Маркс подверг резкой критике утопический социализм за антинаучность, фантастичность их планов преобразования действительности. Но самый главный порок утопических учений - возможность организации на базе существующего "человеческого материала" более прогрессивных общественных отношений - марксизм воспринял.
Маркс вскрыл противоречия в идеалистической системе Гегеля и перевернул ее "с головы на ноги", заменив диалектику развития понятий диалектикой развития самих вещей. Но марксизм воспринял главный порок гегелевской философии - представление об "объективности" и фаталистической направленности общественного развития, о том, что общество неотвратимо идет к коммунизму, независимо от воли и сознания людей.
Из классической политэкономии, вместе с раскрытием фундаментального значения "объективного" определения стоимости, Маркс унаследовал и главное заблуждение классиков - игнорирование роли "субъективного фактора" в ценообразовании и рыночной экономике вообще.
И, наконец, чтобы скрыть принципиальную ошибочность своей главной философской доктрины - материалистического понимания истории - Маркс "превратил" собственность - чисто правовую категорию в категорию...экономическую!
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
> Но марксизм воспринял главный порок гегелевской философии — представление об «объективности» и фаталистической направленности общественного развития, о том, что общество неотвратимо идет к коммунизму, независимо от воли и сознания людей. quoted1
> clamant (clamant) писал (а) в ответ на сообщение:
>> собственность — чисто правовую категорию в категорию… экономическую! >> quoted2
>
> И я говорю -ОБВОРОВАЛИ в 1917!!! > А они -НАЦИОНАЛИЗИРОВАЛИ… национализировали… > Что за люди эти коммунисты-большевики!!!??? quoted1
Вы очень правильно отреагировали! Действительно, марксизм в своих "теоретических изысках" все время хочет представить собственность в качестве производной от экономических отношений!!!
> Социализм такой плохой, что уже 30 лет кряду воры- паразиты живут на его промышленном наследии. quoted1
Что касается "социалистического наследия"... Взять хотя бы только экологию:трудно себе даже представить масштабы того ущерба, который был нанесен "окружающей среде" совковой системой хозяйствования!
> Что касается "социалистического наследия"... Взять хотя бы только экологию:трудно себе даже представить масштабы того ущерба, который был нанесен "окружающей среде" совковой системой хозяйствования! quoted1
Сейчас с экологией ещё хуже. Паразиты опять в проигрыше.
> При любой смене власти всегда остаются средства производства от старой власти и они развиваются дальше! > > Забирается не только территория, но и средства производства! quoted1
И что? Это не меняет того факта, что на наследии СССР воры набили свои карманы.
> Но самый главный порок утопических учений - возможность организации на базе существующего "человеческого материала" более прогрессивных общественных отношений - марксизм воспринял. quoted1
Антиресно пишет критик. Но не все понятно нам, с простой рязанской мордой. Есть вопросы... Разве не естественно восприятие прогрессивных идей и их поддержка? Вы что, батенька, нигилист, что ли? И существующий "человеческий материал" - не волчья стая, а гомо сапиенс, склонный к самосовершенствованию. Диалектика... Перечитать надо будет "3 источнника..." Может и вопрос отпадет...
> Но марксизм воспринял главный порок гегелевской философии - представление об "объективности" и фаталистической направленности общественного развития, о том, что общество неотвратимо идет к коммунизму, независимо от воли и сознания людей. quoted1
Какой порок? Что у Вас за тормоз в мышлении? Река течет объективно и "фатально" по руслу, пусть с изгибами, но никак не вспять. Развитие "человеческого материала" идет от несовершенной общественной формации с законом дубины и клыка - к все более совершенной, где человек человеку друг, товарищ и брат. Может Вы, или кто-то из великих мыслителей научно обосновал другую направленность общественного развития, где река течет вспять? Нет? Потому что "этого не может быть потому, что этого не может быть никогда"... И воля и сознание людей совершенствуется в связи с чем и происходит совершенствование общественной формации, надстройки. Утомил, наверное. Вы не против вопросов по остальным пунктам? "Извените меня дурмана ядовитого, что так глупо съо-стрил! Ужасно я предан науке!»...
> clamant (clamant) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Но самый главный порок утопических учений - возможность организации на базе существующего "человеческого материала" более прогрессивных общественных отношений - марксизм воспринял. quoted2
>Разве не естественно восприятие прогрессивных идей и их поддержка? И существующий "человеческий материал" - не волчья стая, а гомо сапиенс, склонный к самосовершенствованию. quoted1
С точки зрения "здравого смысла", каковы люди, таковы и их общественные отношения. Марксизм, вслед за утопистами, оторвал общественные отношения от самих людей; более того, он поставил телегу впереди лошади:"Каковы общественные отношения, таковы и люди!" "Восприятие прогрессивных идей" и "самосовершенствование" это достаточно длительный процесс, он не может быть осуществлен в ночь на 25 октября... Сначала появляются новые, "совершенные" люди, которые вступают в новый тип экономических /"производственных"/ отношений между собой, последние начинают конкурировать со старыми, и, в конечном счете, их побеждают. И лишь после этого совершаются политические революции, которые передают государственную власть в руки более "совершенных" людей и уничтожают все рудименты прежней системы общественных отношений. Таким образом, сначала появляются новые люди, затем происходит длительный процесс возникновения и развития новых производственных отношений и лишь после этого - политические революции. Марксизм призывает угнетенных к восстанию, к политической революции, к завоеванию государственной власти для того, чтобы затем...установить новый тип экономических отношений, до которого люди еще не только не доросли, но никто даже не представляет себе эти самые - коммунизм, социализм и пр.!
> clamant (clamant) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Но марксизм воспринял главный порок гегелевской философии - представление об "объективности" и фаталистической направленности общественного развития, о том, что общество неотвратимо идет к коммунизму, независимо от воли и сознания людей. quoted2
>Какой порок? Что у Вас за тормоз в мышлении? Река течет объективно и "фатально" по руслу, пусть с изгибами, но никак не вспять. Развитие "человеческого материала" идет от несовершенной общественной формации с законом дубины и клыка - к все более совершенной, где человек человеку друг, товарищ и брат. quoted1
Даже в вашем примере с рекой, "объективность" процесса не является его защитой от "субъективного фактора". Сколько мы знаем примеров о перенаправлении течения рек! Никто не спорит с тем, что человечество, по мере исторического развития, "совершенствуется". Дело здесь в другом. Марксизм, вслед за Гегелем, утверждает, что процесс совершенствования, в частности, общественных отношений, - от первобытной дикости к абсолютному идеалу - совершенно не зависит от "поведения" самих людей, что "естественноисторические законы общественного развития" тащат людей за шкирку в коммунизм, как бы они этому ни сопротивлялись. Марксизм "забывает", что люди - это сознательные и волевые существа, и что они сами вольны выбирать направление своего движения. В частности, они могут руководствоваться как гуманными, так и антигуманными целями /фашизм/... И вполне может так случиться, что вместо достижения идеального общества человечество "досовершенствуется" до самоуничтожения /ядерная война, экологическая катастрофа и пр./
Ты смотри. Оказывается здесь есть крепкая основа для заблуждений. Сожалею, что сразу не отнесся к Вашим высказываниям с должным вниманием. И ссылка моя на "Письмо к ученому соседу" явно не к месту. Я ведь подумал, что некто "Великий" поясняет нам основы правильного мировозрения... Признаю, ошибся. Если не возражаете, то включусь чуть позже. Сначала обдумаю. Не хочу выглядеть посредственностью... Тем более, что здесь принципиально и многие смотрят...
> С точки зрения "здравого смысла", каковы люди, таковы и их общественные отношения. > Марксизм, вслед за утопистами, оторвал общественные отношения от самих людей; более того, он поставил телегу впереди лошади:"Каковы общественные отношения, таковы и люди!" quoted1
Предлагаю вам пройти курс наукатерапии у меня на форуме http://viktor.ixbb.ru/ дабы не сорить здесь. Для затравки могу сказать, что с точки зрения "здравого смысла" Солнце вращается вокруг Земли, а ни как иначе!
> Для затравки могу сказать, что с точки зрения "здравого смысла" Солнце вращается вокруг Земли, а ни как иначе! quoted1
Это не с точки зрения "здравого смысла", а с точки зрения "народного предрассудка", основанного на одностороннем толковании чувственного восприятия. Достаточно простого наблюдения за ночным звездным небом, чтобы убедиться во вращении земли...