Правила форума | ЧаВо | Группы

Культура и наука

Войти | Регистрация

УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ: ЗАБАВНЫЕ КУРЬЕЗЫ ВО ВРЕМЯ ГАСТРОЛЕЙ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА В АМЕРИКЕ

Antimment
8 594 11:35 24.11.2017
   Рейтинг темы: +2
  Antimment
125784


Сообщений: 16873
ФЕДОР ШАЛЯПИН: В АМЕРИКУ Я БОЛЬШЕ НЕ ПОЕДУ Всемирно известный русский артист Федор Шаляпин в начале ХХ века выступал не только в России, но и на всех самых престижных европейских оперных сценах. Бывал он и в Америке, хотя отзывался о ней крайне негативно и критично. Именно в США с ним часто случались курьезы — американцы редко понимали специфический русский юмор.


Федор Шаляпин любил всевозможные розыгрыши, сейчас бы его назвали мастером «троллинга». На американской таможне его попросили предъявить золото, не заявленное в декларации. Его помощник заявил, что такое действительно имеется — у Федора Ивановича золотое горло. Суровые американские таможенники не оценили русского юмора и предложили Шаляпину просветить горло рентгеном.



Шаляпин неоднократно признавался в своей нелюбви к Америке и зарекался туда приезжать, хотя бывал там на гастролях достаточно часто — все-таки гонорары за выступления там были внушительные. «Не люблю я этой Америки и больше никогда туда не поеду! Странный какой-то народ эти американцы! Платят громадные деньги артистам, а сами ни в музыке, ни в драматическом искусстве ничего не понимают. Для них интереснее какие-нибудь клоуны, фокусники, чревовещатели, чем оперные певцы или музыканты», — возмущался Шаляпин.



Во время его первого приезда в Америку в 1907 г. его встречали не так восторженно, как в Европе. Разгневанный Шаляпин писал В. Теляковскому: «Америка скверная страна, и всё, что говорят у нас об Америке, — всё это сущий вздор. Говорят об американской свободе. Не дай бог, если Россия когда-нибудь доживёт именно до такой свободы, — там дышать свободно и то можно только с трудом. Вся жизнь в работе — в каторжной работе, и кажется, что в этой стране люди живут только для работы. Там забыты и солнце, и звёзды, и небо, и Бог. Любовь существует — но только к золоту. Так скверно я ещё нигде не чувствовал себя. Искусства там нет нигде и никакого».



В американской газете опубликовали такой отзыв о его выступлении: «Господин Шаляпин не только плохой певец и артист, но даже не умеет держать себя как следует на сцене с дамами». Затем к Шаляпину пришел корреспондент этой же газеты брать интервью. В отместку певец наговорил ему всяких «небылиц в лицах, кучу всяких несообразностей и нелепостей». «Вот, — говорил я ему, — вы, американцы, хвастаетесь свободой! Я вчера сам видел, как на улице полисмен бил извозчика. Так дубасил, что зубы летели в одну сторону, а кровь брызгала в другую. Хороша свобода, нечего сказать!»

---------------------------------------- ----------------------------------------

Однажды в Чикаго местный миллионер пригласил Шаляпина выступить у него на частном приеме. Певец запросил неслыханный гонорар — 10 000 долларов. В ответ миллионер заявил, что он согласится только в том случае, если Шаляпин не сядет с его гостями за один стол, а будет петь в саду, в кустах. Неожиданно певец согласился. Каково же было удивление хозяина, когда все его гости вышли из дома и собрались в саду, чтобы послушать великого исполнителя романсов и оперных арий.



---------------------------------------- ------------------------------------------------

Шаляпин был твердо уверен в том, что американцы не в состоянии оценить настоящий талант по достоинству, — они часто становятся жертвами рекламы. Многие из них приходят не послушать его, а поглазеть на человека, который за вечер «делает» 3 тысячи долларов. Певец высказывал интересные мысли о массовой культуре, которые сегодня стали актуальны и для нашего общества: «Здесь необходимо постоянно напоминать о себе, иначе публика вас забудет. Американская публика жаждет исключительно безумного веселья; им нужна не трагедия, не драма, не опера; им нужно забыться от дневных забот». Несмотря на такие непростые отношения с Америкой, Шаляпин получил звезду на аллее славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Antimment
125784


