На третьем десятилетии проектирования и испытаний, густо смазанных бюджетными деньгами — встал вот такой странный вопрос по ракете Ангара.
Если кто-то полагает, что с Ангарой всё прекрасно, пусть вспомнит недавний годовой вынужденный перерыв в запусках Протона, который Ангара и должна была заменить. Заменила? — ни разу. Заказы на запуски спутников в этот период уходили конкурентам.
Что же происходит с Ангарой? а происходит с ней тоже самое, что и со всей страной. Увлёкшись Западными фичами и примочками, многообещающими цветными презентациями — мы утеряли главное свое историческое преимущество — делать просто и надежно и отсекать лишнее.
Вот мы строим Ангару, которая как стопка карандашей в руке, должна выводить нам разные «каракули». Чем больше ухватишь карандашей, тем полезная нагрузка на мозг замысловатее…
Самая простая ракета, это всего один карандашик, но именно она используется в 90% случаев для запуска измельчавших в последнее время спутников.(2−3 тонны). Но дальше уже начинается мистика: для остальных 10% полезных нагрузок, мы портим этот простой ракетный карандашик, предусмотрев в нем крепление к связке из собратьев. Тоже самое сделаем и с программным обеспечением и с инфраструктурой космодрома и с обслуживающей техникой. Универсальное, как известно, всегда функционально хуже — заточенного под конкретную задачу.
Сколькими процентами полезной нагрузки для этого жертвуется — Королев бы за голову схватился! Ведь по той же самой причине мир отказался от многоразовых систем. Но новая химера модульности-универсальности, требует десятилетиями класть бюджет на алтарь Отечества.
Поэтому даже простейшая одноракетная Ангара до сих пор не выводит свою долю легких спутников, а терпеливо ждёт новые двигатели, так как внезапно выяснилось, что для гипотетической связки из пяти ракет, не хватает порядка 10% мощности, что бы забрасывать на орбиту редкие нагрузки вместо ядовитого Протона! Уверен, что расточенные на 10% (или как сегодня модно говорить «модернизированные двигатели») превзойдут печальную статистику Протоновских движков…
В результате, 90% полезных нагрузок ждут когда допилят движки нужные для 10% спутников. Вернее не ждут, а выбирают другие носители. Но это ещё не все злоключения Ангары — проектируемая с той же карандашно-модульной схемой, под переманивание бюджетного финансирования, ракета Союз-5 начинается с 17 тонн полезной нагрузки, а это покрывает большую часть спутников которые выводит 22 тонный Протон. Что же останется на долю многомодульной Ангары? 2% спутников — всё остальное может выводится одним модулем, которому эта самая модульность как корове седло (или более простыми ракетами).
Исторически сложилось, что у нас две основные ракеты: сверхнадежная королёвская семерка-союз на 8 тонн и смердящий Протон на 22 т. И вот что бы их заменить, создаются с нуля две новые модульно-универсальные ракеты, со своими космодромами, причем первая в максимальной комплектации без шаманства с надежностью — не дотягивает до Протона, а вторая начинается с 17 тонн и вплоть до 90 т. что уже исключает нагрузки чуть выше «королёвского семёрочного союза». Зато в секторе полезной нагрузки 15−25 тонн — неожиданно дублируют друг друга.
А не проще ли было сделать всего одну и не модульную на 22 тонны? достаточно было взять королёвскую семерку и удвоить число её боковушек первой ступени. Максимум 3 года работы, но не 20 и не 30 лет. Гений Королева и не такой задел для модернизации нам оставил — через 2 недели у неё юбилей — 60 лет с первого полёта. И до сих пор американцев от неё за уши не оттащишь — предпочитают эту машину для поездок.
Ходжа Насредин обещал заказчику за 20 лет выучить ишака разговаривать, при условии бесперебойного финансирования, справедливо полагая, что за такой срок кто-то из троих обязательно помрет. Похоже у нас помер ишак?…
Основной посыл темы в том, что даже через 20−30 лет не поздно признать, что пошли не тем путём — чем сэкономить много сил и здоровья. Космос и империя это наши достижения на пределе возможностей человеческой цивилизации. Поэтому они так схожи. Монолит или универсальная радужная и многоцветная модульность?
> > Ты надеешься найти на форуме специалистов по ракетостроению, или просто так поляля? quoted1
Старался максимально популярно. Тут вопрос больше о целеполагании и экономике. Кстати специалистов в большой политике и особенно по Украине, я тут не встречал — однако этого не скажешь по наличию и обсуждению одноименных тем.
Проект ракеты «Ангара» закрывается Использование ракеты-носителя «Ангара» для запуска корабля «Федерация» дороже, чем выполнение той же задачи с помощью перспективной ракеты «Союз-5». Об этом недавно сообщил заместитель гендиректора РКК «Энергия» Александр Деречин. подробнее —http://okknews.ru/ proekt-raketyi-angara-zakryivaetsya/
Ну вообще то нужна. Ракета конструктор новое слово в ракетостроении, тут как с Арматой, которая собирается так же, и всегда можно заменить какую то часть. В танкостроении это тоже новое слово и ни у кого такого нет, и на сколько я слышал все завидуют. Нужна ли такая схема в ракетостроении? не знаю, я не Королёв. По логике это дешевле, чем изобретать 5 разных ракет с разной нагрузкой полезной. А почему не летает? так ее еще и не доделали. всего то несколько испытательных пусков было. причем самой простой из ракет Ангара. и я что-то не понял, какие там заказы мы конкурентам отдали? в прошлом году 17 пусков было, да, чуть меньше чем в позапрошлом, но все равно много.
Да, есть у нас готовые надежные летающие ракеты, и можно пофантазировать, что их тоже можно как-то модернизировать, добавить к ним движков и баков и полетят… Но они дорогие. Ангара все же делается по последним технологиям. Нельзя модернизировать что-то вечно. Так что нужна. Ну и задний ход врубать поздно, сколько денег в космодром Восточный вбухано. Путь уж доделывают и начинают с помощью последних российских достижений (ядерный космический двигатель) осваивать дальний космос уже не автономными модулями, а вполне себе своими ножками, как говориться) Всё по Цеалковскому)
donbasru (donbasru) писал (а) в ответ на сообщение:
> Проект ракеты «Ангара» закрывается > Использование ракеты-носителя «Ангара» для запуска корабля «Федерация» дороже, чем выполнение той же задачи с помощью перспективной ракеты «Союз-5». Об этом недавно сообщил заместитель гендиректора РКК «Энергия» Александр Деречин. > подробнее —http://okknews.ru/ proekt-raketyi-angara-zakryivaetsya/ quoted1
Что происходит с «Ангарой», на создание которой в общей сложности уже потрачено, по данным СМИ, более 160 млрд рублей? … … … имея готовую «Ангару», пытаются взяться за новую, списав практически все затраты, которые сделали на протяжении двух десятилетий. … … … испытания корабля «Федерация» ставятся в зависимость от появления новой ракеты. Причем, повторю, для «Союза-5» ставятся (пока еще устно) такие жесткие сроки, которые мы не демонстрировали со времен космической эры. А для ускорения нужны большие финансовые вливания, поскольку криком на рабочих ничего не добьешься. Если за четыре года ее не сделают, то сорвутся все сроки и с «Федерацией». То есть, если начать один раз ломать федеральную программу, то последствия пойдут как круги по воде. Насколько я понимаю, здесь еще, видимо, работает лоббизм тех или иных групп
20 лет и 160 миллиардов списываем и берем нового ишака и учим 20 лет разговаривать за те же деньги и судя по всему с тем же результатом. (Потому что Ангара использовала задел СССР, а новый Союз-5 (Феникс) будет создаваться с нуля с антизаделом ушедших спецов и утраченной союзной конструкторской школы).
Сейчас в пору принимать федеральную программу: не испортить вечную королевскую семерку Наверное уже сейчас нет конструкторов понимающих до тонкостей как она работает и на каких принципах сконструирована. Я бы её копию в храмах поставил — вдруг мольба верующих поможет?