Любой текст может быть понятийно значительно редуцирован с помощью математической символики. Изложить теорию не на 1000 страниц текста, а на 10, например, в таблице, а не сплошным текстом. --- Для этого в качестве предварительного условия человек должен владеть традиционной (аристотелевой) и другими современными логиками. Проблема однако в том, чтобы при этом использовать а к т у а л ь н у ю матсимволику и маттеорию 20 века, а не из книг середины 19 века — из архаичной литературы. Предлагаю сразу набор из 3-х книг, которые дополняют друг друга. Их надо читать все три и вместе, то есть, одновременно. Законспектировать книги надо выборочно — что нужно для формализации вашей теории по ее признакам свойств. Теория может быть в любой области знания.
Здесь первая из трех книг
Если не видно, то загрузите отдельно по ссылке, убрав подчерк
2 российских и 1 фр. книга позволяют формализовать научный текст в русле 2-местной истинностной логики («да-нет»).
Для контингентной логики можно использовать нечеткую логику Заде.
Книг можно запросто набрать более дюжины, но эти 3 мне понравились больше всего. — Без зауми, написаны совершенно нормальным человеческим русским языком.
Книга Эдельмана в некоторых местах может быть трудно читается, но она стоит того, чтобы взять консультацию по ней на стороне в случае затруднений. Здесь могут быть трудности только местами. После элементарных учебников хочется иметь что-то посильнее, но не слишком заумное. Вот Эдельман есть как раз это, и ничего лишнего абсолютно, ни одного лишнего параграфа. Уж если брать консультацию (тем более --- платную), то Эдельман будет лучшим вариантом.
Приведу пример, когда формализовать текст просто необходимо.
Скажем, вы хотите создать свою историю философии, таких книг много. Но за 2700 лет философы написали уйму, тьму книг на тему философии. Как быть? — Естессно, смысла переписывать готовое нет. Да и то -- это тысячи и тысячи страниц. А хотелось бы по полочкам все разложить.
Другой случай, вы создали свое (философскую) теорию, которая отличается от всех других (якобы). Надо выпукло ее представить в сравнении с другими. Потребуется миллион слов для этого.
Но если все формализовать, то все теории — вся теория уложатся в 10−100-1000 раз меньшем объеме и будут выпукло представлены. Особенности свойств будут вызываться в текстовом файле вашего компа. — Еще одно преимущество формализации.
Тогда задача сведется только в проблеме классификации и формальному описанию свойств теорий в вашей предметной области средствами матлогики.
В области материальных тел границы понятий жестко определены. В области чистых идей задача осложняется.
То есть, в любом случае вы работаете с МНОЖЕСТВАМИ, ПОДМНОЖЕСТВАМИ понятий ваших теорий и смотрите, как их свойства взаимодействуют со свойствами этих множеств и подмножеств в формальном их отображении, вы выполняете матоперации операции с этими множествами и подмножествами.
Короче, в эру компьютеров, которые работают всегда на принципах матлогики, оказывается просто необходимым представлять ВСЕ И ЛЮБЫЕ ваши идеи в формализованном виде, то есть, понятном для компьютеризации.
> С книгой Эдельмана был знаком, а вот Ивина впервые вижу quoted1
Ивин автор Философского энц. словаря, написал дюжину книг по философии, нагржаден орденом, стажировался в Германии, 1939 г.р., философ, а не чистый логик.
ну, после Эдельмана читать Ивина (букварь) как-то не очень, только ради систематизации и освежения основных ненаглядных понятий…
имхо, полистайте лучше француза… в чем будет смысл?
во Франции философия изучается в школах (!) -- в России во времена Элкина пытались избавиться от философии даже в вузах (!) и заменить ее по амерскому образцу на культурологию (!) или культурную антропологию (!)
вот меня покорил французский учебник философии для школ (гимназий, впрочем)
Мишель Гурина, Философия (можно скачать)
так что французский уровень образования все-таки поражает даже по европейским меркам!
ну и вот фр. учебник Логики для школьников --- тоже высокого уровня и тоже впечатляет!
ТНХ за коммент по Эдельману, а то я сомневался, стоит ли постить, теперь я успокоился, что запостил… действительно ценная книга — без наворотов западных универов … которые в лом по реальной жизни пойдут
Если вдруг кто-то захочет пойти преподавать ЛОгику в техникум или вуз — без усвоения Эдельмана соваться думаю не стоит в это дело, а то при проверке (или студент вопрос задаст, они любят) можно сесть в лужу
Отсюда, Эдельман — весьма, весьма достойная книга для проработки, на фоне теоретической западной муры для западных университетов, которая может и никогда в жизни не потребуется.
ну и да, Эдельман -- блестящее советское наследие из публикаций того времени, когда западные авторы просто копировали и издавали книги советских авторов под своими именами, были такие времена...
Так, сдается мне, вся эта"упрощенная","культуро логическая" парадигма и направлена на дробление и релятивизацию подходов к образованию. В итоге людям порой даже простой, бытовой логики рассуждений не хватает, не то что пытаться вникнуть в тонкости парадоксов. В ТРИЗе без логики никуда, например… Зато алогичные люди эмоциональны, внушаемы и являются отличным материалом для «управляемой демократии»…. Я Эдельмана листал, поскольку сестра училась в Тульском педагогическом… :
Виктор Александрович Светлов (1945, Ленинград) — доктор философских наук, профессор.
В 1974 г. с отличием окончил дневное отделение философского факультета ЛГУ им. А.А.Жданова по специальности «логика». В 1979 г. защитил кандидатскую диссертацию, а в 1989 г. — докторскую диссертацию по этой же специальности.
С начала1990-хактивно разрабатывает программу «Практическая логика», раскрывающую эвристические возможности логики в теории и практике дедуктивного и недедуктивного доказательства, проведении научного исследования, анализе истинных, ложных и правдоподобных высказываний, принятии решений, анализе и решении конфликтов, формализации диалектических противоречий, объяснении структуры мифов и сказок, логической систематизации риторических тропов и фигур.
Автор более 140 научных работ по логике, истории и методологии науки, теории анализа и разрешения конфликтов, включая монографии, учебные пособия, статьи, тезисы для научных конференций и международных форумов, переводы с английского.
С 2000 г. В.А.Светлов целенаправленно работает над созданием единой теории конфликта (ЕТК) — особым разделом программы «Практическая логика», новым и чрезвычайно перспективным направлением в логике и методологии науки, социальной философии.
Учебное пособие представляет новую модель учебника по логике и рассчитано на развитие практических навыков мыслить, писать, говорить, принимать решения, разрешать конфликты. Приводится большое количество разбираемых примеров с оригинальной техникой решения логических задач. Пособие адресовано студентам, аспирантам, молодым ученым, а также специалистам в области психологии межличностных отношений, управления, маркетинга, рекламы, разрешения конфликтов и споров.
Глава I ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА КАК ОРГАНОН ПОЗНАНИЯ, ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
1. ЦЕЛЬ, ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРЕДМЕТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ 2. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ: ПРИРОДА И ФУНКЦИИ 3. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ
Глава II ПОНЯТИЕ
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОНЯТИИ 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ 3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУИРОВАНИЮ (ОПРЕДЕЛЕНИЮ) ПОНЯТИЙ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИХ ОБЪЕМАМИ 5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ. ПОНЯТИЕ КАК ИНВАРИАНТ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Глава III СУЖДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СУЖДЕНИИ 2. ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ 3. НОРМАЛЬНАЯ ФОРМА ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ 4. ЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СУЖДЕНИЙ 5. СОВМЕСТИМЫЕ И НЕСОВМЕСТИМЫЕ СУЖДЕНИЯ. ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ 6. ЧАСТОТНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЛОГИЧЕСКОГО КВАДРАТА. ОСНОВНОЕ УРАВНЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО КВАДРАТА 7. ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ И ПУСТЫЕ КЛАССЫ 8. КОММУНИКАТИВНАЯ ПРИРОДА СУЖДЕНИЙ ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Глава IV ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ УМОЗАКЛЮЧЕНИИ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕ И ОПРОВЕРЖЕНИИ 2. ОТНОШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО СЛЕДОВАНИЯ 3. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ С ОДНОЙ ПОСЫЛКОЙ 4. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ С ДВУМЯ ПОСЫЛКАМИ (СИЛЛОГИЗМЫ) 5. ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ С ТРЕМЯ И БОЛЕЕ ПОСЫЛКАМИ (СЛОЖНЫЕ СИЛЛОГИЗМЫ) 6. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОСЫЛОК В СИЛЛОГИЗМАХ 7. ДЕДУКТИВНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Глава V НЕДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
1. ПРОБЛЕМА ИНДУКЦИИ 2. ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ ВЕРОЯТНОСТИ 3. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ПЕРВОГО ВИДА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ГИПОТЕЗ 4. МЕТОДЫ ОТКРЫТИЯ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ ДЖ. СТ. МИЛЛЯ КАК ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ О ВЕРОЯТНОСТЯХ ГИПОТЕЗ 5. ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ВТОРОГО ВИДА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТЕЙ ПРЕДСКАЗАНИЙ 6. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО АНАЛОГИИ 7. ВЕРОЯТНОСТНАЯ СИЛЛОГИСТИКА 8. НЕДЕДУКТИВНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ОПРОВЕРЖЕНИЕ 9. О НЕКОТОРЫХ ПАРАДОКСАХ ИНДУКТИВНОЙ ВЕРОЯТНОСТИ ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Глава VI ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ И ПРЕДИКАТОВ
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛОГИКЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ И ПРЕДИКАТОВ 2. ЯЗЫК ЛОГИКИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 3. СЕМАНТИКА (СМЫСЛ) ЛОГИЧЕСКИХ СОЮЗОВ 4. ПОНЯТИЕ ЛОГИЧЕСКИ ИСТИННОЙ, ЛОГИЧЕСКИ ЛОЖНОЙ И ЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНОЙ ФОРМУЛЫ. РАВНОСИЛЬНЫЕ ФОРМУЛЫ 5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФОРМУЛ ЛОГИКИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ В ВИДЕ ДЕРЕВЬЕВ 6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВИДА ФОРМУЛ ЛОГИКИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ВИДЕ ДЕРЕВЬЕВ 7. НАХОЖДЕНИЕ НЕТРИВИАЛЬНЫХ СЛЕДСТВИЙ 8. ВЫЯВЛЕНИЕ НЕТРИВИАЛЬНЫХ ДОПУЩЕНИЙ. ПРИ КОТОРЫХ ИСТИННА РАССМАТРИВАЕМАЯ ФОРМУЛА 9. ПОНЯТИЕ ДЕДУКТИВНОГО УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ И ВЫВОДА В ЛОГИКЕ ВЫСКАЗЫВАНИЙ 10. ЯЗЫК ЛОГИКИ ПРЕДИКАТОВ (ПЕРВОГО ПОРЯДКА) 11. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ФОРМУЛ ЛОГИКИ ПРЕДИКАТОВ В ВИДЕ ДЕРЕВЬЕВ 12. ПОНЯТИЕ ДЕДУКТИВНОГО УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ И ВЫВОДА В ЛОГИКЕ ПРЕДИКАТОВ ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Глава VII ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ 2. ОСНОВНОЙ ЦИКЛ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 3. ИЗОБРЕТЕНИЕ ГИПОТЕЗ 4. ИСПЫТАНИЕ ГИПОТЕЗ 5. ЗАВЕРШЕНИЕ ЦИКЛА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО ПРОГРЕССА ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Глава VIII ЛОГИКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ 2. ДЕРЕВО РЕШЕНИЯ И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННЫХ ЗНАЧЕНИЙ СУБЪЕКТИВНЫХ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И ПОЛЕЗНОСТЕЙ 4. ОЖИДАЕМОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОЛЕЗНОСТИ. УПРОЩЕНИЕ ДЕРЕВА РЕШЕНИЯ. ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ 5. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ОПРЕДЕЛЕННОСТИ, РИСКА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ 6. ДОЛЖЕН ЛИ БЫЛ ЕВАТЛ ПЛАТИТЬ ЗА СВОЕ ОБУЧЕНИЕ? (АНАЛИЗ ОДНОГО ПАРАДОКСА В ТЕРМИНАХ ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ) ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Глава IX ЛОГИКА ОБЩЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛОГИКЕ ОБЩЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 2. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОБЩЕНИЮ В ТЕРМИНАХ ТЕОРИИ ГРАФОВ 3. ВЕРОЯТНОСТНЫЙ АНАЛИЗ ЗАДАЧ ПО ОБЩЕНИЮ 4. АНАЛИЗ ЗАДАЧ ПО ОБЩЕНИЮ В ТЕРМИНАХ ТЕОРИИ ИГР 5. ЛОГИКА ОБРАЗОВАНИЯ КОАЛИЦИЙ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Глава X ЛОГИКА РИТОРИКИ
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РИТОРИКЕ 2. ИЗОБРЕТЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ 3. ИЗЛОЖЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ 4. СЛОВОВЫРАЖЕНИЕ ОБРАЩЕНИЯ 5. ЛОГИКА СПОРА ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Глава XI ЛОГИКА ДИАЛЕКТИКИ
1. ТЕОРЕТИКО-ГРУППОВОЙ АНАЛИЗ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ 2. ФОРМАЛЬНАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ «УЧЕНИЯ О БЫТИИ» ГЕГЕЛЯ И ВЫВОД ОСНОВНЫХ ПРОГРЕССИЙ «НАУКИ ЛОГИКИ» ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Глава XII ЛОГИКА МИФА И СКАЗКИ
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТРУКТУРНОМ АНАЛИЗЕ МИФОВ И ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК 2. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СКАЗОК И МИФОВ ВОПРОСЫ И УПРАЖНЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА.
======================================== ==
Действительно, очень интересная структура труда Спасиб
Всем известная, но глуповатая амерская книга, не стоящая места на полке! В ней нет определения математической толерантности, толерантных отношений , --- очень важного понятия в математике - запомните их как следует!
А что такое Корн?! — Как всегда пустое место… (в книге)
Ниже покажем, что такое математическая толерантность.
Зачем она нужна в принципе — даже школьнику.
Не то что уж научному работнику, который за это деньги получает (что должень знать, но не знает! по крайней мере — в Америке…)
Пока только скажем, насколько высок был уровень образования в СССР. Соответственно и справочников, и энциклопедий. БСЭ 3 издание было переведено - все 30 томов - на английский и издано в изд-ве Макмиллан в США. А вот переводить Американу или Британнику просто нет смысла, там нет академического уровня, только уровень беллетристики.
буду читать Светлова, структура заманчивая, но для меня --- слишком популярно (многословие)...
Моя критика первого встречного места в книге:
"Согласно выдающемуся американскому психологу Дж. Келли1, человек смотрит на мир посредством созданных им на основе закона противоречия особых биполярных признаков, названных конструктами, структурирующими как реальность, так и саму личность. Конструкт честный/нечестный позволяет дифференцировать не только людей на соответствующие классы, но и возможные действия самого субъекта и тем самым фиксировать его нравственную позицию (выбор). "
========================================
ну, так бы мог писать Вышинский или ... НКВД-эшник...
опять все старые подходы... истина/ложь = опять поиск одной единственной истины... когда у каждодго своя правда... когда все в мире относительно...
в науке не все решается в ключе истина/ложь,
когда в науке миф сохраняется как составная часть науки вполне законно, он функционален
поэтому наука должна исследовать только "условия получения знания" (Кант), а вовсе не искать одну единственную истину... это даже глуповато звучит
есть понятие "контингентный", "контингентность", не выразимые в терминах истина/ложь
с учетом понятий Необходимость/Случайность, Существенность/Ненсущественность
так мы приходим к Fuzzy Logic = Нечеткая логика (Заде)
тогда мы получаем оценки истина/ложь в пределах 0 - 1
Например, сапожник ремонтирует не только обувь, но и чайники и другую утварь, например, по случаю...
ну так он сапожник -- в основном, а не в целом, в целом он просто мастер, хотят у него на вывеске написано, что он ремонтирует обувь (сапожник).
таким образом классификация объектов по свойствам - это проблема, а вовсе не просто действие, как в отрывке из Светлова
вот тут как-раз и нужна теория, которая описывает толерантные отношения на множестве свойств объектов, чтобы их правильно классифицировать покажем это ниже, теорию см. в книге Сигорского, раздел Отношения (Множества).
В теологической метафизике говорится, что только Бог по существу существует (!), все остальное имеет только контингентную экзистенцию (!).
Вот что такое "контингентность"... а вы все ищете "единственную истину", которая доступна только Богу, но Бог у верующих, а у атеистов есть "вещь в себе" = истина Канта, как трансцендентальное (= только мыслимое понятие), сам Бог трансцендентен (только мыслим).
ну так в стране 85% верующих надо полагать только так и никак по другому...
так что не прсто, совсем не просто, "классифицировать людей" как пишет Светлов, в русле понятий ложь/истина традиционной логики... ибо мы имеем дело с классификацией (набором) свойств объектов... и только потом пытаемся отхарактеризовать эти объекты как-то... в русле позитив/негатив... и чья тут возьмет...
с одной стороны, скажем, человек хорош, а с другой... вовсе нет.
ну так задача науки (и практики) проанализировать комплексно свойства личности и далее посомтреть, какие свойства есть у человека... ну, типа, генетический убийца, но хороший отец и семьянин...
Кстати, у Эдельмана описаны только отношения эквивалентности, а у Сигорского еще и толерантности и порядка, то есть, Эдельман дает все по минимуму, приходится добирать… Но у Корна-то главное, толерантности-то нет…