффект природной грамотности детей в разговорном языке уходит в прошлое….
И не только это. В кратковременной памяти формируются неустойчивые представления и зависимости. Министерством образования отмечается рост агрессии учеников, возникновение жестокости друг к другу, к учителям и родителям. Возросло количество немотивированных самоубийств, убийств родителей и даже преподавателей. Уходят из жизни или убивают из-за того что родители не позволили включить компьютер, не дали денег на сигареты, захотелось выложить все действия в инстаграмме и пр.

4).. Если какой-то механизм начать изучать с деталей, то ни один человек не поймет его работу. В России везде говорят о великом и могучем русском языке, но преподают его от частей, правил грамматики, фонетики, правописания и пр. Это то же самое, что вы рассказываете о лягушке, какая она замечательная и красивая, показывая её отрезанные лапки, внутренние органы.
Напомню, методика дрессировки животных тоже опирается на ресурсы долговременной памяти, как организации видового и индивидуального инстинкта. Причем, целое всегда состоит из позитивных частей, поэтому любовь к животному делает чудеса в воспитании, даже в домашних условиях.

5). Выбросили обучение с учетом индивидуальных способностей во всех видах образования, даже самые простейшие, с учетом стиля мышления. Это привело не только к массовым последствиям в нарушении интеллекта и речи, но даже к убийству детей на занятиях физкультуры. Только за 2016-й (!!!) год на занятиях физкультуры умерло 211 детей (сообщила О. Васильева), которые были физически здоровые и все были допущены к физкультуре.

Во всех видах систем обучения, от дополнительного до высшего, выбросили ЗУН (достижение понимания через знания, умения, навык), обучение с учетом индивидуальных способностей (личностно-ориентированное образование), исчезла связь с жизнью и самое главное любовь к детям, к тем кого обучаем и тем, кто обучает. А это огромное количество людей, у которых снижена труспособность

3. Как изуродовали этику
Программы по этике направлены на исключение любых форм возникновения конфликтов на уровне индивидуального сознания, между индивидуальностью и группой, между профессиональной группой и гражданами. (Напомним, этика это наука о практических формах сотрудничества.) В настоящее время в преподавании этики, создании профессиональных Кодексов этики, даже специалисты не отличают нормы морали, от норм нравственности и тем более от норм права. Изданные книги по этике воспитывают через «долженствование». Благими желаниями добиваются обратных результатов (!!!) Предлагаемые в образовании представления обладают высокой степенью неопределенности и отсутствием связи с жизнью:

1). В школьных программах предлагается представление, которое подходит под определение абракадабра: «Понятие нравственности Мораль (нравственность) — это социокультурное явление, образующее основополагающую сущность человечества»
Поэтому и преподавание этики сводится к благим пожеланиям в выборе «добра» в вечной дихотомической взаимосвязи «добра и зла». «Добро» в вариативных поступках недостижимо, так как с изменением ситуации оно может оказаться «злом». Такое преподавание этики создает в сознании людей вечный конфликт, единственным способом ухода от него, является подчинение вышестоящей рекомендации «Что на сегодня считать «злом», а что «добром».
2). Преподавание этики в Вузах также видоизменилось в связи с новыми требованиями современности (?): «Так как человеческое общество продолжает развиваться, вместе с ним видоизменяется и этика, то есть в соответствии с обстоятельствами каждый имеет право предлагать свою мораль.», то есть каждый может иметь право свои представления на обстоятельства, статус людей, историю общества и так далее. Предлагаемая этика исключает добросовестное выполнение ПВР организаций, Уставов армии и военизированных подразделений и конечно духовных традиций семьи, культуры и веры.

3). Медицинская этика, изложенная в современных правилах этики и деонтологии, привязана к основным разновидностям общения:: доктор — пациент; доктор-доктор. и до бесконечности. В этих условиях исчезают любые формы сотрудничества даже между медперсоналом, пациентами тем более. Как показывают последние события, они провоцируют и непонимание между гражданами и врачами. Иногда, в медучреждениях врачи грубо общаются с пациентами, иногда конфликты переходят в драки. Такие ситуации отсутствуют в других странах, да и в России, их раньше не было. Содержание биоэтики анализировать не буду, так как предлагал Министерству образования и Минздраву теорию этики, но она противоречит вышеназванным способам её организации.
4. Технологии превращения живых языков в мертвые.
Россия многонациональная страна и знание нескольких языков, в лоне которых человек проживает, должно стать нормальным явлением. Имеющиеся методики обучения несовершенны и обязательное знание языка той национальной культуры, в которой люди проживают, создают протестные отношения. Сущность языка доказывает, что есть технологии, когда изучение второго и третьего языка становится удовольствием.

1). Существующие национальные языки полезны и необходимы в рамках развития цивилизации на Земле. Среди них, нет лучших и не выделяются плохие. Их взаимосвязь необходимое условие для познания и организации всей полноты развития цивилизации, как Целое. Например, существительные чаще в своей речи используют итальянцы, евреи и американцы. К прилагательным испытывают склонность русские и французы. Глаголам больше уделяют внимание японцы и немцы. Причем, в своей письменной речи немцы усиливают влияние глаголов приставками haben и sein. Количественное равенство в использовании частей речи отмечается в национальных языках Греции и Китая, что делает их языковый объем слов самым большим в мире, а сознание граждан способным сохранять свою целостность в другой языковой среде. Эти законы необходимо соблюдать для организации обучения своим национальным языкам в общественной среде, где признано несколько государственных языков.
Русский язык разнообразней (вариабельней), по сравнению с другими языками. Он может описать и конкретно представить всё и совершенно разными словами, вплоть до вариаций одного известного — какого-то популярного слова. А также спокойно, на некоторое время, использует слова — понятия с других языков. Русский язык — это язык сотрудничества. В этом тайна дружбы народов, которые веками живут на территории России. В преподавании русский язык омертвили. В этом случае уважения к своему языку не будет, а значит и заботы о нём тоже. Национальным языкам народов России становится ещё труднее.
Link Complain Quote  
  Gasha
pppp


Messages: 2012
08:22 18.12.2017
Троичный код это нелинейные закономерности по которым существует внешняя реальность и создается человеческая цивилизация. В живом языке это законы взаимосвязи трёх частей речи, которые формируют сознание и разумную речь. Законы взаимодействия энергия- поле — масса, знания — умения — навык и другие коррелируют между собой обеспечивая адекватность познания мира. То есть, мир познаваем только богоподобным человеком, наделенным разумом.
Министерствам образования России это недоступно, так как их мышление опирается только на опыт и поэтому дальше своего носа они ничего не видят.
Link Complain Quote  
  Ssanyy Analitik
KC77


Messages: 69912
08:26 18.12.2017
Борей
> Уровень требования и самих знаний постоянно растёт
quoted1

эх боря… побухай хоть раз в жизни с каким нибудь учителем на досуге, узнаешь много нового… конечно это новое будет непохоже на передовицу в газете правда, но зато очень интересное…

ссаный напрмиер бухал с преподом вуза несколько раз, понятно беседовали за студенчество, препод лет 30 в вузе преподает- говорит, кино- тупой еще тупее, это не комедия…
Link Complain Quote  
  andkx
A4417880


Messages: 63952
20:01 19.12.2017
ЦиляСоломоновна (ЦиляСоломоновна) писал (а) в ответ на post:
Expand message beginning


> Но это ситуация меняется. Сокращением уймы «платных» ВУЗов, которых в 90-х расплодилось в каждом дворе.
> И студенты тоже сейчас, не те, что были еще 15 лет назад.
> Связь теория-практика (производство) в ключевых ВУЗах выстраивается последние пять- семь лет.
quoted1

Капитализм матушка. По положению о производственной практике студента можно задействовать на 4 часа работ в день по рабочим специальностям бесплатно. Ну на упаковке там, этикетки клеил, грузить. От желающих взять на практику отбоя нет. Это какая же экономия….
Link Complain Quote  
  andkx
A4417880


Messages: 63952
17:52 21.12.2017
Борей (36945) писал (а) в ответ на post:
Expand message beginning


> Уровень требования и самих знаний постоянно растёт И растить образрованного человека становится всё трудней и есессно дороже. Рост знаний за бесплатно не бывает… Больше времени, больше работы. О том, как щас рухнет образование начал слушать, когда чернильницы и перьевые ручки стали менять на шариковые… Дети будут неправильно писать, а значит и думать….
> Очередная ерунда, которая не призвана ничего прояснять…
> Это в-общем даже и не о образовании и не специалистом писанная…
quoted1

У нас на душу населения дипломированных юристов и экономистов больше всех в мире. И что?
Link Complain Quote  
  avenarius
avenarius


Messages: 27894
07:31 10.02.2018
Лучше меньше, да лучше

о прикрытии образовательных богаделен

Татьяна Воеводина





Газета «Коммерсантъ» извещает: с 2014 по 2017 год количество вузов и филиалов в России сократилось на 1097 (с 2268 до 1171, данные на январь 2018 года). С 2014 по 2017 год по итогам проверок возбуждено 2850 дел об административных правонарушениях в отношении юридических и должностных лиц образовательных организаций, которые были оштрафованы на общую сумму 48,3 млн руб.

Иными словами, в России прикрыта практически половина образовательных богаделен, которые размножились, как сорняки без хозяйского пригляда, после торжества демократии и прав человека. Теперь наиболее одиозные экземпляры прикрывают.

