Правила форума | ЧаВо | Группы

Культура и наука

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Самое краткое Введение в философию

  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
14:13 06.12.2015
О диамате и истмате. Последствия.

Я против любой рекламы диамата.
Надо стремиться к широкому философскому кругозору.
ИМхо, тот же синтез диамата и Хайдеггера лучше одного (бездушного) диамата. А для этого не надо циклиться на одном диамате.


Уверен, однако, что никакого финансирования, никаких стипендий, никаких грантов по диамату и на основе диамата вы нигде не получите. НЕ стоит делать на эту тему и публикаций, докладов, выступлений, рефератов, если думать о (философском) образовании. Особенно о его продолжении в Европе. Надо будет давать список публикаций. А диамат не будет засчитан в Европе, думаю, как предмет "философия" в документах. Потому что под Философией понимается скорее История философии. А один диамат это не "философия". - Так только в СССР было и теперь в России.
ТО же самое и курс Исторический материализм. В Британии это кончится тем, что вузовский диплом признают на уровне гимназии.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
14:31 14.12.2015
Как живут философы-марксисты после распада Советского Союза

Как живут философы-марксисты, брошенные на произвол судьбы после распада Советского Союза?

- Маргинально, в целом.

http://inosmi.ru/politic/20151214/234793672.htm...

Это надо учитывать, кто хочет быть профессиональным философом в Европе.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
19:03 12.05.2016
Решил снова ненадолго открыть тему для начинающих.
Может что-то кто-то спросит по существу.
Тока без своих собственных философий.
Сначала освойте то, что признано в мире философии.
Почитайте материалы 23 Всемирного конгресса философии в Афинах (2013).
Узнайте место на нем российских философов. - С чем туда поехали.
Долго нельзя держать тему открытой - пишут что попало - про мистику, религию... религиозную веру...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
08:28 13.05.2016
Интересный вопрос от юзера

вопрос: почему всегда делалось ударение на европейскую философию? Ведь, насколько я знаю, буддистские страны и Китай представили замечательные ответы на основные вопросы философии. Неужто из-за одной лишь трудности перевода?

======================================== =========

Действительно, трудам китайских и индийских философов более 4 тысяч лет. Но это - религиозная философия.

Светской философии всего 2700 лет, и она связана с зарождением научного стиля мышления, отказом от религиозных мифов - в Древней Греции.
Это случилось среди имевшихся тогда 5 цивилизаций на Земле - только в Древней Греции.
Другие цивилизации остались в плену религиозного мышления.
Наука смогла родиться только в условиях свободного мышления, вне религиозных догм и канонов, когда идея Бога объясняла буквально всё и вся. Наука начала объяснять устройство мира впервые не по законам религии, то есть, культа.

Появление христианства 2000 лет назад и запрет на светское мышление путем закрытия философских школ в 526 году императором Юстинианом остановил на 1000 лет - до 1625 года (Спиноза, Декарт) развитие науки, культуры, медицины.

Какой бы был счас уровень развития медицины без религиозного культового мракобесия в течение 1000 лет - спросите себя сами.

И сейчас строительство на бюджетные деньги в РФ церквей вместо больниц (и их закрытие!) - есть мракобесие!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  АРТУРЫЧ
30767


Сообщений: 20778
15:45 13.05.2016
Dieter Hiftler (romulus) писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> Какой бы был счас уровень развития медицины без религиозного культового мракобесия в течение 1000 лет - спросите себя сами.
>
> И сейчас строительство на бюджетные деньги в РФ церквей вместо больниц (и их закрытие!) - есть мракобесие!
quoted1
===============
пишут что попало - про мистику, религию... религиозную веру...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
18:36 13.05.2016
ARTURYCh (30767) wrote in reply to сообщение:
> пишут что попало - про мистику, религию... религиозную веру...
quoted1

Dieter Hiftler (romulus) писал(а) в ответ на post:
> строительство на бюджетные деньги в РФ церквей вместо больниц (и их закрытие!) quoted1
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
21:47 21.05.2016
Как изучать философию - продолжение

Нужно иметь какой-то план, программу.

Все Введения выше - хорошие книги, проверенные временем.
Все - настольные.

Но вот в чем проблема.

Направлений много, а хотелось бы безболезненно перейти от диамата и советских учебников к чему-то адекватному, достойному, общепринятому.

Логично предположить, что с Марксом и Энгельсом может соперничать... конечно, только Кант.

А выбрав Канта, уже будет означать, что тем самым мы выбрали Фихте, Шеллинга и Гегеля, Шлейермахера.

А также далее Гуссерля, Хайдеггера, Ницше.

Не хило.

Потому что это кантовское направление Критицизм = Трансцендентальная философия.

Что общего с Марксом?

Вопрос значения практики в философии.

Только у Канта и последующих трансценденталистов практика мысленная, априорная, а не эмпирическая, реальная, но действительная!!!

Трансцендентальная, критическая философия - самая подходящая, континентального европейского происхождения.
Ради нее приезжают в Европу на континент из Британии, Штатов, Африки и Азии.

У нее промежуточное положение --- без крайностей --- между эмпирическим англосаксонизмом Локка и Ньютона и чистым рационализмом Декарта (cogito ergo sum), совсем без практики плохо это.

Но как изучать критицизм?

Ну, через скептицизм...

И вот вам план, это оглавление к книге Эйслера, очень очень редкая книга.

В чем ее прелесть и достоинства в отличие от вышеназванных Введений?

Эта книга есть Введение именно в Критицизм, основаннный Кантом.
С продолжением другими философами, включая Хайдеггера.

А чем структура отличается от советских учебников?

Главное - советская Теория бытия = Онтология у Канта
называется Теорией регулятивных (а не конститутивных) принципов.

В диамате однако теория бытия имееет малое значение.
Главное - диалектика.

Но у Канта и его последователей до Гегеля включительно диалектика также главное.
Плюс теория (поли)силлогизмов, как у Аристотеля.
Это значит, что можно алгебраически записать в виде сорита "формулу Бога", "мира", "добра".

И это не религиозная, а светская философия. Отлично.
Не кантианство заимствует идеи у теологии, а теология заимствует логику у Аристотеля и Канта и его последователей.

Ну, так как изучать философию Канта?

Вот это оглавление книги, смотрите заголовки в словаре Шмидта под редакцией Шишкоффа (ссылку я даю ниже).
Советские словари и энциклопедии не пойдут.













Этот словарь Шмидта переизданный на русском Шишкоффым, плюс 7 страниц немецких из Приложения (Anhang) из книги Вундта с 1 страницы нитки - законспектировать есть минимум.

Книжку эту вряд ли сможете найти, очень редкая. Есть более современные указанные в Литературе к статьям в словаре. Их можно найти уже в библиотеке, до начала 90-х. Будет достаточно.

Словарь закачал сюда на 90 дней:

http://rgho.st/6ZswKKq4F


ПО-моему, начать изучать философию не по диамату - здорово.
Сразу - проблема учебника.

Берете тему по оглавлению этой книги - там всего 30-35 тем получится и конспектируете их из словаря. Если интрес к теме более глубокий, берете литературу из словаря (современную) и идете в библиотеку крупную. Конечно, это пожалуй только в Москве или Питере. Это ж валютный книгофонд. Опять же требуется знание немецкого языка.
Для будущего философа это must.

Успехов.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
16:05 22.05.2016
АРТУРЫЧ, затер твой пост полный нигилизма.
Идея образованиея требует позитива, а не отрицания.
Если тебе не интересно - пройди мимо.
Не надо гадить.
В личку мне пишут люди, которые хотят изучать философию.
Для этого люди едут в Европу.
Спрашивают, как изучать философию.
Куда поехать на учебу.
Моя тема кому-нить поможет определиться, надеюсь.
РОссийские учебники после 1917 - не в помощь.
Думаю, на учебу не поступить на их основе, значит не решится вопрос с проживанием и стипендией. Можно не только в универ поступать, а в докторантуру, например, тогда будет стипендия более 1000 евро.
На эти деньги можно жить в ЕС слишком хорошо.

ОДна знакомая из России поступила в докторантуру в Берлине, у нее золотая медаль, приняли без экзаменов, естесссно. Защитилась уже. - Да и вообще без экзаменов счас поступают, ЕГЭ сгодится. Есть примеры.
Нравится: Баффало
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
19:12 24.05.2016
Книжку эту на немецком - Введение в критическую философию (то есть, в Канта) смогу выложить, если найдутся читатели.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
18:40 28.05.2016
Трансцендентальный метод философии обеспечивает возврат от диамата к трансцендентализму

Трансцендентальный метод в целом Лонерган определяет как нормативную часть повторяющихся и взаимосвязанных операций, ведущих к кумулятивным прогрессивным результатам; он состоит в выделении совокупности интенциональных и осознанных операций субъекта; располагании их в определенном порядке на четырех различных уровнях сознания; введении априорных трансцендентальных понятий, являющихся необходимым условием познания и самотрансцендирования. Трансцендентальный метод находит свое применение во всех науках; в теологии на его основе Лонерган формулирует гносеологическое доказательство бытия Бога.

Иначе формальные стороны трансцендентального метода применялись в неомарксизме. Считая систему Канта первым наброском теории социального сознания, М.Адлер истолковывает взгляды Маркса как трансцендентальное обоснование социальной теории, в чем он видит истинное воплощение трансцендентального метода. Связь Канта и Маркса Адлер усматривает в понятии трансцендентального субъекта, сознания вообще; фундаментом этой связи выступает для него трансцендентальный метод. По Г.Маркузе, в основании трансцендентального метода лежит принцип, делающий невозможным достижение социально происходящего – трансцендентальное понятие времени, которое не позволяет увидеть социальное бытие. Поскольку трансцендентальный метод исключает конкретную действительность, в которой социальный опыт только и может обосновываться, трансцендентальная философия не может по своей сути дать обоснования социального.

В рамках философии науки понятие трансцендентального метода применялось К.Поппером, опиравшимся на О.Кюльпе. Трансцендентальный метод Поппер истолковывает как специфический метод, свойственный теории познания и применяемый более или менее осознанно всеми гаосеологами, начиная с Канта. Трансцендентальный метод есть способ имманентной, а не трансцендентной критики; при этом он, однако, не является ни чисто логическим, ни эмпирическим, а занимается вопросом, оправданны или нет теоретико-познавательные утверждения. Различные теории познания должны вступить в трансцендентальное соревнование; те из них, которым не удается удовлетворительно изобразить фактически применяемые в науках методы, признаются неудовлетворительными – в этом и состоит, по Попперу, трансцендентальный метод.

Задача трансцендентального метода как выяснения возможности культуры и разных ее составляющих, поставленная в неокантианстве, была частично реализована Э.Кассирером и К.Хюбнером, выявившими априорные предпосылки и трансценденталистски истолковавшими миф и искусство.

http://iph.ras.ru/elib/3058.html
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
19:05 28.05.2016
Трансцендентализм появляется (исключительно) в
философском мышлении из осознания целого ряда взаимосвязанных и
взаимообусловленных основополагающих интенций. Эти
регулятивные мысли-намерения должны, в свою очередь, пройти сложный
путь становления внутри натуралистического способа
философствования, сформироваться в процессе его кризиса и разложения
и, в конце концов, предстать в качестве средства преодоления
незрелой формы предфилософии.
К числу таких осознанных интенций и принципов необходимо
отнести стремление построить философию как строгую науку,
рефлексию «трансцендентального факта», потребность изучить
человеческий опыт в самых разнообразных формах, неискоренимое
желание заглянуть в интеллигибельный и трансцендентный «космос»
и, конечно же, исследовать грандиозный мир субъективности. Все
это восхитительное и фундаментальное содержание разделяется, по
большому счету, на три большие области: внешний мир,
внутренний и умопостигаемый. Трансцендентальная философия с
момента своего возникновения укоренилась в них и на протяжении всей
своей истории изучала, обосновывала и укрепляла эти сферы.
Изначально, со времен Платона, в трансцендентальной
философии сложилась такая структура, что ее разновидности
охватывали своим исследовательским интересом весь спектр направлений
человеческого бытия: «превосходящая» парадигма устремлялась к высшему и запредельному, в то время как «нисходящая» пробиралась в глубины сознания и познания. Тем самым были определены
естественные границы человеческого разума.
Все разновидности парадигмы — и прежде всего,
гносеологический трансцендентализм — изначально выстраиваются в три последовательных этапа. Это объясняется как историко-философской
ситуацией, так и внутренней логикой становления и развития,
сущностью трансцендентализма как такового.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
19:07 28.05.2016
Первым возникает критический этап: радикальное и
систематическое ниспровержение натурализма во всех его формах, скептицизма и спекулятивного догматизма — главных, пожалуй, противников трансцендентальной философии. Критическая рефлексия никуда не исчезает с наступлением следующего этапа, но остается постоянно актуализированной составной частью трансцендентализма.
Вслед за этим начинается вторая стадия — глубокое
фундирование трансцендентального мышления и дедукция (обоснование) его
базисного уровня. Весь этот процесс можно назвать иначе:
достижение трансцендентальной (чистой) субъективности.
Инструментальной процедурой здесь является трансцендентальная редукция.
Только при помощи редукции можно совершить нисхождение к
фундаменту трансцендентальной философии — чистому Я. Здесь
мы освобождаемся от любого эмпирического содержания сознания и находим то, что можно отнести к так называемому «беспредпосылочному началу»: вечные и неизменные, истинные и
несомненные, ясные и отчетливые, априорные и трансцендентальные, чистые и первоначальные, очевидные и конститутивные основания нашего познания. Безусловно, говорить однозначно о том, что все философы-трансценденталисты тематизировали чистую субъективность в гуссерлевском смысле, невозможно. Однако все они так или иначе, в той или иной степени занимались этой проблемой. Обретение этого «поля трансцендентального опыта» позволяет приступить к третьему этапу самораскрытия трансцендентальной
философии — анализу чистого (в той или иной степени)
сознания. Эта стадия дает нам знание структуры чистого сознания и ее элементов, а также функций каждого из элементов. Мы постигаем природу и сущность априорных форм деятельности сознания, конститутивных и регулятивных принципов, положенных в основу того или иного гносеологического или практического действия. Полная систематическая дескрипция структуры и функций трансцендентального сознания не только позволяет ответить на вопрос о сущности познания и практической деятельности, но тем самым раскрывает глубинную суть трансцендентализма как такового. Ибо чистое сознание как раз и является тем самым «умным местом», в котором коренится трансцендентализм. В чем же состоит его сущность?
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
19:46 28.05.2016
Первой сущностной чертой и принципом трансцендентальной философии является критицизм, который проявляется через скептический (эленктический) метод, методическое сомнение и рефлексивный критический анализ сознания. Отсюда видно, что критицизм имеет две ипостаси: а) критика как ниспровержение (негативный аспект) и б\) критика как систематическое исследование фундаментальных основ познания (позитивный и конструктивный аспект).

Трансцендентализм позиционирует себя как «строгую науку»,
способную достичь истинного, очевидного и несомненного,
априорного и вневременного, ясного и отчетливого, общезначимого (интерсубъективного) и законосообразного познания. Отсюда вытекает следующая характеристика.

Одной лишь трансцендентальной редукцией — главным
инструментом нисхождения к чистому сознанию — метод не
ограничивается. Прежде всего, он выступает как интенциональная установка на исследование априорных форм и механизмов нашего познания; в более широком смысле — трансцендентальной субъективности в целом, и особенно ее конститутивной деятельности. В этом значении метод предстает как стратегия исследования — то, что Кант как раз и называл «трансцендентальным исследованием (методом)
(transzendentales Verfahren)» (А 638 / В 666).

Кроме того, трансцендентальный метод может быть понят как
трансцендентальная логика синтетической деятельности рассудка
(на уровне конституирования предметности), регулятивной
деятельности разума (на уровне идей разума, формирующих
систематическое единство знания и познания) и его же конститутивной работы в практической сфере. категорий. Наконец,
трансцендентальный метод в полной мере содержит в себе все
регулятивы познания, которые Кант называл трансцендентальными условиями, принципами, законами.

Для экспликации поля собственной деятельности
трансцендентальной философии необходимо максимально очистить сознание от его содержания. Для этой цели используется трансцендентальная редукция, которая является — как сейчас становится понятно — непременным и неотъемлемым атрибутом трансцендентализма. Целью применения редукции является трансцендентальная субъективность, которая обладает собственной структурой.

Все трансценденталисты подразумевали существование двух «миров» — чувственно воспринимаемого и интеллигибельного.

Трансцендентальному сознанию — и конститутивному, и
регулятивному — изначально присуща интенциональность как его
сущностная характеристика.

Богатство характеристик, специфических особенностей,
многообразных интенций каждой разновидности трансцендентализма — наряду с общими фундаментальными признаками — демонстрирует стремление трансцендентальной парадигмы в целом не только обосновать философию как строгую науку и исследовать человеческое сознание, через которое, собственно говоря, все свершается в нашей жизни, но и — посредством всего этого — достичь существенных целей человечества.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
20:21 28.05.2016
Литература

Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века





Год выпуска: 1997
Автор: Гайденко П. П.
Издательство: Республика
ISBN: 5-250-02645-1
Формат: PDF
Качество: OCR без ошибок
Количество страниц: 495
Язык: русский
Описание: Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. — М.: Республика, 1997. — 495 с. — (Философия на пороге нового тысячелетия). ISBN 5-250-02645-1
Аннотация от издателей:
Данная книга — плод многолетнего труда П. П. Гайденко, философа, известного как в нашей стране, так и за рубежом своими исследованиями экзистенциальной тематики. Автор рассматривает своеобразие онтологии, в центре которой — проблема человеческого существования, обретающего свою свободу и свой смысл в прорыве к трансцендентному — запредельному и непостижимому началу всего сущего. В книге анализируется трагический опыт "конечного существования" С. Киркегора, экзистенциальная философия М. Хайдеггера, К. Ясперса, Н. А. Бердяева, герменевтика В. Дильтея, М. Шелера, Г. Гадамера, Ю. Хабермаса и др. Издание рассчитано на читателей, интересующихся проблемами философии и теории культуры.

Легко читается всеми, популярно написано!


Классика

Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания. К., 1904;

Апель К.-О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка. – В кн.: От Я к Другому. Минск, 1997;

Хайдеггер М. Учение Канта о бытии. – В кн.: Он же. Время и бытие. М., 1993;

Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997;

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994;


Фихте И.Г. Основы общего наукоучения. – Соч. М., 1995;

Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. – Соч., в 2 т., т. 1. М., 1987;

========================================

Другое

Громыко H.В. Мюнхенская школа трансцендентальной философии. М., 1993;

Мотрошилова Н.В. Гуссерль и Кант: проблема «трансцендентальной философии». – В кн.: Философия Канта и современность. М., 1974;
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
14:02 30.05.2016
Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания. К., 1904


До сих пор это единственная книга как Введение в трансцендентальную философию - до сих пор.

На немецком есть и 3-е издание, почти 500 страниц, значительно расширенное. Но читается тяжело, как и Кант.
Поэтому придется искать русский перевод 1904 года.
Хотя бы у антикваров.
Иначе очень трудно въехать в теорию трансценденции.
А Гайденко конечно можно читать...

Даже Мамардашвили не смог въехать в "трансцендентальный субъект" (об этом у Андрея Шумана).

В докфильме сказали, что Андропов и Громыко были единственные из Политбюро, кто пытались читать Канта.

Можно попробовать это, но после (примитивного) диамата (нет перехода от материи к духу) въехать системно будет очень очень трудно, почти невозможно читать:



Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


В этой теме оставлять сообщения запрещено.
Если тема актуальна, продолжите пожалуйста ее создав новую тему: Создать новую тему

Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Незарегистрированных: 8
    Пользователи:
    Другие форумы
    Самое краткое Введение в философию. Я против любой рекламы диамата. Надо стремиться к широкому философскому кругозору.ИМхо, тот же ...
    The whole philosophy and the history of philosophy. I am against any advertising dialectical materialism. But a couple of the best books ...
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия