Правила форума | ЧаВо | Группы

Культура и наука

Войти | Регистрация

Владислав Фельдблюм. О рецензии А.С.Шутова на книгу "Междисциплинарная общеэкономическая теория в действии"

slava
1 391 18:21 30.04.2016
   Рейтинг темы: +0
  slava
slava


Сообщений: 831
Приведены рецензия на книгу "Междисциплинарная общеэкономическая теория в действии" и комментарий автора книги

На сайте форума «Гуманизм» опубликовано изложение содержания моей книги «Междисциплинарная общеэкономическая теория в действии» и подробная рецензия на книгу. Автор публикации – Александр Семенович Шутов, один из лидеров общественного движения «Гуманная Россия» http://forum.humanism.ru/viewtopic.php?p=4045 Ниже приведены его рецензия (в сокращенном изложении) и мой комментарий.

А.С.Шутов: «Междисциплинарная» политэкономическая теория, с интересными аналогиями с химией и математическими формулами, которые я послал на отзывы своим политическим ученикам (химику и математику). Критически, объективно, центристски проанализирована вся основная политэкономическая литература, общественно-экономические формации, в том числе их особенности в истории Руси, царской России, СССР и переходной к конвергенции России, а также многие стратегии и программы экономического и социального развития современной России. Научно, по здравому смыслу, центристски раскрыты все главные понятия и факторы политэкономии. И право-центристски они применены в авторской программе для гуманной России. Особенно важны и перспективны обобщения автора: одушевленная производственная функция (открытие), общий экономический закон, мотивация труда как основа производственных отношений, научно-технический прогресс, возрастание общественной роли управленцев, идеи оптимального среднего пути и гармонии личности и общества (но государство у автора – главнее), гуманизация труда и новое гуманное общество, в особенности применительно к России.

Междисциплинарная общеэкономическая теория (МОЭТ) определяется автором как «наука о труде…, об общественно-экономических формациях в истории человечества». Согласно этой теории общий экономический закон сводится, прежде всего и главным образом, к требованию соответствия между объективной необходимостью экономического развития для удовлетворения потребностей людей и преобладающим на данном историческом этапе характером мотивации их труда. В нарушении этого соответствия состоит коренное противоречие общественно-экономической формации. В этом же кроется и главная причина смены общественно-экономических формаций. Научна и идеологична классификация автором труда по четырем типам мотивации: 1) внеэкономическое принуждение – первобытное, рабовладельческое и феодальное общество; 2) экономическое принуждение – капитализм (буржуазное, индустриальное общество); 3)материальный интерес – социализм (рабочее, индустриальное общество) и 4) творчество – гуманное общество (интеллектуальное). Это – авторская теория. На практике В.Фельдблюм уточняет характер советского социализма времен застоя, с его принудительным трудом, не достигшим производительности труда современного капитализма (с его материальным интересом) и потерпевшим от него историческое поражение. На деле при социализме все было сложнее – был энтузиазм коллективного труда, было интересное и полезное сочетание материальных и моральных стимулов, но последние были не оптимальны, не адекватны труду, особенно творческому.

Для автора «новое гуманное общество» - не капитализм, не социализм и не коммунизм, не «постиндустриальное» общество. Автор пишет: «Новое гуманное общество можно было бы назвать и по-другому: «капитализм с человеческим лицом», «настоящий капитализм», «гуманный капитализм», «рыночный социализм», «демократический социализм», «социализм XXI века», или даже просто «гуманизм» (самое неудачное название, поскольку оно относится, скорее, не к общественному устройству, а к течению философской мысли или к направлению в культуре). Можно назвать его и «обществом социалистической конвергенции», отдавая должное блестящим идеям академика Андрея Дмитриевича Сахарова. В обширной социологической литературе встречаются все эти и другие названия. Но дело, конечно, не в названии, а в содержании. Планомерное, всестороннее, бескризисное развитие в течение достаточно продолжительного времени объективно приведёт Россию к новому гуманному обществу. Оно впитает в себя лучшие черты исторического опыта, пережитого нашим народом. В отличие от советского социализма новое гуманное общество будет иметь политическую свободу, многообразие форм собственности, возможность заниматься предпринимательской деятельностью, свободу выбора профессии, свободу торговли, открытость внешнему миру и интегрированность в мировую экономику (разумную, не в ущерб национальной безопасности). В отличие от капитализма новое гуманное общество будет иметь плановую систему всестороннего и устойчивого развития народного хозяйства, без регулярных разрушительных экономических кризисов. Оно будет иметь открытую и не спекулятивную финансовую систему, социальную направленность политики, общественно приемлемую степень социального расслоения, надёжные средства обуздания коррупции и экономической преступности. В новом гуманном обществе будут предприятия различных форм собственности, будут экономическая свобода и возможность продуктивной предпринимательской деятельности. Но, в отличие от того, что мы имеем на сегодняшний день, богатство будет зарабатываться умом и талантом, честным высококвалифицированным трудом и организаторскими способностями, а не добываться обманом, воровством, коррупцией, жульничеством, мошенничеством, имитацией реальной работы. В отличие от коммунизма, о котором мечтали Маркс и Энгельс, и который так и не удалось построить, новое гуманное общество не будет "общественным самоуправлением". Равным образом, новое гуманное общество не будет и воплощением новомодных либеральных фантазий о гражданском обществе с безбрежной демократией. Обе эти концепции утопичны и в этом пункте на удивление сходятся».

