В эпоху просвещения развивался деизм, атеизм, наука и техника. В эпоху постмодерна развивается глобализация. Я за глобальный английский язык, чтобы все его знали. Вы за? Обоснуйте. В пользе НТП никто не сомневается. Есть сомнения в деизме и атеизме. Вы за научное мировоззрение или верите в Творца? Обоснуйте.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Малевич как философ главная идея настоящей монографии — русский авангард относится не к области искусства, а к области мысли
Даниил Торопов
Философия русского авангарда: коллективная монография под ред. Н.Н. Ростовой (серия «Современная русская философия». № 10) — М.: РГ-Пресс, 2018 — 128 с.
«Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу». Василий Кандинский
«Быть в толпе — значит видеть только фрагменты. Быть наедине с собой — значит видеть целое, образ. Поэтому современное искусство толпы фрагментарно. А искусство вообще целостно». Фёдор Гиренок
Вы можете не интересоваться авангардом, но знайте, что авангард интересуется вами. Тем более, если речь идёт о русском авангарде, который воистину национальная гордость великороссов, пусть для значительной части соотечественников — это полное и окончательное безобразие.
Отдаю себе отчёт в том, что консервативную аудиторию в своё время откровенно «достали» перестроечные «камлания» по авангарду, сопровождавшиеся сбрасыванием с «корабля современности» советских титанов, а также спешным зачислением в наследники деятелей назойливого и вторичного «совриска». Однако всё это не повод отбрасывать и отдавать великие имена нашей культуры.
Тем более, что русский авангард — это движение в сторону архаики, начала всех начал, фундаментальных основ мира и искусства. Поэтому те же обэриуты не принимали Пастернака, ибо их поэзия «имеет дело с метафизическими сущностями, а Пастернак, психичен, чувствен, „работает“ с переживаниями поражённого греховной душевностью человека — интеллигента сугубо». (В.Карпец).
И стоит учитывать, что каждый элемент, штрих, образ для авангарда — результат большой интеллектуальной, философской, а порой и духовной работы, что художественные представления формировались в связке с мировоззренческими, а иногда даже естественно-научными.
Как в студенческие (или аспирантские) годы с досадой заметил мой товарищ: «Единственные люди, которые хорошо относятся к философам — это художники». Неизбежен и обратный интерес. Так что настоящая монография — сверхгуманитарная помощь в работе со знаковыми фигурами русского авангарда.
Девять небольших текстов, выдающийся «квинтет» авторов: композитор Владимир Мартынов, писатель Андрей Бычков, философы Фёдор Гиренок, Наталья Ростова и бывший завкафедрой эстетики философского факультета МГУ Александр Мигунов, к сожалению, не доживший до выхода монографии.
«Авангард реформирует искусство. Его поэзия — это поэзия для поэтов. Его живопись — это живопись не для зрителей, а для художников. В авангарде искусство отсылает к себе самому, говорит о себе и ни к какому другому существованию вне себя не обращается. Кандинский, Малевич, Хармс, Введенский — близнецы-братья. Они говорят, но язык их неизвестен. В книге предпринята попытка расшифровать философский смысл посланий русского авангарда».
Главная идея настоящей монографии — русский авангард относится не к области искусства, а к области мысли, «русский авангард — это русская философия, обнаруживающая своё присутствие за пределами философии».
Кстати, возникает неочевидная, но интересная параллель с исследованиями по средневековой русской философии (М.Н. Громов), согласно которым это не только тексты, но и неписьменные источники, общекультурный контекст.
Чем интересна серия «Современная русская философия» — широта тем, открытость, но без игры на понижение. Тексты требуют серьёзного и увлечённого читателя. Поэтому настоящая «Философия русского авангарда» действительно обращена как к философам и искусствоведам, так и ко всем тем, кто интересуется поэтами и художниками русского авангарда ХХ века.
Корпорации добра что бывает, когда крупный бизнес учит нас жизни?
Илья Титов
В разговорах о бизнесе, ставящем прибыль превыше любых принципов, о корпорациях, пренебрегающих убеждениями ради выгоды и об индустрии, глухой к голосу совести, часто забывают о главном. Компании состоят из людей, остро подверженных влиянию течений и ветров, превалирующих в обществе. Да, в руководстве сидят все те же капиталисты, идущие на любые преступления ради трехсот процентов прибыли, но этажами ниже, в простых офисах сидят менеджеры среднего звена. Один считает, что глобальное потепление — вина человека, другой уверен в предвзятости криминальной статистики, кладущей вес половины всех убийств в США на плечи негров, составляющих 12 процентов населения. Иной менеджер убежден, что моральный долг граждан западных стран — впустить к себе в страну как можно больше народу из третьего мира, а иной полагает, что за всеми исходами выборов, которыми остались недовольны любимые актеры и певички этого менеджера, стоит Кремль. Словом, за брендами, чьи логотипы так или иначе попадают в наше поле зрения почти постоянно — даже прямо сейчас, присмотритесь — стоят самые обычные люди, чьи инициативы зачастую идеально вписываются в идеологический климат, но совершенно безумны с точки зрения коммерческого благополучия родной компании.
На днях о себе напомнила компания, чьей продукцией пользуется огромное количество мужчин. «Жилетт» в свое время перевернула рынок продуктов постоянного пользования принципом, сформулированным своим основателем, Кингом Кэмп Жилеттом — «Дай им бритву и продай им лезвия» — эта идея легла в основу консьюмеристской концепции, названной «Моделью бритвы и лезвий». Начиная с Джона Рокфеллера, который бесплатно раздал китайцам восемь миллионов керосиновых ламп лишь затем, чтоб потом продавать им керосин по завышенной цене и заканчивая сегодняшним соотношением дешевых принтеров и дорогих картриджей или дешевых консолей и дорогих игр, модель бритвы и лезвий широко применяется и по сей день. Казалось бы, от конторы, чей основатель заложил такой базовый принцип современного бизнеса, можно ждать разумного и прагматичного подхода к ведению дела. Максимальная осторожность, ориентированность на как можно более широкую аудиторию и сглаживание острых углов при позиционировании продукта — таков верный способ заслужить доверие новых клиентов и не отпугнуть старых. Тем не менее, в Gillette кто-то решил, что ему видней и выступил с идеей новой рекламной кампании. В противовес прошлым кампаниям, где лицом бренда выступали известные спортсмены Роджер Федерер и Тайгер Вудс, в новой рекламе упор делается не на знаменитостей и даже не на продукцию бренда. В центре внимания тут оказывается концепт токсичной маскулинности, беспрестанно заставляющий десятки мужчин (почему-то только белых) травить подростка в интернете, домогаться до женщин, драться, смеяться над сексистскими шутками. Единственным спасением служат высокоморальные защитники женских свобод — темнокожий парень, одергивающий своего друга, прокомментировавшего прохожую красотку, черный отец, убеждающий свою не менее черную дочку в ее силе и белый житель пригорода, разнимающий дерущихся мальчиков и подающий тем самым добрый пример детям разных рас. Посыл понятен и даже разумен — мужчины в ответе за поведение молодого поколения, которому не стоит служить дурным образцом. Форма же, в которую обернут этот посыл, возмутила многих. Первостепенной претензией стало то, что производитель бритв вообще учит кого-то жизни — не их это дело, пускай себе делают бритвы и не лезут в чужие дела. Затем всплыли интересные подробности — оказалось, что холдинг Procter & Gamble не впервые проталкивает подобную повестку в своих рекламах, при этом используя детский труд в странах третьего мира и нанимает сомнительных личностей — так, например, для съемок этого ролика была нанята дама, по некоторым данным несколько лет назад обвиненная в домогательствах несовершеннолетними мальчиками. Высокомерный покровительственный тон, равно как и следование священной для любого западного либерала догме «все мужчины — насильники» стали вишенкой на торте всеобщего возмущения роликом. В Сети набирает ход кампания, призывающая к бойкоту не только продукции Gillette, но и любых товаров холдинга Procter & Gamble. Напрасно считать, что подобные методы не достигнут успеха — огромные корпорации зачастую оказываются удивительно уязвимы к такого рода ударам.
Так случилось во второй половине 2018 года с компанией EA. Некогда прославленный разработчик компьютерных игр со временем стал уделять все меньше внимания контролю качества, добротные сюжеты игр заменили шаблонные истории, пропитанные леволиберальными идеями, а цены на игры, чья разработка стоила все дороже, становились все более неподъемными. Последней же каплей для многих пользователей стал выпуск очередной части Battlefield — онлайн-стрелялки, позволяющей поиграть с друзьями в войну. Старые части этой серии были известны своим атмосферным и довольно точным изображением войн прошлого — Вьетнам, Вторая Мировая и конфликты на Ближнем Востоке. Новые же игры напоминали веселый балаган — в 2016 году вышла игра про Первую Мировую, где не было ни русских, ни французских солдат, зато была возможность играть за негритянку с винтовкой, а последняя на сегодняшний день часть — Battlefield V — отметилась не только многократным повышением уровня абсурда, но и хамским отношением разработчиков.
огда игроки спросили, почему вместо следования реальным событиям или хотя бы укладывания вымышленных событий в рамки здравого смысла разработчики строят совершенно маразматическую историю про сильную женщину, которая в одиночку взрывает нацистский завод в Норвегии, разработчики ответили: «Не нравится — не покупайте». И игроки последовали совету, в результате чего безумно дорогая в разработке игра стала финансовым провалом, EA была вынуждена спустя неделю после релиза продавать игру со скидкой в 50 процентов, а акции компании за полгода споров с игроками упали в стоимости почти наполовину. Руководители ЕА запоздало спохватились, уверили аудиторию в том, что сделали выводы и уволили всех причастных к скандалу, однако репутацию, строившуюся долгие годы и разрушенную парой неудачных фраз и рядом некачественных продуктов, это не восстановило.
У большинства кинозрителей компания Disney до сих пор ассоциируется главным образом с производством мультфильмов про Микки-Мауса, Золушку и Рапунцель, но за фасадом знаменитого логотипа со сказочным замком скрывается крупнейшая медиаимперия. Помимо того, что выходит под брендом Disney, медиаконгломерат владеет производственными мощностями нескольких лейблов звукозаписи, десятков телеканалов, сетей телерадиовещания, парков развлечений и крупнейших киностудий. Marvel, Touchstone и ныне покойная Miramax — все это части колоссального медиаконгломерата, который в 2012 году включил в себя Lucasfilm, известный фильмами про Индиану Джонса и франшизой «Звездные войны». Никто не питал иллюзий по поводу того, зачем корпорация Disney купила Lucasfilm и уже спустя три года мир увидел новая часть серии про дуэли джедаев, битвы в космосе и полеты на межзвездных истребителях. В 2018 вышел очередной фильм франшизы, озаглавленный «Последние джедаи». Фильм этот отметился удивительным достижением — он не понравился почти никому. Старые фанаты ворчали, что раньше было лучше, отмечая вторичность сюжета, новые недоумевали от огромного количества плоских и шаблонных персонажей, однако все зрители сходились во мнении о том, что сценарий по количеству дыр напоминает дуршлаг, сюжетные повороты вымучены и неестественны, а идеи, лежавшие в основе фильма, оказались подозрительно соответствующими духу нового времени, но идущими наперекор здравому смыслу.
Режиссер фильма Райан Джонсон мог бы признать свои ошибки, успокоить зрителей и заверить их в том, что работа над будущими частями франшизы будет вестись куда тщательней и с большим уважением к оригиналу. Но обиженный художник заявил, что на самом деле фильм всем понравился, а негативные отзывы в сети — результат злых козней старых знакомых любого американского либерала — русских онлайн-троллей. Результат последовал незамедлительно — фильм, хоть выступил неплохо, собрал существенно меньше, чем ожидалось, а рейтинг зрительского интереса к следующей части «Звездных войн» значительно упал.
Руководство YouTube имеет (или имело) традицию: в конце каждого года они подводят его итоги для платформы, выпуская короткий ролик, именуемый Rewind (Перемотка). В 2013 году это было душевное видео, в котором собрались самые яркие и интересные производители контента, наиболее емко описывающего то, каким для крупнейшего видеохостинга стал минувший год. Время шло и состав сотрудников компании менялся — если раньше молодые энтузиасты, каких бы взглядов они ни придерживались, ставили превыше всего удобство пользователей, то нынешние сотрудники YouTube видят проталкивание своих идей в глотки зрителям одной из главных целей платформы. Не знаю, виной ли тому радикальная смена состава или не менее радикальный идеологический раскол западной аудитории, следствием которого является все, что описано в этом тексте. В любом случае Rewind 2018 года, выпущенный в декабре, стал рекордсменом всего YouTube по количеству отрицательных оценок — 15 миллионов дизлайков за полтора месяца стали сомнительным достижением. Причиной этого стала совершенно бесстыдная агитация ценностей дивного нового мира — омерзительные транссексуалы, танцующие корейские женоподобные мальчики, компьютерные игры для умственно неполноценных и Уилл Смит — все это, вкупе с полнейшим отсутствием интересных идей, обозначивших 2018 год и тонной заезженных лозунгов вроде «Заставим женщин и цветных почувствовать себя сильными!», вызвало чуть ли не физическое отторжение аудитории YouTube. Можно бы подумать, что гигантская корпорация Google, частью которой является YouTube, не заметит такого возмущения, да и альтернативы, на которую могли бы перейти разгневанные пользователи, у крупнейшего видеохостинга нет. Тем не менее, стоимость акций холдинга Alphabet, контролирующего Google и ее дочерние предприятия, упала почти на 130 долларов в течение недели после выпуска видео. Конечно, «после» не значит «в следствие», да и информацию о подобной связи Google никогда не обнародует, но следует понимать, что большую часть прибыли YouTube получает от компаний, покупающих рекламу на платформе. А эти компании едва ли будут рады стойким негативным ассоциациям их продукции с безумными инициативами руководителей видеосервиса.
Подобного рода коммерческие самоубийства становятся все более разрушительными и молниеносными. Причиной тому не только распространение технологий и попытки брендов нацепить человеческое лицо, но и тот факт, что из отдельных людей состоят не только корпорации. Публика, на которую они путаются воздействовать, тоже является совокупностью тысяч и тысяч внимательных, дотошных и привередливых зрителей. Этим зрителям не нравится, когда их считают насильниками, когда им плюют в лицо те, кто кормится на их деньги, но что самое главное — люди по всему миру устали от бесконечного навязывания надоедливой либеральной пропаганды, липкой и вязкой жижей пачкающей все, до чего только может дотянуться.