Сообщений: 16873
11:38 24.11.2017
ФЕДОР ШАЛЯПИН: В АМЕРИКУ Я БОЛЬШЕ НЕ ПОЕДУ Ниже при­во­дит­ся пол­ный текст кор­ре­спон­ден­ции «Ша­ля­пин и аме­ри­кан­цы», фраг­мен­ты коей пуб­ли­ко­вал ранее еже­не­дель­ник «Новый Взгляд». По­вто­рим: после 1917 г. ни­же­пре­по­дан­ный текст НИГДЕ пол­но­стью не был на­пе­ча­тан — даже в ар­хив­ных об­зо­рах. Этот экс­клю­зив для «Му­зО­БО­За»: «Я, — рас­ска­зы­ва­ет кор­ре­спон­дент, — по­се­тил Фе­до­ра Ива­но­ви­ча в Hotel Brevoort, куда он пе­ре­се­лил­ся из Hotel Buckingham по отъ­ез­де его се­мей­ства в Ев­ро­пу. Живет он скром­но. Ком­на­ты, за­ни­ма­е­мые им, очень при­лич­ны, хотя нель­зя ска­зать, чтобы они от­ли­ча­лись рос­ко­шью. В одном ряду его при­ем­ной стоит грам­мо­фон огром­ных раз­ме­ров, по­да­рен­ный ему ком­па­ни­ей для пла­сти­нок, ко­то­рой Федор Ива­но­вич про­пел несколь­ко рус­ских песен и из­бран­ных мест из фран­цуз­ских и ита­льян­ских опер. В дру­гом углу — ве­бе­ров­ское пи­а­ни­но; по­всю­ду его фо­то­гра­фии в раз­ных ролях и им же на­ри­со­ван­ные ка­ри­ка­ту­ры раз­ных лиц и, между про­чим, са­мо­го себя в роли Ме­фи­сто­фе­ля. Как из­вест­но, Федор Ива­но­вич пре­крас­но вла­де­ет ка­ран­да­шом, и не может быть ни­ка­ко­го со­мне­ния в том, что если бы он раз­вил этот ху­до­же­ствен­ный та­лант, как он раз­вил свой голос, — ему суж­де­но было бы сде­лать­ся по­пу­ляр­ным ху­дож­ни­ком. Через несколь­ко минут в ком­на­ту вошел Федор Ива­но­вич с улы­ба­ю­щим­ся, доб­ро­душ­ней­шим лицом. После обыч­ных при­вет­ствий он, ви­ди­мо, с удо­воль­стви­ем про­воз­гла­сил: — Ровно через месяц я остав­ляю Аме­ри­ку. — Что же, вы остав­ля­е­те Аме­ри­ку с со­жа­ле­ни­ем? — С со­жа­ле­ни­ем? — улы­ба­ясь пе­ре­спро­сил он. — Не-е-т, безо вся­ко­го со­жа­ле­ния. Ско­рее даже — с ра­дост­ным чув­ством. Я, ко­неч­но, не могу жа­ло­вать­ся на прием пуб­ли­ки. Как вы зна­е­те, меня при­ня­ли здесь очень хо­ро­шо, успех я имею. Но если меня это до из­вест­ной сте­пе­ни удо­вле­тво­ря­ет, то толь­ко по­то­му, что успех я имею не вслед­ствие ре­кла­мы, к ко­то­рой в Аме­ри­ке при­бе­га­ют все вы­да­ю­щи­е­ся ар­ти­сты. Возь­ми­те Тет­рац­ци­ни, га­зе­ты про­тру­би­ли о ней, что она поет лучше Патти, и по­то­му жад­ная до но­ви­нок аме­ри­кан­ская пуб­ли­ка по­же­ла­ла ее ви­деть в Аме­ри­ке. Несо­мнен­но, ты­ся­чи и де­сят­ки тысяч дол­ла­ров были ис­тра­че­ны на ре­кла­ми­ро­ва­ние ее перед по­яв­ле­ни­ем здесь; по­доб­ные дей­ствия могли быть хо­ро­ши для Ан­глии и Аме­ри­ки, тем не менее при всей этой ре­кла­ме ей ни­ко­гда не по­пасть, на­при­мер, на ми­лан­скую опер­ную сцену, ибо пуб­ли­ка там по­ни­ма­ет му­зы­ку и пение и об­ма­нуть ее ре­кла­мой нель­зя! Дело в том, что аме­ри­кан­цы пря­мо-та­ки ли­ше­ны спо­соб­но­сти оце­ни­вать та­лант по его внут­рен­ним до­сто­ин­ствам. Они все счи­та­ют на дол­ла­ры: Тет­рац­ци­ни по­лу­ча­ет 3000 дол­ла­ров за спек­такль, ну, зна­чит, идем слу­шать Тет­рац­ци­ни, Ша­ля­пин по­лу­ча­ет 2000 за выход, нужно по­слу­шать Ша­ля­пи­на. Здесь необ­хо­ди­мо по­сто­ян­но на­по­ми­нать о себе, иначе пуб­ли­ка вас за­бу­дет. По­ло­жим, это легко объ­яс­ня­ет­ся как скла­дом аме­ри­кан­ской жизни, так и ум­ствен­ным уров­нем аме­ри­кан­ской пуб­ли­ки, ко­то­рая жаж­дет ис­клю­чи­тель­но безум­но­го ве­се­лья, раз­вле­че­ний от тяж­ко­го днев­но­го труда; им нужна не тра­ге­дия, не драма, не опера; им нужно за­быть­ся от днев­ных забот, от дол­гов, обре­ме­ня­ю­щих как бо­га­тых, так