То есть, по автору новый гуманизм равен разумной, центристской сумме достоинств капитализма и социализма. Но синтез должен и идёт дальше – к открытию принципиально новых качеств нового гуманизма: экономических – приоритет интеллектуально-личностной собственности, социальных – ведущая, авангардная роль интеллигенции, политических – правящая гуманистическая партия, духовных – гуманистические идеология и мировоззрение граждан-личностей с патриотической направленностью. Это гуманизм-интеллектуализм. Так следует по многим гуманно-интеллектуальным тенденциям, обобщенным автором, но он за негуманными «деревьями» теоретического постиндустриального и фактического информационного общества не дошёл до интеллектуального общества. Причина – преувеличение формационного и недооценка цивилизационного подхода в исследовании и прогнозе автора.

Научная, реалистичная, центристская позиция у Владислава Шуньевича – в его программе с целью «сбережения и развитии России». Учёный, прежде чем предлагать, изучает и обобщает опыт СССР (нужно бы и всей Руси-России), США и еще нескольких развитых и быстро развивающихся (Китай) стран (обойдена перспективная Индия и первая по гуманистичности Норвегия). Предложена оптимальная комплексная программа по гуманизации страны, в принципе равная путинскому правоцентристскому курсу. В новом гуманном обществе главной ценностью станет конкретный человек с его активной жизненной позицией и созидательным потенциалом. Президент России Владимир Путин совершенно правильно отметил: «Вокруг задачи развития человеческого потенциала России мы должны выстроить нашу социальную, экономическую, миграционную, гуманитарную, культурно-просветительскую, экологическую, законодательную политику. И не на период от «выборов до выборов», а на долгосрочную, в полном смысле – историческую перспективу».

Междисциплинарная общеэкономическая теория определяет основное противоречие нашей эпохи как противоречие между обострением глобальных проблем и разъединением людей перед лицом общей опасности. Нынешний мир переживает тяжёлые времена. Нарастают глобальные угрозы. Нехватка продовольствия, проблемы с энергоресурсами, истощение запасов полезных ископаемых, глобальное изменение климата, загрязнение воздуха, подъём уровня мирового океана, разрушение озонового слоя атмосферы, сокращение и поражение лесных массивов, эрозия почвы, расширение пустынь, умирание озёр, уменьшение запасов подземных вод, угроза ликвидации существующих видов животных и растений, возникновение новых свалок для токсичных отходов и отравление ими грунтовых вод – всё это реальности, которые создают угрозу сохранения жизни на Земле. По всему миру насчитываются уже миллионы беженцев. Неконтролируемая миграция представляет реальную опасность для политической стабильности и сохранения мира. Международный терроризм – лишь следствие обостряющихся глобальных проблем. С ним не справиться только военными мерами. Применение силы оправдано лишь в контексте широкой и скоординированной политики в рамках Организации Объединённых Наций. Эта организация должна стать более дееспособной. Перед ООН ныне встаёт труднейшая историческая задача, от решения которой как никогда прежде зависит само существование человечества. Необходимо организовать поворот мирового общественного сознания от безудержного эгоизма к разумному самоограничению, от безразличия к помощи, от конкуренции к координации, от конфронтации к сотрудничеству. Человечество не сможет выжить, если не научится действовать по согласованному разумному плану.

Реальным может быть создание на базе СНГ нового федеративного государства – Стратегического Союза Суверенных Республик (СССР). В заключение автором методологически правильно предлагается вдохновляющая национальная идея. «Это – создание сильной, свободной, процветающей и уважаемой в мире России (гуманно-интеллектуальной, А.Ш.). Такой России, в которой будут жить зажиточные, образованные, трудолюбивые, честные, наделенные чувством ответственности за себя и за свою страну граждане. Такой России, которая станет примером для других народов и интеллектуальным лидером человечества в деле совместного преодоления глобальных угроз, в борьбе человечества за выживание и развитие на Земле». Я разделяю и поддерживаю эти оценки и предложения В.Ш.Фельдблюма как шаг в направлении к гуманной России и гуманному человечеству.

В целом, МОЭТ – гуманистична, но не полна. Она в большей степени экономическая. Гуманное общество не разработано социально, политически и духовно-идеологически. Например, нет идеалов: человека как гуманистической личности и гуманистического государства российского. Нет социально-политического анализа путинского буржуазно-бюрократического государства, которое способно только на частичный гуманизм-интеллектуализм. И надеяться на него - утопия, пусть и теоретическая. Для нового гуманизма нужны Гуманистическая партия России и Гуманистический Интернационал. Мной подготовлены проекты гуманистической идеологии, программы и устава партии «Гуманная Россия», в её инициативной группе 147 участников из 69 субъектов РФ плюс 400 сторонников».

