Правила форума | ЧаВо | Группы

Культура и наука

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Как формализовать научный текст средствами математики

  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
16:28 26.06.2017
Отношением толерантности (или просто толерантностью) на множестве X называется бинарное отношение, удовлетворяющее свойствам рефлексивности и симметричности, но не обязательно являющееся транзитивным. Таким образом, отношение эквивалентности является частным случаем толерантности.

В отличие от отношения эквивалентности, дающего разбиение множества элементов, на котором оно определено, на непересекающиеся подмножества, отношение толерантности даёт покрытие этого множества. Отношение толерантности используется, например, также при классификациях информации в базах знаний.[1]

wiki
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
16:33 26.06.2017
Содержательно

На содержательном уровне толерантность означает следующее. Любой объект неразличим сам с собой (свойство рефлексивности), а сходство двух объектов не зависит от того, в каком порядке они сравниваются (свойство симметричности). Однако, если один объект сходен с другим, а этот другой — с третьим, то это вовсе не значит, что все три объекта схожи между собой (таким образом, свойство транзитивности может не выполняться).

Отношение толерантности часто используется для описания отношения сходства между реальными объектами, отношений знакомства или дружбы между людьми. Во всех этих случаях свойство транзитивности не предполагается обязательно быть выполненным. В самом деле, Иванов может быть знаком с Петровым, Петров — с Сидоровым, но при этом Иванов и Сидоров могут быть не знакомы между собой.

Толерантным также будет и отношение на множестве слов, при котором оно задаётся как наличие хотя бы одной общей буквы. В этом случае, например, в отношении находятся пересекающиеся слова кроссворда.[2]

wiki
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
16:49 26.06.2017
Типы отношений в логике и их свойства





эта таблица была напечатана в СССР только
1 раз в 1 книге - без переизданий!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
17:49 26.06.2017
Здесь три картинки (ждите)













отсюда видно, насколько важны отношения толерантности в матлогике при классификации по свойствам объектов как в теоретических изысканиях, равно как и в поиске по базам данных (тэги)

а в амерском справочнике Корнов для научных работников этого нет!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
18:45 26.06.2017
Понятие отношения толерантности, уточняющее понятие сходства (и родственное ему понятие неразнеразличимости), лишь совсем недавно ввел Э. Зиман.

См., например, Э. 3 и м, а н, О. Б ь ю н е м, а н. Толерантные пространства и мозг, сб. «На пути к теоретической биологии», М., «Мир», 1970

также

Зиман Э., Бьюнеман О. Толерантные пространства и мозг // Вестн. СПбГУ. — 1996. — № 3. — С. 23−27.

На эту математику я напал еще в 90-х и начал юзать в своих работах. Ну а счас-то как обойтись без этого можно???
Хотя бы компьютерные поисковых системы, да и при любых попытках классификации?!


Конечно, это не единственный писк в моей математических изысках, еще есть, например, теория выпуклых тел, как обалденно генерализующее средство в любых научных работах,
где есть моделирование ...

Набор тел со свойством "выпуклости" и другими (еще минимум 2 топологическими математическими свойствами), на этом держится вся математическая химия, математическая экономика, математическая биология, математическая фонетика и другие дисциплины, где идет матмоделирование - и все это основано на 3 топологических свойствах этих (и других) фигур.





согласитесь, узреть оптически что у них всех общего глазами ( чувственно , то есть) - НЕВОЗМОЖНО , надо знать, то есть, надо оперировать понятиями, а не образами...

образами живет только искусство, наука живет понятиями...

но искусство создает уникальные образа, а наука видет единое во множестве... - другая стратегия мышления
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
18:48 26.06.2017
Научные подходы к определению толерантности

Понятие «толерантность» используется в различных отраслях знания. Важно выяснить, имеем ли мы дело с терминологической общностью (использованием одного и того же термина в самых различных науках) или с понятием, отражающим некоторое общее содержание. Что касается терми­нологической стороны вопроса, то слово «толерантность» имеет очень широкое применение. В «Советском энциклопедическом словаре» приводится многозначное толкование этого понятия: «Толерантность — иммунологическое состояние организма; способность организма переносить неблаго­приятное влияние того или иного фактора среды; терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [1].

В научном обиходе «терпимость» заменяют синонимом «толерантность». Рассмотрим этимоло­гические корни данных понятий. В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующую трактовку: «Терпимость — терпеливать что, выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать, крепиться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая; ожидать, выжидать чего-то лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться, снисходить, допускать, послаблять, потакать, поно- равливать, давать повадку; не спешить, не торопить, не гнать, сноравливать» [2].