и бед­ных. Вот по­че­му та­лант вроде Эр­мет­ти Но­вел­ли не имел успе­ха здесь; по­че­му даже аме­ри­кан­ские тра­ги­ки вроде Манс­филь­да умер­ли, обре­ме­нен­ные дол­га­ми и в ужас­ной бед­но­сти, а опе­рет­та „Ве­се­лая вдова“ на­пол­ня­ет бит­ком театр каж­дый вечер и в фи­нан­со­вым от­но­ше­нии яв­ля­ет­ся необык­но­вен­ным успе­хом. Ведь тут ин­тел­ли­гент­но­го клас­са не су­ще­ству­ет, как та­ко­вой по­ни­ма­ет­ся у нас; здесь боль­ше купцы и ме­щане. Уча­ща­я­ся мо­ло­дежь за­ня­та боль­ше спор­том, и из них по­ня­тие об ин­тел­лек­ту­аль­ном удо­воль­ствии имеют толь­ко немно­гие, и вот для этих-то немно­гих, несо­мнен­но, опера и пред­став­ля­ет ве­ли­чай­шее удо­воль­ствие, да еще, может быть, для ино­стран­цев, ко­то­рые в со­сто­я­нии пла­тить 6 — 10 руб­лей за самые де­ше­вые места. А пуб­ли­ка, за­ни­ма­ю­щая пар­тер и ложи, идет в оперу не для того, чтобы слу­шать пение, а для рас­смат­ри­ва­ния ко­стю­мов, шляп, брил­ли­ан­тов жен­щин, за­ни­ма­ю­щих ложи; она не знает ни со­дер­жа­ния оперы, ни раз­ни­цы между хо­ро­шим и по­сред­ствен­ным го­ло­сом — ну, это все равно, как если бы вот здесь сидел негр, и я бы ему начал чи­тать Го­го­ля; ну, негр, может быть, и начал бы ржать для вы­ра­же­ния удо­воль­ствия, что его здесь по­са­ди­ли; то же и с аме­ри­кан­ской пуб­ли­кой: она ап­ло­ди­ру­ет по­то­му, что ар­тист „дол­жен быть хо­ро­шим, если ему пла­тят такую вы­со­кую плату“. Раз­мах вку­сов и тем­пе­ра­мен­тов. Нет-с, в Аме­ри­ку я боль­ше не поеду; ко­неч­но, я вы­ра­жа­юсь с точки зре­ния ар­ти­ста, ста­вя­ще­го ис­кус­ство выше всего, хотя я ни­чуть не могу по­жа­ло­вать­ся на прием, ока­зан­ный мне аме­ри­кан­ской пуб­ли­кой. Что ка­са­ет­ся аме­ри­кан­ских ак­те­ров, то, право, они мне очень нра­вят­ся: между ними есть много ред­ких та­лан­тов. Это бо­гат­ство их ре­сур­сов. В деле овла­де­ния вни­ма­ни­ем и лю­бо­вью пуб­ли­ки, вся­кий вид ак­те­ра здесь в одно и то же время и певец, и чтец, и клоун — так что он один до­став­ля­ет удо­воль­ствие мно­гим раз­ным вку­сам и же­ла­ни­ям. — Ну, а как вам нра­вят­ся аме­ри­кан­цы во­об­ще? — Ви­ди­те ли, мне как че­ло­ве­ку, ко­то­рый про­был здесь всего два с по­ло­ви­ной ме­ся­ца, до­воль­но труд­но со­ста­вить опре­де­лен­ное мне­ние об аме­ри­кан­цах, тем не менее, судя по тому, что я видел здесь, мне ка­жет­ся, что люди здесь не живут, а толь­ко су­ще­ству­ют. Все у них вы­хо­дит пи­ще­ва­ре­ни­ем. Все у них вы­хо­дит неесте­ствен­но, когда они сме­ют­ся, смех их неесте­стве­нен, я на­зо­ву такой смех голым. Когда они пла­чут, то пла­чут сле­за­ми от­ча­я­ния, сле­за­ми страш­но­го горя; здесь не пла­чут сле­за­ми ра­до­сти. Борь­ба за су­ще­ство­ва­ние в Аме­ри­ке низ­во­дит людей до сте­пе­ни, неда­ле­ко от­сто­я­щей от жи­вот­но­го. Что же ка­са­ет­ся бо­га­тых клас­сов, „аме­ри­кан­ской ари­сто­кра­тии“, то вся эта ска­зоч­ная рос­кошь, все эти ли­врей­ные лакеи, зо­ло­то и се­реб­ро на меня по­ве­я­ли ка­ким-то хо­ло­дом, вла­дель­цы этих рос­кош­ных палат, ви­ди­мо, не имеют ни­ка­ких дру­гих ин­те­ре­сов, кроме при­об­ре­те­ния еще боль­ше­го бо­гат­ства и за­щи­ты того, что они имеют; такое ум­ствен­ное и нрав­ствен­ное убо­же­ство вряд ли можно встре­тить в Ев­ро­пе; по­и­стине можно ви­деть, как эти люди тя­го­тят­ся жиз­нью; и вспо­ми­на­ет­ся мне фраза Ивана Фе­до­ро­ви­ча Гор­бу­но­ва в устах бо­га­то­го купца: „Ка­пи­та­лов у меня много, а тоски еще боль­ше“. Очень воз­мож­но, что в ма­те­ри­аль­ном от­но­ше­нии в Аме­ри­ке людям жи­вет­ся во­об­ще лучше, чем мне ка­жет­ся, но в на­сто­я­щий мо­мент здесь такая масса без­дом­ных, го­лод­ных, бес­при­зор­ных людей, что можно по­лу­чить впе­чат­ле­ние, будто в ма­те­ри­аль­ном от­но­ше­нии здесь жи­вет­ся хуже. Нет, по­се­ляне и ра­бо­чие в Ита­лии живут счаст­ли­вее. Они не по­гло­ще­ны все­це­ло за­бо­та­ми о зав­траш­нем дне, они в душе все му­зы­кан­ты, даже при всей своей низ­кой куль­ту­ре они вос­при­им­чи­вее к эс­те­ти­че­ским удо­воль­стви­ям, неже­ли аме­ри­кан­ский ра­бо­чий класс». Про­би­ло шесть часов. Федор Ива­но­вич пел в этот вечер в «Фа­у­сте», при­ш­лось по­кон­чить нашу бе­се­ду. Я задал ему еще один во­прос: — Кого, по ва­ше­му мне­нию, можно счи­тать луч­шей опер­ной пе­ви­цей между аме­ри­кан­ца­ми? Немед­лен­ный ответ был: — Дже­раль­дин Фар­рар. С чу­дес­ным го­ло­сом она со­еди­ня­ет дра­ма­ти­че­ские спо­соб­но­сти. Она очень об­ра­зо­ван­на, го­во­рит сво­бод­но по-ита­льян­ски, по-фран­цуз­ски и по-немец­ки и к тому же она — по­ра­зи­тель­но кра­си­вая де­вуш­ка. Я с ней встре­тил­ся в пер­вый раз в Мон­те-Кар­ло, где мы вме­сте пели в опере. — Где вы бу­де­те петь по отъ­ез­де из Аме­ри­ки? — В Мон­те-Кар­ло, — от­ве­тил Федор Ива­но­вич, — потом в Ми­лане, в Бар­се­лоне и затем — в Па­ри­же, на что у меня уже под­пи­сан кон­тракт. Ге­ни­аль­ный рус­ский ар­тист Ф.И.Ша­ля­пин впер­вые по­бы­вал на га­стро­лях в Аме­ри­ке 8 но­яб­ря 1907 г. — 22 фев­ра­ля 1908 г., т. е. в то время, когда его вы­ступ­ле­ния в ев­ро­пей­ских стра­нах — Рос­сии, Ита­лии, Гер­ма­нии и Фран­ции уже при­нес­ли ему ми­ро­вую славу. Тем не менее, его пер­вая по­езд­ка в Нью-Йорк и Фи­ла­дель­фию вы­зва­ла неод­но­знач­ные и про­ти­во­ре­чи­вые от­кли­ки: так, если его пер­вый выход в «Ме­фи­сто­фе­ле» Бойто нашли «не столь удач­ным», в «Фа­у­сте» Гуно, несмот­ря на бле­стя­щий со­став ак­те­ров, «Ша­ля­пин стал ге­ро­ем спек­так­ля, и сам Ка­ру­зо (ис­пол­няв­ший роль Фа­у­ста) сту­ше­вал­ся на вто­рой план» (те­ат­раль­ная га­зе­та «Ки­ев­ский ли­сток» 18 ян­ва­ря 1908 г. № 47, с. 7). О своих пер­вых впе­чат­ле­ни­ях Ша­ля­пин рас­ска­зал в лич­ных пись­мах Мак­си­му Горь­ко­му от 2 (15) но­яб­ря 1907 г. и ди­рек­то­ру им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров В.А.Те­ля­ков­ско­му от 9 ап­ре­ля 1908 г., а позд­нее в своих вос­по­ми­на­ни­ях. Важ­ным ма­те­ри­а­лом, разъ­яс­ня­ю­щим взгля­ды ве­ли­ко­го ху­дож­ни­ка и до­пол­ня­ю­щим эти вос­по­ми­на­ния, яв­ля­ет­ся ин­тер­вью Ша­ля­пи­на от 15 ян­ва­ря 1908 г. (Нью-Йорк), по­ме­щен­ное в те­ат­раль­ной га­зе­те «Ки­ев­ский ли­сток» (№ 64, 6 фев­ра­ля 1908 г. под за­го­лов­ком «Ф.И.Ша­ля­пин и аме­ри­кан­цы»). Это ин­тер­вью не нашло от­ра­же­ния в самых пол­ных сбор­ни­ках ма­те­ри­а­лов о ве­ли­ком ар­ти­сте, таких, как «Ле­то­пись жизни и твор­че­ства Ф.И.Ша­ля­пи­на» 2-е до­пол­нен­ное из­да­ние, ко­то­рое было вы­пу­ще­но к пя­ти­де­ся­ти­ле­тию со дня смер­ти ху­дож­ни­ка. (Ле­нин­град, «Му­зы­ка», 1988). Бла­го­да­ря ис­крен­но­сти впе­чат­ле­ний ве­ли­ко­го ар­ти­ста и глу­бине его суж­де­ний это ин­тер­вью, на наш взгляд, в неко­то­рых от­но­ше­ни­ях пред­став­ля­ет ин­те­рес не толь­ко для ис­сле­до­ва­те­лей, но и для мно­го­чис­лен­ных по­клон­ни­ков ве­ли­ко­го ар­ти­ста, все­гда (даже после его смер­ти в 1938 г. в Па­ри­же) су­ще­ство­вав­ших в нашей стране.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Antimment
125784


