Ци́тра (нем. Zither) — струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 17 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Несколько ближайших к исполнителю струн (обычно 4—5), натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются надетым на большой палец правой руки плектром, на них играется мелодия. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения, на них играют остальными пальцами.
Слово цитра является одним из нескольких названий музыкальных инструментов, происходящих от названия древнегреческого щипкового инструмента кифара (др.-греч. κιθάρα, лат. cithara)[1].
Выделяют различные виды цитр: дискант-цитра, басовая цитра, концертная цитра и др. Общий объём группы — от соль контроктавы до ре четвёртой октавы. Цитра чаще всего солирует в оркестровых произведениях.
Цитра известна в Западной Европе с конца XVIII века, в России появилась во второй половине XIX века. Аналогичные инструменты древнего происхождения встречаются у многих народов. Так, цитры были распространены в Китае и на Ближнем Востоке. В переводе Библии на русский язык цитрами названы древние музыкальные инструменты киннор и кийтарос (катрос)[2].
kokle Очень древний инструмент балтского пройсхождения. Археологических раскопках датирован XIII веком. Первые писменные упоминания о нем относится к XV веку. У балтийских племён инструмент позаимствовали проживающие по-близости финноугорские (ливы, эстонцы, фины и.др.) и славянские племена (гусли).
> Позже при слиянии с цитарой получилась концертная коклэ... quoted1
Слово цитра является одним из нескольких названий музыкальных инструментов, происходящих от названия древнегреческого щипкового инструмента кифара (др.-греч. κιθάρα, лат. cithara)[1].
Бугагагагага!
Очередной еуропеец поведал, как они "обогатили" Европу своей "культурой". То есть, культурная история идет не от древних греков к дикарям Северной Европы, а от дикарей к Европе...
> У балтийских племён инструмент позаимствовали проживающие по-близости финноугорские (ливы, эстонцы, фины и.др.) и славянские племена (гусли). quoted1
а я думаю, что по закону диалектики малочисленность балтийских племен дает качественное объяснение в том, что они не могли распространять культуру в своем ореале на более многочисленные племена славян.
ну пустите горсть мух или комаров - бабочек - стрекоз или даже нескольких воробьев в муравейник
по замыслу она хуже балалайки, потому что - как мы видим - в ней нет грифа с ладами для игры мелодии, на этом инструменте можно делать аккомпанемент, аккомпанируя под пение, а мелодию играть проблемно
Dieter Hiftler (romulus) писал(а) в ответ на сообщение:
> а я думаю, что по закону диалектики малочисленность балтийских племен дает качественное объяснение в том, что они не могли распространять культуру в своем ореале на более многочисленные племена славян. quoted1
Просто балты раньше жили на территориях позже занятых славянами.
> kokle > Очень древний инструмент балтского пройсхождения. Археологических раскопках датирован XIII веком. Первые писменные упоминания о нем относится к XV веку. > У балтийских племён инструмент позаимствовали проживающие по-близости финноугорские (ливы, эстонцы, фины и.др.) и славянские племена (гусли). quoted1
13 век очень древний? Первые письменные упоминания -15 век? Не знаю насчет финно-угров, но упоминания о "заимствованных" гуслях относятся к слегка более раннему периоду. Гугль в помощь.