Исследования нецивилизованных племён показывают[1], что в относительно независимых и сплочённых общинах возможен порядок, когда члены общины обладают определённой независимостью и когда значительное число её членов (например, старейшины) коллегиально принимают важнейшие решения в отношении всей общины. Отсюда можно сделать вывод, что отдельные элементы демократии были свойственны различным племенам за тысячи лет до нашей эры. Позднее люди перешли от охоты и собирания растений к сельскому хозяйству и торговле, что сопровождалось ростом общин, в результате стало нарастать экономическое и социальное неравенство, что привело к распространению и доминированию авторитарных традиций[1][2].
Следует отметить, что вопрос о смене первобытного равенства на иерархически организованное общество является предметом исследований. По одной из версий, появление лидеров в первобытном обществе связано не с подчинением ими других себе насилием, а взятием на себя функции координации совместных работ, способствовавшим улучшению положения общины[3].
Ученые создали математическую модель, описывающую возникновение деспотизма в ранних человеческих обществах. Из нее следует, что люди подчинились вождям, предпочтя сытость свободе.
Об этом говорится в статье швейцарских специалистов из Университета Лозанны, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B.
Начиная с Жан-Жака Руссо, философы и ученые спорят о том, почему наши предки из состояния естественной свободы и равенства перешли к общественному устройству, где люди делятся на властителей и подданных. Авторы статьи попытались ответить на этот вопрос, построив модель социальных отношений в эпоху неолита - считается, что этот переход случился именно тогда.
Расчеты показали, что в небольших группах, в которых жили охотники-собиратели и первые земледельцы, лидер не мог заставить своих соплеменников подчиняться себе путем насилия. Вместо этого будущий правитель брал на себя координацию масштабных проектов, таких как сооружение ирригационных каналов.
В результате реализации таких проектов уровень благосостояния общества, подчиняющегося единому руководству, резко возрастал. Даже если вождь отбирал у своих подданных большую часть их продукции, люди при таком социальном устройстве всё равно жили лучше, чем их свободные, но бедные соседи. Постепенно подданные накапливали всё больше имущества, так что им всё сложнее становилось убегать от своих вождей, если те их притесняли.
Напомним, недавно антропологи на примере современных охотников-собирателей показали, что война не была исходным состоянием человечества. Люди стали истреблять друг друга лишь после перехода к оседлому образу жизни.