Сообщений: 16873
11:54 24.11.2017
Мои успехи заинтересовали, наконец, и Англию, — несколько раз я получал предложения петь в Ковент-гарденском театре, но почему-то все откладывал поездку в Лондон. Как-то летом, живя в деревне, я спокойно ловил рыбу, предполагая недели через две ехать в Оранж, где Рауль Гинсбург затеял поставить спектакль на открытом воздухе в развалинах древнего римского театра, — вдруг приносят телеграмму от некоей дико богатой американки из Лондона. Американка предлагала мне приехать в Лондон на один вечер спеть несколько романсов в ее гостиной. Не зная моего адреса, она разослала телеграммы по всем направлениям, и я получил телеграмму сначала от дирекции императорских театров, потом от одного знакомого, потом еще.

Это американское предложение и удивило, и неприятно взволновало меня, — было в нем что-то слишком эксцентричное и нью-йоркское. Не желая ехать, я ответил телеграммой же, назначив американке невероятные условия приезда, но это нимало не смутило ее, она тотчас ответила мне согласием, и, волей-неволей, я оказался вынужденным ехать в Лондон 127.

Поехал. Остановился в отеле, очень высоко, в маленькой комнатке с овальным окном, было невероятно жарко и душно, я разделся, пододвинул к окну стол, влез на него и стал рассматривать чудовищный город. Та его часть, которая открылась предо мной, была как-то невероятно величественна, — я видел Вестминстерское аббатство, Тауэр, мост через Темзу и ряды домов, как будто иссеченных из гранита. Все казалось особенно крепким, созданным на века, несокрушимо вросшим в землю, от всего исходило впечатление какой-то особенной, немного хмурой силы. Это впечатление насыщало душу бодростью.

