Захар Прилепин: «Русские традиции — это не „Калинка-малинка“ и медведь с балалайкой»
о фестивале в Захарово, семейных праздниках, атмосфере добра и требованиях к жизни
7 июля в Музее-заповеднике А.С. Пушкина в усадьбе Захарово, что в 40 км от Москвы, пройдет семейный фестиваль под открытым небом «Традиция». «Известия» встретились с одним из организаторов мероприятия писателем Захаром Прилепиным.
— Фестиваль «Традиция» получил прописку в усадьбе, где свое детство провел Александр Пушкин. Вас привлекает история этого места или в выборе кроется иной смысл?
— С Пушкиным это связано лишь отчасти. Во время проведения «Традиции» люди едут непосредственно на фестиваль. Усадьбу Пушкина они могут осмотреть и в другое время. На «Традицию» приезжают целенаправленно получить в одном контексте многие виды искусства: лекции по литературе и философии, музыку, песни, костюмированное представление, танцы, выступления артистов в самых разных жанрах. Дирекции Захарово понравился наш замысел, и для фестиваля они предоставили всю территорию усадьбы. Лекцию читает Анатолий Вассерман, по соседству проводит встречу Эдуард Лимонов, на сцене перед усадьбой поет Саша Скляр, а Герман Садулаев готовит кашу.
Тут же мы устраиваем дегустацию экологически чистых продуктов от местных производителей. Люди говорили: «Как это возможно?» И при этом пребывали в абсолютном восторге и удивлении. Изначально и нам казалось, что совмещаем в одном мероприятии несовместимое, но когда увидели, что получилось в итоге, поняли, что есть в этом какая-то органика. Вы знаете, у нас ведь нет гримерок, вагончиков для VIP-гостей. Люди могут к любому артисту подойти и поговорить за жизнь. Проходят месяцы и годы, но до сих пор люди говорят мне: «Мы с вами познакомились на «Традиции». И это приятно. Тысяч пять знакомых у меня появилось точно.
— О чем вас обычно спрашивают люди?
— Да обо всем. Про Донбасс, про литературу. Интересуются, когда новый роман напишу. Кто-то занимается искусством и хочет, чтобы ему помогли «раскрутиться», а некоторые хотят попасть в качестве выступающего на следующую «Традицию». С чем угодно люди приходят, с любой болью, со своими печалями и радостями. А еще благодарят, что в этот прекрасный день они собрались на фестивале, где царит атмосфера родства и добра. Мы и о детях подумали, организовали детские площадки, за что от родителей отдельная благодарность.
— Судя по анонсу, у вас будет очень разнообразная музыкальная программа. Ироничный джаз-банд, народный оркестр, а капелла поющие грузины, рокеры, Инна Желанная и классические музыканты. Почему вы решили соединить настолько разные коллективы?
— Русские традиции — это не «Калинка-малинка» и медведь с балалайкой. Они гораздо обширнее. Наше искусство — часть европейской культуры. Только мы всё, что у нас приживается, русифицируем. Как некогда Пушкин русифицировал французский роман, как поэты русифицировали все символизмы, футуризмы и имажинизмы, как из французского шансона родилась бардовская песня. Теперь это всё стало нашей традицией.
— Есть ли в вашей семье традиции, которые пришли к вам от прадедов и поддерживаются до сих пор?
— У нас с женой разные корни и традиции. Одна часть моей родни — крестьяне из рязанской деревни, другая — из липецкой. А жена — городская. Нам сложно совместить разнородные традиции в одну. Но я решил, что обязательно останутся в семье огромные застолья. Их я помню еще со времен детства. За одним длинным столом собиралась вся родня. Мой отец играл на семиструнной гитаре и на баяне, бабушка — на балалайке, а остальные пели частушки, цыганские песни. Вся деревенская родня плясала, пела, устраивала какие-то спортивные состязания. Дети смотрели, как бабушки и дедушки прыгают через козла и бегают наперегонки. Ох, это был просто полный восторг! Ощущение огромной родни, огромного праздника — это и есть главная традиция.
Когда я повзрослел и денег стало чуть побольше, предложил жене так же собирать родню. И чтобы застолья, музыка, спортивные мероприятия, баня, прорубь зимой, речка летом. А то все бродят с работы на работу, из быта в быт, а тут вдруг, приехав на природу, люди раскрываются, раскрепощаются, становятся свободными!
— Вы уже почти достроили большой деревенский дом, который может вместить много гостей.
