Навеяно постом одного френда про то, что в Риге питание в школах льготникам будут (!) выдавать по специальным картам. Он долго не мог поверить почему-то, что в России и в Москве питание в школах по картам вполне себе выдается (разумеется не везде), и льготные карты тоже есть. О чем я? О каком-то странном, засевшем в головах широкого слоя людей убеждении, что "уж что-что, а на Западе и правда все технологичней". О том, что существует якобы некий серьезный "технологический разрыв" между Западом и Россией.
Это очень странно, тем более что люди вроде бы на тот самый Запад из Москвы ездят. Послушайте, если мы говорим о платежном бизнесе и многих связанных с этим технологиях, то этот "разрыв" скорее в НАШУ пользу.
Ребята, вы окиньте кругом отрасль. Если мы берем Москву и крупные города, то в плане различных карт, ID, платежной инфраструктуры (удобство которой мы не ценим), инноваций в ритейле и пр. мы не отстаем, а во многом опережаем Запад.
Просто несколько очевидных примеров. - Вы знаете, что в метро Мюнхена основной вид оплаты - бумажные билетики, которые пробиваются "компостером", как у нас в автобусах в ранние 90е? Карты с MIFARE-чипом, как у нас - это просто мечта и труднодостижимая реальность, а карта "Oyster" в Лондоне менее технологична, чем та же "Тройка". Я надеюсь, понятно, что никакого Wi-Fi в метро в Лондоне, НЙ и том же Мюнхене нет и не планируется?
- Вы в курсе, что чтобы пополнить баланс местной SIM-карты в Риге, вам надо найти газетный киоск, снуть наличные продавцу, который пробьет вам какой-то чек с длинным кодом, который вы ручками должны вбить в SMS и отправить на активацию оператору? Никакого удобства в виде расставленных на каждом углу платежных терминалов, в которые можно положить наличные, которые через секунды превратятся в безнал на любом возможном счету - нет ни в Латвии, ни во всей Европе, ни в США.
- Вы в курсе, чем был поражен (а рассказывал он это во время приветственной речи на первой пресс-конференции после своего назначения) нынешний глава Visa в России Эндрю Торре? Тем, что можно пополнить мобильный телефон или карту карту Сбербанка отправив сумму и номер на короткий номер 900. Для него это было неслыханной для Европы ИННОВАЦИЕЙ.
- Вы в курсе, что более успешного массового (именно массового) онлайн-банка "без отделений", как Тинькофф Банк, за рубежом попросту нет, а те аналоги, что есть - по сути, отдельные эксперименты для "продвинутой" аудитории?
- Вы в курсе, что в США в 2015 г. более 2 млн абонентов крупного телеком-оператора AOL пользуются dial-up интернетом? Да-да, это такая штука из наших 90-х, когда модем в телефон и набор номера для соединения.
- Вы в курсе, что в тех же США миллионы мобильных абонентов еще сидят на аналоговом стандарте AMPS 900, который умер у нас не начавшись?
- Вы знаете, что помимо того, что в США горячо выступают против чиповых карт, а об NFC говорят как о заморской новинке даже в крупных городах, там широко распространены ЧЕКИ? Бумажные чеки, которые тебе выписывают в отделении банка ручками, а потом их надо нести в "пункт обналичивания" - где с тебя за обнал скорее всего еще и возьмут комиссию?
Кстати суперпродвинутой новинкой там в банкоматах считается МОДУЛЬ ПРИЕМА ЧЕКОВ (!!!) - вместо карт. Зато массовый функционал наших банкоматов (с функциями пополнения телефонов, переводов с карты на карту, оплатой ЖКХ и госуслуг) там считается невероятной, "инновационной" роскошью, которую показывают на отраслевых выставках как достижение?
- Вы в курсе, что на западных конфференциях по ритейлу представители торговых сетей обсуждают давно действующую у нас модель самовывоза из магазинов после заказа по интернету как нечто новое и необычное?
И таких примеров - масса. Можно продолжать и продолжать. Да что там - самый яркий пример - Uber. Западные дикари-луддиты не просто протестуют против этой реальной инновации и крушат машины, а и на государственном уровне ЗАПРЕЩАЮТ их - как например во Франции. Между тем как у нас действует и он, и аналоги в виде Gett и Яндекс.Такси. И это считается НОРМОЙ.
Поймите наконец, милые френды, современный западный мир в смысле обыденной жизни массы людей далеко ОТСТАЕТ от той же Москвы. Еще пример - технологическая схема, по которой реализована выпускаемая миллионами штук социальная карта москвича - с платформой, где на одном чипе дуальный интерфейс и размещены три приложения, одно из которых умеет эмулировать MIFARE карты, - для нас обыденность, а для запада - дорогая "инновация", о внедрении которой в таком масштабе тамошние страны могут только мечтать.
И так вот во многих и многих случаях. Так что карты в школах по которым выдают питание - это просто мелочь, в которой мы Европу ОПЕРЕЖАЕМ.
А вот от кого мы (и Запад) безнадежно отстали - это от ВОСТОКА, Самый настоящий хайтек, массовые инновации и "мир будущего" - это АЗИЯ. Китай, Тайвань, Гонконг, Япония, Корея. Именно там можно платить в магазинах и снимать наличные по скану ладони, именно там самые продвинутые транспортные карты, именно там - массовая оплата всего и вся с телефонов, как с NFC, так и по QR-кодам на экране (130 тыс магазинов в Китае принимают платежи с электронного кошелька Alipay по QR-коду - причем и местные Walmart, IKEA и пр.), и даже по такой технологии, как мобильные платежи "по ультразвуку" (телефон генерирует ультразвуковой одноразовый пароль для операции прямого дебетования мобильного кошелька) - только в Китае так работают 36 тысяч вендинговых аппаратов.
Вы знаете, что самая продвинутая (и выдаваемая гражданам десятками миллионов ID-карта - электронный паспорт - это в Пакистане? да да, не в Германии. А в Пакистане.
Так что можете выкинуть этот свой дряхлый европопоцентризм на свалку истории - Запад более (и давно уже как) не технологический лидер мира. Он даже не может производить у себя свои же Apple - "в случае чего". Нет мощностей. Лидер - Азия. А наше "отставание" от запада в области технологий - просто мнимое.
Кстати говоря - мое личное мнение - мы отстаем в платежных технологиях от Востока еще и потому, что два десятилетия тупо следовали в русле неповоротливого технологического дискурса двух донельзя забюрократизированных западных платежных систем - Visa и MasterCard (хотя в тучные годы и брали у них самое дорогое и новое). В итоге сейчас мы со скрипом пытаемся приучить граждан к бескотактным технологиям хотя бы на картах (какие там телефоны), а в Китае, где на NFC с самого начала плюнули как на дорогую затею, миллионы граждан уже массово платят с телефона без всякого NFC. -----------------------
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
> - Вы в курсе, что чтобы пополнить баланс местной SIM-карты в Риге, вам надо найти газетный киоск, снуть наличные продавцу, который пробьет вам какой-то чек с длинным кодом, который вы ручками должны вбить в SMS и отправить на активацию оператору? Никакого удобства в виде расставленных на каждом углу платежных терминалов, в которые можно положить наличные, которые через секунды превратятся в безнал на любом возможном счету - нет ни в Латвии, ни во всей Европе, ни в США. quoted1
Не знаю насчет Риги, но в Лондоне "платежных терминалов на каждом углу" действительно нет. Вероятно потому, что они мало кому нужны. Скажем, ни я, никто в моей семье, ни мои знакомые телефон не "пополняют". Большинство просто в кредит разговаривает и телефонная компания автоматически раз в месяц просто берет деньги со счета. И так все остальные платежи - за газ, за электричество, Интернет. Direct Debit называется.
То есть многие из этих технологий вызваны определенными социальными потребностями, связанными с тем, что что-то недостаточно хорошо работает.
Скажем, еще много лет назад я в Африке сталкивался с тем, как сильно у них развиты платежи через телефон. Объясняется это просто - банковская система у них не развита, поэтому телефонные компании заполнили нишу мелких платежей.
> - Вы в курсе, что более успешного массового (именно массового) онлайн-банка "без отделений", как Тинькофф Банк, за рубежом попросту нет, а те аналоги, что есть - по сути, отдельные эксперименты для "продвинутой" аудитории? quoted1
First Direct у нас уже много лет существует. Другое дело, зачем это мне надо, если меня мой банк вполне устраивает - деньги переводит, банкоматы работают, через Интернет тоже, а если надо - всегда можно зайти и с живым человеком поговорить?
> - Вы знаете, что помимо того, что в США горячо выступают против чиповых карт, а об NFC говорят как о заморской новинке даже в крупных городах, quoted1
Это да - в США такое есть. В Европе уже давно чипы везде.
> там широко распространены ЧЕКИ? Бумажные чеки, которые тебе выписывают в отделении банка ручками, а потом их надо нести в "пункт обналичивания" - где с тебя за обнал скорее всего еще и возьмут комиссию? quoted1
Чек, на самом деле, удобная вещь. У нас банки хотели их отменить, но клиенты были недовольны, поэтому пока оставили. Не знаю насчет США, но у нас чеки выписывают не в отделении банка, а делают это дома. Сейчас они почти уже исчезли из обихода - везде Direct Debit или Интернет. Но мелкие компании все еще используют. Скажем, мы договорились, что нам окна с наружи моют. Приходят с лестницей в будний день, когда дома никого нет и моют, а потом счет в почтовый ящик кидают с конвертом оплаченным. Я чек выписываю и в конвертике бросаю в почтовый ящик. Но для этого, естественно, надо чтобы почта работала нормально.
> - Вы в курсе, что на западных конфференциях по ритейлу представители торговых сетей обсуждают давно действующую у нас модель самовывоза из магазинов после заказа по интернету как нечто новое и необычное? quoted1
По-моему это уже давно есть - лет десять назад еще было, насколько я помню. Другое дело, что большинство людей просто получает товар либо у себя на работе или дома. Но вот Amazon где-то год назад открыл сеть пунктов выдачи - мелкие магазинчики и тому подобное подрабатывают тем, что выдают заказанный товар - это для чисто Интернет-магазина дело новое.
> И таких примеров - масса. Можно продолжать и продолжать. Да что там - самый яркий пример - Uber. Западные дикари-луддиты не просто протестуют против этой реальной инновации и крушат машины, а и на государственном уровне ЗАПРЕЩАЮТ их - как например во Франции quoted1
На так что хотели Вы от Франции? Там же социализм строят, профсоюзы и т.п... Мой сын все время Uber использует.
> Поймите наконец, милые френды, современный западный мир в смысле обыденной жизни массы людей далеко ОТСТАЕТ от той же Москвы. Еще пример - технологическая схема, по которой реализована выпускаемая миллионами штук социальная карта москвича - с платформой, где на одном чипе дуальный интерфейс и размещены три приложения, одно из которых умеет эмулировать MIFARE карты, - для нас обыденность, а для запада - дорогая "инновация", о внедрении которой в таком масштабе тамошние страны могут только мечтать. quoted1
Если в мозги чипы госудаство начнет вшивать, то это тоже в России раньше появится Только технологии тут не при чем.
Кстати, а чем "Тройка" технологичнее "Oyster"? Функция вроде бы одна и та же.
> Serguei (Serguei) писал(а) в ответ на сообщение: > > В целом справедливо написано получается. Традиции конечно играют роль, и с ноля начать порой легче, чем перестроить. quoted1
То, что если с нуля строить, то получится современнее и технологичнее - это верно.
Я тут подумал, что у нас есть действительно технологичного, чего в России я пока не видел... Вспомнил - автоматизированный паспортный контроль в Heathrow. Прилетаешь и идешь к стойкам, около которых нет пограничников. Кладешь паспорт лицом вниз и смотришь в камеру (очки снимать приходится). Оно распознает лицо, сравнивает с фотографией из базы данных (или с чипа в паспорте? - кто ее знает), открывает воротца и ты проходишь. Не уверен, что в России это получится - там печати в паспорт своим гражданам ставят.