Цель — «завершить очистку высшего образования от вузов и филиалов, которые не дают качественного образования», так гласит документ Минобразования, на который ссылается «Коммерсантъ».

Мне это очень приятно узнать: уж лет десять я пишу о том, насколько разрушителен процесс поголовного «одипломливания» населения. Когда-то я, помнится, предлагала чохом закрыть все заведения, которые торопливо наклепали с 91-го года. Но, видимо, это было бы неполиткорректно, и пошли бюрократическим путём проверок, отзывов лицензий и т. д. Ну что ж, был бы результат. Давно пора закрывать все эти самоделочные заведения, имеющие целью продажу дипломов населению с пятилетней рассрочкой. Их существование не просто бесполезно — вредно. Оно отвлекает молодёжь от получения полезных навыков и внушает многим ложный взгляд на себя. Уже сегодня мы находимся на первом месте в мире по охвату населения 25−64 лет высшим образованием, согласно рейтингу Организации по сотрудничеству и развитию. У нас таких граждан 53,5%. В вузы поступает 94% выпускников средней школы. При этом общая умелость и трудовая квалификация народа неуклонно падает.

Так что мало ещё вузов закрыли! Правда, надо не только закрывать, но и открывать. Техникумы и ПТУ, куда и должна поступать основная масса выпускников 9-го класса. Мне кажется, мысль о благотворности среднего специального образования начала просачиваться в массы, и впереди идут сами выпускники. Только вот не хватает техникумов и ПТУ.

Что касается вузов, то они, безусловно, должны быть качественными. А некачественные — не нужны, тут Министерство право, не согласиться невозможно. И преподаватели должны быть уважаемыми и высокооплачиваемыми людьми. Если вузов будет мало — денег на профессорскую зарплату найти будет легче. И, соответственно, преподавание в вузе и научная работа окажутся привлекательным делом и желанной карьерой. Звание профессора снова должно стать почётнейшим.

И вот что ещё надо осознать. Борьба против некачественного образования — это не то же самое, что борьба, положим, против продажи некачественной картошки. Продавцов плохой картошки надо выявлять, штрафовать, закрывать, в конце концов, их магазины. И тогда покупатели будут получать только качественную картошку, которая снабдит их надлежащими углеводами, крахмалом, витаминами и всем, что содержит «правильная» картошка.

С образованием дело обстоит сложнее. Образование, хоть и считается у нас услугой, — дело более сложное. Процесс образования — двусторонний, и ученик — это активный, быть может, главнейший элемент системы. Это не просто птенец, сидящий в гнезде и разевающий клюв, — он должен обладать способностью получать образование. Не случайно, видно, родилось старинное студенческое присловье: «Ему давали хорошее образование, но он его не взял». Чтобы получить образование, надо изначально обладать определённой подготовкой, трудолюбием, привычкой учиться (оставим в стороне способности). Так вот, в большинство вузов, даже и тех, к которым нет никаких претензий у начальства, попадают студенты, которые просто не способны «взять» качественное образование. Преподавай у них хоть Ломоносов с Менделеевым — всё будет не в коня корм, потому что у них нет изначальной школьной подготовки и привычки к систематическому учению.

Откуда я это знаю? Этим летом моя дочка поступала в вуз, сдавала ЕГЭ и всё прочее. И я, наблюдая этот процесс, с хрустальной ясностью поняла простую вещь: школьник, сдавший ЕГЭ на 90+ (лучше 95+), подготовлен прилично и способен поступить в ведущие вузы и там успешно учиться. Меньше 90 — знания слабоватые, а меньше 80 — это забубённые троечники. Учи их хоть Гегель с Резерфордом — образование они «не возьмут». И не надо пенять на ЕГЭ как таковой — лучше посмотреть, на сколько баллов сдан этот всеми обруганный тест. А ведь в массовом вузе принимают с баллами слегка за 70 — это очень-очень слабая подготовка. И преподаватель, как бы прекрасен он ни был, вынужден подлаживаться под уровень своих студентов.

Можно ли помочь делу? Мне кажется, нужно идти по пути дальнейшего закрытия вузов. Студенческих мест должно быть радикально меньше, чем теперь (до 20% от количества выпускников школ), тогда их займут более качественные абитуриенты. Им можно преподавать на более высоком уровне и с них серьёзно спрашивать.

«Лучше меньше да лучше» — этот ленинский принцип применим ко многим сферам жизни, и к высшему образованию — в первую очередь.
Link Complain Quote  
Next page →Go to the last message

Return to the list of threads


Username
Thread:
B I U S cite spoiler
Message:(0/500)
More Emoticons
        
Forums
Main discussion
En/Ru discussion new
Russian forum
Users online
Translate the page
Реалии российского образования: от низкого качества услуг до коррупции
.
© PolitForums.net 2022 | Our e-mail:
Mobile version