Правила форума | ЧаВо | Группы

Культура и наука

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница

Долой Бондарчуков

  сульт
сульт


Сообщений: 5999
08:24 09.06.2017
Нежить

премьера фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь»

Галина Иванкина



«Да был ли мальчик-то, может, мальчика-то и не было?».

Максим Горький «Жизнь Клима Самгина».

Андрей Звягинцев — мизантроп. Когда его обвиняют в русофобии, я не согласна. Он просто ненавидит мир, в котором приходить жить, вариться и трудиться. Примерно, как Ларс фон Триер. Вам приходило в голову называть «Догвилль» — антиамериканским выбросом? Вряд ли. И никому не приходило. Есть мастера, верящие в человека и показывающие светлые его стороны, а есть такие, как Андрей Звягинцев с Ларсом фон Триером. И те, и другие — в сущности правы. Красота — в глазах смотрящего. Новая картина с простеньким, но очень уж явственным названием «Нелюбовь» продолжает звягинцевскую линию… тотальной нелюбви. Перед нами — очертеневшие от бессмысленной офис-повинности существа-биороботы — в них очень мало от собственно людей и не так уж много от роботов. Разве что цикличность действий и зазубренность «принятых» мыслеформ. Зато сильно зоологическое, мутное начало. Герои смачно кушают, грязненько совокупляются, рожают не нужных им детей — «основной инстинкт!», шумно возятся и вечно пристраиваются. Гнездятся. Роются. Иные критики пишут, что Звягинцев расчеловечивает и унижает, втаптывает в грязь, а на самом-то деле…!. Смешно. Пообщайтесь с коллегами по офису, побродите по социальным сетям, загляните на странички топовых блогеров Живого Журнала, полистайте дамскую прессу, подслушайте разговоры в общественном транспорте. А потом — смело идите считывать «Нелюбовь». Уверяю вас, отличия будут самые минимальные. Если, конечно, будут. Безусловно, авторы злых фабул сгущают краски, но и Гоголь этим сильно грешил, разглядывая пороки современников с лупой в руке.

Серенькая зима и тусклая, безотрадная осень: в картине Звягинцева — два времени года. Впрочем, одно. Зима-0сень. Нормальной зимы нет. Утомительная хмарь с бледноватым снегом. Но чаще — осенний дождь. Вечный. Как в аду. Или на той планете из рассказа Рэя Брэдбери: «Дождь продолжался — жестокий нескончаемый дождь, нудный, изнурительный дождь; ситничек, косохлёст, ливень, слепящий глаза, хлюпающий в сапогах; дождь, в котором тонули все другие дожди и воспоминания о дождях…». Не жизнь. Чего уж там — нежить. На экране — благополучные граждане. Едут по городу на богатых авто. Правда, в кредит. Ипотечные дамы на фитнесе и ботоксе. Гламурные мамочки, выбирающие своим чадам шмотки и манежик, но… забывающие о самом ребёнке. А хрен бы с ним! Что он орёт?! Седовласые бонвиваны при молодых «тёлочках». Годные апартаменты образца хайтек. Уютно и дорого. Фотографируем свой ужин с любовником — для Инстаграма. Ни дня без строчки — офисная курятина фиксирует свой трудодень с дотошностью викторианской леди, которой положено вести дневник. Тычут пальчиками в гаджет. Лайкают и ойкают. Всё, как нынче модно-принято-разумно. Как пишут в глянцевой прессе — для правильно скроенных мужчинок и женщинок. Недо-яппи с мышлением питекантропов. Равнодушные и мерно жующие. Они оживляются, когда наступает время случки — тут их всегдашняя апатия куда-то девается, уступая место ярой, звериной похоти. Фигуры, лица, движения в кадре — мерзки. Точнее, поданы безобразно. Совокупление отталкивающих полулюдей. Это не эротика. Это — хлев. То и дело кажется, что вот-вот личины спадут и появятся свиные рыла. В реале — вовсе не рыла. Актёры — симпатичны или, по крайней мере, приятны, а Марьяна Спивак — та настоящая красавица.

Любовный квадрат, вернее — кривобокий четырёхугольник — муж с женой и новые партнёры. Так заведено в современном социуме. Доживать со «старухой» иль коротать век в гордом одиночестве — не вариант. Секс — полезен! Если ты «не секс» — ты странен и потенциально опасен. Женя и Борис — типичные представители поколения 30+ - деловиты, раскованы, целеустремлённы, уверены в себе. Индифферентны к тому, что нельзя сожрать или поиметь. Любят комфорт. Знают цену. Всему. В голове — идеальный счётчик денег, калорий, трудозатрат, человеко-часов. Пустоту заполняют, как могут. Они формировались и росли в 90-е — под визги дешёвенькой попсы, рекламные слоганы, пальбу, матюги, призывы жить, как в Америке и — торговать-торговать-торговать. Всем. Они могли стать исключительно менеджерами из оупен-спейса. Гибкая, ситуативная мораль — где выгодно, там и — правда. Сложно представить, что их понедельник может начаться в субботу, как у наивных шестидесятников. В пятницу — расслабуха и общеобязательный адюльтер. По субботам же — болит голова…

В кадре мальчик — сын Алёша. Одинокий, депрессивный подросток. Родители громко разводятся и выясняют, кому достанется Алёша. Мать голосит — она законченная истеричка с глазами раненой самки — требует, чтобы ребёнка… забирал отец, а бородатый папочка — слезливо отбивается. Ему не нужна обуза, ибо новая пассия — юница-прелестница — на сносях. У Жени — тоже большая половая страсть — по-европейски холёный Антон. Импозантен. При купюрах. Сильно старше и много опытнее. Женечка бегает по маникюршам да массажисткам. Этакому королю надо подавать себя, как вкусное блюдо! Жизнь кипит и бьёт ключом. И зачем столь занятым людям какой-то Алёша? Лишний, выброшенный, противный. Куда бы его сбагрить-то, а? Выход найден. Интернат! Конечно же, интернат! Но удобно ли? Что подумают боссы и вообще — окружающие? Самый страшный момент фильма — это беззвучные рыдания мальчика. Он слышал всё. Его предали. Расхожий, казалось бы, приём — побег из дома. Как рисуется в классике жанра? Обеспокоенные родичи кидаются на поиски, плачут, клянутся и — мирятся. Находят испачканного и замурзанного. Слёзы умиления и восторга. Счастливый «бегунок» засыпает на руках любящей мамы… Папа ласково шепчет: «Как же я тебя люблю…»

Но нет! Всё не так! Не будет вам голливудской или ещё какой-нибудь карамельно-марципановой сказки. По идее, совместные поиски пропавшего сына должны сблизить Женю и Бориса или, на худой конец, сделать их друзьями, товарищами, соратниками. Но нет! По ходу событий они только и делают, что бранятся. «Не надо было мне рожать!» — ноет, рычит мадам. Разозлённый мужик выкидывает её из машины… Финал — ужасен и закономерен. Но — для зрителя. Для нас с вами. Не для героев картины. Да. Полторы минуты надсадного плача и — невозможность поверить в случившееся. А следом — вопрос: да был ли мальчик?

И вот — смена декораций. Нет, какая смена? Фоном — та же слякотная зима. Правда, у персонажей — другая жизнь. Та, к которой они стремились, роняя тапочки. При «любимых» половинках. Боря со скукой во взоре наблюдает за… новым сыном. Белокурый малыш требует внимания, лазает, кряхтит. И — раздражает. Папочка привычным жестом отправляет сына в манеж. Громкий вой. Очередной виток нелюбви. Свежая порция нежити. Включён телевизор. Тема — Донбасс. Пузатенькому Борису оно — параллельно. Что там у Женечки? Ей тоже не интересен Донбасс — она штудирует соцсети на мобильнике. Рядом — угрюмой тенью маячит Антон. Снова — чужие. Опять — разобщённые. Опустошение. Надоело? Достало? Приелось? Муторные будни перетекают в безликие праздники. Трагедия никак не изменила этих людей. Не покаялись, не спились, не ушли в себя, не спятили. Даже не стали хуже выглядеть. Как были пустышками, так и остались при своём. И это самое страшное. Звягинцев — лаконичен. Безо всяких триллер-спецэффектов он создаёт картины ада.

Авторами дан целый ряд хорошо читаемых символов. Так, заброшенный объект, в котором проходят поиски мальчика, — типовая постройка 1970-х. Дом отдыха? Пансионат? Гостиница? Не столь важно. Все эти панно и плафоны, лестничные пролёты, останки мебели — затерянный образ рухнувшей цивилизации. Скелет доисторического чудовища — такого мощного и такого жалкого. Ненужного. Кинутого. Сюда же отнесём и Женечкину маму — параноидальную тётеньку, живущую круглый год на даче. Ворота — высоки, а засовы — железны. Броня крепка, но танки — заржавели. Ей всё обрыдло и не только слизень-зять. Мама держит оборону против всего мира — кругом жуть да мразь, особенно — дочкин выбор. Итак, что на выходе? Прошлое — изуродовано и раздавлено. Будущее — убито. Как жить? Но главное — зачем? Ради очередной случки или похода в ресторан? Для фоток в Инстаграме? Для селфи в стильном интерьере? Кстати, об интерьерах! Из кадра в кадр — прекрасные образцы дизайна. Люди-нежить обитают в дорогих квартирах, обставленных со вкусом. Панорама из окон (если не считать погодной гнусности) весьма презентабельна. Звягинцев даже играет с брейгелевскими видами. Но, пожалуй, наиболее чудовищный знак — это Женя в спортивном костюме с лейблом «Россия» (для неё оно — всего лишь популярная вещь фирмы Bosco!). Положено, что ухоженная самка по утрам занимается фитнесом. Не спортом. Не лыжами и не физзарядкой в лесу. А — бегом на месте по специальной дорожке. Мёртвые глаза, бег в никуда и ни за чем, подпись — Россия. Авторы картины показали, что именно так они видят реалии дня. Хотя, какой там день, если — тоскливая темень?

Однако в этой серой полумгле намечается луч света — волонтёры-спасатели, принимающие огонь на себя. Они, пока Женя с Борисом разглагольствуют о нелюбви, ищут мальчика, прочёсывая метр за метром. Их координатор — сорокалетний хмуроватый мужик — из того поколения, которое когда-то играло в «Зарницу» и читало в 1-м классе о пионерах-героях. Его подопечные — совсем зелёные «хипстеры». Кто-то скажет, что для них это — форма тусовки. Игра. Квест «Найди ребёнка в заброшке». Да не важно! Потому что они — вышли холодным вечером, а другие — остались кутаться в пледы. Если искать ребёнка в протекающих подвалах — субкультура, то и слава Богу. Тимуровцы XXI века. Вот — Россия. Жизнь. Смысл. Ум, честь и совесть. Когда они станут большинством, тогда-то мы и увидим небо в алмазах, а пока — за окнами ливень да зловещая темь. Как там у Брэдбери? «Дождь, проклятый дождь, не даёт передышки, щиплет и щиплет, только и слышно, только и видно, что дождь, дождь, дождь!»
Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Незарегистрированных: 8
    Пользователи:
    Другие форумы
    Долой Бондарчуков. Нежить премьера фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь» Галина Иванкина «Да ...
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия