Любая электростанция постоянно обладает наличием Аварийной флуктуации, т.е. уже на этапе проектирования электростанции изначально заложены возможности появления Аварийных Ситуаций, т.к. этим сложным динамичным объектом управляет человек. И в данном случае абсолютно не важна степень подготовленности обслуживающего персонала. Просто, у более грамотных и дисциплинированных вероятность появления Аварийной Ситуации поменьше, но она всегда есть.
Почему в данном случае уместно говорить именно о флуктуации. Это как у человека на теле и в организме постоянно обитают различные вирусы и бактерии, которые борются с его иммунитетом за право его погубить. Но человек совершает различные действия (перепил, переохладился, вымотался), в результате которых иммунитет может ослабевать, и тогда вредные микробы берут верховенство. Так и на электростанции при динамическом процессе есть определённые неустойчивые во времени границы возникновения Аварийной Ситуации, которые постоянно незримо меняются, и которые зависят от случайных факторов.
И если граница равновесия шарахнулась в сторону Аварийной Ситуации, и если своевременно это не обнаружить и не вернуть назад, то эта Аварийная Ситуация начинает развиваться до момента разрушительной Аварии. И тогда будет всем плохо и сотрудникам электростанции, и Руководству Генерирующей компании. А если будут ещё и жертвы, то кто-то сядет в тюрьму.
Ярким таким примером является свежая Авария в Украине, где в Донецкой области взорвалась Углегорская ТЭС в Светлодарске, на которой полностью разрушено четыре энергоблока. Причина - элементарная халатность. В этой связи, довольно примечательными являются слова одного из первых руководителей станции: «Основной причиной аварии стала тотальная экономия на безопасности. Покупку каждого болтика необходимо согласовывать с Киевом, из которого нами руководят мальчики-мажоры. Экономят на всём, а выжимают по максимуму». Это ЧП государственного масштаба - энергосистема Украины потеряла 6 миллиардов киловатт-часов - именно столько в год вырабатывала Углегорская ТЭС. Сколько лет займёт её восстановление - неизвестно. Оценить ущерб, нанесенный огнём, тоже пока никто не может.
На это в народе с приятным сарказмом говорят, что жадность фраера сгубила. И здесь уместно напомнить о теории заговора, которая подсознательно владеет всем многочисленным простым народом России против всех владельцев заводов и пароходов, т.к. он враз оказался обманутым после грабительской приватизации и после реорганизации электроэнергетики. И этот народ работает на электростанциях не по желанию, а от безысходности. Поэтому в данном случае никакого энтузиазма и никакой новаторской инициативы от эксплуатационного персонала ждать не приходиться. Вот именно поэтому вероятность появления Аварийной Ситуации резко возрастает.
Но на таком опасном и социально значимом объекте как электростанция безопасность не должна зависеть от настроения людей. Если до реорганизации электростанция им была родным домом, то после она враз стала чем-то инородным, а эксплуатационный персонал из сотрудника превратился в бесправного “раба”, почему-то работающего не на благо государства, а на обогащение дяди. В данном случае при такой мотивации никто рисковать своим здоровьем не хочет, и в случае чего, спасать имущество не будет. А это ведёт к всеобщему пофигизму во всём.
Теория Аварий для электростанций по недомыслию науки ещё не создана
Есть несколько Теорий хоть как-то связанных с Аварией, это: Теория Надёжности, Теория Безопасности, Теория Риска, а вот именно Теории Аварий до сих пор почему-то нет. Но ведь такая Теория, которая бы описывала сам процесс развития любых Аварий, должна быть. Ведь когда известен этот механизм, то тогда с ним можно и бороться. А раз Теории Аварий нет, то именно поэтому катастрофически разрушаются электростанции, нанося вред не только Генерирующим компаниям, но и России в целом.
Авария как живой организм развивается постепенно, а не враз. В этом и состоит фундаментальная основная тотальная ошибка учёных, которые от своей безысходности к Аварии притягивают и Теорию Риска, и правила безопасности. Ведь для Чернобыльской АЭС по Теории Риска Аварии не должно было быть, а она возьми да и случись. После этого учёные с апломбом заявили, что сейчас то они всё учли. Но это полнейшая ложь и чушь, как и ложь в том, что если работать строго по инструкциям, то и Аварии никогда не будет.
Почему-то учёные умы считают, что если на атомных и тепловых электростанциях есть защита от Аварий, то всё в порядке с этим явлением. Но они забывают про коммерческую составляющую этого факта. Любое срабатывание противоаварийных защит обязательно ведёт к финансовым потерям. Но защита может и не сработать, тогда и потери несоизмеримы. Ведь никто не будет возражать, что лучше вообще не допускать срабатывания защит. Вот для этого то и нужна Теория Аварий, надо понимать суть любой Аварии, тогда и бороться с ней будет легко.
Следует чётко осознавать, что никогда одна причина какой-либо некорректности не приводит к Аварии. Также следует понимать, что сама Авария включает две фазы своего развития: первая – это Аварийная Ситуация, вторая – сама разрушительная Авария. Аварийная Ситуация протекает медленно и не заметно, начиная с одного фактора некорректности и постепенно обрастая иными факторами. С достижением критической массы этих некорректностей Аварийная Ситуация переходит в уже видимую Аварию, диагностированием и предотвращением которой и занимаются защиты.
Таким образом Авария является пороговой функцией без возможности возврата к исходным позициям, а Аварийная Ситуация не является такой пороговой функцией и на любом этапе её можно вернуть в нормальное состояние, т.е. не доводить ситуацию до срабатывания защит. Задача заключается только в том, чтобы в начале развития этой Аварийной Ситуации выявить первую некорректность и своевременно сообщить об этом для последующего её устранения без потери режима и темпа работ на электростанции.
Ведь если причиной начала Аварийной Ситуации может быть только один некорректный параметр, то задача по предупреждению Аварий должна заключаться именно в своевременной диагностике и выявлении этого сигнала. Но как это сделать никто не знает, т.к. до сих пор перед наукой такой задачи и не стояло из-за искаженного понятия самой Аварии, которое они же сами и не домыслили. Но я знаю, как легко это осуществить…