В последние годы, общаясь на различных интернет-площадках, в том числе и здесь, обратил внимание, что у людей растет интерес к исламу, к культуре ислама, но этот интерес по большей части негативный. Оппоненты пытаются в спорах и беседах представить историю исламского мира, как 14 веков мракобесия, отсталости и деградации. Основано это мнение на множестве мифов и стереотипов, которыми опутан Ислам в восприятии современного западного человека.
В данной теме, я бы хотел избежать обсуждения современной политической ситуации на Ближнем Востоке, а поговорить об истории исламской цивилизации в аспекте научного познания и влияния на становление современной цивилизации и развитие технического прогресса.
Историю развития науки и искусства европейской цивилизации принято связывать с эпохой Просвещения, суть которой состояла в «освобождение» европейского общества от власти Церкви, от религиозного мировосприятия, традиционных устоев. Хотя вопрос негативного влияния Церкви на развитие науки и искусства в Европе для меня не столь однозначен, там тоже множество стереотипов о «сожжение ученых» на кострах Инквизиции, я его затрагивать не буду. А попытаюсь раскрыть тезис о том, что на возникновение исторического феномена европейского Просвещения огромное влияние оказало другое, не менее значимое в истории явление — «Золотой век Ислама».
Золотым веком Ислама принято считать период 8-13 веков, когда Халифат был самой крупной и развитой цивилизацией, территория которой простирались от Испании до Китая. С упадком античной цивилизации, все её научное наследие перешло арабам и получило у них дальнейшее развитие. Важную роль сыграли арабские завоевания, в результате которых Запад получил доступ к знаниям Востока (Персии и Индии). В результате чего они были объединены, систематизированы и получили дальнейше развитие в университетах Халифата. В эпоху Крестовых походов христианская Европа столкнулась со многими достижениями, предметами быта, технологиями, не известными ранее. Они перенимались наиболее образованным сословием европейского общества — монахами и получили свое дальнейшее развитие уже в европейских университетах. Что в итоге привело к расцвету науки и искусства, коренным изменениям в общественном сознании, наступлению эпохи Модерна.
Некоторые историки склонны разделять Ислам, как религию, и исламскую культуру. Они объясняют развитие исламской науки тем, что открытия делались не самими арабами-кочевниками, а евреями, греками, персами,египтянами, индийцами, которые жили в Халифате. В этом есть доля справедливости, но нельзя забывать о том, что именно в Коране была заложена тяга к познанию, к изучению мира. В суре Аль-Аляк Всевышний говорит: "Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее. Он сотворил человека из сгустка. Читай, ведь твой Господь – Самый великодушный. Он научил посредством письменной трости – научил человека тому, чего тот не знал." А в суре «Фатр» "Боятся Аллаха среди его рабов только обладающие знанием"
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Итак, что же мы можем сейчас назвать достижениями Исламской цивилизации, чьи имена перечислить, упоминая ученых и исследователей.
1. Астрономия и математика. Ибрахим Аль-Фазари ( ум. 777 г.) - первый арабский математик и астроном, занимался изготовлением астролябий. Хаббаш аль-Хасиб - ( ум. 870 г.) - багдаский ученый, участвовал в определении длины одного градуса земного меридиана, ввёл в тригонометрию понятия тангенса и котангенса и составил таблицы этих функций, самые ранние в истории науки. Мухаммад аль-Хорезми (783-850) — один из крупнейших ученых IX века. Аль-Хорезми впервые представил алгебру как самостоятельную науку об общих методах решения линейных и квадратных уравнений, дал классификацию этих уравнений. Аль-Хорезми разработал подробные тригонометрические таблицы, содержащие функции синуса. Аль-Хорезми является автором серьезных трудов по астрономии. В них он рассказывает о календарях, расчётах истинного положения планет, расчётах параллакса и затмения, составлении астрологических таблиц (зидж), определении видимости луны и т. д.
Сабит ибн Курра (836-901) — багдадский ученый, задолго до Ньютона открыл дифференциальное исчисление.
Аль-Фергани (798-861) — среднеазиатский астроном и математик. Им был написан энциклопедический труд «Начала астрономии», который использовался как учебное пособие в Европе на протяжении 700 лет. Фергани также открыл существование пятен на Солнце.
2. Физика и химия.
Ибн Аль-Хайсам (965-1039) — основополжник оптики, проводил опыты с «камерой обскура», описал принципы действия. Леонардо да Винчи сконструировал и начал применять только через несколько столетий.
