> Некоторые по складу пессимисты и некрофилы, у них «кони» с самого начала будут злыми и черными. Вот я, скажем. quoted1
>
Так и не настаиваю, говорю, не знаю. Но жизнь раскладывает сюрпризы, которые невозможно систематизировать. Еще в армии, молодняк прибыл, ну и двое там молдован, смурные такие. Что такое, спрашиваю. Типа, соседка на картах нагадала что погибнем на войне. Через три месяца отправили в цинке на материк. Опились безоткатки. Не скажешь, что не на войне, но не успели по-участвовать ни в одном б\д. Хорошо тем, у кого всё просто.
Честно говоря, не знаю, что такое гениальность. Талант он конкретно к чему то привязан. Музыка. живопись, математика, кулинария. А гениальность это, по моему, просто эпитет восторженных и экзальтированных поклонников чьего то таланта.
Я бы понял гениальность, если бы человек был талантлив и в живописи и в стихах и в ядерной физике. Но таких не бывает.
Баба Яга Поскольку ужу в теме говорили о Яге, т есть еще одна тема, то илюцстрации в основн своей будут. ЯГУ художники любят, ее много, и она примерно одинаково всюду выглядит
Есть несколько версий происхождения этого сказочного персонажа.
Версия первая. Баба-яга посредник между мирами, она охраняет вход в мир предков, царство мертвых. Она и живет-то на границе, где-то в «тридевятом царстве». Ее жилище — избушка на курьих ножках и нельзя в нее войти, пока та не повернется к лесу задом. Такая избушка указывает на обычай древних — хоронить умерших в домовинах — специальных домиках, размещенных на высоких пнях. У таких пней корни выходят наружу, и они действительно чем-то похожи на куриные ноги. Да и сама Баба-Яга — оживший мертвец, она лохматая (а косы в те времена расплетали только умершим женщинам), подслеповатая, с костяной ногой, крючковатым носом («нос в потолок врос»). Вот почему Бабой-ягой часто пугали детей точно так же, как пугали мертвецами. Но, с другой стороны, она совсем не нечисть, как нам пытаются внушить. Вспомните, у нее железные зубы, а в старину именно железо наряду с серебром было мощным оберегом против злых сил. Она и средства знает, как помочь победить зло! Скорее всего, она имееет черты ушедших пращуров, а в древности к предкам относились с уважением, почтением и страхом; и, хотя старались не тревожить их по пустякам, так как боялись навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же обращались к ним за помощью.
По другой версии, прототип Бабы-яги — это женщины ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые люди, которые жили вдали от поселений, в лесу. Многие ученые выводят слово «Яга» от древнерусского слово «язя» («яза»), означающего «немощь», «болезнь» и постепенно вышедшего из употребления после XI века. Еще выводят слово «Яга» от «ягать" — кричать, вкладывая в свой крик все силы. Ягать учили рожающих женщин бабки-повитухи, ведуньи. Но также „ягать“ означало „кричать“ в смысле „браниться“, ругаться». Выводят Ягу и из слова «ягая», имеющего два значения: «злая» и «больная». Кстати, в некоторых славянских языках «ягая» означает человека с больной ногой (помните костяную ногу Бабы-яги?). Возможно, Баба-яга вобрала в себя какое-нибудь или даже все эти значения.
Страсть Бабы-яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», младенцев, больных рахитом или атрофией, а иногда так делали неспокойным и плохо развивающимся деткам, «поменявшим день с ночью». Ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в теплую печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. И это действительно часто помогало и обряд этот практиковался вплоть до середины 20 века! Только вот в сказках он поменял знак с «плюса» (лечение ребенка) на «минус» (ребенка жарят, чтобы съесть). Предполагают, что это произошло уже в те времена, когда на Руси начало утверждаться христианство, и когда активно искоренялось все языческое. Но, по-видимому, до конца одолеть Бабу-ягу —наследницу народных целительниц все же не удалось: вспомните, разве хотя бы в одной сказке Бабе-яге удалось кого-нибудь изжарить?
Сторонники третьей версии видят в Бабе-яге Великую Мать — древнюю могущественную богиню, праматерь всего живого («Баба» — это в древнеславянской культуре мать, главная женщина) или великую мудрую жрицу. Многие детали сказок, повествующих о страшной Яге, живущей где-то в глухих лесах, позволяют предположить, что образ Яги является конечной трансформацией древнейшего образа матриархальной богини-матери, повелительницы мира, ведающей судьбами людей. Некогда она считалась верховным божеством; однако со временем, с переходом от матриархата к патриархату и от охотничьего хозяйственного комплекса к земледельческо-скотоводческому, произошли определенные трансформации этого образа, и богиня-мать стала почитаться людьми уже не как хозяйка мира, но как богиня-громовница, распорядительница таких небесных операций, как дождь, необходимый для посевов.
А вот ступа, на которой летает Баба-яга при таком раскладе — очень серьезный аргумент. Ступа была атрибутом богини Макоши. Интересно, что во многих сказках Баба-яга часто прядет, собирает нити — силы, определявшие судьбы людей. Отождествлялись с образом вечной нити жизни. Баба-яга владеет ступой и олицетворяет женское начало. При этом пест — символ начала мужского. Ступа была принадлежностью хозяйства мельника, а мельница, это широко известно, в народных представлениях, с одной стороны, ассоциируется с чертовщиной, а с другой стала местом помола муки как основы хлеба, отношение к хлебам было сакральным, священным.
В древние времена духов стихий славяне связывали именно с этими предметами. Грозовые облака отождествляли со ступой, а молнии представлялись небесным пестом. Молнии били по ступе в небесах — гремел гром.
С приходом же христианства образ языческой богини вновь подвергся изменениям, и она превратилась в демоническое существо, в мифах и поверьях, однако, сохранившее некоторые черты прежнего образа. Но во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья богини — матери распоряжалась важнейшим обрядом — церемонией инициации юношей, то есть посвящения их в полноправные члены общины. Этот обряд означал символическую смерть ребенка и рождения взрослого мужчины, посвященного в тайны племени, имеющего право вступать в брак.
Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Обряд инициации включал имитацию (представление) «пожирания» юноши чудовищем и последующего «воскрешения». Что делает сказочная Баба-яга? Она похищает детей и уносит их в лес (символ проведения обряда инициации), жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание. По мере развития земледелия обряд инициации ушел в прошлое. Но страх перед ним остался. Так древнейший образ жрицы, проводившей важные обряды, трансформировался в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, похищающей детей.
галерее работ замечательного русского художника-славяниста Игоря Ожиганова вы можете увидеть как персонажей славянской, так и скандинавской мифологии. Это не только очень красиво, но и помогает нам более образно и ярко воспринять забытую ныне культуру наших предков…
Леший - вольный и необузданный обитатель лесов, иногда так и именуется: «вольный», «дедко вольный» (Новг., Волог.); «дикарь, дикий, диконький» (Вятск., Пенз.); «шат, шатун» (Ю. Сиб.). Лесной хозяин, по поверьям, может быть очень высок, его называют «дядя большой», «долгий дядюшка» (Вятск.); он «волосатик», оброс длинными волосами; «гаркун», то есть любит кричать; леший — «блуд», «водило», сбивает людей с дороги, но он и «пастух», «полесовик», то есть владыка зверей, покровитель охотников и пастухов <nobr>и т. п.</nobr> Как и многие другие духи, лесной хозяин чаще невидим, а лишь слышен. Невидимый леший ведет себя очень шумно: он свищет, щелкает, кричит на разные голоса, визжит, дразнится, хлопает в ладоши, сродни эху и шумящему под ветром лесу. Людям леший показывается чаще, чем водяной или домовой, но описания его разноречивы: лесной хозяин многолик, в одном из обращений к нему лесного духа просят появиться «не серым волком, не черным вороном, не елью», но человеком (Арх.). По поверьям Орловщины, леший пучеглаз, у него длинные волосы и зеленая борода; он может быть огромен, выше дерева, и такой толщины, «что девки вокруг него хоть хороводы води» (Смол.). Леший «ростом равен с лесом» (Арх., Олон, Новг., Вятск., В. Сиб., Сургут.), он «хозяин елей» (Арх.), но при этом, по общераспространенным представлениям, леший свободно меняет рост: от размеров малой травинки и гриба до самого высокого дерева в лесу, нередко изменяясь «в обратной перспективе» (издали он велик, вблизи — мал) (Орл.). Леший любит шутить, оборачиваясь сосной [Ушаков, 1896]. Зеленоволосый лесной хозяин словно бы «сливается» с деревьями, он не только дух растительности, но олицетворение леса; леший «оброс мхом», «весь в пятнах», а «сопит — как лес шумит» (Новг.). Лесовик может не только «показаться елью», но «разлечься белым мхом» (Арх.). Леший становится пнем и кочкой (Арх.), он может превращаться в птицу и зверя, а точнее — быть птицей и зверем, издревле одушевляемыми и боготворимыми обитателями и владетелями леса. Лесной хозяин оборачивается медведем (Вятск.); тетеревом (Тульск.); диким козлом, жеребцом (В. Сиб.); он появляется в облике зайца (Орл., Сургут.), но может быть собакой (Арх., Тульск., Сургут.) и даже теленком (Арх.), поросенком, петухом (Орл.) и кошкой (Тульск.).
Образ Лешего зачастую довольно разнообразен. Иногда он предстаёт как великан, который выше деревьев, а иногда выглядит как маленький старичок размером с гриб. Однако чаще всего лешего представляют похожим на человека, только сплошь покрытого волосами. В связи с этим некоторые исследователи, которые допускают существование снежного человека, предполагают, что данный мифологический персонаж мог появиться в традиции славян именно вследствие наблюдений за дикими волосатыми существами. И всё же, стоит отметить, существование снежного человека так и не было доказано официально, и здесь можно сделать вывод, что вполне реалистичной может быть и версия, что образ снежного человека родился из представлений славян о хозяине леса — Лешем, а не наоборот.
Также в былинах и сказках славян описывается способность лешего обращаться практически в любые вещи в лесу. Он может стать грибом, кустом или деревом, может превратиться в медведя, волка, филина, зайца, лягушку, ворону, сороку, собаку, кошку, коня, козла и других. Иногда он описывается очень похожим на человека, так что его невозможно отличить от обычного смертного. Леший может быть одет в кожаную или меховую одежду, кафтан, балахон, в широкополую шляпу и лапти. Отмечается, что леший никогда не подпоясывается. Видимо, это относится к древнеславянскому поверью в обережную силу пояса, который защищает живот от проникновения каких-либо сущностей, наговора, сглаза, порчи и так далее. Неподпоясанные или распоясанные люди считались подверженными различным магическим воздействиям или же считались колдунами и колдуньями, которые сами творят волшебство. Лесному духу, естественно, никакие угрозы не страшны, поэтому и пояс он никогда не носит. По этому признаку его и можно отличить от обычного человека.
Кстати, описание автора картин в стартпосте тут и почему они не похожи
Леший. Я постарался воплотить в этом красавце основное, что известно о леших в общепринятом (и главное — злобном) смысле. Характер у Лешего, мягко говоря, не очень приятный. Один глаз нормальный (левый), правый обычно больше левого и «мёртвый», неподвижный. Борода и волосы седые. Часто пишут о конусообразной голове, в моей интерпретации — из-за собранных в пучок волос. Одежду запахивает налево и носит наизнанку (показать в карандаше, что это изнанка, оказалось не так-то просто). Руки-ноги покрыты шерстью. В некоторых вариантах преданий он опоясанный, в других обязательно нет. На поясе висят трофеи и насущные вещи: черепа поверженных заплутавших и невежливых путников, рог, чтобы пьянствовать, и лапоть, потому что моему Лешему просто нравятся лапти, он их коллекционирует. В преданиях у классического Лешего тоже какая-то фиксация на лаптях. Но если учесть, что его часто описывают копытным, вопрос — как он их носил? Логичный ответ — он их не носил на ногах, он их просто таскал с собой как сувениры.
Что касается общего облика, то тут обоснования следующие. Во-первых, в преданиях указывается на то, что Леший часто предстаёт в зооантропоморфном виде, в частности — в виде медведя. Существует такое высказывание: «Леший не свой брат — переломает все косточки не хуже медведя». Во-вторых, бытуют поверья, что он впадает в зимнюю спячку (превед, медвед). В-третьих, какое животное у нас считается наиболее свирепым и олицетворяет русскую природу? В-четвёртых, как мне подсказали друзья из ЖЖ — по мнению многих исследователей (в частности, Дмитрия Зеленина), Леший может считаться олицетворением Велеса, чья базовая ипостась как раз медведь.
Но это, сами понимаете, не совсем медведь, всё-таки дух леса. Отсюда и мощные рога, и вывернутые козлиные ноги (там копыта внизу, да), и окрас у него наполовину волчий (в мифологии он часто оборачивается волком). Медвежья шкура на плечах и шрам у правого глаза неспроста, как и огромная дубина за спиной. У меня Леший — это класс, <nobr>т. е.</nobr> он не один, их много (как и Лесовики и другие лесные духи). Привязаны они к отдельным лесам, поэтому часто дерутся между собой за территории. Так что этот Леший (старый и опытный) явно уже однажды завалил более молодого соперника, получил в бою небольшое, но брутальное увечье и обзавёлся трофейной шкурой.
Поскольку он всё-таки лесной дух, то я добавил и фитомотивов. Леших часто ассоциируют с осинами (осины вроде как указывают на демоничность), поэтому он обвешан листьями этого дерева. На груди висят срезанные сердцевины волшебных осин, в центре которых растут магические камни (это сказка, напомню). Эти срезы на груди — магическая защита Лешего. Ну и корни-веточки удерживают шкуру на плечах.
Ну и напоследок — у него висят черепа дятлов. Поскольку у Лешего нрав буйный и дурной и при этом он любит поспать, его ужасно раздражают стучащие дятлы. Поэтому он их изничтожает. Ну, а крыс истребляет просто потому, что они крысы, Леший боится их голых хвостов. На этой почве Лешие часто ругаются с Лесовиками. Те хоть и родственники, но, по сути, гринписовцы и вообще — защищают любую лесную живность. А Лешие считают, что некоторые лесные жители отвратительны и маст дай.
> Гражданин мира (Herovim) писал (а) в ответ на сообщение:
>> imми (imi) писал (а) в ответ на сообщение:
>>> Б.А. Рыбаков считал, что местонахождение смерти Кощея соотнесено с моделью вселенной — яйцом quoted3
>>Рыбаков здесь затупил — яйцо (аналог — зерно) — образ пограничья между смертью и жизнью. Яйцо (зерно) оно как бы явление смерти растения, и, при этом, источник новой жизни. quoted2
> > Не знаю из чего исходил Рыбаков, но модель мира яйцо дествительно существует >
> У многих народов мира существует понятие мирового или космического яйца, из которого рождается Вселенная. Очень интересен миф о Фениксе, которого обожествляли египтяне. Они представляли его себе в виде птицы величиною с орла, с красным х о х лом на голове, с золотыми перьями на шее, с белым хвостом и светло-красными перьями. Прилетает Феникс в Гелиополис («Город Солнца») около времени весеннего равноденствия и там сжигает себя в лучах Солнца, отражающегося от золотого щита на крыше храма. Когда он превратится в пепел, на месте его смерти является яйцо. Оно немедленно оживляется от того самого жара, который сжег Феникса-отца. Из этого яйца выходит тот же Феникс, но юный, полный жизни, в обновленном сверкающем оперении и улетает, чтобы вернуться снова. Этот миф прекрасно передает идею о преемственности жизни, о ежегодной мнимой смерти и ежегодном воскресении природы в лучах весеннего Солнца. > > http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/trade/jai... quoted1
Вы или не правильно понимаете, или не правильно формулируете. Хотя, как правило, второе вытекает из первого. То что Вы привели в качестве довода показывает не яйцо-мир, не яйцо-вселенная.А всего лишь то из чего возник мир.
>> Гражданин мира (Herovim) писал (а) в ответ на сообщение:
>>> imми (imi) писал (а) в ответ на сообщение: >>>> Б.А. Рыбаков считал, что местонахождение смерти Кощея соотнесено с моделью вселенной — яйцом
>>> Рыбаков здесь затупил — яйцо (аналог — зерно) — образ пограничья между смертью и жизнью. Яйцо (зерно) оно как бы явление смерти растения, и, при этом, источник новой жизни. quoted3
>> >> Не знаю из чего исходил Рыбаков, но модель мира яйцо дествительно существует >> quoted2
>
>> У многих народов мира существует понятие мирового или космического яйца, из которого рождается Вселенная. Очень интересен миф о Фениксе, которого обожествляли египтяне. Они представляли его себе в виде птицы величиною с орла, с красным х о х лом на голове, с золотыми перьями на шее, с белым хвостом и светло-красными перьями. Прилетает Феникс в Гелиополис («Город Солнца») около времени весеннего равноденствия и там сжигает себя в лучах Солнца, отражающегося от золотого щита на крыше храма. Когда он превратится в пепел, на месте его смерти является яйцо. Оно немедленно оживляется от того самого жара, который сжег Феникса-отца. Из этого яйца выходит тот же Феникс, но юный, полный жизни, в обновленном сверкающем оперении и улетает, чтобы вернуться снова. Этот миф прекрасно передает идею о преемственности жизни, о ежегодной мнимой смерти и ежегодном воскресении природы в лучах весеннего Солнца.
>Вы или не правильно понимаете, или не правильно формулируете. Хотя, как правило, второе вытекает из первого. > То что Вы привели в качестве довода показывает не яйцо-мир, не яйцо-вселенная.А всего лишь то из чего возник мир. quoted1
Это не я формулирую, я лишь привожу разные т. з на героев сказок и мифов, спорить об этих т. з не хочу. Каждый выбирает то, что ему ближе (П.с. в том числе и в изображениях)
> Кощей (правильный вариант — Кащей) — культовый персонаж славянской мифологии, чей народно-фольклорный образ крайне далек от изначального. Кощей Чернобогвич был младшим сыном Чернобога, великого Змея Тьмы. Его старшие братья — Горын и Вий — боялись и уважали Кощея за великую мудрость и столь же великую ненависть к врагам отца — Ирийским богам. Кощей владел самым глубоким и мрачным царством Нави — Кощеевым царством, в котором, вероятно, располагался Лунный Чертог, обитель Чернобога, управителя Дасуней.
Там действительно накурено. Не только принцип эволюционизма, но и здравый смысл говорят, что первично более простое, а всё навороченное — более поздний тюнинг.