На другой день отправился к американке, она жила в дивном особняке, спрятанном среди богатейшего парка. Встретила меня почтенная дама с молодым лицом и седыми волосами, напоминавшая портреты Екатерины Великой. В гостиной сидели еще две или три дамы. Мне предложили чаю, и завязалась беседа на французском языке. Скоро я заметил, что американку чрезвычайно интересует вопрос, способен ли я оправдать те деньги, которые взял с нее? Она так часто намекала, что ей хотелось бы сегодня, сейчас же послушать меня. Чтоб она не мучилась, я сел за рояль и начал петь, аккомпанируя сам себе. Она, видимо, осталась довольна.

На следующий день я с аккомпаниатором, ныне профессором консерватории, явился к американке и был встречен мажордомом в пестром платье, в гамашах, украшенным аксельбантами. Он провел нас в маленькую комнату с окном, открытым в сад, — в саду гудели голоса людей и раздавался свист соловья. На деревьях щедро развешаны разноцветные японские фонари, под деревьями сидели джентльмены с проборами от переносья до затылка и великолепно разодетые леди. Все это жужжало, смеялось, курило, всюду сверкали огни, отражаясь в моноклях и на мраморно твердых манишках, и весь гул покрывался свистом соловья. Странно — откуда явился этот бесстрашный соловей?

Да и петь ему не время среди лета. Неужели в Англии и соловьи иначе воспитаны?

Когда мажордом принес нам чай, я спросил его о соловье:

- Эта птица в клетке сидит?

Но важный человек объяснил мне, усердно искажая французский язык, что птица сидит просто на дереве и что это, собственно, не птица, а джентльмен, исполняющий обязанности ее, — джентльмен, который умеет свистеть соловьем.

- Это очень обыкновенный человек, ему платят, как всем артистам. Сегодня он получит десять фунтов.

- И сидит на дереве?

- О, да. Совершенно свободно.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Antimment
125784


Сообщений: 16873
11:56 24.11.2017
Спектакли в Милане и Монте-Карло сделали меня довольно известным артистом, и поэтому я получил предложение петь в Нью-Йорке.

Я давно уже интересовался Новым светом и страной, где какие-то сказочно энергичные люди делают миллиарды скорее и проще, чем у нас на Руси лапти плетут, и где бесстрашно строят вавилонские башни в 60 этажей высотою. Заключив в Париже контракт, который обязывал меня петь «Мефистофеля», «Фауста», «Севильского цирюльника» и «Дон Жуана», я сел на пароход и через шесть суток очутился на рейде Нью-Йорка 124.

Думы о выступлении в суровой стране «бизнесменов», о которой я много слышал необычного, фантастического, так волновали меня, что я даже не помню впечатлений переезда через океан.

Прежде всего мое внимание приковала к себе статуя Свободы, благородный и символический подарок Франции, из которого Америка сделала фонарь. Я вслух восхищался грандиозностью монумента, его простотой и величием, но француз, который всю дорогу подтрунивал над моими представлениями об Америке, сказал мне:

- Да, статуя — хороша и значение ее — великолепно! Но — обратите внимание, как печально ее лицо! И — почему она, стоя спиной к этой стране, так пристально смотрит на тот берег, во Францию?

Но скептицизм француза надоел мне еще дорогой, и я не придал значения его словам. Однако почти тотчас же я познакомился с тем, как принимает Америка эмигрантов из Европы, — видел, как грубо раздевают людей, осматривают их карманы, справляются у женщин, где их мужья, у девушек — девушки ли они, спрашивают, много ли они привезли с собой денег? И только после этого одним позволяют сойти на берег, а некоторых отправляют обратно, в Европу. Этот отбор совершается как раз у подножия величавой статуи Свободы. Уже на пристани меня встретили какие-то «бизнесмены» — деловые и деловитые люди, театральные агенты, репортеры, — все люди крепкой кости и очень бритые, люди, так сказать, «без лишнего». Они стали расспрашивать меня, удобно ли я путешествовал, где родился, женат или холост, хорошо ли живу с женой, не сидел ли в тюрьме за политические преступления, что думаю о настоящем России, о будущем ее, а также и об Америке?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Antimment
125784


Сообщений: 16873
12:00 24.11.2017
Уже на пристани меня встретили какие-то «бизнесмены» — деловые и деловитые люди, театральные агенты, репортеры, — все люди крепкой кости и очень бритые, люди, так сказать, «без лишнего». Они стали расспрашивать меня, удобно ли я путешествовал, где родился, женат или холост, хорошо ли живу с женой, не сидел ли в тюрьме за политические преступления, что думаю о настоящем России, о будущем ее, а также и об Америке?

Я был очень удивлен и даже несколько тронут их интересом ко мне, добросовестно рассказал им о своем рождении, женитьбе, вкусах, сообщил, что в тюрьме еще не сидел, и привел пословицу, которая рекомендует русскому человеку не отказываться ни от сумы, ни от тюрьмы.

— Ол райт! — сказали они и сделали «бизнес»: на другой день мне сообщили, что в газетах напечатали про меня невероятное: я — атеист, один на один хожу на медведя, презираю политику, не терплю нищих и надеюсь, что по возвращении в Россию меня посадят в тюрьму.

Далее оказалось, что любезная предупредительность этих милых людей стоит некоторых денег, каждый из них представил мне небольшой счетец расходов на хлопоты по моему приему:

«Что город, то норов», — подумал я, но не оплатил счетов. Десять рук в один карман — это много!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Antimment
125784


Сообщений: 16873
12:01 24.11.2017
Остановился я в какой-то великолепной гостинице, роскошной, как магазин дорогой мебели. За обедом кормили крабами, лангустами в каких-то раковинах, пища была какая-то протертая, как будто ее уже предупредительно жевали заранее, чтобы не утруждать меня. Наглотавшись оной пищи, я пошел смотреть на город.

Город производил удивительное впечатление: все живое в нем стремительно двигалось по всем направлениям, словно разбегаясь в ожидании катастрофы. Ехали по земле, под землей, по воздуху, поднимались в лифтах на 52-й этаж, и все это с невероятной быстротой, оглушающим грохотом, визгом, звоном и рычанием автомобильных рожков. Над головой едут поезда электрической железной дороги — невольно натягиваешь шляпу плотнее, как бы не выкинули чего-нибудь на голову тебе.

Невольно вспоминалась Италия, где под каждое окно можно прийти с гитарой и спеть серенаду любимой женщине. Попробуйте спеть серенаду здесь, когда любимая женщина живет на 49-м этаже. Вокруг стоит такой адский шум, как будто кроме существующего и видимого города сразу строят еще такой же грандиозный, но невидимый. В этой кипящей каше человеческой я сразу почувствовал себя угрожающе одиноким, ничтожным и ненужным.

Люди бежали, скакали, ехали, вырывая газеты из рук разносчиков, читали их на ходу и бросали под ноги себе; толкали друг друга, не извиняясь за недостатком времени, курили трубки, сигары и дымились, точно сгорая.

Солнце светило сквозь дым и пыль, лицо у него было обиженное и безнадежное, точно оно думало:

«ЛИШНЕЕ Я ЗДЕСЬ!» НА УЛИЦАХ — НИ ОДНОГО ВОРОБЬЯ, ХОТЯ ЭТО САМАЯ ХРАБРАЯ ПТИЦА НА СВЕТЕ.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Antimment
125784


Сообщений: 16873
12:02 24.11.2017
Шесть дней, в ожидании репетиции, ходил я по городу, заглядывая всюду, куда пускали. Был в музеях, где очень много прекрасных вещей, но все вывезены из Европы. Наконец я в театре «Метрополитен». Наружный его вид напоминает солидные торговые ряды, а внутри он отделан малиновым бархатом. По коридорам ходят бритогубые, желтолицые люди, очень деловитые и насквозь равнодушные к театру.

Начали репетировать «Мефистофеля». Я увидал, что роли распределены и опера ставится по обычному шаблону, все было непродуманно, карикатурно и страшно мешало мне. Я доказывал, сердился, но никто не понимал меня или не хотел понять.

— Здесь тонкостей не требуют, было бы громко, — сказал мне один из артистов.

Единственным человеком, который поддержал меня и мои требования, был импресарио. Его разбил паралич, и на репетицию он был принесен в креслах. Увидав, как я мучаюсь, он зычно крикнул режиссерам:

— Прошу слушать и исполнять то, чего желает Шаляпин!

После этого режиссеры пошли на некоторые уступки, но это не улучшило спектакля.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Antimment
125784


Сообщений: 16873
12:02 24.11.2017
Нервно издерганный, я почувствовал себя больным и накануне спектакля послал дирекции записку, извещая, что не смогу играть, не в силах.

В виде ответа на мою записку ко мне явилась длинная и костлявая дама или барышня в очках, с нахмуренными бровями и сурово опущенными углами рта. Показывая на меня пальцем, она спросила о чем-то по-английски, — я понял, что она желает знать, я ли Шаляпин?

— Да, это я!

Я был в халате, за что извинился перед нею на хорошем русском языке. Тогда она красноречивыми жестами предложила мне лечь в постель. Я испугался, позвал слугу, говорившего по-французски, и он объяснил мне, что эта дама — доктор, ее прислала дирекция, чтобы вылечить меня к завтрашнему спектаклю. Я попросил сообщить доктрисе, что преисполнен уважения к ней, но не нуждаюсь в ее хлопотах, но дама все-таки настояла, чтоб я лег в постель. Лег я и с ужасом увидал, что почтенная докторша вынимает из своей сумки аппараты для промывания кишечника.

— Не надо! — взвыл я. — Я болен не в этом смысле, понимаете?

Нет, она не понимала! Тогда я взмолился:

— Буду петь, только уйдите от меня!

Ушла. Эта курьезная сцена, насмешив меня, несколько успокоила, и я спел спектакль довольно хорошо, хотя чувствовал себя измученным.

Ссылка Нарушение Цитировать  
  Antimment
125784


Сообщений: 16873
12:04 24.11.2017
Но оказалось, что американская пресса предупредила общество, что я — обладатель феноменального стенобитного баса. Кому же неизвестно, какой силы басы водятся в России? Теноров там вовсе нет, а вот русский бас — это явление исключительное: нередко такие басы тремя нотами опрокидывают колокольни.

В ТЕАТРЕ, ВИДИМО, ОЖИДАЛИ, ЧТО Я ВЫЙДУ НА СЦЕНУ, ГАРКНУ И ВЫШИБУ ИЗ КРЕСЕЛ ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ РЯДОВ ПУБЛИКИ.

Но так как я не изувечил американских ценителей пения, то на другой день в газетах писали приблизительно так:

— Какой же это русский бас? Голос у него баритонального тембра и очень мягкий…

Но в общем пресса отнеслась ко мне снисходительно, хотя все-таки заявила, что «Шаляпин артист не для Америки». О характере моей игры, о моем понимании ролей ничего не говорили, говорили только о голосе…"

Поставили «Севильского цирюльника». Мне показалось, что в этой опере я имел значительный успех. Но каково было мое изумление, когда дня через два после спектакля я получил анонимное письмо с вырезками из газет, — в них меня ругательски ругали и все на одну тему, которая приблизительно так формулировалась:

«ТЯЖЕЛО И СТЫДНО СМОТРЕТЬ, КАК ЭТОТ СИБИРСКИЙ ВАРВАР, ИЗОБРАЖАЯ СВЯЩЕННИКА, ПРОФАНИРУЕТ РЕЛИГИЮ».

…В Нью-Йорке жилось ужасно скучно, и я сладко мечтал о дне, когда уеду в Европу…

…Деньги мне платили хорошие — по 8000 франков за спектакль. Кто-то посоветовал мне не держать денег при себе, а положить их в банк; я так и сделал, поместив их в отделение банка, которое находилось в одном доме с театром. Но каково же было мое огорчение, когда за несколько дней до моего отъезда мне сообщили, что банк лопнул! Плакали мои денежки!

Накануне отъезда ко мне явились журналисты и стали спрашивать, какое впечатление вызвал у меня Нью-Йорк? Я показал им газетные вырезки, в которых меня ругали за «профанацию религии», и откровенно заявил, что они не очень тонко понимают искусство. Напомнив, что комедия «Севильский цирюльник» написана французом, опера — итальянцем, а я — русский, играю в ней испанского попа,

Я ВЫРАЗИЛ УВЕРЕННОСТЬ, ЧТО ОНИ И НЕ БУДУТ ПОНИМАТЬ ИСКУССТВО ДО ПОРЫ, ПОКА САМИ НЕ СОЗДАДУТ АМЕРИКАНСКИХ БОМАРШЕ И РОССИНИ.

Кажется, это им не понравилось. Впоследствии один знакомый еврей писал мне, что после моего отъезда нью-йоркские газеты много писали о моей неблагодарности, неблаговоспитанности и прочих грехах. Потом я несколько раз получал приглашения в Нью-Йорк, но всегда отклонял их и только в 1914 году подписал контракт на поездку по городам Соединенных Штатов с русской труппой. Но началась война, и контракт был расторгнут.
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Незарегистрированных: 9
    Пользователи:
    Другие форумы
    УМОМ РОССИЮ НЕ ПОНЯТЬ: ЗАБАВНЫЕ КУРЬЕЗЫ ВО ВРЕМЯ ГАСТРОЛЕЙ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА В АМЕРИКЕ
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия