Список стран по номинальному ВВП на душу населения
58 Польша 15430 91 Белоруссия 6306
Скрытый счет на $100 млрд: как Россия содержит белорусскую экономику Россия и Белоруссия подошли к очередной годовщине их Союза в условиях кризиса двусторонних отношений. РБК оценил, во сколько России обходится поддержка «особых отношений» с Минском Владимир Путин и Александр Лукашенко Владимир Путин и Александр Лукашенко (Фото: Михаил Клементьев / РИА Новости / AP)
2 апреля исполняется 20 лет Союзу России и Белоруссии, но «братские» государства встречают круглую дату в низшей точке своих отношений по меньшей мере за последние шесть-семь лет. Белорусско-российские отношения переживают «полномасштабный комплексный кризис, который включает как разногласия по конкретным вопросам экономического содержания, так и противоречия по фундаментальным вопросам стратегического и военно-политического характера», считает минский Центр стратегических и внешнеполитических исследований. Незадолго до юбилея Союза, в феврале, президент Белоруссии Александр Лукашенко пожаловался, что Россия «пинает в хвост и в гриву» договоренности между двумя странами, в том числе в вопросе цены на российский газ. Одна из причин такого поведения Москвы, по мнению Лукашенко, — определенные силы в российском истеблишменте, но только не президент Владимир Путин, которого Лукашенко 28 марта назвал «родным братом» (3 апреля они встретятся в Санкт-Петербурге).
Более $100 млрд за 11 лет
Кремль в тот же день, когда Лукашенко на своей большой пресс-конференции 15 минут подряд ругал российские власти, ответил цифрами, из которых следует, что «российская сторона оказывала и продолжает оказывать масштабную экономическую, политическую и иную помощь Белоруссии». В качестве примера пресс-служба Кремля привела выделение Минску свыше $6 млрд кредитов по разным направлениям и ежегодные беспошлинные поставки нефти в период с 2011 по 2015 год в объеме от 18 млн до 23 млн т. «Всего наш российский бюджет в этот период недополучил $22,3 млрд. Все это является не чем иным, как прямой и косвенной поддержкой нашего союзного белорусского государства», — говорилось в заявлении.
Каковы реальные масштабы экономической зависимости Белоруссии от России? «Если вы посмотрите цифры, которые представляет МВФ, то вы увидите впечатляющие цифры скрытой и прямой поддержки белорусской экономики», — дал наводку Путин в конце февраля на пресс-конференции в Бишкеке. Действительно, МВФ в сентябре 2016 года оценивал общую поддержку белорусской экономики со стороны России в $106 млрд только за период 2005–2015 годов, или около $9,7 млрд в год (см. инфографику). В разные годы объем «общей чистой поддержки» от России варьировался от 11 до 27% белорусского ВВП, следует из данных МВФ, предоставленных РБК. Но видно, что в последние годы российская помощь белорусской экономике сокращается, и это может отчасти объяснять последнее недовольство Лукашенко.
Модель отношений упрощенно можно описать так: «финансово-экономическая поддержка обменивается на определенную степень политической лояльности со стороны Белоруссии», говорит старший экономист Raiffeisen Bank International по Центральной и Восточной Европе Андреас Швабе. «Белорусская экономика неустойчива без российской поддержки. Удивительно, как президент Лукашенко сумел обеспечить непрекращающуюся российскую поддержку в течение такого долгого времени, 20–25 лет», — сказал Швабе РБК. Но в последнее время Белоруссия демонстрирует признаки «политической нелояльности» (не поддерживает украинскую политику России, контрсанкции), а Россия начинает ограничивать финансово-экономическую поддержку (сокращает поставки нефти в Белоруссию, повышает цены на газ, уменьшает закупки белорусских промышленных товаров), рассуждает экономист, оговариваясь, что, несмотря на все разногласия, фундаментальные отношения России и Белоруссии остаются «на удивление стабильными».
МВФ считает общую поддержку как сумму двух компонент — скрытые субсидии за счет скидок на российские энергоносители и чистая финансовая поддержка. Получается наиболее широкая оценка, поскольку в составе финансовой поддержки МВФ учитывает не только межгосударственные кредиты, но и баланс взаимных прямых инвестиций, а также кредиты для Минска по линии Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР, бывший антикризисный фонд ЕврАзЭС), ресурсы которого на 88% сформированы российскими взносами (на конец 2015 года Минск был должен фонду $1,94 млрд, а в 2016 году занял там еще $800 млн). Читайте на РБК Pro Сарафанное видео: как Zoom стал главным средством связи в эпоху пандемии Когда кредит выльется в уголовное дело: памятка для руководителя компании Как малому бизнесу выйти в онлайн: чек-лист для владельцев Как пандемия помогла заработать на слежке за осужденными — Bloomberg
Госпомощь
Такой подход может быть не совсем честен, если требуется оценить именно государственную финансовую помощь, говорит аналитик АКРА Дмитрий Куликов, — среди прямых иностранных инвестиций есть частные, они могут приносить реальный доход, когда в Россию возвращаются дивиденды или проценты. По его мнению, разумно было бы взять для расчета задолженность Белоруссии по госкредитам (включая кредиты российских госбанков белорусскому правительству) и сумму накопленных субсидий по нефтегазовым поставкам, а прямые инвестиции не учитывать.
Задолженность Белоруссии по межправительственным кредитам от России на конец 2015 года составляла $6,02 млрд, следует из платежного баланса союзного государства, доступного на сайте Банка России (обзора за 2016 год еще нет). Минфин России отказался раскрыть РБК текущую задолженность белорусского правительства, а Минфин Белоруссии не ответил на запрос РБК. В последний раз о межправительственном займе публично сообщалось в июле 2015 года, когда Минск получил российский кредит на $760 млн. Как следует из платежного баланса Белоруссии с Россией за 2016 год (доступен на сайте белорусского Нацбанка), в прошлом году чистые заимствования белорусского правительства в России составили $250 млн, но это могли быть займы у российских госбанков. Их помощь — большой канал российских вливаний в белорусскую экономику.
В 2012 году Внешэкономбанк договорился предоставить Белоруссии до $10 млрд под строительство Белорусской АЭС по межправительственному соглашению, но пока выделен только первый транш в размере $500 млн (в мае 2014 года), а выбрано из него только $248 млн, говорил в декабре глава ВЭБа Сергей Горьков. Сбербанк кредитовал государственный «Беларуськалий» — на $900 млн в 2011 году и на $550 млн в 2015-м. В целом по состоянию на 1 октября российские банки держали в Белоруссии активы на $4,9 млрд (за вычетом их обязательств там — $3,7 млрд). ВЭБ, Сбербанк и Газпромбанк не ответили на запросы РБК, а ВТБ сообщил, что портфель кредитов его белорусской «дочки» местным предприятиям с госучастием составляет в пересчете с белорусских рублей около $75 млн.
Крупнейший инвестор
Прямые инвестиции (ПИИ) России в белорусскую экономику занимают от 57 до 64% общих иностранных вложений в страну, по данным Нацбанка Белоруссии за 2010–2015 годы. При этом российские ПИИ в Белоруссию сокращаются, показывает статистика российского ЦБ (см. инфографику): чистые накопленные инвестиции достигали пика в 2010 году ($5,6 млрд), а на 1 октября 2016 года составляли $3,4 млрд.
Официальная российская статистика занижает объем вложений в Белоруссию, утверждает Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЕАБР), который ведет собственный мониторинг взаимных прямых инвестиций в СНГ. Если по данным ЦБ размер накопленных инвестиций из России в Белоруссию в 2015 году составил $3,6 млрд, то мониторинг ЕАБР показывает цифру $8,3 млрд. Банк помимо прочего анализирует корпоративную отчетность и сообщения СМИ; кроме того, в отличие от российского регулятора он учитывает инвестиции через офшоры и другие «перевалочные базы» капитала. Показатель ЦБ включает курсовые, рыночные переоценки и прочие изменения.
Белоруссия — лидер по российским входящим инвестициям среди стран Евразийского экономического союза. Впрочем, это произошло главным образом за счет покупки «Газпромом» компании «Белтрансгаз» (сейчас — «Газпром трансгаз Беларусь»), на которую концерн потратил $5 млрд в период с 2007 по 2011 год. Другие значимые российские проекты — инвестиции в «дочки» ВЭБа и МТС, в магистральный трубопровод «Транснефти» и Мозырский НПЗ.
Сколько теряет Россия?
До 90% экономической поддержки Белоруссии со стороны России в понимании МВФ приходится на скрытые субсидии по поставкам газа, нефти и нефтепродуктов. Заведующий сектором «Экономика и финансы» Института энергетики и финансов Сергей Агибалов оценивает, что общий объем российского субсидирования Белоруссии льготными поставками энергоносителей с начала 2000-х годов составил почти $100 млрд, или свыше 200% белорусского ВВП за 2016 год. Субсидии по газу в 2001–2016 годах составили $49,4 млрд, по нефти — $46,9 млрд, следует из расчетов Агибалова для РБК. И в отличие от кредитов, которые возвращаются с процентами, нефтегазовые льготы для Белоруссии — это безвозвратные косвенные потери российского бюджета. «Это для нас не выброшенные деньги — это просчитанные шаги в расчете на будущий результат», — уверял Владимир Путин в конце февраля.
«Все годы независимости Белоруссия получала газ от России на исключительно выгодных условиях — в отдельные годы она покупала газ в разы дешевле, чем все соседние европейские страны», — отмечает Агибалов. Газовую льготу он рассчитывает как разницу в цене импорта с Германией (это сопоставимый крупный потребитель, цена российского газа на границе с Германией публикуется в открытых источниках, и ее можно считать рыночной конкурентоспособной ценой, объясняет он). Но в 2016 году газовая субсидия резко сократилась — всего лишь до $350 млн с $2,2 млрд годом ранее, по расчетам Агибалова; и российские власти к концу марта 2017 года насчитали уже $700 млн задолженности Белоруссии за поставленный газ.
Россия поставляет Белоруссии сырую нефть беспошлинно, а перерабатываемые нефтепродукты поставляются Белоруссией за границу с взиманием пошлины и зачислением ее в белорусский бюджет. Субсидирование со стороны России в последнее время сократилось из-за особенностей экспортной пошлины. Снижение мировых цен на нефть приводит к меньшему снижению цен на импорт сырой нефти, которую Белоруссия ввозит из России, по сравнению со снижением цен на нефтепродукты, которые Белоруссия экспортирует, — это следствие налогового маневра в российской нефтяной отрасли, объясняет Евразийский банк развития. «При высоких ценах на нефть Белоруссия покупала ее в два раза дешевле рыночной цены, а сейчас — на 25% дешевле, — констатирует директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель. — Россия зависит от нефти и газа, а Белоруссия точно так же зависит от российской нефтегазовой конъюнктуры. Если она ухудшается, то обостряются проблемы».
Сможет ли Белоруссия уйти от России?
На фоне сокращения российской экономической поддержки Минск пытается диверсифицировать источники финансовой помощи и внешнюю торговлю, опирающуюся на Россию, но сделать это сложно, отмечает ведущий эксперт Центра развития ВШЭ Сергей Пухов. Белоруссия с 2015 года ведет переговоры с МВФ о потенциальном кредите до $3 млрд, а снятые в 2016 году со страны санкции Евросоюза в принципе открыли возможность для кредитов от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейского инвестиционного банка.
«В плане торговли Белоруссия, конечно, пытается диверсифицировать свой экспорт, наладить поставки в страны Евросоюза, не хочет ни в коем случае терять украинский рынок, — добавляет Александр Кнобель. — Россия для Белоруссии — это половина торговли, вторая половина — это Украина, Евросоюз (в основном Польша и Прибалтика), Россия — главнейший партнер, но Минск хочет эту долю снизить и нарастить присутствие на европейских рынках».
Но Андреас Швабе говорит, что при Лукашенко Белоруссия вряд ли сможет отвернуться от России. «Запад в обмен на существенную финансовую поддержку, вероятно, потребует от Минска экономических реформ, что ослабило бы контроль Лукашенко над экономикой и государством в целом — а это для него неприемлемо», — рассуждает экономист. Да и Россия после 2014 года показала своей политикой на постсоветском пространстве, что не «позволит» Белоруссии пойти на такой шаг.
При участии Олега Макарова Авторы: Иван Ткачёв, Антон Фейнберг Теги: Белоруссия, Александр Лукашенко, госпомощь, МВФ
Помощь по-европейски: Как богатые страны ЕС субсидируют бедные
Евросоюз выделяет щедрые дотации менее обеспеченным странам и регионам. Brexit, коррупция и конфликты Центральной Европы с Брюсселем могут кардинально поменять эту ситуацию Помощь по-европейски: Как богатые страны ЕС субсидируют бедные share
За последние три расширения Европейский союз увеличился на 13 стран, преимущественно менее зажиточных, чем средний показатель "старых членов" (часто называемых EU-15). Для новых стран Евросоюз стал прежде всего возможностью быстро реформировать свои экономики и политические системы, совершив стремительный рывок в сторону западного образа жизни. Часть этих реформ была условием для присоединения к ЕС, а часть была проведена уже пребывая внутри союза. Однако кроме политической поддержки Евросоюз предоставлял и предоставляет менее зажиточным странам финансовую помощь, и помощь эта немалая.
Бюджет и стратегия развития для разнообразных фондов поддержки ЕС определяется на 7 лет. Ныне действует стратегия "2014-2020" и это уже второе по счету крупное выделение средств "догоняющим странам". И если предыдущая стратегия распределяла 213 млрд евро, то нынешняя оперирует суммой в полтора раза больше — 351,8 млрд. И хотя эти деньги делятся на семь лет между многими странами, для некоторых из реципиентов это серьезные деньги. Кратко и по делу в Telegram Механизмы получения
Всего в Европейском союзе существует 6 разных фондов, включительно с региональными сотрудничествами по инфраструктуре и аграрным субсидиям. Однако среди них существуют два фонда, направленных на преодоление неравенства внутри ЕС — Фонд регионального развития и Фонд объединения. Оба фонда базируются на одном из ключевых принципов Евросоюза — конвергенции. Последняя предполагает постепенного достижения менее развитыми и обеспеченными странами уровня самых богатых и процветающих стран Европы. Этот принцип стал чуть ли не ключевым для стран Центральной Европы при присоединению к ЕС, и до сих пор остается важным в риторике европейских политиков.
Европейский фонд регионального развития был основан еще в 1975 году и направлен на преодоление диспропорций между развитием разных регионов в странах ЕС. Принцип финансирования отличается от подобных проектов внутри стран. Например, немецкий "налог на солидарность", призванный устранить неравенство между бывшей ФРГ и ГДР, опирается на прямые дотации менее развитому региону. Европейский фонд регионального развития выделяет гранты, разыгрываемые между разными регионами в сферах инновации, инклюзивного общества, развития экономики и т.д. Существует несколько категорий регионов, и каждая из них может претендовать на тот или иной вид грантов. Наименее развитые территории могут претендовать на весь спектр помощи, тогда как более развитые имеют ограничения.
Фонд объединения (Cohesion fund) работает по менее сложной схеме. Тут так само существуют целевые гранты, однако их напрямую получает государство под выбранную ним же статью расходов. В большинстве случаев речь идет о больших инфраструктурных объектах — дорогах, транспорте, мостах и т.д. Главными реципиентами помощи этого фонда являются страны с уровнем ВВП на душу населения меньше, чем 75% от среднеевропейского (эта цифра может пересматриваться), что значительно ограничивает круг получателей. СВЕЖИЕ НОВОСТИ
"Это заговор финкомпаний": нардеп от "Слуги народа" не верит в Covid-19 (ВИДЕО) 4 минуты назад Украина увеличила импорт даже тех фруктов и ягод, которые выращиваются в стране 30 минут назад Патриарх Филарет заразился коронавирусом: он госпитализирован 1 час назад
все новости
Доноры и реципиенты
Получателей средств из Европейского фонда регионального развития значительно больше, но больше и его доля в общей структуре помощи. В рамках этого фонда регионам выделят 271 млрд евро в период с 2014 по 2020. И деньги из этого фонда поделят аж 22 страны, т.е. значительное большинство ЕС. Причем 20 млрд евро получат испанские регионы, а 19 млрд — итальянские. Примерно одинаковые суммы получат такие страны, как Румыния, Португалия, Германия и Венгрия.
Распределение выплат Фонда объединения затрагивает всего 13 стран, среди которых преимущественное большинство "новые члены ЕС" — исключение составляют лишь Греция и Португалия. Но и пирог дотаций тут будет поменьше — около 70 млрд евро.
А вот платят за эти программы преимущественно "старые члены" ЕС.
На Германию, Британию, Францию, Италию и Испанию приходится 70% от всех взносов в бюджет Евросоюза.
Лидером по выплатам является Германия (19%), что и не странно, учитывая размер ее экономики. Тогда как все страны-получатели денег из Фонда объединения вкладывают суммарно около 11%.
Стоит отметить существенную долю Британии, составляющую аж 13,5%. Следующая стратегия и бюджет фондов будет разрабатываться без этих взносов, что повлияет как на доноров, так и на реципиентов фонда.
И самой масштабной жертвой таких изменений станет главный выгодополучатель фондов — Польша. В рамках нынешней стратегии Польша получает 40 млрд по региональной программе и еще 23 млрд по Фонду объединения. Однако если смотреть на общую цифру, включительно с аграрным и социальным фондом, суммарная помощь на эти семь лет составляет 86 млрд евро. Для сравнения — ВВП Польши за 2016 год около 400 млрд евро, а средний рост за последние 5 лет составил около 2,6% роста. Учитывая все возможные погрешности в подобном вычислении и неравномерность выделения этих средств все равно можно предположить, что без этой щедрой европейской помощи Польше пришлось бы гораздо сложнее, а ее показатели были бы не такими внушительными.
Если же рассмотреть не Польшу, а более проблемную Венгрию, то ситуация еще более плачевная. Венгерские экономисты отмечают, что даже при прямом вливании всех выделяемых средств ЕС в инфраструктурные проекты страны, можно было достичь большего роста экономики, чем есть сейчас. Не говоря уже о том, что нынешний рост в 2% ВВП без европейских дотаций был бы скорее всего сокращением экономики. Однако более умеренные коллеги находят другой аргумент такой математике — дело не только в венгерской экономике, но и в процессе освоения влитых средств. Проще говоря — в коррупции. Проблемы коррупции
Коррупция остается скрытым хотя и весомым фактором риска для европейской помощи. С одной стороны, антикоррупционные реформы стояли в условиях для присоединения к Союзу или Шегненской зоне (в случае Румынии, Болгарии и Хорватии). С другой — ЕС имеет весьма ограниченное влияние на борьбу с коррупцией внутри государств. Вопросами коррупции с европейскими фондами занимается Европейское бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF). Однако бюро чаще всего берется за дела только после заявления со стороны национальных субъектов или структур. Сейчас OLAF расследует большинство таких злоупотреблений в Германии, хотя ни размер помощи, ни уровень восприятия коррупции в стране не делает эту страну главной зоной риска. А все потому, что немецкие органы и организации чаще жалуются в европейские структуры при подозрении в коррупции.
Сейчас страны обсуждают возможные процедуры отзыва помощи при обнаружении серьезных манипуляций с деньгами ЕС и, возможно, этот механизм будет введен уже на следующую семилетнюю стратегию. При этом эксперты неправительственной антикоррупционной организации Oziveny говорят, что эффективнее не бороться с коррупцией, а противодействовать ей, ограничивая число сфер для помощи. Организация подчеркивает, что если все финансирование идет на одну сферу, то государству и обществу проще обеспечить надзор за деньгами, а значит и их эффективное использование. Политика vs Экономика
Однако коррупция и Brexit — не единственные вызовы для следующей стратегии европейских фондов помощи. Куда более болезненными могут оказаться политические предпосылки. Под угрозой — все центрально-европейские страны, являющиеся крупнейшими реципиентами европейской помощи.
На этой неделе Еврокомиссия подала в суд против Польши, Чехии и Венгрии за их отказ принимать мигрантов. В правительствах всех трех стран присутствуют евроскептические настроения и не лучшие отношения с Брюсселем, плавно переходящие в затяжную конфронтацию по любому вопросу.
Более того, ЕС рассматривает варианты заморозки права голоса Польши и Венгрии в структурах Евросоюза из-за проблемы с реализацией верховенства права в своих странах. Все это может сказаться на экономике и на это публично намекали лидеры европейских стран.
Пока же страны ожидают 2019 год, когда начнутся основные рассмотрения новой стратегии финансирования, учитывая все нынешние реалии. Тогда европейским чиновникам придется использовать все свои возможности, чтобы сгладить критику со стороны богатых стран и не оттолкнуть "догоняющих" в объятия евроскептицизма.