В современном словаре иностранных слов понятие «толерантность» трактуется с пассивной по­зиции как «терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо» [3].

В современном понимании толерантность есть способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнение. «Толерант­ность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре ми­ра», — говорится в Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 г. Определено понятие толерантности:

уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей спо­собствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений;
отказ от догматизма, от абсолютизации истины, утверждение норм, установленных в междуна­родно-правовых актах в области прав человека;
толерантность — не уступка, снисхождение или притворство, а прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека [4].

Для казахстанской педагогической практики понятие «толерантность» достаточно новое, хотя благодаря усилиям ЮНЕСКО оно уже почти два десятилетия является международно признанным термином.

Одна из трудностей в изучении толерантности состоит в том, что среди исследователей отсутст­вует единство в понимании сущности этого феномена.

В определении понятия «толерантность/интолерантность» и «терпимость/нетерпимость», в зави­симости от контекста и понимания изучаемых проблем, можно выделить ряд подходов: политический, историко-философский, социально-психологический, индивидуально-психологический, биологиче­ский, социологический, математический и др.

Понятие «толерантность» до его применения в политике широко использовалось в биологии и в медицине, где оно связывалось с адаптационными процессами организма. В этом случае его ценност­ное значение определяется реакцией организма на окружающую среду, которая заключается в сни­жении чувствительности самого организма, его клеток и тканей к воздействию какого-либо вещества и способствует сохранению гомеостаза [5]. Нам представляется, что медицинский аспект трактовки содержания понятия «толерантность» в значительной мере может быть спроецирован на культуроло­гическое содержание понятия этнической или межкультурной толерантности. Например, способность человека безболезненно переносить инокультурную среду («неблагоприятное воздействие») с мини­мальным переживанием культурного шока или способность преодолевать его («выработка антител») является показателем толерантности.

В математике Ю.А.Шрейдер толерантность связывает с эквивалентностью, позволяющей «как можно строже определить отношения одинаковости или взаимозаменимости» [6]. Определяется она посредством логических операций, связанных с рефлексивностью и симметричностью.

Наряду с этим понятие «толерантность» применяется в логике, где обозначает интуитивное представление о сходстве и неразличимости. Сама же эквивалентность является «частным случаем толерантности», и, как подчеркивает Э. Зиман, «математическое отношение, соответствующее наше­му интуитивному представлению о сходстве или неразличимости, получило название „толерант­ность“ [7]. Иначе говоря, толерантность является экспликацией понятия родства и меры различимо­сти. Подходы к толерантности с точки зрения математики и логики как к понятию родства и меры различимости проецируют ту часть содержания понятия „толерантность“, в которой определяется „инаковость“ явления, с которым сталкивается личность, сравнение взглядов, убеждений, норм пове­дения, их сходство или различие с собственными взглядами, убеждениями, нормами поведения.

Политологи рассматривают толерантность в первую очередь как одну из ключевых демократи­ческих норм и ценностей, таких как свобода слова, СМИ, собраний, религий, прав оппозиционных партий и т. п., без которых невозможна реализация основных прав человека. Исследователи характе­ризуют данное понятие такими показателями, как „компромиссное поведение и соответствующий ему стиль мышления“, допуск деятельности оппозиции в конституционных рамках. М.П.Мчедлов, П.И.Мамедова, И. Цепкова [8−10] определяют толерантность как качество личности, что очень важно для нашего исследования, выражающееся в „готовности прислушиваться к мнению других и допус­кать инакомыслие в своих рядах“, „уважении, признании права на свободу, самоопределения лично­сти, восприимчивости и непредубежденности к альтернативе, отсутствии протеста и осуждения ка­ких-либо действий объекта“.

Историко-философское осмысление данного явления показывает его универсальность и противоре­чивость. Кроме того, можно отметить, что в работах обсуждается вопрос о границах толерантности, в тех пределах, вне которых она превращается в свою противоположность и становится интолерантностью.

В.А.Петрицкий считает, что толерантность есть терпимость субъекта по отношению к другому субъекту, несмотря на возможную первоначально негативную оценку; признание права на существо­вание иных вкусов, поступков, стиля поведения, образа мыслей, отличных от моих, и, шире, иной культуры; внутренне осознанная терпимость, основанная на нравственно-понимающем сопереживании [11].