— В этом и был смысл. Только это дом не для моей семьи, а для друзей и коллег. Пока мы его называем Дом творчества. Задумал я его по типу Дрвенграда — деревни Эмира Кустурицы, с которым я дружу и бывал у него много раз в гостях. У него, правда, помасштабнее проект получился. В одной деревне с десяток домов. Мы тоже постепенно разрастемся. Кстати, он делает примерно то же самое, что и наш фестиваль «Традиция». У Кустурицы там немного поют, немного пляшут, немного дискотеки, но в целом там проходит кинофестиваль.
К нему в деревню приезжают разные известные люди, голливудские звезды, писатели. Я был приятно удивлен, когда встретил там Ноама Хомского — великого философа. Я тоже захотел деревню, усадьбу и чтобы собирались в ней писатели и музыканты, философы и режиссеры. Среди друзей нашлись люди, которые совершенно безвозмездно и с удовольствием вложились в проект, «как у Эмира Кустурицы».
— Вы не за свои строите?
— Нет, у меня нет таких денег. У нас есть друзья-архитекторы, мы объяснили им, что нам надо, для каких целей, и они создали проект, по нему и делают этот деревянный сруб. Уже сейчас почти всё готово. Скоро займемся кулинарией, пирогов напечем, устроим концерт.
— В этих хоромах вы себе угол присмотрели?
— Одну маленькую комнатку, мне больше не надо. В остальных будут размещаться гости — писатели, поэты. А чистый воздух им пойдет на пользу. Знаете, как пишется здесь.
— При этом вы еще успеваете и в Донбасс ездить.
— Донецкая история — часть моей жизни. Большую часть последних двух лет я провел там.
— В своей телепрограмме «Уроки русского» вы рассказывали про писателей Великой Отечественной войны. Сентенция была такая: «Если ты пишешь про войну, ты должен быть там».
— Не должен, но желательно. Чтобы знать, о чем речь идет. Так получилось, что лучшие книги о войне написали те авторы, кто сам воевал. Хотя я допускаю, что писатель может написать о том, чего он сам и не видел.
— Ваше пребывание в Донбассе вы тоже оцениваете полезным для творчества?
— Когда ты действующий офицер вооруженных сил, перед тобой раскладывают карту и рисуют позиции твои и противника, а ты начинаешь думать: «Сейчас я запомню, как начальник штаба ногтем провел, при этом как свел брови», — это глупо. Когда сидишь в окопе, не будешь смотреть на выражения лиц товарищей, чтобы в книге описать. Это тоже глупо. А если будешь про это думать, начнется шизофрения и развал сознания.
Я ехал на войну не за писательскими впечатлениями. У меня там другие совершенно цели. Что запомнится из происходившего, то и станет литературой.
— Вы интересуетесь футболом?
— Нет, я далек от футбола. Но сын играет в районной футбольной команде, обожает Месси, читает про него книжки и показывает мне на ноутбуке все самые крутые голы. Когда Месси не забил и Аргентина проиграла — сын так огорчился, что даже и не знаю, как пережил эту трагедию.
— Как оцениваете проведение такого крупного турнира, как чемпионат мира, в нашей стране?
— Нам обязательно надо было проводить чемпионат. Это необходимость политическая, культурная, спортивная, духовная, пропагандистская, информационная, да какая угодно. Как и с Олимпиадой в Сочи. Мы это сделали, и получилось обескураживающе хорошо. А миллионы туристов сообщили в свои страны, что эта муть, которую по поводу России произносят и пишут в их СМИ, — неправда. В России не ходят в тулупах, не едят замороженную морковку.
— Какие составляющие необходимы для грамотного патриотического мероприятия?
— Когда говорят об организации патриотических мероприятий, выясняется, что делать-то их некому. Нет исполнителей. Те, что были, пропали, растворились в обилии «Голубых огоньков» и телешоу. Ну, а новых-то, в хорошем смысле, представителей европейской, национальной культуры, продвинутой, обращенной в будущее, мы не создали.
Русская песня — это не Кадышева и не Бабкина. Не хочу обидеть этих прекрасных женщин, но это не так. Куда пропали народные хоры? Вы давно видели по ТВ выступление Северного народного хора? Давно видели афишу с их выступлением? На слуху из народных исполнителей — если только казачий хор. Кокошник — хорошо, но имитации не надо.
— Так, может быть, патриотическая работа заключается в том, чтобы сохранить исконно наше?
— Конечно. Надо создавать институции, надо заново детей приучать слушать настоящие народные песни, петь их с ними, показывать их по телевизору, крутить по радио. Чтобы люди знали, что есть национальная культура, что она вот так выглядит, что есть мелодизм удивительный русский, есть замечательная русская поэзия, русская икона, живопись. Всё это есть. Надо вернуть их в обиход. И на этой почве будет вырастать новое.
— Александр Блок говорил, что к жизни нужно предъявлять безмерные требования. Разделяете ли вы эту мысль?
— Требования, которые предъявлял к себе Блок, максимально высоки в сфере этического поведения художника. Как поэт он абсолютно безупречен. Как гений, как провидец это один из величайших людей в русской культуре, один из самых важных для меня. Но если теми же самыми мерками подходить к личной жизни поэта, вы там найдете такое, что туда лучше вообще не заглядывать.
У нас люди любят идеализировать любимцев, кумиров. Попробуй что скажи не так про Есенина, бросятся на тебя: «Да как вы смеете?! Серёженька так не пил, не сквернословил! Он хороший был. Работал с утра до вечера». Люди хотят, чтобы было так. Я профессионально занимаюсь биографией Есенина. Я такое про него знаю, что иной раз и рассказывать не стану. А попробуй тронь Высоцкого. «Владимир Семенович наркоман? Да как ты смеешь?!» Готовы на части порвать. Люди, почитайте мемуары. Там и то не всё сказано.
— А какие требования вы предъявляете к себе?
— Я надеюсь, что отношусь к этому хоть как-то соразмерно с тем, как относился к этому Александр Александрович Блок или Александр Сергеевич Пушкин, хотя Пушкин может показаться кому-то более легкомысленным. Хочу быть честным с самим собой.
Я очень серьезно отношусь к своей профессии, никогда не торгую своим словом и никогда его не произношу впустую. Никогда не позволю себе писать тексты в пьяном виде или просто, чтобы заработать денег. Типа левой ногой напишу повестюшку или сценарий, а там уже поработаю хорошо. Ни за что! Это не предмет торга, не предмет забавы, не предмет игры. С этим мне к Богу идти, и это взвесят на высших весах.
Валерий Батадзе (ninapeta) писал (а) в ответ на сообщение:
> Что происходит с русскими в России? Почему в СССР русским был даже казах, а в сегодняшней России русского днем с огнём? quoted1
При чем здесь фотография к этому убогому и плохо связанному тексту?
Тебя лишили голубиных прав, и ты заверещал?
Батадзе, ты то здесь при чем?
Захотел стать русским, но вовремя опомнился и устыдился?
Надеюсь, что сегодня, ты гордо идешь с высоко поднятой головой, в колонне единомышленников с кружевными трусиками, размахивая разноцветным флагом и гордясь своей новой национальностью.
Валерий Батадзе (ninapeta) писал (а) в ответ на сообщение:
> Мне, например, неприятно, когда в очереди в кассу магазина передо мной стоит тетка с приспущенной юбкой, голыми телесами со складками ниже пупа, потная и вонючая. quoted1
А мужик с похмелья в трамвае с запахом перегара и подмышек тебе больше нравится? Есть дофига людей, которым что-то не нравится, знаю таких кто человека за неправильную прическу придушить готовы. А что, ведь обрился как чудик и мешает им бухать в своем мирке в компании «33 богатырей, все равны как на подбор». Меня вот не колышит, я выхоожу по зиме из подъезда и вижу соседа, идущего похмеляться в тапках и шортах. Мне он не мешает. А я вот вышел отдать брату ключи так же по зиме и соседка чуть обплевалась, как её задело, что я хожу в тапках аж до самого выхода из подъезда. Может вы, которых так всё раздражает просто агрессивное стадо?
Свободомыслящий (bardakar38) писал (а) в ответ на сообщение:
> Валерий Батадзе (ninapeta) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Мне, например, неприятно, когда в очереди в кассу магазина передо мной стоит тетка с приспущенной юбкой, голыми телесами со складками ниже пупа, потная и вонючая. quoted2
>А мужик с похмелья в трамвае с запахом перегара и подмышек тебе больше нравится? Есть дофига людей, которым что-то не нравится, знаю таких кто человека за неправильную прическу придушить готовы. А что, ведь обрился как чудик и мешает им бухать в своем мирке в компании «33 богатырей, все равны как на подбор». > Меня вот не колышит, я выхоожу по зиме из подъезда и вижу соседа, идущего похмеляться в тапках и шортах. Мне он не мешает. А я вот вышел отдать брату ключи так же по зиме и соседка чуть обплевалась, как её задело, что я хожу в тапках аж до самого выхода из подъезда. Может вы, которых так всё раздражает просто агрессивное стадо? quoted1
У меня такое впечатление, что ты совсем не читал текст поста, или читал, но только буковки, а смысли приспустил. Есть еще вариант, что мысли в твою голову приходят не часто, а ты живешь с пофигизмом. Это твое право и я не против. Но и у меня есть право и оно так же как и твое имеет право на жизнь. В Союзе было так, что пьяных, вызывающе неряшливых и прочих «экстра» просто потихоньку собирали и доходчиво объясняли, что права есть не только у них, но и других адекватных людей. Вот как-то так. Повторяю, что я не против желания людей жить в «сраче», но пусть с ним они живут в отдельной квартире.
Валерий Батадзе (ninapeta) писал (а) в ответ на сообщение:
> Свободомыслящий (bardakar38) писал (а) в ответ на сообщение:
>> Валерий Батадзе (ninapeta) писал (а) в ответ на сообщение:
>>> Мне, например, неприятно, когда в очереди в кассу магазина передо мной стоит тетка с приспущенной юбкой, голыми телесами со складками ниже пупа, потная и вонючая. quoted3
>>А мужик с похмелья в трамвае с запахом перегара и подмышек тебе больше нравится? Есть дофига людей, которым что-то не нравится, знаю таких кто человека за неправильную прическу придушить готовы. А что, ведь обрился как чудик и мешает им бухать в своем мирке в компании «33 богатырей, все равны как на подбор». >> Меня вот не колышит, я выхоожу по зиме из подъезда и вижу соседа, идущего похмеляться в тапках и шортах. Мне он не мешает. А я вот вышел отдать брату ключи так же по зиме и соседка чуть обплевалась, как её задело, что я хожу в тапках аж до самого выхода из подъезда. Может вы, которых так всё раздражает просто агрессивное стадо? quoted2
>У меня такое впечатление, что ты совсем не читал текст поста, или читал, но только буковки, а смысли приспустил. Есть еще вариант, что мысли в твою голову приходят не часто, а ты живешь с пофигизмом. Это твое право и я не против. Но и у меня есть право и оно так же как и твое имеет право на жизнь. > В Союзе было так, что пьяных, вызывающе неряшливых и прочих «экстра» просто потихоньку собирали и доходчиво объясняли, что права есть не т quoted1
Я прочитал, эта ваша слова или я что-то придумал? Вы можете представить себе русскую советскую женщину, которая зашла в магазин купить колбасы в трусах спальных и грязном лифчике? Или к вам в гости приходит друг в рваных шортах и в красных колготках? Какое ваше дело, если вы не понимаете в моде. Рваные шорты и джинсы это стиль. А про пьяных и немытых в СССР можете не рассказывать, я тогда не жил и мне пофиг, но слышал и про антиалкогольные компании и это в стране, где с осуждением относятся к пьнке и все вокруг не довольны и про самогонщиков. Так что не надо про высокую духовность.
> Вот как-то так. Повторяю, что я не против желания людей жить в «сраче», но пусть с ним они живут в отдельной квартире. quoted1
Срач понятие растяжимое, может вы фиалками исключительно дышит, а кто-то живет у городской свалки, куда свозят отходы любителей фиалок.
> Что происходит с русскими в России? Почему в СССР русским был даже казах, а в сегодняшней России русского днем с огнём? > > > > Всегда гордился тем, что мы русские имеем какой-то особый менталитет. Какое-то особое отношение к окружающим нас людях и особый вид уважения к себе подобным в отличие, скажем так, от общества западного толка, особенно общества США. Правда так было до 1991 года, когда советские русские решили стать просто русскими. Давайте вспомним немного те годы «застойного» времени. > Вы можете представить себе русскую советскую женщину, которая зашла в магазин купить колбасы в трусах спальных и грязном лифчике? Или к вам в гости приходит друг в рваных шортах и в красных колготках? Девушка-гид в музее в стоптанных туфлях, джинсах с дырками на коленях, непричесанная и с грязными ногтями? Я, например, такого не видел за всю свою жизнь. За «бугром» да, сплошь и рядом. Там идешь по улице и словно в зверинце. А в школе? Посмотрите хронику и фильмы тех лет об американских школьниках и о наших. Я имею в виду не школьную форму, а свободную одежду. Американцы в школу одевают своих детей так, как наши на улицу. А, собственно, почему? У нас, наверное, потому, что кроме своего «Я» было уважение и к другим. > Мне, например, неприятно, когда в очереди в кассу магазина передо мной стоит тетка с приспущенной юбкой, голыми телесами со складками ниже пупа, потная и вонючая. Кто-то скажет: — «Извини, дружок, у нас демократия. Мы должны уважать чужие взгляды, мнения и вкусы. Свобода — это разум человечества. Гомосексуалист — это такой же человек, как и ты. Он тоже имеет право на личность…». Ну и так далее. Согласен! Полностью поддерживаю! Но… а меня спросил при этом кто-нибудь, хочу я этого или нет? Я тоже личность. Я не хочу, чтобы своими демонстрациями «гомики» на улицах города привлекали внимание моих детей. Мне скажут — А не пускай детей своих гулять в такие места. А почему я должен ради людей с сексуальными отклонениями, не пускать своих детей гулять там, где они хотят? Как же быть с моей свободой? > Один художник на телепередаче на всю Россию высказался так: — «Я могу здесь, сейчас в студии снять штаны, наложить посредине кучу и представить вам как произведение искусства, а если кому не понравиться — пусть уходит и не смотрит». А я? Как насчет моей свободы? Я не хочу, чтобы при мне из студии делали сортир. Так, может, это художнику предложить сходить домой на «горшок», собрать это в кучу и дома, на вечеринке перед своими гостями выставить свое произведение на стол. Вот там пусть и говорит тем, кому не понравилось, чтобы они уходили и не смотрели. Вижу, все больше и больше русские хотят походить на американцев. Наши красивейшие на земле женщины, самые умные, самые интеллигентные, самые культурные, вдруг, стали подражать тупым и самодовольным американкам, видящие только свое «Я» и плюющие на окружающих. Недалеко ушли от этого и русские мужчины. Мне стыдно за тех русских, которые по собственной воле стали не русскими.
> > Мне стыдно за русских, которые стали не русскими > P. S. Кстати сказать на той телепередаче зрители в студии (особенно почему-то женщины) выразили восторг и одобрение художнику. quoted1
Вообще то у нас российская нация, а не русская .но вам это наверное не понять …. Посмотри на Украину. может поймешь в к чему приводять вздыхания о русских в РФ
Человек ко всему привыкает и уже не замечает, что живет рядом со свалкой. Ему уже кажется, что это оазис. Другое мнение у человека, впервые попавшего туда.
>Человек ко всему привыкает и уже не замечает, что живет рядом со свалкой. Ему уже кажется, что это оазис. Другое мнение у человека, впервые попавшего туда. quoted1
Так чем рваные шорты не угодили, вы ж не про бомжа у которого они протерлись правда же? А красные гольфы это что, это носки длинные? В какой цвет можно и какой длины, чтоб у вас раздражение не вызвать?
Валерий Батадзе (ninapeta) писал (а) в ответ на сообщение:
> У меня такое впечатление, что ты совсем не читал текст поста, или читал, но только буковки, а смысли приспустил. Есть еще вариант, что мысли в твою голову приходят не часто, а ты живешь с пофигизмом. Это твое право и я не против. Но и у меня есть право и оно так же как и твое имеет право на жизнь. > В Союзе было так, что пьяных, вызывающе неряшливых и прочих «экстра» просто потихоньку собирали и доходчиво объясняли, что права есть не только у них, но и других адекватных людей. > Вот как-то так. Повторяю, что я не против желания людей жить в «сраче», но пусть с ним они живут в отдельной квартире. quoted1
Ты кому нравоучения о чистоте тела читаешь? У русских издревле воспитывалась не только чистота помыслов, но и чистота тела. Даже самые бедные русские всегда знали, что такое баня и как должно быть чистым тело. По сравнению с вонючим Западом с чистотой, которую они забыли после упадка Римской империи. До сих пор русские и западные народы сильно отличаются по чистоте и понятиям. На Западе в уличной обуви лезут на постель, традиции чистоты тела далеко не везде были. Можно быть бедно, но с достоинством одетым. Чистым и опрятным. Ты что несешь?
эдельвейс (эдельвейс) писал (а) в ответ на сообщение:
> Бухали много круче чем сейчас, в пивных ёрш делали и валялись на скамейках пока милиция не забирала, так что про непьющий СССР -это миф. quoted1
А ты сам то жил при СССР, чтобы судить? Были упадочные местечки, где жизнь была вялая и там возможно было частое пьянство. Я, например, большую часть жизни в Москве прожил. Никто в семье, и предках не пил, кроме праздников и то очень в меру. И вокруг пьяные, в Москве, в рабочее время, были крайней редкостью. И смотрели на них с осуждением. Это сейчас ничем, нигде и никого не удивишь.