Комментарий: Я благодарен Александру Семеновичу Шутову за эту рецензию. Он – первый, кто дал себе труд глубоко вникнуть в сущность междисциплинарной общеэкономической теории. Содержащуюся в рецензии критику принимаю и учту в дальнейшей работе.

Сведения о рецензенте





Александр Семенович Шутов - преподаватель кафедры региональной экономики и управления Вятского государственного университета (ВятГУ). Имеет два высших образования: высшее техническое (Уральский политехнический институт им. С.М.Кирова) и высшее политическое (Свердловская высшая партийная школа). Редактор вятской идейно-политической газеты «К гуманной России», председатель регионального отделения «Российского гуманистического общества», организатор и лидер инициативной группы политической партии «Гуманная Россия». Автор около 100 научных публикаций.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Игорь 34265
34265


Сообщений: 1
02:18 04.05.2016
Уважаемый Владислав Шуньевич! К сожалению, я не смог прочитать Вашу самую первую книгу (в интернете её нет для скачивания), но кое-что почитал. Очень во многом согласен. Например, в отношении применяемого Вами метода познания. Прежде всего, это привлечение аналогий, без которых мозг человека вообще не может что-то либо воспринимать, запоминать и тем более не может что-то новое создавать. Полностью согласен с тем, что при исследовании какого-либо закона, закономерности в одной науке, в данном случае политэкономии, правомерно и необходимо обращаться к совершенно другим наукам. Мой принцип очень короток: всё в связи. Я полностью поддерживаю Вас в том, что Вы, в отличие от наших советских политэкономистов сделали попытку оторваться от догматического представления о марксизме.

Точно также как и Вы, я не сторонник ни нынешних коммунистов, ни нынешних либералов. На мой взгляд, для прежних коммунистов работа Маркса оказалась «не по Сеньке шапка». То же самое и для нынешних. А про либералов и говорить не хочется, поскольку в наше время происходит подмена понятий.

В то же время по ряду основополагающих моментов у меня другое мнение. К примеру, отношение к классам и их значению. Соглашаюсь, что при капитализме противоречие между классами и их борьба была движущей силой. Но в предыдущих формациях это противоречие не было доминирующим. Также как и сейчас, в посткапиталистическом обществе противоречие между классами отошло на второй план. На смену этому противоречию пришло другое, более мощное, более разрушительное и более созидающее – это противоречие между типами. В самом широком понимании, от противоречия между типами индивидуумов до противоречия между типами мировых систем. И только с этой позиции можно понять, ответить, предсказать и предложить стратегию дальнейшего развития в России и осознать события в сегодняшнем мире. Аналогия взята из систематики (алгоритма) в биологии. Используя этот алгоритм, читающий эту рецензию сможет сам определить какое доминирующее противоречие было в каждой предыдущей формации. Мало того, от понимания того, что доминирующим противоречием в первобытной формации было противоречие между родами, можно углубится ещё дальше. Это противоречие между видами и ещё далее между индивидуумами. И таким образом проследить как человек-индивидуум перешёл к первым стадиям общения, образования первобытно-общественных формаций. При этом очень важно увидеть и понять, что с каждым следующим переходом от одной формации к другой противоречия между вертикальными группами сменялись на противоречия между горизонтальными группами. Так сейчас к определенному типу может относится вся иерархия, архитектура различных слоёв общества. От бедняка до магната эта группа движима одними интересами. (Сейчас социологи сделав отчуждение классов перешли к другим группам: стратам (термин из геологии). Но это всего лишь дифференциация старого понятия класса, это то же горизонтальное расчленение. То есть, стремясь уйти от классового понимания, они никуда не ушли от него).

Это лишь один пример, где я попытался, как и Вы расширить, развить учение Маркса. В 80-х годах я много времени уделил методу познания, извлечения знания. И в одно прекрасное время вышел на метод Маркса. Насколько я понимаю, у Вас произошло обратное. В своём познании Вы отталкивались от Маркса и соответственно наталкивались на противоречия, и это вынуждало, было стимулом для некоторого отрицания Маркса. У меня получилось прямо наоборот и соответственно я вышел на отрицание отрицания. В частности прогноз Маркса в отношении того, что капитализм должен был рухнуть подтвердился полностью. Первый раз во время Великой Депрессии, к которой Вы обращаетесь неоднократно и второй раз во время крушения СССР. Это нетрудно доказать, используя анализ развития капитализма и самого капитализма Маркса и классическую терминологию политэкономии. Достаточно сделать сравнение по способу производства. Какой он был в 20-е годы в США и какой он был в СССР. Разница лишь в величине монополизации отрасли. Поэтому в США сумели перестроить свой способ, а в СССР нет. (Процесс перестройки описан в последнем советском учебнике политэкономии) Поэтому в соответствии с прогнозом Маркса он должен был рухнуть, несмотря на социалистическое оформление. Способ производства - это основа, Способ не зависти от того какова общественная формация. Он зависит от науки, техники, территории.
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Сирия

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Владислав Фельдблюм. О рецензии А.С.Шутова на книгу Междисциплинарная общеэкономическая теория в действии
    .
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия