С июля 2017 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) поднялся на 300 руб. до 7800 руб. в месяц. Весной Д. Медведев поручил в ближайшие несколько лет повысить МРОТ до уровня прожиточного минимума, который в РФ составляет 9691 рубль в месяц. В июне 2017 г. данный показатель был увеличен на 218 рублей.
МРОТ в условиях высокого уровня бедности — не просто абстрактная расчётная величина. Низкая оплата подрывает стимулы у людей, препятствует росту производительности труда. Заниженная стоимость рабочей силы мешает технической модернизации производства. А также ограничивает платёжеспособный спрос населения, который должен стать одним из условий увеличения производства товаров и услуг. Поэтому МРОТ — немаловажный индикатор и стимул развития экономики.
Но прежде всего есть простое социальное требование для страны — чтобы минимум заработной платы обеспечивал расходы людей на наименьший объём благ, необходимый для жизни. Пока это недостижимо.
Повышение МРОТ с 1 июля произойдёт на 4%, что примерно соответствует росту цен по данным Росстата. Поэтому реального роста минимальной зарплаты не происходит. Некоторым позитивом выступает то, что МРОТ увеличивается чуть быстрее, чем прожиточный минимум. Но разница в величинах этого роста — 82 рубля за последний год (300 -218). Пока прожиточный минимум выше МРОТ на 1891 руб. И если «сближение» будет происходить данными темпами, то на их выравнивание понадобится 23 года. В противовес цели Правительства сделать это в ближайшие несколько лет… Почему-то вспомнился древнегреческий философский парадокс, из которого следует, что Ахиллес никогда не догонит черепаху, хотя двигается намного быстрее неё…
Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК Телетрейд
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Чем больше наблюдаешь за действиями российского министерства финансов, тем больше складывается впечатление, что руководят им люди, которые совершенно явно не заинтересованы в процветании нашей страны и ее граждан. Причем это относится и к предыдущим министрам финансов вроде А. Кудрина, так и к нынешнему руководству. Можно понять, почему высшее руководство страны практически не реагируют на подобные финансовые экзерсисы. Они — юристы, и хотя, вероятно, тема экономики и финансов может быть для них сравнительно сложна, почему они и полагаются на рекомендации подобных специалистов, но элементарный здравый смысл все-таки должен присутствовать. В конце концов, экономика — это наука о ведении домашнего хозяйства.
Итак, свежайший пример. Минфин начал размещение нового выпуска еврооблигаций и уже на этой неделе может занять до 3 миллиардов американских дензнаков (http://www.rbc.ru/finances/19/06/2017/5 94794039a794712b5e87099?from=main). Однако за взятые в кредит средства всегда необходимо платить. Поэтому, когда речь идет о каких-либо займах, всегда интересно посмотреть, сколько же придется платить их держателям. Выясняется, что Минфин планирует разместить 10- и 30-летние бумаги с доходностью первых 4 — 4,5% годовых, а вторых — 5 — 5,5% годовых. Сами по себе эти цифры ни о чем не говорят, поэтому интересно сравнить их с чем-то похожим.
Возьмем для сравнения государственные казначейские облигации США. На 19 июня 2017 года (16.00 по Москве) их доходность для 10-летних бумаг составляет 2,165%, а 30-летних — 2,777% годовых. Для наших целей будет вполне достаточны и чуть более грубые значения 2,2 и 2,8% годовых соответственно. Таким образом, займы российского Минфина будут практически вдвое менее выгодными для заемщика, чем американского. Могут сказать, что США и Россия — это разные страны, и подобное сравнение может быть неуместно, однако все зависит от того, как на это посмотреть. И это действительно представляет реальный интерес.
Дело заключается в том, что март и апрель текущего года (майских данных пока нет) ознаменовались резким ростом покупок американских казначейских обязательств российским Минфином. Если после введения в 2014 году американских санкций против России начался процесс дедолларизации валютных резервов страны, то с ноября прошлого года, когда был отмечен локальный минимум вложений в американские бумаги примерно в 75 миллиардов американских дензнаков, начался обратный процесс. В марте Минфин увеличил запасы американских якобы ценных бумаг до 99,8, а в апреле — до 104,9 миллиардов. Это ни много, ни мало, а 40-месячный максимум.
Даже не углубляясь дальше апреля месяца, можно прочувствовать всю прелесть действий российского Минфина. Даже если считать, что купленные и размещенные долги имеют одинаковую длительность по своим срокам (в ином случае результаты будут еще более удручающими), то в апреле купили американских долгов с доходностью в 2,2 и 2,8% годовых, а в июне разместили своих же под 4,5 и 5,5% годовых. Итог операции более чем достойный. В первом случае каждый год будет приносить убыток в 2,3% годовых, а во втором — в 2,7% годовых. Даже если принять наилучший для российского размещения результат в 4 и 5% годовых, то и тогда ежегодный убыток будет составлять 1,8% и 2,2% соответственно. Как говорил по поводу подобных операций один мой знакомый: «Убыток — это та же прибыль, только с минусом». Похоже, что именно так рассуждает и российский Минфин.
Для обычного же человека результат подобных действий выглядит несколько иначе. Каждый процент убытка с одного миллиарда американских дензнаков — это буквально 10 миллионов американских дензнаков (или грубо 560 миллионов рублей), которые каждый год будут просто так, в результате мудрой политики Минфина, уходить за рубеж и поддерживать не российских, а иностранных граждан и их экономику. Если считать, что займы Минфина даже ограничатся 3 миллиардами американских дензнаков — это не менее полутора миллиардов рублей, которых каждый год не досчитаются наши граждане — пенсионеры, учителя, больные и все остальные. Жизнь всего населения страны настолько хороша, что за его счет Минфин (и правительство) считает возможным поддерживать и весь остальной мир, включая прежде всего США, регулярно вводящие все новые санкции против России.
Получается интересная картина. Не покупай российский Минфин американские ценные бумажки в марте и апреле, не было бы и необходимости занимать на международном рынке и, как следствие, тратить дополнительные народные средства на погашение процентов от этих совершенно ненужных российским гражданам долгов. Но Минфин поступает так, как сам считает правильным, а ни правительство, ни народные избранники, ни правоохранительные органы не считают своим нужным поинтересоваться экономическим смыслом подобных загогулин и причиненным подобными действиями прямым ущербом российскому обществу. Или они, также как и Минфин, работают не в интересах граждан России?
Кроме того, инвесторы просто не верят в перспективы экономического роста в стране. Согласно консенсус-прогнозу Reuters, российский ВВП по итогам года увеличится лишь на 1,4% вместо прогнозируемых Минэкономразвития 2%. Рост экономики в первом полугодии, о котором недавно бодро рапортавали в правительстве, был вызван повышением цен на нефть и исполнением гособоронзаказа — остальные отрасли демонстрировали околонулевую динамику. Уже в июне индекс деловой активности в обрабатывающей промышленности стал худшим за 11 месяцев.
Политическое руководство России намерено не мешать продолжению стагнации. Проектировки бюджета на 2018−2020 годы, недавно одобренные правительством, закрепляют статус-кво и не предусматривают каких-либо реформ или обновления экономической политики.
Последние два года иностранные деньги в Россию привлекали высокие учетные ставки: можно дешево получить финансирование в другой стране и вложить средства здесь под хороший процент. Поэтому, например, все это время сохранялся высокий спрос западных хедж-фондов на российские облигации федерального займа. Сегодня окно возможностей для таких инвесторов постепенно закрывается — дельта между процентными ставками ФРС и российского ЦБ сокращается под влиянием последних решений регуляторов. Капитал начинает искать другие рынки, рубль теряет в цене.
Многое о перспективах вложений в российские активы говорит громкий конфликт между «Роснефтью» и АФК «Системой». Сейчас стороны затеяли спор о том, каким окажется влияние этого судебного процесса на инвестиционный климат в стране. Представители АФК «Системы» в обращении к Владимиру Путину предупредили, что конфликт «существенно повысит уровень восприятия рисков». Дмитрий Песков ответил на это, что Кремль не видит никакой связи между действиями «Роснефти» и инвестклиматом. Последнее слово осталось за Игорем Сечиным, который занял третью позицию, заявив, что суд сделает поведение менеджеров и акционеров более «транспарентным и ответственным».
В этом году чистый отток капитала из России уже ускорился в 2,2 раза в годовом выражении — по данным ЦБ, до $ 22,4 млрд за первые 6 месяцев 2017 года. Это все еще существенно меньше, чем в разгар кризиса в 2014 году, когда с российских рынков было выведено более $ 150 млрд. На этот раз поводов для панического бегства нет. Но все идет к тому, что России просто нечего будет предложить инвесторам.