Правила форума | ЧаВо | Группы

Культура и наука

Войти | Регистрация

Генезис персонажа Баба-яга и некоторых других персонажей русской волшебной сказки

Гражданин мира
4 660 22:04 27.09.2017
   Рейтинг темы: +3
  Гражданин мира
Herovim


Сообщений: 8828
В выдающимся диптихе В. Я. Проппа о волшебной сказке убедительно доказана связь волшебной сказки с первобытным обрядом инициации мальчиков. Автор пришёл к выводу, что зачаток сказки первоначально был неотделимой частью этого обряда. Я бы даже сказал проговариванием обряда. Своей морфологией В. Я. Пропп дал очень удобный инструмент для анализа волшебных сказок и мифов.


В выдающимся диптихе В. Я. Проппа о волшебной сказке убедительно доказана связь волшебной сказки с первобытным обрядом инициации мальчиков. Автор пришёл к выводу, что зачаток сказки первоначально был неотделимой частью этого обряда. Я бы даже сказал проговариванием обряда. Своей морфологией В. Я. Пропп дал очень удобный инструмент для анализа волшебных сказок и мифов. Однако, сам же не смог дать убедительного объяснения одного из самых колоритных персонажей волшебной сказки — бабы Яги. Его предположение, что её прототипом, возможно, является гипотетическая временная жена в «большом» (мужском) доме не убеждает даже самого автора. Не нашёл он исторического прототипа и для ложного героя. Хотя сражу же возникает аналогия с временным правителем подробно описанным Дж. Фрезером в «Золотой ветви» которую В. Я Пропп часто цитирует в «Исторических корнях волшебной сказки». Я хочу немного развить структуралистский метод Проппа, и дать ответы на некоторые нерешённые им вопросы, в том числе и по бабе Яге. Сразу же оговорюсь, здесь не будет большого количества примеров из Проппа и Фрезера. Считаю, каждый, кого интересует данная тема, должен знать работы В. Я. Проппа и «Золотую ветвь» Дж. Фрезера.

Итак, в чём суть обряда инициации? В имитации смерти и воскрешения. Всё, крайне просто. Уже здесь есть основные функции волшебной сказки — испытание и награждение. Это пара может быть сутью всей сказки (возникшая нехватка и конечное избавление от этой нехватки). Эта же пара (испытание и награждение) вкраплена в материю сказки по всей линии сюжета в других видах и масштабах (расспрашивание-дарение волшебных вещей, дополнительные испытания-свадьба и воцарение и пр.). Возникает представление, что существует всего лишь эти две функции — испытание и награждение. Все остальные описанные Проппом функции лишь разновидности их.

Второй вопрос — как возник обряд инициации? Современный человек ответит, что однажды родители по всей планете, по-видимому, решили обучать мальчиков, но такой мотив встречается в волшебных сказках как очень поздний. В более архаичных видах детей или увозят в лес и там оставляют на смерть, или они сами уходят, или их похищают. При этом ни слова об обучении. Мне кажется, на этот вопрос будет легче ответить в купе с несколькими другими вопросами. А именно: почему инициация происходит с половой зрелостью мальчика? Почему через смерть? Откуда возник институт права первой брачной ночи? Все эти три вопроса сразу же наводят на мысль, что в «самом первобытном» человеческом обществе вожак изгонял мальчиков достигших половой зрелости в лес. Т. е. первое человеческое сообщество существовало в форме человеческого прайда. Надо ли здесь уточнять, что двенадцатилетний мальчик изгнанный в одиночестве в лес обрекался по сути на смерть? И выживали единицы. Выживший, возмужавший самец, проходя через лес, практически проходил через смерть. И через несколько лет, почувствовав в себе достаточно сил, мог прийти в какой-либо прайд и, убив престарелого вожака, сам его возглавить. Здесь, кстати, становится действительно ясной немота «прошедшего через смерть». Не из-за какого-либо помутнения рассудка, не потому что мёртвые не говорят. Это более позднее рационализированное объяснение обрядовой немоты. Исторически же самец приходил в другой прайд языка которого он не знал. Так русские раньше всех иностранцев называли немцами.

Итак, сперва была «традиция», если можно так выразиться, которая позже оформилась в обряд. Герой попадает в царство смерти, получает там знания, силу, находит там (в лесу) некие полезные вещи, приходит в тридевятое царство, убивает тамошнего царя, женится на Елене Прекрасной (точнее на десятке Елен Прекрасных) и получает царство «в наследство». Все избушки, дома богатырей или разбойников в лесу появились намного позже, когда два или больше родов составили союзы. И мальчики уже не изгонялись, а после инициации уходили в определённый род, в котором для них готовились невесты. Это случилось на этапе достаточно развитого земледелия, когда обществу потребовались пахари. А князь (бывший вожак прайда) терпел взрослых мужчин как своих холопов. Сохраняя право первой брачной ночи. Спрашивается, откуда взялась баба Яга? Откуда взялась формула «рос не по дням, а по часам»? Ведь рассмотренный выше обряд и его озвучивание начинается со смерти героя. А может был ещё какой-либо обряд и соответствующий ему миф в котором бы фигурировала женщина, и связанный с рождением и ростом?

Есть такой. Суть его не менее проста, чем суть инициации. Герой родился, рос не по дням, а по часам, убили его и съели. Он очень подробно описан и разобран Дж. Фрезером в «Золотой ветви», и известен нам как «сады Адониса». В чём его цель и смысл? В имитации в магических целях роста урожая, который женщины-собирательницы собирали в лесу. Для этого использовались однолетние растения, в том числе злаковые (позже, в основном злаковые). Их сажали, возделывали, ухаживали, потом собирали урожай с грядки, и устраивали пир. Почему же это был обряд, а не производственная деятельность? Потому что первобытные люди не занимались производственной деятельностью в принципе, а естественным продуктом питания было то, что собрано в лесу. Эти же грядочки возделывались исключительно в магических целях, посредством имитационной магии воздействовать на дикую природу. Имитационная магия учит, если что-нибудь сымитировать, оно случится. Чем больше будет урожай на имитационной грядке, тем больше будет урожай в лесу, чем богаче будет имитационный пир, тем богаче будет пир с лесного урожая. Всякий обряд неизбежно имеет свой миф, и формула «рос не по дням, а по часам» именно из этого мифа. По ходу мифа героя убивали сами же женщины, засовывали в печь, затем съедали, и имитационная магия требует, чтоб это был пир.



Фото: Сергей Михайлович Прокудин-Горский из архива Библиотеки Конгресса США
Получается, что классическая волшебная сказка сложилась из двух мифов — женского и мужского. В женском обряде герой рождается, растёт и попадает в печь. Печь естественно стоит в избе, и героя в печь засовывает женщина. В мужском же обряде героя уводят в лес, засовывают в некую конструкцию чем-то похожую на избушку. Сам собой напрашивается вывод, что когда обряды исчезли или перестали быть обрядами, а их мифы остались, они смогли объединиться в один сюжет, а два героя слиться в одного. Как и сама «избушка на курьих ножках». Есть данные, что строения для инициации мальчиков часто стояли на столбах, но вертеться вокруг оси они не могли. Зато давно способны вращаться мельницы. Поэтому и избушка стоит не в лесу, а перед лесом, на границе жизни и смерти. И если в первом (женском) мифе герой должен был попасть в печь, то получив продолжение посредством второго (мужского) мифа герой обманывает или побеждает бабу Ягу. А пир, который должен был случиться после убийства героя, превращается в испытание едой. Можно предположить, что и в бабе Яге слились два персонажа — баба из женского мифа и некто яга из мужского мифа мучившего инициируемых. И первоначально комбинированный персонаж назывался не баба Яга, а баба-яга. Здесь сразу другое освещение получает формула «Русским духом пахнет». Раз в женском мифе история про еду, то может и имелся в виду запах еды? Чисто предположительно, могло ли слово «рожь» иметь форму «рожьский»? Тогда рожьский дух означало бы ржаной, хлебный дух. А народная этимология рожьский дух переделала на русский дух. По крайней мере есть соображения лингвистов:
употребление притяжательного суффикса добавляло к семантике имени «жизни» или наоборот, употребление его с «безжизненным» именем убирало притяжательность. У меня нет доказательств, что тут определяющим было. Ср. также *nebesьskъ и *nebesьnъ. «Из общих соображений» (например, по значению этого суффикса в прагерманском и др. языках), представляется более вероятным именно чёткое притяжательное значение суффикса, меняющее семантику исходного имени, а не наоборот, т. е. *nebesьnъ — «относящийся к небу, как объекту», а уже *nebesьskъ — «принадлежащий небу, как местообитанию высших сил». Аналогично и по другим парам: *plъtьnъ «состоящий из плоти», «материальный» (> «плотный», «непроницаемый») ~ *plъtьskъ «принадлежащий плоти», «свойственный плоти» (> «плотский»)

http://lingvoforum.net/index.php/topic, 86309. ms…
По аналогии можно предположить: по этому правилу как раз и должно быть ръжьnъ хлеб (состоящий из ржи), но ръжьskъ дух (принадлежащий ржи). «Фу, фу, фу» уже поздняя вставка.

Подтверждается это ещё тем наблюдением, что в сказках где к бабе Яге попадает девочка, то, как правило, по воле родителей целенаправленно. В этих сказках избушка находится в лесу и не поворачивается, в печь никого не садят, нет формул «роста не по дням, а по часам» и «русским духом пахнет». То есть в сказках с девочками отражён чисто обряд инициации. А обозначение типичного персонажа как «баба Яга» стало просто традицией.

Резюме. Классическая русская народная сказка из разряда волшебных сложилась из двух сказок. Сказки выросшей из мифа на основе обряда (мистерии) плодородия. Когда герой-жертва (по терминологии Проппа) чудесным образом рождается, его холят, затем он попадает в печь и устраивается пир. Яркий наиболее близкий пример — сказка «Терёшечка» (хотя в ней он всё-таки уже остаётся живым). И второго мифа на основе обряда инициации, в котором герой-искатель преодолевает препятствия с помощью волшебных средств или помощников, убивает кого-то связанного с царевной (змея, Кощея или её отца), и получает право жениться. Два мифа слились, два героя слились. Точка слияния — избушка на курьих ножках.. Вот как об этом пишет В. Я. Пропп в «Русской сказке»:
Баба-яга — страж границы, она охраняет вход в тот далёкий мир. Вход идет через её избушку. За пределами её — тёмный лес (избушка стоит на краю леса) и тридесятое царство. В больших, длинных сказках, в которых героя ждёт множество приключений, с того момента, когда он достигает избушки, меняется стиль сказки. Начало сказки бывает реалистическим (за исключением фигуры старого царя): мужики и бабы, изба, семейная жизнь и семейные нелады, косьба и другие сельскохозяйственные работы. С этого же момента властно вторгается сказочная фантастика, реальный крестьянский мир забыт.

К сожалению он не сделал того вывода к которому пришли мы, но это нисколько не опровергает В. Я. Проппа, это его дополняет.

Немного о волшебных помощниках и других персонажах. Пропп пришёл к выводу, что волшебные помощники это просто переосмысление образа героя. Если в архаичных формах герой — герой-животное, то после он переосмысливается как герой + животное. И здесь он отошёл от своего принципа объяснять трансформации сказки на исторических аналогиях, прототипах. А ведь исторические события могшие привести к появлению в волшебных сказках волшебных помощников были, и давно известны. Ведь тотемные рода в определённый момент начали сближаться и образовывать племена, и у каждого из них был свой миф. Объединяются четыре тотемных рода, и каждый привносит свой миф. И вот у героя начинают появляться помощники: волки, кони, медведи, зайцы, орлы и пр. Нет никаких препятствий признать, что истории медведя порвавшего зайца, сокола сбившего утку, щуки доставшей яйцо со дна моря были самостоятельными мифами, включёнными в канву другого мифа. Но в процессе многовекового шлифования и рационализации сказки герои превратились в типичных волшебных помощников. Вместо смерти у них остался только намёк на смерть, когда Иван целится в них из лука, а из всех остальных функций осталось только выполнение трудной задачи адаптированной под конкретную сказку. Например, известные персонажи Вертогор и Вертодуб вообще можно легко убрать из сказки, никакой функции они не несут, а только украшают её. Как же они попали в неё? Полагаю по той же причине, в следствии объединения нескольких родов. И сперва в сказке было три равноправных линии. Но позже акцент переместился на одного ставшего главным героя, а Вертогор и Вертодуб стали деградировать. О том, что это могли быть герои самостоятельных мифов говорит их связь со смертью и выполнения ими трудной задачи. Просто рассказчик рационализируя их в сказке их смерти и трудные задачи поменял местами во времени. Если в своих мифах они сперва должны были пройти через смерть, и лишь затем выполнять трудные задачи, то в сказке смерть их ждёт после выполнения трудной задачи. Дальнейшая их рационализация наверняка привела бы их к трансформации в волшебных помощников.
Так же могли возникнуть и два равных героя и многоходовые сказки. Конкретные формы объединения мифов зависели от отношений объединяющихся родов.

P. S. Из вышеизложенного становится ясно, что невозможно решить вопрос, который всю жизнь пытался решить В. Я. Пропп — составить правильную классификацию волшебных сказок без учёта обрядов ставших остовом для сказок. Их всего три: мистерии плодородия, инициация девочек и инициация мальчиков. Позже, возникли комбинация — сказка от мистерии плодородия + сказка от инициации мальчиков.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Fackel
Fackel


Сообщений: 63072
22:15 27.09.2017
Обрядов явно не три. Читал академика Рыбакова «Язычество древних славян»? Там разбирается сказка про бой на Калиновом мосту. С Идолищем Поганым. И академик приходит к выводу, что, по ряду признаков, это отображение боя древних людей с мохнатым мамонтом. Такие там аналогии.
Какая же тут инициация мальчиков дубиной по яйцам и дефлорация девочек для их взросления?
И какое же тут совокупление на распаханной земле перед посевом, чтобы поплодороднее уродилось? (Вот уж было: или задом в грязь, или задницу о сухую землю ободрать.)

У тебя ведь такие только обряды названы в ссылке? А как же обряд охоты и заманивания духа полезных для пожрать животных? Вроде мамонта?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Гражданин мира
Herovim


Сообщений: 8828
11:17 28.09.2017
Fackel (Fackel) писал (а) в ответ на сообщение:
> А как же обряд охоты и заманивания духа полезных для пожрать животных? Вроде мамонта?
quoted1
Так это разновидность обряда (мистерии) плодородия для охотничьих племён. Берут детёныша животного, как правило, медведя, вскармливают его, затем забивают, устраивают пир. При этом забивается с обязательными словесными формулами: «Ты видишь как мы с тобой обходились, как с собственным сыном. Возвращайся в свой лес, и расскажи всем как мы вас любим». Затем кости уносятся в лес. Считается, что дух зверя уйдёт к своим сородичам, и приведёт их к охотникам.

Fackel (Fackel) писал (а) в ответ на сообщение:
> Обрядов явно не три. Читал академика Рыбакова «Язычество древних славян»? Там разбирается сказка про бой на Калиновом мосту. С Идолищем Поганым. И академик приходит к выводу, что, по ряду признаков, это отображение боя древних людей с мохнатым мамонтом. Такие там аналогии.
quoted1
Вообще-то, основой сказок являлись не только обряды. Для многих сказок основой стали астрологические мотивы. Это хорошо показал Морозов Н. А. в своём семитомном труде «Христос». Таким, скорее всего, является первая часть сказки «Царевна — лягушка» до момента сжигания лягушачье кожи. Затем опять идёт описание путешествия героя за царством, то есть обряд инициации мальчика. Так же и описание боя на Калиновом мосту очень похоже на астрологический миф.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  roooot
32129


Сообщений: 16308
11:22 28.09.2017
Гражданин мира (Herovim) писал (а) в ответ на сообщение:
> Автор пришёл к выводу
quoted1
очень странный вывод))
я скорее поверю, что баба яга проводник из мира живых в мир мертвых в славянской мифологии. и избуха которая вертится то в мир мертвых то в мир живых. и ритуал когда надо провести ритуальную трапезу, но ни в коем случае не есть, а только делать вид иначе не вернешся.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Гражданин мира
Herovim


Сообщений: 8828
13:20 28.09.2017
roooot (32129) писал (а) в ответ на сообщение:
> я скорее поверю, что баба яга проводник из мира живых в мир мертвых … и избуха которая вертится то в мир мертвых то в мир живых
quoted1

Вы реально можете поверить в то что это есть (или было) на самом деле?
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Сирия

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Генезис персонажа Баба-яга и некоторых других персонажей русской волшебной сказки
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия