В Китае в 2018 году пройдет 24-й Всемирный философский конгресс. Уже принимаются заявки. Анализ докладов и сообщений с 23 ВФК 2013 года в Афинах (см. мои более ранник посты в этом разделе) говорит о тотальной неопределенности в развитии философии. Интересен сам по себе анализ тем докладов от ведущих стран мира: Греции (родина философии), Германии, Франции, США, России, Китая --- с точки зрения подготовки к ВФК в Китае в 2018 году. Предлагаю конкурс на лучшую тему к 24 ВФК — с учетом тем 23 ВФК (то есть, танцевать от предыдущего, а не от фонаря) и трендов в развитии философии и нынешнего состояния.
1. Тезис о "полифоническом взаимопроникновении" слишком широк и вводит в заблуждение, не валиден (valid).
a) Антиномии "горячее-холодное", "белое-черное", "мужское-женское" соответствует бинарности человеческого мышления, хотя были попытки (Леви-Стросс) свести одни антиномии к другим, например, "верх-низ" заменяется на последовательные оппозиции "земля-вода", "горная охота-морская охота", "холм-долина" , где оппозиция не так резко выражена.
б) Проникновение культур начинается с языка, но язык определяет особенности национальной философии, а философия всегда была и есть часть национальной кульутры и не иначе.
2) Тезис о переключении акцента с "всеобщих универсалий для всех и каждого" на принципиальную индивидуальность представляется в русле "производства субъективности" вполне валидным. - Ибо согласно современной герменевтике Гадамера, рефлексии читателя даже важнее, существеннее, чем мысли самого автора. Предполагается соавторство читателя при философировании.
3) "Бытие, как совокупность возможностей его реализации" есть определение трансцендентальной философии, начиная от Платона, через КАнта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Хайдеггера вплоть до Апеля и Хабермаса. И этим все сказано.
а) Принцип «anything goes» размывает тематическое ядро метафизики, вследствие чего начинают доминировать квази- и парафилософские конструкции.
б) Если использовать традиционные понятия, то некоторые современные направления, свободные от методологического порядка, можно охарактеризовать как скептицизм, натурализм и редуктивизм.
в) Философствующие субъекты, которые отвергают и научно-методологический способ построения метафизики, и, одновременно, метод критики чистого разума Канта, вынашивают (по словам Канта) замысел «вообще сбросить оковы науки и превратить труд в игру, достоверность — в мнение, а философию — в филодоксию» (В XXXVII).
4) Известны доныне всего три эпохи: космоцентризм Древней философии, теоцентризм Средних веков и антропоцентризм , начиная с Возрождения. Так что наступление новой эпохи в 21 веке не декларируется.
5) Диалогическая интерсубъективность субъектов при отказе от универсальных объективных истин в пользу индивидуального потока сознания и языка индивидуального субъекта , "заброшенного" (Хайдеггер) в этот мир.
6) Изменение, расширение спецификации типов рациональности - помимо научной (вненаучная, художественная, регигиозная и др.) в философии.
7) Закрепление перехода от философии сознания к философии языка (структурализм, постструктурализм, лингвистическая философия, трансцендентальная прагматика, теория коммуникации).
8) использование фигур речи в качестве философем : "пастух бытия" (Хайдеггер), "шифры бытия" (Ясперс), "горизонт" (Гуссерль, Хайдеггер, Гадамер).
9) Философия не может заниматься --- как это было ранее --- поиском единственных, окончательных, последних и абсолютных истин, в условиях критической рефлексии относительно предыдущих форм существования в культуре и философии.
10) Современная ситуация с формированием Глобального коммуникативного пространства и его последствия для философии и мира. Имеется в виду поглощение локальных культур "интегративной суперкультурой", или "псевдокультурой" --- по факту. В качестве протагониста очевидным орбразом должна выступать англосаксонская культура и англосаксонизм.
11) Отказ от национальных ценностей в пользу эрзацкультуры означает отказ от традиционных национальных ценностей, начиная с языка , и ускорение этого проецсса в 21 веке соответственно по мере освоения Глобального коммуникативного пространства.
12) Формирование глобальной стратегии социодинамики в философии социологии (развитие мирового сообщества) и формирование глобальной этики коммуникаций.
Выбор темы должен соответствовать тематике антропоцентризма и отвечать трендам 21 века, см. выше, отвечать требованиям критического нетавтологического (непротиворечивого) логического мышления. Очевидным образом, это требование в логической сфере укладывается в рамки неформальной логики коммуникативной рациональности.
Позитивистские теории лишь констатируют «что есть в мире», в то время как для изменения мира нужно то, «что должно быть». Это условие реализации современной трансцендентальной философии.
Пример содержания заявки на 24 ВФК в 2018 году в Пекине В соответствии с тезисами современной философии 21 века (см. выше), возьмем для примера тематику «коммуникативной прагматики» Карла-Отто Апеля (одной из самых последних теорий континентальной философии 21 века, изучается в западной Европе в курсе университетской философии)
5 страниц будет вполне достаточно, чтобы ответить почему современная философия должна быть коммуникативной и прагматической одновременно.
Апель рассуждает так: Кант разделил ум теоретический и ум практический. За эстетику и этику, воздействующими на чувства, отвечает ум практический. Далее, Рикерт и Виндельбанд доказали, что гуманитарные и исторические науки, имеющие дело с обществом и единичными фактами в истории, связаны в времеными рядами событий. Апель показывает в отрывке из книги, что эти науки, как и естественные. неотделимы от практического ума, сдедовательно и от практики и не могут руководствоваться умом теоретическим. Причины описаны в тексте. Практика, однако, связана с проблемами этики, которая реализуется в коммуникации. Нет спора в том, что эта коммуникация должна быть рациональной, тначе она станет невозможной. Апель устанавливает связь практики с «партийностью» философиии и дает ответ на вопрос, при каких условия понятие «партийность» в философии становится догмой. Изложенное является обоснованием «коммуникативной прагматики» Апеля, которая, наряду с философией «коммуникативного действия» Хабермаса, демонстирует вовлечение (ангажирование) субъекта в процесс исследования объекта -- через практическую этику достижения консенсуса в современном обществе с мировой коммуникацией, этьи две теории считаются последними теоретически возможными философиями, которые ожидаемо должны плавно перейти в чистую литературу и чистое искусство в будущем. Тем более, есть смысл освоить уже наличное настоящее философское знание, которое вполне очерчено и ограничено кругом признанных и непризнанных авторов. — На освоение и непризнанных может и не хватить человеческой жизни, которая конечна (эсхатологична).
картинка тяжелая, подождите, пока у вас загрузится сама на комп
Здесь и выше подчеркивается (желтым цветом в тексте), как и указано в другой моей ветке по кантовскому трансцендентализму, поиск философской истины (после Хайдеггера) уже происходит без участия понятия ценностей (деаксиологизация) для достижения консенсуса в обществе.
Это происходит, например, на основании if-логики в теории «коммуникативного действия» Хабермаса.