Аль-Фараби (872-951) — философ, физик, теоретик музыки. Дал физическое толкование природе звука. В своем труде «Большая книга о музыке» дает развернутое определение музыки, раскрывает её категории, описывает элементы, из которых образуется музыкальное произведение.
Исмаил Аль-Джазири — выдающийся механик-изобретатель. В 1206 году написал трактат «Китаб фи марифат аль-хиял аль-хандасийя» (Книга знаний об остроумных механических устройствах), где описал конструкцию и проиллюстрировал около 50 механизмов, среди которых кодовый замок, коленчатый вал, клапанный насос, водяные часы, фонтан, музыкальный автомат и др.
Джабир ибн Хайан (721-815) — арабский алхимик, фармацевт, считающийся родоначальником современной химии. Он описал множество кислот и разработал ранний вариант экспериментального метода исследования в химии. Он впервые высказал мысль об огромной энергии, скрытой внутри атома и возможности его расщепления. Джабир ибн Хайян описывает различные химические операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), а также некоторые химические препараты (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.), излагает способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил.
Самые высокие достижения мусульманских ученых можно отметить в медицине. Именно в Арабском халифате впервые были построены больницы, госпитали, возникли первые медицинские институты. Мусульманские врачи в течение многих столетий были на передовых рубежах науки в области исследования глазных болезней. Первая больница в Халифате была создана в 707 году во время правления омейядского халифа аль-Валида ибн Абдул-Малика.
Ибн Байтар (1190—1248) в своей книге дал описание около 1400 лекарственных растений и трав. Его труд считался основным научным источником в этой области.
Ибн Сине (980—1037), известному на Западе как Авиценна, принадлежит заслуга в открытии заразных заболеваний, анестезии, связи психологического и физического состояний и многих других областей медицины. Его книга «Канон врачебной науки» с XII по XVII век использовалась в качестве учебника в лучших медицинских институтах Европы.
Андалузский врач Абуль-Касим аль-Захрави (936—1013), известный как Альбукасис, был первым хирургом, внедрившим в повседневную практику швы из кетгута (овечьих кишок). Среди его изобретений есть ряд сложных хирургических инструментов, в том числе скальпели, шприцы, щипцы и хирургические иглы. В своём труде «ат-Тасриф» он проиллюстрировал и описал хирургические инструменты и процедуры хирургических операций, производимые с их помощью.
Камбур Весим (ум. в 1761 г.) систематизировал знания о туберкулезе и первый определил инфекционный характер этого заболевания. Бакр ибн аль-Касим аль-Маусилий (X век) изобрел полую иглу для удаления катаракты методом отсоса. Игла вводилась через лимб, где роговица соединена с коньюктивой. Али ибн Иса (XI в.) написал научный труд «Тазкира», содержащий описание 130 заболеваний глаз. Эта книга столетиями оставалась самым авторитетным изданием по офтальмологии примерно до середины 19-го века. Али ибн Аббас (ум. в 994 г.) провёл хирургическую операцию по онкологии. Написанная им медицинская энциклопедия «Китабуль-Маликий» не потеряла своей актуальности и сегодня.
4. География и социология. Ибн Халдун (1332-1406), являющийся одним из видных историков, был основоположником социологии как науки. Ибн Хальдун является первым экономистом, который систематизировал функции экономики, указал на важность технической базы, специализации производства и внешней торговли для получения экономического излишка. Он проанализировал роль государства и его политику стабилизации как средство обеспечения производительности и занятости населения. Его интересовали вопросы оптимального налогообложения, сокращения государственных служб, льготы и средства материального стимулирования. Организационная структура, экономические ожидания, нормативно-правовая база, теория стоимости, экономика производства и другие вопросы вошли в сферу его научных интересов. Ибн Хальдун открыл огромное количество фундаментальных понятий экономики. Ещё до Адама Смита им открыта ценность и необходимость разделения труда. Он опередил Рикардо в открытии трудовой теории стоимости и до Джона Кейнса рассмотрел роль государства в стабилизации экономики.
В формировании географии как науки мусульмане также сыграли большую роль. Путевые записи Эвлия Челеби (1611-1682), исследовавшего разные уголки земли, а также Ибни Батути (1304- 1369), объехавшего все континенты и материки, являются бесценной исторической и географической сокровищницей.
Идриси (1100-1166) ещё 850 лет тому назад удалось составить географическую карту мира, близкую к современным картам.
Помимо приведенных областей знания, исламские ученые получили признание в ряде других — в архитектуре, философии, военном искусстве.
Несмотря на предвзятое и часто неприязненное отношение к мусульманам, они многое дали миру. Надеюсь мой текст разрушил хоть часть стереотипов об Исламе.