В. А. Лекторский, анализируя толерантность и рассматривая возможные способы ее понимания, толерантность как расширение собственного опыта и критический диалог считает единственно пло­дотворным в современных условиях. Данное понимание толерантности демонстрирует, что на деле каждая культура или ценностная, познавательная система не только вступает в борьбу с другой сис­темой, но и пытается учитывать опыт другой системы, расширяя тем самым свой собственный. Такое понимание толерантности является весьма значимым [12].

По мнению Р.Р.Валитовой, феноменологической основой теории толерантности является отношение „Я“ — „Другой“, реализующееся в диалогическом общении. Специфика феноменологического аспекта теории толерантности состоит в том, что объектом теории оказывается сам исследуемый феномен, т. е. толе­рантность как определённое качество личности, выражающееся в определённом поведении в отношении „другого“. Р.Р.Валитова характеризует отношение к Другому, как к свободной, равнодостойной лично­сти, которое состоит в добровольном и сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного его определенными свойствами, как внешними (расовые, национальные особенности), так и внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения), в настроенности на диалог и понимание Другого, отказе от привилегии первого лица, признании и уважении его права на отли­чие» [13].

В психологической литературе достаточно широко обсуждается содержание «толерантности» и ее показателей. Определение понятия «толерантность» встречается в ряде работ по психологии. Все они имеют общую основную часть — определение толерантности как готовности и способности че­ловека жить и конструктивно действовать в многообразном мире. Л.Ю.Рюмшина утверждает о том, что толерантность как устойчивость человека проявляется только при наличии неблагоприятных факторов. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реа­гирования на угрожающую ситуацию, а внешне — в выдержке, самообладании, способности дли­тельно выносить неблагоприятные воздействия без снижения адаптационных возможностей. В до­полнении делается ссылка на раскрытие толерантности через терпимость к другим как одного из су­ществующих направлений в изучении проблемы [14]. Е.Ю.Клепцова дополняет содержание понятия тем, что данное свойство личности актуализируется в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок, верований, поведения людей и т. п. и проявляется в снижении сензитивности к объекту за счет задействования механизмов терпения (выдержка, самообладание, самоконтроль) [15].

Определения толерантности А.Г.Асмолова и Г. У. Солдатовой совпадают и видятся учеными как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к еди­нообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.

По мнению А.Г.Асмолова, термин «толерантность» выражает три пересекающихся значения: 1) устойчивость, выносливость; 2) терпимость; 3) допуск, допустимое отклонение" [16].

В ряде научных подходов понятие толерантности соотносится с установкой, т. е. с готовностью, предрасположенностью определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним [16]. По мнению психологов Г. У. Солдатовой, Л.А.Шайгеровой, О.Д.Шаровой, толерантная личность — это «человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявления сочувствия, сострадания — важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека» [17]. Психологическое понимание толерантности касается в основном ее индивидуальных проявлений, т. е. как личностного свойства. С одной стороны, это константное и чуть ли не врожденное, по крайней мере, обусловленное жесткими психологическими конструктами свойство, с другой — возможно, поддающееся психологической коррекции посредством изменения установок. Отсюда практика тренинга толерантности, увеличивающего ее «массу» у отдельной личности.

Сложным является вопрос о показателях толерантности, о проявлении этого качества в поведении, общении и деятельности человека. На примере исследования этнической толерантности Н.М. Лебедева показывает, что толерантность связана с отсутствием негативного отношения к иной культуре, а точнее — с наличием позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной [18].

Для психологии, так же как и для философии, важное место занимает проблема границ толерантности. В психологическом плане эта проблема проявляется прежде всего в изучении особенностей и процесса развития самосознания личности, системы, представлений индивида о самом себе, которые обусловливают не только восприятие других людей, взаимодействие с ними, но и степень терпимости или нетерпимости по отношению к своим и чужим. Такой категорией психологии самосознания, которая определяется принадлежностью человека к различным социальным группам, складывается из представлений человека о себе и других людях, является социальная идентичность. Она во многом определяет те внутренние границы разделения людей на своих и чужих, которые становятся психологическими препятствиями принятия ценностей, поведения, традиций окружающих. Иными словами, толерантность как личностное свойство определяет отношение человека к другим людям (например, положительное или отрицательное), а социальная идентичность — субъективные границы этого отношения.

В ряде исследований соотношения идентичности и толерантности показано, что существует тесная связь между этими явлениями, в частности, позитивная групповая идентичность приводит к толерантности, а утрата этой идентичности — к нетерпимости, к экстремизму. Так, Н.М.Лебедева показывает, что позитивная этническая идентичность является основой этнической толерантности. В норме для группового сознания характерна тесная внутренняя связь между позитивной групповой идентичностью и межгрупповой толерантностью. В неблагоприятных условиях данная связь может распадаться и даже приобретать противоположное значение [18].

Изучая этнопсихологические аспекты, Г. У.Солдатова обращается к пониманию толерантности в других культурах. Так, в английском языке это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь» (В англо-русском психологическом словаре перевод английского слова «toler- ance» означает «приобретенную устойчивость, предел устойчивости (выносливости) человека; устой­чивость к стрессу; устойчивость к конфликту, устойчивость к поведенческим отношениям»); во французском — «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религи­озных взглядов»; в китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять ве­ликодушие в отношении других»; в арабском толерантность — «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность…», в персидском — «терпение, выносливость, го­товность к примирению» [16].

В социологии возможность рассматривать толерантность/интолерантность как социальный феномен связывается с методологическими основаниями теории социального действия. Как действие определяется социологами и само понятие «толерантность» — готовность принять «других» такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе понимания и согласия. Социологическое исследование толерантности обнаруживает взаимосвязь этого феномена с условиями ситуации (объективная реальность) и субъективными факторами (субъективная реальность), а также его атрибутивную принадлежность всем компонентам системы социального действия, включающего такие подсистемы, как личность (деятель, актор), ситуация действия, сами акты социального действия или взаимодействия. Понимание толерантности в контексте теории социального действия опирается на представление о том, что это свойство принадлежит всем элементам его структуры: потребностям, интересам, находит свое воплощение в идеях (как проекте движения к удовлетворению потребностей), мотивах (т.е. потребностях, содержательно обогащенных смыслом) и целях.

Наиболее явными характеристиками личности, в которых проявляется исследуемое свойство толерантности, Л.М.Дробижева [19] считает идентичность и стереотипы. Ситуацию социального действия образуют компоненты культуры и, прежде всего, ее ценностно-нормативные основания. Казахстанские социологи К. Биекенов, С. Биекенова, Г. Кенжакимова [20] выделяют среди функций толерантности как социальной ценности, регулирующей социальные отношения и взаимодействия людей, функции служить ценностью, потребностью и мотивом поведения. Данный подход помогает нам обосновать мотивационно-ценностный компонент модели толерантной личности.

Толерантность/интолерантность непосредственно проявляется в социальном действии и ответных реакциях, поскольку атрибутивно принадлежит системе потребностей, интересов, мотивов, установок, целей. По мнению Л.М.Дробижевой, интолерантность — такое же естественное и нормативное проявление поведенческих реакций в определенной ситуации, как и толерантность [19].

Потребности обусловливают действия, нацеленные на сотрудничество или противодействие. В первом случае они по своему качеству толерантны к другим, во втором — интолерантны. В первом случае они опираются на предположения о возможности, желанности и полезности других, превращении их из просто других в актуально других, а затем и значимых других. Во втором — они ведут к отвержению. Ключевым моментом в социологической интерпретации толерантности выступает приемлемость, приятие или, наоборот, неприемлемость, неприятие партнерами по социальному взаимодействию друг друга как личностей с индивидуальными, но социально значимыми комплексами социально-психологических и социальных свойств.

Рассматривая толерантность/интолерантность не как константное свойство личности, что характерно для психологов, а как динамическую характеристику всей системы социального действия, социологи неизбежно приходят к выводу о том, что возможные изменения в этой области не ограничиваются изменением индивидуальных поведенческих характеристик в результате тренинга. Они носят более широкий, долговременный и функциональный характер и связаны с социокультурными и институциональными изменениями. Это также возможные изменения на уровне ментальных состояний этноса. Коррекционные действия (практика корректирования ситуации) в этом случае перемещаются с уровня индивидуальной личности и взаимодействия в микрогруппах (тренинг толерантности) на уровень межгруппового взаимодействия и макросреды и сосредотачиваются на установлении баланса толерантности и интолерантности во взаимоотношениях, социальных институтах, социальных общностях и группах. Таким образом, социологический и психологический подходы дополняют друг друга, выполняя различные инструментальные функции на различных уровнях социальной организации общества.

Рассмотрим, как понимают толерантность ученые-педагоги. Так, например, Н. В .Кукушкин, Г. М.Шеламова рассматривают толерантность как морально-нравственное качество, характеризующееся способностью человека принимать другого во всем его многообразии, признавать индивидуальность, уважать свое и чужое мнение и взгляды. Н.В.Кукушкин считает, что формирование толерантности будет более эффективным, если рассматривать ее как качество личности, базирующееся на совокупно­сти философских, социологических и психолого-педагогических характеристик, раскрывающих его научные основы [21]. Г. М.Шеламова подходит к пониманию толерантности с позиции принятия Дру­гого во всем его многообразии и отказ от преобладания одной точки зрения и мнения [22].

Казахстанский педагог Н.Н.Подобед [23] основной упор в понятии толерантности делает на чувст­ве терпимости, согласия и доверия. Кыргызстанский педагог К.Б. Алдашева связывает развитие толе­рантности как готовности к усвоению ценного социального опыта других народов с развитием граж­данской зрелости и осознанием особенностей своего народа, своих традиционных ценностей и современных проблем [24].

Таким образом, можно заключить, что учеными-педагогами толерантность рассматривается как морально-нравственное качество, способность принятия Другого, отождествляется с понятием «тер­пимость», однако четко не обозначаются различия в данных понятиях.

Детальный анализ различных подходов к определению понятия «толерантность» выявляет не только разногласия авторов относительно природы толерантности, ее свойств, состояний, личност­ных образований, но и выводит на поверхность несколько нерешенных проблем. Во-первых, недоста­точно подробно рассматривается внутренняя структура толерантности, которая включает в себя то терпение, то неодобрение, то сдерживание, то пассивность. Во-вторых, в проанализированных рабо­тах, на наш взгляд, происходит отождествление целей и характеристик толерантности с ее функция­ми. Все эти понятия должны быть четко разграничены.

Сказанное позволяет заключить, что толерантность является нравственной категорией, посколь­ку предполагает целый ряд признаков, составляющих качество духовной культуры личности: способ­ность осознавать принадлежность к своей национальной культуре и понимать чужую культуру; осу­ществлять нравственный выбор; уметь поставить себя на место другого; быть отзывчивым; избегать жестких категоризаций, стереотипов и суждений, препятствующих межкультурному диалогу.

Список литературы

1 Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. — 2-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1983. — 1600 с.

2 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955. — 1200 с.

3 Современный словарь иностранных слов. — М.: Рус. яз., 1993. — 236 с.

4 Криминология и юридическая психология в развитии толерантности: Материалы междунар. науч.-практ. конф. — Омск: Омская академия МВД России, 2002. — 224 с.

5 ЧолаковВ. Нобелевские премии. Ученые и открытия: / Пер. с болг. — М.: Мир, 1986. — 560 с.

6 Шрейдер Ю.А. Равенство, сходство, порядок. — М., 1971. — 287 с.

7 Зиман Э., Бьюнеман О. Толерантные пространства и мозг // Вестн. СПбГУ. — 1996. — № 3. — С. 23−27.

8 МчедловМ.П. Проблема толерантности в постсоветской России // Философские науки. — 2002. — № 4. — С. 64−71.

9 Мамедова П.И. Толерантность — основной принцип мирного сосуществования // Евразия. — 2003. — № 6. — С. 70−75.

10 Цепкова И. Толерантность как составляющая культуры Мира // Толерантность, веротерпимость, свободомыслие — ос­нова культуры Мира: Материалы междунар. науч.-практ. конф. — Алматы, 2006. — 194 с.

11 Петрицкий В.А. Толерантность — универсальный этический принцип // Известия СП лесотехнической академии. — СПб., 1993. — С. 139−151.

12 Лекторский В.А. О толерантности // Философские науки. — 1997. — № 3, 4. — С. 14−18.

13 Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель? // Вестн. Моск. ун-та. — Сер. 7. Философия. — 1996. — № 1.— С. 33−37.

14 Рюмшина Л.Ю. Библиотека психологии и педагогики толерантности // Вопросы психологии. — 2002. — № 2. — С. 130−131.

15 Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учеб. пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. — М.: Академ. проект, 2004. — 176 с.

16 Асмолов А.Г., Солдатова Г. У. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности: Науч.-публ. вестн. — 2001.— № 1.

17 Солдатова Г. У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Тренинг «Учимся толерантности» // На пути к толерантному созна­нию. — М., 2000. — С. 181.

18 Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентификации и толерантности в по- ликультурных регионах России и СНГ // Идентичность и толерантность / Под ред. Н.М. Лебедевой. — М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 2002. — 105 с.

19 Социология межэтнической толерантности / Отв. ред. Л.М. Дробижева. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2003. — 222 с.

20 Биекенов К., Биекенова С., Кенжакимова Г. Толерантность — способ функционирования ценностей культуры Мира // Толерантность, веротерпимость, свободомыслие — основа культуры Мира. Материалы междунар. науч.-практ. конф. — Алматы, 2006. — 194 с.

21 Кукушкин Н.В. Формирование толерантности у студентов средних специальных учебных заведений. — Саратов, 2004. — 194 с.

22 Шеламова Г. М. Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея. — М., 2003. — 196 с.

23 ПодобедН.Н. Педагогические условия формирования толерантности общения старшеклассников. — Алматы, 2007. — 180 с.

24 АлдашеваК.Б. Толерантность к чужой культуре и ценности собственной // Педагогические науки. — 2004. — № 13. — С. 3−9.
Фамилия автора: Л.М.Улдаринова
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
21:32 26.06.2017
Цитата из Светлова, стр. 30

Итак, когда мы говорим о понятиях, то имеем в виду
знание, которое является: общим и ненаглядным, так как
отражает свойства классов вещей;
необходимым, так как
выражает условия, без которых невозможно понимание
мыслимых вещей; конструктивным, так как требует
определенной умственной деятельности; классификационным по своей природе, так как основано на отношении включения и исключения классов; нормативно-ценностным, так как связано с конкретными культурными предпосылками и выражает активное отношение человека к окружающему миру.

======================================== =====

ну так и как можно обойтись без «толерантности» тогда ???
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
01:31 27.06.2017
О книге Светлова

Несколько мне понравилась структура книги по Оглавлению,
настолько мне не понравилось ее содержание.

Конкретно, мне не понравилась тотальная арифметизация содержания книги; это повлекло за собой отказ от диаграмм Венна, заменив их деревьями графов, сразу исчезли видимые операции над множествами

Когда явно есть другие полезные книги, лично для меня нет смысла держаться за эту книгу --- с учетом моих целей.

Для других людей книга может быть вполне применима и ценима.

Захаивать книгу не стоит.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Rus349Lan
Rus349Lan


Сообщений: 7690
09:34 27.06.2017
Dieter Hiftler (romulus),
Мои личные впечатления от прочтения книги Светлова «Практическая логика» 1997-го года издания.

Наиболее сильные методы и математические модели, которые были использованы им в книге.

1. Частотная интерпретация логических построений и утверждений.

Например, п. 6. главы 3. стр.116−119. «Частотная интерпретация логического квадрата…»

Где, по сути простая логика «да/нет» это есть частный случай логики вероятностной «0 — нет, 0% вероятности», «1 — да, 100%», а остальное, в интервале от 0 до 100% вероятности утверждений.

2. Недедуктивные умозаключения и её вероятностная интерпретация (вся глава 5), включая методы открытия и доказательства причинной связи (п. 4 главы 5).

3. Применяемый им "Метод распределения вероятностей возможных миров" для проверки методов…

Примеры. с. 228. Таблица 3.; с. 231. Таблица 4. и т. д.

4. "Логический квадрат" как универсальный оператор широко распространённый в логической практике.

Тему более широкого применения «Логического квадрата», типа «Куб», "СРТ-инваринатность" и так далее, можно найти у другого автора, М.И. Беляев, на сайте «Милогия»
http://www.milogiya2017.ru/

5. Остальные главы тоже поучительные. Особенно, переход от математизации «диалектики» (основных понятий логического квадрата диалектики) к математизации «мифов и сказок» как примеров развития диалектического противоречия в народном творчестве.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
10:38 27.06.2017
Rus349Lan (Rus349Lan) wrote in reply to сообщение:
> Где, по сути простая логика «да/нет» это есть частный случай логики вероятностной «0 — нет, 0% вероятности», «1 — да, 100%», а остальное, в интервале от 0 до 100% вероятности утверждений.
>
quoted1

согласитесь, что в большинст ве случаев мы довольствуемся
простой логикой «да-нет» — и этого вполне достаточно,
и только в некоторых (контингентных) случаях нам нужна вероятность высчитанная в пределах 0−100% (Fuzzy LOgic)


Rus349Lan (Rus349Lan) wrote in reply to сообщение:
> включая методы открытия и доказательства причинной связи
quoted1

каузальные связи — только в естественных науках, в других — телеологические (целевые) связи

Rus349Lan (Rus349Lan) wrote in reply to сообщение:
> переход от математизации «диалектики» (основных понятий логического квадрата диалектики) к математизации «мифов и сказок» как примеров развития диалектического противоречия в народном творчестве.
quoted1

да, действительно интересно и даже захватывающе, давно читал теорию сказаок Проппа и писал работу типа Сравнительная характеристика британских и русских народных сказок… на 250 страниц… было дико интересно… но опять не понимаю смысла арифметизации этих выводов, впрочем, это возможно мой прокол

а так интересна сама по себе теория научного мифа

вот вспомнил книгу Мостеллера именно в этом стиле (и даже формулы те же)

там такие же задачи (кому нравится) как и у Светлова
(скачивается)









Но у меня другие задачи - нужны генерализации и обощения философского материала. Поэтому высчитывать арифметически, например, в какой теории (Кант или Гегель) больше идей
имманентности и / или трансцендентности - ТАКОЙ УТИЛИТАРНОЙ ЦЕЛИ НЕТ

Меня устроит логический квадрат в виде куба

Разумеется, Светлов и Мостеллер — очень интересные книги.

Но я пока не придумал, как мне их использовать.
Светлов в этом не виноват, и Мостеллер --- тоже!

Читать М.И. Беляева нет ни желания, ни сил (про Бога), когда есть мировая философия, о которой можно говорить со всем миром.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Rus349Lan
Rus349Lan


Сообщений: 7690
20:23 04.07.2017
Dieter Hiftler (romulus),
Есть ещё методы, достаточно общие, чтобы следовать их логике изложения.
— в ТРИЗ есть АРИЗ (Алгоритм решения изобретательских задачь). Смотреть нужно у автора Петров.
— ДОТУ (Достаточно общая теория управления).

Их плюс в возможности начать с постановки задачи.
А дальше, следовать их алгоритму.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
12:13 11.07.2017
Что такое проблема языком математики

Rus349Lan (Rus349Lan),

спасибо за участие, вот мы вместе и раздолбали проблему

хотя я бы еще кое-что добавил из философии:

(что такое проблема)

На том основании, что перед трансцендентальным
методом стоит "задача обоснования… чисто
объективным путем"(179),
подобный метод должен быть
имманентным по отношению к процессу «объективного
формирования», что призвано исключить любой
возможный дуализм содержания и формы. Например,
любое суждение математики типа 2 + 3 = 5 является
синтетическим по той простой причине, что оно
задает интервал от 1 до 5 в последовательности
натуральных чисел, в которой выполнимы свойства,
относящиеся ко всей последовательности в целом, такие, как
«больше», «меньше», «равно» и т. д. При этом
осмысленное предложение 2 + 3 = 5 иллюстрирует
относительность субъект-объектного дуализма, а
именно то, что «объект», в виде ряда от 1 до 5, и «субъект»,
владеющий «системой знания» (осведомленный о
свойствах всей последовательности), актуальны
только для данного предложения, к тому же в его
«синтезе» они уже успели совпасть.
Следовательно,
трансцендентальный метод полагает не «предмет», как
обладающий своей внутренней сопротивляемостью по
отношению к познающей силе, а «проблему», как
«логическую определенность и однозначность», которая,
правда, до конца не достижима.
К примеру, число 5
перестает быть «проблемой» («трансцендентальным
предметом») при переходе в соответствии с последо-
---------------------------------------- --------------------
179 Наторп П. Кант и Марбургская школа // Новые идеи в
философии. Сб. 5.— СПб., 1913.— С. 74.

319
вательностью к числу 6, что, в свою очередь,
превращает число 6, и связанные с ним математические
суждения, в очередную «проблему».
Таким образом, «проблема» — это не какой-либо
парадокс или физикалистский фальсификатор, а
исходящая из субъекта данность, иначе говоря,
постигнутый до предела предмет, нечто «однозначное». При
этом для подобных «проблем» экстенсионал и интен-
сионал (объем и содержание понятий, которые, по
Канту, обратно пропорциональны) будут совпадать:
«полное взаимное проникновение… синтеза и
анализа"(180) из-за „сплошности логических связей“, т. е.
вследствие некоторой последовательности, в
приводимом примере — последовательности
натуральных чисел.
Поскольку же объем и содержание прямо
пропорциональны, появление новых „проблем“
приводит к некоему изменению и „логического
фундамента“ в целом. Движение к объективации в
последовательности, т. е. движение к исчерпанию „проблемы“,
является первичным, так что субъективность
обнаруживает себя только „в обратном движении к
нижележащей ступени объективации“, например, когда мы с
позиции больших чисел смотрим на меньшие.
Ряд натуральных чисел, как и любая
последовательность, является реальностью, полностью
конструируемой нашим мышлением. Вне границ разума
чисел не существует, т.к. в них отражаются только
операции мышления, в частности операция сдвига (… + 1),
образующая натуральную последовательность.

Данный тезис легко подтвердить ссылкой на следующий
пример. Человек столкнулся с каким-то количеством
предметов. Точное их число он будет знать только
после мыслительной операции сдвига.
---------------------------------------- -----------
180 Там же.— С. 86.

320

Во многом разработки марбургской школы
неокантианства созвучны интуиционистской математике. В
последней конкретный математический объект
рассматривается вместе со способами своего построения.
Например, действительное число порождается
непрерывным потоком континуума, как сказали бы марбуржцы:
„принцип бесконечного… конституирует понятие числа“.
Следуя наставлению марбуржцев, можно
полностью абстрагироваться от количественного аспекта
последовательности, и тогда она может превратиться в
ряд термов, приведенных во взаимно однозначное
соответствие с их истинностными оценками. В
результате элементы в виде „проблем“ следует считать
„конститутивными идеями“, а эффективно конструируемую
бесконечную последовательность — „регулятивной
идеей“. В „регулятивной идее“ выражается
„абсолютная объективность“ — задаются все
возможные объекты, из которых мы пересчитываем лишь
какую-то часть, например усматриваем интервал
натуральных чисел от 1 до 5. Поэтому абсолютная
объективность есть вечный идеал „системы знаний“
(„системы наук“). Возможность не только количественной,
но и качественной экспликации последовательности
обусловливает эмпиризм трансцендентального метода,
так что „факты науки, этики, искусства“ представляют
собой осознанные „проблемы“ различного рода.

Помимо „математического естествознания“
марбуржцы выделяли также „естествознание
описательное“, к которому относили все гуманитарные науки. В
первом последовательность изучается с учетом ее
количественной стороны, во втором — с учетом качественной. Вместе с тем марбуржцы отрицали возможность единой системы наук из-за бесконечности и неисчерпаемости опыта.
"Проблема» или вещь в себе —это определяемое,
которое никогда не может получить исчерпывающей

321

дефиниции.
Говоря словами марбуржцев, она есть
"объективная сторона регулятивной идеи разума" и
«вечный идеал систематической философии».
По сути,
вещь в себе представляет собой не конкретный факт, а
проблему, связывающую все реальные события в
непрерывную и нескончаемую последовательность.

Именно вследствие того, что наука сталкивается не с
фактами, а с вещами в себе, т. е. с проблемами, она может
эволюционировать. Ведь закон последовательности,
оставаясь проблемой, но при этом постоянно получающий
уточнение, допускает неисчерпаемость предмета опыта.
Тем самым становится понятным, почему Наторп оценивает
трансцендентальный идеализм, как «настоящий
эмпиризм, не признающий в опыте никакого абсолюта».

Нравится: Rus349Lan
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Rus349Lan
Rus349Lan


Сообщений: 7690
16:15 11.07.2017
Dieter Hiftler (romulus),
Есть заголовок темы: «Как формализовать научный текст средствами математики».
Есть двоякое понимание данного заголовка (не читая вступления).

1-е понимание. Есть научный текст. Его нужно перевести в язык математических символом.

2-е понимание. Есть проблема, которую следует изложить на бумаге в виде научного текста. Опишем проблему символами математики. Опишем естественным языком полученную математическую формулу проблемы, раскрывая смысл проблемы через формулу для читателей. Получим научный текст.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
20:05 11.07.2017
Rus349Lan (Rus349Lan),

ели пали, а вот Наторп ведь тонко заметил, что в опыте не может быть никакого абсолюта, типа беременности:

или имманентный опыт (конструктивный или конститутивный), либо трансцендентальный (регулятивный) как принцип опыта и философствования вообще

дико тонко, так пргосто не сооразить и не запомнить в отвлечении от темы
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Rus349Lan
Rus349Lan


Сообщений: 7690
20:33 11.07.2017
Dieter Hiftler (romulus) писал (а) в ответ на сообщение:
> или имманентный опыт (конструктивный или конститутивный), либо трансцендентальный (регулятивный) как принцип опыта и философствования вообще
quoted1
Аналогия.

В теории управления (техническими объектами) различают:
— построение регуляторов, которые «удерживают» ранее заданную цель, например, в прицеле и «сопровождают» эту цель.
— построение системы управления, которая «наводит» прицел на ту цель которую задали из вне (из множества возможных целей).

Где, система регулирования, находится в подчинении системы управления.
Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


В этой теме оставлять сообщения запрещено.
Если тема актуальна, продолжите пожалуйста ее создав новую тему: Создать новую тему

Список форумов
Главная страница
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Сирия

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Как формализовать научный текст средствами математики. Отношением толерантности (или просто толерантностью) на множестве X называется бинарное ...
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия