Правила форума | ЧаВо | Группы

Культура и наука

Войти | Регистрация

Два гения

avenarius
2 855 16:16 11.05.2021
   Рейтинг темы: +3
  avenarius
avenarius


Сообщений: 27894
о, что читал Сталин в мае 1931 года в первом номере журнала «Красная новь» - а это была повесть Андрея Платонова «Впрок», - было, пожалуй, самим раздражающим из всего того, что ему когда-либо приходилось читать. Приступая к знакомству с произведением, долженствующую раскрыть в нужном ракурсе тему коллективизации, он, скорее всего, ожидал чего-то вроде «Поднятой целины», в том числе – и по стилю, например: «Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, отзвенела по камням безымянная речка, текущая откуда-то с верховьев Гремячего буерака». Подобные несколько выходящие за рамки хорошего литературного вкуса пассажи наверняка должны были тешить эстетическое чувство человека, воспитанном на восточной цветастой эстетике.


Вместо этого он прочел вот что:

«Отойдя верст за десять, я встретил подходящее дерево и влез на него в ожидании. Половина района была подвержена моему наблюдению в ту начинавшуюся весеннюю ночь. В далеких колхозах горели огни. Слышен был работающий где-то триер, и отовсюду раздавался знакомый, как колокольный звон, стерегущий голос собак, работающих на коммунизм с тем же усердием, что и на кулацкий капитализм. Я нашел место, где было расположено "Доброе начало", но там горело всего огня два, и оттуда не доносилось собачьего лая.

Я пропустил долгое время, поместившись на боковой отрасли дерева, и все глядел в окружающую, постепенно молкнущую даль. Множество прохладных звезд светило с неба в земную тьму, в которой неустанно работали люди, чтобы впоследствии задуматься и над судьбой посторонних планет, поэтому колхоз более приемлем для небесной звезды, чем единоличная деревня. Утомившись, я нечаянно задремал и так пробыл неопределенное время, пока не упал от испуга, но не убился. Неизвестный человек отстранился от дерева, давая мне свободное место падать, - от голоса этого человека я и проснулся наверху».

Далее – в том же роде. Что это, к чему, зачем? Можно было легко предугадать гневные плевки пробирающегося сквозь всю эту словесную белиберду Иосифа Виссарионовича. Которые и последовали в виде следующих пометок на полях: «Дурак», «Балаганщик», «Пошляк», «Болван», «Балбес!». «Пошляк!», «Подлец!» О степени негодования можно судить хотя бы по тому, что никогда раннее, да и впоследствии, Сталин в отношении ни одного писателя такого себе не позволял.

Стоит ли в очередной раз повторять, что Иосиф Виссарионович был человеком гениальным? Ведь он им бесспорно был.

Но только в своей главной сфере – области государственного правления.

Он, конечно, много понимал и в других сферах, в области искусства, в частности. В особенности разбирался в литературе, к которой и сам был некогда причастен. Вкус на отдельные произведения у него в своем роде был безупречен, но вот понимание литературы в целом – ограничено.

Известно, например, что он много читал, более или менее известен круг предпочтений, но почему нравилось то или иное произведение – неизвестно. При том, что в оценке понравившегося не лишен был игривой (а как это назвать иначе) парадоксальности, сказавшейся, например, в отзыве на «Девушку и смерть» Горького: «Эта штука посильней, чем «Фауст» Гете» – трудно поверить, что оценка дана на полном серьезе. То же и с другими авторами: ну, перечитывал французских натуралистов: Золя, Мопассана. Ну, любил одну из повестей никому не известного за пределами Грузии Александра Казбеги, но оценок его творчества в целом избегал, равно как и упоминаний о других его произведениях. Почему? Неужели и в таких мелочах сказывалась пресловутая его скрытность?

Одно можно сказать с уверенностью: он мог оценить значимость того или иного писателя – но только в том случае, если это был писатель невыдающийся, что называется - крепкий середняк. Иными словами - хорошо разбирался в литературе среднего уровня. Сам писал хорошие, но средние, ничем не выделяющиеся от массы других таких же хороших, но не выдающихся стихов. Мне кажется, он мог по достоинству оценить стихи, к примеру, Лермонтова, хотя они отнюдь не принадлежали к среднему уровню, но вряд ли бы смог полюбить Пушкина до такой степени, чтобы его книги стали у него настольными. И среди прозаиков-классиков ему хотя бы по причине крутого характера мог бы быть близок Салтыков-Щедрин, писатель в своем роде гениальный, но не выдающийся. Из западных – тот же трудолюбивый ремесленник Золя. Из современников, конечно же, Булгаков – крепкий середняк, при том – не без претензий. Поэтому он был для него ясен и не вызывал никаких недоумений.

Такой уровень он понимал, принимал, мог оценить и даже выстроить под него определенную иерархию в виде Союза писателей. Но вот когда сталкивался с фигурами маргинальными (сознательно избегаю определения – гениальными, так как здесь большая расплывчатость) – пасовал. Даже когда потребовался решить вопрос с Мандельштамом, который в его понятия об иерархическом ряде не вписывался, он обратился за помощью к Пастернаку. Хотя, думается, уже до этого, учитывая особое положение Мандельштама в литературе, равно как и его человеческие качества, имел намерение его не трогать.

Но то Мандельштам, у которого еще до революции было громкое имя – и было мнение о нем значимых в литературе лиц. А вот когда дело дошло до Платонова, который вообще представлял из себя непонятно что, был уникумом – причем даже не в литературном и даже не в человеческом смысле – непонятно каком – тут что прикажете делать?

Степень шока, который испытал в мае 1931 года при чтении повести «Впрок» Иосиф Виссарионович, вполне можно себе представить, поскольку такой шок при чтении любого из его произведений испытывает, наверное, любой читатель. В особенности, если он ранее с повестями Платонова не сталкивался. Здесь, думается, случай был именно такой.

И по-своему читатель-вождь, представивший, что может извлечь из этого явно вредного текста простой советский читатель, был абсолютно прав – вне зависимости от того, как относился к автору он сам.

А вот как относился к написанному им самим Платонов? Есть два оправдательных письма, адресованных Сталину, где он именует себя вредителем. Но наиболее интересное из того, что там написано – следующее: «никто никогда теперь не решится опубликовать что-либо, написанное мною, поскольку существует убеждение, что Вы относитесь ко мне отрицательно. Только я один не думаю этого, потому что я отделил себя от "Впрока" и от других своих ошибочных произведений. Кроме того, глупо представлять вас в положении человека, "ненавидящего Платонова". Это значит вовсе не знать вас даже в своем воображении».

Думается, Платонов, что называется, зрел в корень: Сталину, конечно же, он не мог нравиться как литератор, но как человек он его явно заинтересовал, несколько лет он постоянно о нем спрашивал (чем отчасти объясняется тот факт, что Платонов так и не был арестован соответствующими органами).

И есть нечто еще более интересное - своего рода объяснительная записка Платонова в виде статьи в редакцию «Литературной газеты» и «Правды», с которой может ознакомится любой читатель.

«Я пришел к убеждению, что моя работа, несмотря на положительные субъективные намерения, объективно приносит вред. Противоречие — между намерением и деятельностью автора — явилось в результате того, что автор ложно считал себя носителем пролетарского мировоззрения,— тогда как это мировоззрение ему предстоит еще завоевать».

Добавим, что носителем такого мировоззрения Платонов никогда не станет. И он знал это, сочиняя никому не нужное оправдание. Но тут для полноты понимания ситуации необходимо разрешить вопрос: как относился Платонов лично к Сталину? Думается, без особого пиетета (его он, похоже, не испытывал к кому бы то ни было, и ответ на вопрос в литературной анкете, об этом свидетельствует), но с уважением. И даже – с огромным уважением. Трудно заподозрить его в лукавстве, читая вот такие строки, абсолютно не выламывающиеся из общего контекста «Счастливой Москвы»:

«Молодость туловища превращалась в вожделение ума Сарториуса; улыбающийся, скромный Сталин сторожил на площадях и улицах все открытые дороги свежего, неизвестного социалистического мира, - жизнь простиралась вдаль, из которой не возвращаются».

Или вот такие, в повести «Джан»:

«Если бы Чагатаев не воображал, не чувствовал Сталина как отца, как добрую силу, берегущую и просветляющую его жизнь, он бы не мог узнать смысл своего существования, - и он бы вообще не сумел жить сейчас без ощущения той доброты революции, которая сохранила его в детстве от заброшенности и голодной смерти и поддерживает теперь в достоинстве и человечности».

Или вот такой монолог из пьесы «Голос отца»:

«Яков. Если даже мне придется бороться со всем миром, - если люди устанут, озвереют, одичают и в злобе вопьются друг в друга, если они позабудут свой смысл в жизни, - я один встану против их всех, я один буду защищать тебя, Сталина и самого себя!»

Это уважение чувствуется в не так уж редких упоминаниях о Сталине и в произведениях, написанных позже, вплоть до последней, не законченной ввиду смерти пьесы «Ноев Ковчег» («Каиново отродье») – и там Платонов абсолютно честен перед собой и адресатом. Впрочем, неискренним, лукавым он никогда не был, по этой причине чаще предпочитал молчать, чем говорить.

Но и отношение Сталина к Платонову было не столь однозначное, как можно было судить по пометкам на страницах «Впрок» - они, скорее, могут служить лишь свидетельством первой и непосредственной реакции на текст. Далее должен был последовать более глубокий анализ личности автора. Уж в людях он точно разбирался и уж наверняка мог оценивать масштаб личности и возможности каждого из них. А если чего-то в них не понимал, то включалась по истине мощная интуиция. Почему она не включилась в отношении Платонова, опасность вреда которого Сталин оценил, но не оценил пользы – можно только гадать. Тут уж неведомые ходы судьбы.

Приблизь он Платонова к себе (почему бы и ему было этого не сделать – предлагало же после написания «Джана» и «Такыра» туркменское руководство остаться ему в Ашхабаде, предлагало звание народного писателя Туркмении) – результат был бы потрясающий, не представимый. Хотя, наверное, сам Платонов уж точно не смог бы существовать в положении признанного литературного гения, приближенного к вождю. Его судьба и так осуществлялась должным, естественным и единственным для него образом.

Причина была в нем самом: он был человеком исключительным и эту исключительность в себе осознавал. При том, что по внешности и по поводкам был вполне зауряден, неприметен, неразговорчив, тих, только подвыпивши обретал развязные повадки загулявшего мастерового. Мог быть принят и за какого-нибудь заштатного бухгалтера. О том, что он представлял из себя на самом деле, знали немногие, в том числе – из писательской среды – а ведь там, казалось бы, должны были знать об его настоящей значимости – и не только писательской, но и человеческой.

Есть поразительный отчет агента НКВД, с которым Платонов почему-то счел нужным поговорить по душам. «Вначале речь его была бессвязной; тяжелое впечатление производил надрыв, с которым Платонов рассказывал о себе, о своей семейной жизни, о своих неудачах в литературе. Во всем этом было что-то патологическое. «…» Жизнь он воспринимает как страдание, как бесплодную борьбу с человеческой грубостью и гонение на свободную мысль. Эти жалобы чередуются у него с повышенной самооценкой, с презрительной оценкой всех его литературных собратий. «Товарищи, я знаю, преследуют из зависти. Редакторы — из трусос­ти... А ЦК за что меня преследует? А Политбюро? Вот, нашли себе врага в лице писателя Платонова! Тоже — какой страшный враг, пишет о страдании человека, о глубине его души. Будто так уж это страшно, что Платонова нужно травить в газетах, запрещать и снимать его рассказы, обрекать его на молчание и на недоедание?..» Он вдруг закричал: «Не буду холопом! Не хочу быть холопом!»

Здесь много интересного. Самооценка Платонова и вправду многим могла показаться в то время удивительной, кто-то мог бы даже ему, пожалуй, при более неблагоприятных обстоятельствах, приписать манию величия. Для нас, тоже лишь догадывающимся – но все ж догадывающимся о настоящем масштабе его личности – нет. В самом деле, если мы о нем догадываемся, то уж Платонов знал это наверняка. Но он осознавал и другое – зазор между масштабом своей внутренней личности и тем, как он воспринимается внешне, в качестве ничем не примечательного человека. Хотя – это еще как посмотреть. Ведь считает же нужным отметить младшая сестра жены, что, поговорив хоть раз с этим серым по внешности человеком, в дальнейшем общении с ним уже испытывали непреодолимую потребность его более значительные по рангу и по значению, как тогда казалось, современники. Следовательно, нужно было только в него вглядеться внимательней, послушать, что он говорит… А высказывал он чаще всего простую, хотя и не всем понятную мысль: государство, вне зависимости от того, какой социальный строй в нем установлен, всегда безразлично к судьбе отдельно взятого человека, а любой человек, по этой же причине, внутренне враждебно настроен к любому государству. В особенности тогда, когда оно на него давит. Еще больше – когда оно посягает изменить сам склад его души.

Не исключено, что еще и потому так нервничал Сталин, волею высшего промысла и, может быть, вопреки своему желанию и воле поставленный во главе самой могучей в мире страны, в которой особенно актуально было то, о чем говорил Платонов и что, конечно же, он понимал даже больше него: эта унижающая человека данность в виде беспощадность государства в отношении каждого из граждан никогда не исчезнет. И даже ему, Сталину, от нее никуда не деться.

Виталий Яровой
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Fackel
Fackel


Сообщений: 63320
16:37 11.05.2021
На меня Платонов тоже тяжелое впечатление произвел, когда я его в 1980-х прочел, сборник.
Я не понял, в чем суть его писаний, и что он желал донести. Потом - тоже.
Нравится: Егор Ардов
Ссылка Нарушение Цитировать  
  zingaf
zingaf


Сообщений: 3059
10:49 12.05.2021
avenarius (avenarius) писал (а) в ответ на сообщение:
> Стоит ли в очередной раз повторять, что Иосиф Виссарионович был человеком гениальным? Ведь он им бесспорно был.
quoted1
Гении бывают добрым и злыми.
О добрых если что-то и слышно, то недолго. Их скоро забыват.
А злые гении долго еще у всех на слуху. Как Гитлер, Джугашвили и им подобные.
При этом злых генией по правилам русского зыка гениями называть не принято. Их принятой назывть «выдающимися злодеями». Это синоним «злого гения».
Поэтому Джугашвиля на самом деле, если по-русски и правильно, не злой гений, а выдающийся злодей.
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Два гения
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия