О Гегеле и Канте Изложение диалектической логики Гегель начинает с утверждения, что логическая наука и есть чистая спекулятивная философия. Под спекулятивной философией при этом понимается осмысление и дискурсивное отображение движения от абстрактного к конкретному, от «непосредственности» — к «опосредствованию». Данное движение называется диалектическим становлением, порождающим все категории, т.е. понятия, сообразуясь с которыми протекает любое мышление. Эти логические категории излагаются Гегелем уже не в форме таблицы, как это делалось Кантом, а в форме действительной системы — ведь они проистекают из действительного становления. Поскольку все они содержат в себе соответствующие противоположности, благодаря которым и включены в становление, абсолютно каждая категория оказывается синтетическим a priori. «Синтетическое суждение a priori суть не что иное, как связь противоположного через само себя или, иными словами, абсолютное понятие, т.е. соотношение различных определений, данных посредством не опыта, а мысли, как, например, причина и действие и т.д.»
Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн.З — С. 380.
Как и в феноменологии, высшая ступень становления рассматривается здесь как истина низшей, а низшая — как достоверность высшей. Логика, построенная на основе действительного становления, охватывает логическую структуру любого знания. Она, говоря словами Гегеля, есть «истина, какова она без покров, в себе и для себя самой. Можно поэтому выразиться так: это содержание есть изображение Бога, каков он в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа».
Гегель Г. В. Ф. Наука логики: В 3 т. T.1.— М.: Мысль, 1970.— С. 103.
В чем отличие от подхода Канта?
Кант оперирует суждениями, а не понятиями, то есть законченными предложениями, выражающими законченную мысль. Бог (природа) у Гегеля есть понятие. Естессно, неопределимое реально.
Трансцендентальная идея конституируется в контексте направленности синтетического сорита либо на субъект, либо на многообразие объекта в явлении, либо же на целокупность всех вещей. Гипотетический предел, полагаемый в идее, называется Кантом «рядом условий, превратившимся в безусловное». Например, в бесконечном дизъюнктивном сорите Бог не есть какое-либо одно из условий (не сводится к одной из посылок), но отсылает ко всем вообще мыслимым условиям в бесконечном сорите: «Бог есть A, или B, или C, или ... или R», потому что "Бог есть не-A, есть не-B, есть не-C, ... есть не-R", так что данная совокупность условий становится безусловным началом философии, задавая гипотетический предел дизъюнктивного сорита как предмет теологии, или трансцендентального познания Бога.
Что вполне разумно в общей теории Канта, где есть остаток в виде неопознаваемой "вещи в себе", наряду с бесконечным соритом.
Зато Гегель сделал законченную (закрытую) дедуктивную систему. Но мы же интуитивно чувствуем, что Бог понятийно неопределим, поэтому в исламе его и не разрешают изображать, потому что не дано знать, что это такое. - Бог, космос, душа - у Канта три таких понятия.
Итак, гегелевская система, как дальнейшее развитие системы Канта, есть некоторое упрощение предпосылок философии Канта за счет более детальной разработки системы категорий (у Канта 12, у Гегеля что-то там около 30).
Когда-то Ленин писал, что Гегеля в мире понимают человек 20-ть.. Д.ф.н.. специалист по немецкой классической философии Любутин сказал, что таковых наверное 4-ре человека, Среди них назвал только Ильенкова. Себя он не назвал, хотя мог бы. Это о порядочности ученых..
Философия Канта устраивала всех тех, кто насаждал плюрализм мнений. У него не было понятия "мера", его суждения позволяли использовать формальную логику и устанавливать соответствие по отдельным признакам. Чтобы уйти от дурной бесконечности он вводит в свою философию понятие "непознаваемое", "априори", "императивы" и т.д.
Пониманием необходимости "меры" обладали субстанции Спинозы. Гегель сделал их живыми и развивающимися по закону "истина как процесс". Этапы саморазвития абсолютной Идеи были и этапами развития Мирового Разума, отдельного человека и развития наук в истории человеческой цивилизации. Как это возможно?
1. Этапы взаимосвязи категорий: Бытие - количество- качество - внутренне содержание - внешняя обусловленность (Борьба и единство противоположностей) - новая мера и обратная связь через закон отрицания отрицания 2. Этапы и взаимосвязь развития философских наук: Бихевиоризм (стимул-реакция - когнитивные науки - адаптивные науки - экзистенц. и трансценден. науки - социал- дарвинистские науки - позитивистские науки - обратная связь к каждой из них Вы очень удивитесь, но эти же этапы есть в менеджменте - этапы принятия решений и даже ноты в музыке до-ре-ми....
Как могло так? У Гегеля был критерий - все должно подчинятся тождеству мышления и бытия. Я добавил в это тождество деятельность. Получились интеллектуальные технологии: "мыслю и действую с учетом обстоятельств".В этом методологическая сущность философии для всех наук., которая связана с законами накопления интеллектуального капитала на уровне отдельного специалиста, науки, отрасли, страны и цивилизации..
Ничего нового. Так же понимали сущность философии и древние греки.
Естессно, я пишу о Гегеле и Канте так, как я их понимаю.
У Спинозы только одна субстанция, а не "субстанции", как Вы пишете.
Пробовали издать, напечатать? Какие результаты? Рецензии есть? ИФ РАН - болото. Там ничего не добиться.
Имхо, в лучшем случае, что вы пишете, имеет отношение к дидактике, педагогической теории, а не философии.
В философии многое от психологии, то же мышление, оно досконально исследуется психологией - прикладной и экспериментальной. Но философию интересует не мышление - как ни странно -, а рефлексия. Она есть и предмет и объект философии. Исключительно.
Знакомый не смог защититься по теории музыки, но защитился по музпедагогике - переписал работу заново в русле педагогики.
> > Имхо, в лучшем случае, что вы пишете, имеет отношение к дидактике, педагогической теории, а не философии. > quoted1
В неизданной книге "Мир гармоничен через сквозные связи" вошли теория этики, теория истины, "Управление информацией и конечно моделирование объемов , описание этапов гегелевской диалектики, понятной даже для старшеклассников. Но пока она запрещена Минобром. Почему?
Эти теории методлология для дидактики и педагогики, Методологию выбросили вместе идеологией, историю педагогики задвинули в стол, а дидактику тоже выбросили. Только в педвузах читают куцие часы. Есть патент на педизобретение "Моделирование структуры бессознательного" В основе этапы Гегеля Изданы официально в ВУЗах монография "Экономика здравого смысла". Человек защищал докторскую, но монографии не было. Другому для докторской по праву понадобились материалы по нормотворчеству. Третий сейчас издал в ВУЗе монографию в соавторстве, но хочет большего. Лет 12-ть назад издал книгу "Наркомания испытание духовной состоятельности" Она используется в реабилитационных центрах. Правильнее ее назвать "Смыслообразование как способ освобождения от зависимостей" (Она есть в инете).
Как видите, я сократик. Он был первый управленческий консультант. Да, у Спинозы была субстанция. Но я люблю додумывать. Многокачественность предполагает субстанции, Гегель начал с Целого,. которое типично (свое иное). На уровне Целого существуют сквоеые связи между типичными качествами.Так было решена проблема взаимосвязи бесконечно количества качеств. Ну кажется все. Это мое краткое введение в философию. Засим разрешите откланяться.
В чем Гегель есть упрощение теории Канта Гегель своей замкнутой (законченной для развития) системой не оправдал надежд научного мира, появился лозунг возврата к Канту. Вот как пишет вики:
Неокантианство — направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков.
Центральный лозунг неокантианцев («Назад к Канту!») был сформулирован Отто Либманом в работе «Кант и эпигоны» (1865) в условиях кризиса философии и моды на материализм.
Неокантианство подготовило почву для феноменологии. Неокантианство акцентировало внимание на эпистемологической стороне учения Канта, а также повлияло на формирование концепции этического социализма. Особенно много сделали кантианцы в деле обособления естественных и гуманитарных наук. Первые используют номотетический метод (генерализирующий — основанный на выведении законов), а вторые — идиографический (индивидуализирующий — основанный на описании эталонных состояний). Соответственно и мир делится на природу (мир сущего или объект естественных наук) и культуру (мир должного или объект гуманитарных наук), причём культуру организуют ценности. Отсюда именно неокантианцами была выделена такая философская наука как аксиология.
В постах выше я писал уже о том, что первое упрощение у Гегеля в том, что вместо кантовских суждений у Гегеля выступает понятие. Но это не всё.
В связи с концептом «вещи в себе» как внешнего предела познающей способности, или теоретического «разума», Кант предполагает, что чистая достоверность нуждается в дополнительном удостоверении, а именно в критерии истинности или ложности. В противовес этому вся последующая трансцендентальная традиция будет придерживаться точки зрения, что чистая достоверность синтетического знания, так же как и чистая достоверность аналитического знания, изначально содержит в себе удостоверяющую истинность. В результате оказавается не актуальным разделение знания на синтетическое и аналитическое. (У Канта, напомним, основным критерием такого разделения выступал тот факт, что лишь досто- верность аналитического знания есть истина во всех возможных мирах.)
Как это понять? То что чувственно дает рассудок от передачи ощущений есть истинно, а не только достоверно, как сами ощущения: У Декарта = cogito ergo sum. - Это истинно, как ощущения в понятиях (мир понятий), так и в реальном мире, иинтерсубъективно. Это аналитическое знание, подвержденное "единством апперцепции" - термин Канта.
Примеры.Я чувствую холод, и мой рассудок говорит: "Холод". = "Холодно". - Это знание истинно. Я знаю априори, что где-то в космосе есть -273 град Ц холод, "абсолютный холод". - Это достоверное знание.
Разум же, по Канту, есть синтетическое знание, не данное в ощущениях, поэтому требует дополнительной верификации, раз нет такого органа у человека для восприятия истинности или ложности суждения. Для этого Кант резервирует понятие "вещи в себе", допускающей всегда "случайность" (вероятность, какой бы малой она ни была).
Итак, утверждение достоверности синтетического знания как его изначальной истинности — исходный пункт расхождения последующей трансцендентальной традиции с кантовскои логикой и отказа от идеи «вещи в себе». Что является упрощением как теории, так и практики.
[Имхо, если б большевики зарезервировали долю случайности, а не утонули в дефинициях Гегеля в изложении "понятий" по Марксу и Энгельсу, а с учетом того, что Маркс и Энгельс писали свою теорию - дословно - для Западной Европы, а не для коррупционеров СССР и РФ, то история России могла быть другой].
Гегель заявляет о необходимости отказа от таким образом понятого теоретического «разума» в пользу практического, поскольку последний может не иметь предела, аналогичного «вещи в себе», а выводы синтетического сорита Гегель трактует конститутивно, т.е. принимает их не только как всецело достоверные, но и как всецело истинные. У Канта выводы синтетического сорита есть только регулятивный прицнип, не дающий истинности, а только достоверность. Это фундаментальная разница и отличие между Кантом и Гегелем.
«Этика станет не чем иным, как завершенной системой всех идей» - По Гегелю. (То есть, Гегель сводит всю философию к этике!). Практический «разум» = рассудок именно поэтому оказался прообразом гегелевского «абсолютного духа» или «живой субстанции»,
На бытовом языке: Нет разницы между (бытовым) рассудком = "практическим разумом" и "теоретическим разумом", но разница есть у Канта.
"Практическая философия фактически представляет собой различные аспекты этики" - вики = в виде "практического разума"
"В некоторых уголках земного шара практическая философия развивалась значительно раньше, чем теоретическая философия, метафизика или логика. Например, древнекитайская философия почти целиком изучала только вопросы этики и политической философии,[⇨] при возникновении собственной философии в России интерес русских мыслителей также касался в первую очередь практической философии" - вики
Поэтому Маркс, Энгельс, Ленин перерабатывали именно Гегеля, а не Канта. В утилитарных целях. Сохраняя в общем и целом (трансцендентальный) метод Канта - восхождение от теоретически абстрактного к реально конкретному. - У Гегеля понятие "абсолютный дух" мистическим образом превращается в "абсолютную идею" = Бога и таким образом реально в природу. - Ленин в своих Философских тетрадях (т. 28 ПСС) иронизировал неоднократно над Гегелем и его "боженькой". Эрзац есть эрзац. Над Кантом так бы не получилось...
Справка Гегельянство, несмотря на все попытки возрождения, просуществовало только до начала 2МВ, причем, как организация-сообщество неогегельянства даже не в Германии, а в Голландии, где и было распущено по время 2МВ и далее уже не возрождалось.
Кантианство продолжает существовать в виде мирового сообщества локальных обществ Канта в национальных государствах (например, общество Канта в Японии), как парадигма трансцендентальной философии:
Классическая от Канта до Фейербаха (Фихте, Шеллинг, Гегель -- все они упрощали и "совершенствовали" Канта) Постклассическая начиная от Фейербаха до 70-х гг. 20 века (самая многочисленная по представительности) Постпостклассическая с 70-х гг. 20 века доныне (Апель, Хабермас)
Предмет трансцендентальной философии остается со времен Канта -- синтетическое априори как априорное знание
Объект трансцендентальной философии -- нетавтологическая рефлексия.
Dieter Hiftler (romulus) писал(а) в ответ на сообщение:
> Эрзац есть эрзац. > Над Кантом так бы не получилось... quoted1
У Канта нет строгой философской системы. Поэтому любой ее может излагать по своему.. У Гегеля это технологии, которые необходимо соблюдать. Здесь нет одно нравится другое нет. Я добавил в его технологии !деятельность" и это не нарушило системы. Думаю, что он не обидится за это. Тем более, что перед смертью от холеры, он что-то хотел переделать. А Бог и у меня остался. Получилось рациональное доказательство существования Бога.
Ничего не понимаю в предмете.... ИМХО всё это словоблудство ! Во первых нет никакого внутреннего Я. Есть только внешний раздражитель и попытка осмысления этого раздражителя младенцем. Осмысления и выстраивания закономерностей и связей между этими раздражителями. С ростом выстроенных связей-закономерностей растёт опыт по их выстраиванию. Этот "опыт" мы в конечном итоге называем личностью - Я. По сути это Я есть отражение внешних раздражителей в данном конкретном случае и получившаяся из этого мозаика связей и построений.
> Ничего не понимаю в предмете.... > ИМХО всё это словоблудство ! > Во первых нет никакого внутреннего Я. > Есть только внешний раздражитель и попытка осмысления этого раздражителя младенцем. > Осмысления и выстраивания закономерностей и связей между этими раздражителями.
> С ростом выстроенных связей-закономерностей растёт опыт по их выстраиванию. > Этот "опыт" мы в конечном итоге называем личностью - Я. > По сути это Я есть отражение внешних раздражителей в данном конкретном случае и получившаяся из этого мозаика связей и построений. quoted1
Для теории Канта "персональное, внутреннее Я" не требуется, это разработка дальнейшая у Фихте и Фрейда... У КАнта есть "трансцендентальный субъект". Это когда объект и субъект слиты "в единстве трансцендентальной апперцепции" - по Канту. Его Гегель потом назвал "мировым, абсолютным духом". В любом случае - это не "индивидуальный субъект" - физически глядя.
Есть также в науке "психологический субъект" (лингвистика), логический субъект, грамматический субъект - 3 вида субъектов еще, помимо трансцендентального субъекта.
Например,
Вчера шел я в пивную.
Здесь "вчера" есть "психологический субъект" = "тема", все остальное есть "рема".
> У Канта нет строгой философской системы. quoted1
Не строгой, а жесткой. Поэтому она существует в 3 парадигмах и живет сегодня, а Гегель для мира умер. А у англосаксов, разумеется, и Аристотель, и Кант, и Гегель - просто шарлатаны.
> рациональное доказательство существования Бога. quoted1
Ну как же в России без Бога?! А светские философы в России были? - Я не знаю таких. Имхо, все-таки образование должно быть светским в светском государстве. Вам виднее. После Льва Толстого, как нацгения. Ну и потом Вы опять про "практическую философию". Да другой в России и не было.
Dieter Hiftler (romulus) писал(а) в ответ на сообщение:
> е строгой, а жесткой. Поэтому она существует в 3 парадигмах и живет сегодня, quoted1
Вы правы. Философия Канта парадигмальна. Философия Гегеля имеет статус теории - межнаучные и междисциплинарные законы. Гегель описал законы функционирования разума. Фрейд не ссылаясь на Гегеля создал парадигмальную концепцию о бессознательном. "Избранные рукописи" и "Немецкая идеология" Маркса это основы парадигмальной концепции общества.
Структура разума Гегеля позволила мне смоделировать все бесконечное многообразие организации интеллекта в диагностической программе Камертон и запатентовать ее. Эти технологии можно видеть в статьях на сайте : http://kamerton2.com/download.html
«Деловые способности интеллекта» (Как увеличить интеллектуальный капитал организации). СКАЧАТЬ
22. «Интеллектуальные способности» (Как накапливать интеллектуальный капитал с детства).
Вы очень удивитесь, но сущность человека есть законы организации его интеллекта, который имеет одни те же законы в групповых формах. То есть, он определят особенности организации ментальности, страны и даже виды деятельности.
>> Ничего не понимаю в предмете.... >> ИМХО всё это словоблудство ! >> Во первых нет никакого внутреннего Я. >> Есть только внешний раздражитель и попытка осмысления этого раздражителя младенцем. >> Осмысления и выстраивания закономерностей и связей между этими раздражителями.
>> С ростом выстроенных связей-закономерностей растёт опыт по их выстраиванию. >> Этот "опыт" мы в конечном итоге называем личностью - Я. >> По сути это Я есть отражение внешних раздражителей в данном конкретном случае и получившаяся из этого мозаика связей и построений. quoted2
> > Для теории Канта "персональное, внутреннее Я" не требуется, это разработка дальнейшая у Фихте и Фрейда... У КАнта есть "трансцендентальный субъект". Это когда объект и субъект слиты "в единстве трансцендентальной апперцепции" - по Канту. > Его Гегель потом назвал "мировым, абсолютным духом". В любом случае - это не "индивидуальный субъект" - физически глядя. > > Есть также в науке "психологический субъект" (лингвистика). > > Например, >
> Вчера шел я в пивную. > > Здесь "вчера" есть "психологический субъект". quoted1
Вы уверены, что "ВЧЕРА" ничего не было... и ссылаетесь на это "ВЧЕРА"? Тогда это ДЕЖАВЮ !
> > Dieter Hiftler (romulus) писал(а) в ответ на сообщение:
>> е строгой, а жесткой. Поэтому она существует в 3 парадигмах и живет сегодня, quoted2
>Вы правы. Философия Канта парадигмальна. Философия Гегеля имеет статус теории - межнаучные и междисциплинарные законы. > Гегель описал законы функционирования разума. Фрейд не ссылаясь на Гегеля создал парадигмальную концепцию о бессознательном. "Избранные рукописи" и "Немецкая идеология" Маркса это основы парадигмальной концепции общества. > > Структура разума Гегеля позволила мне смоделировать все бесконечное многообразие организации интеллекта в диагностической программе Камертон и запатентовать ее. > Эти технологии можно видеть в статьях на сайте : http://kamerton2.com/download.html > > «Деловые способности интеллекта» (Как увеличить интеллектуальный капитал организации). СКАЧАТЬ >
> 22. «Интеллектуальные способности» (Как накапливать интеллектуальный капитал с детства). > > Вы очень удивитесь, но сущность человека есть законы организации его интеллекта, который имеет одни те же законы в групповых формах. То есть, он определят особенности организации ментальности, страны и даже виды деятельности. quoted1
Скажите, а вы запатентовали свой интеллектуальный капитал? Вы когда собираетесь его сертифицировать в системе MS ISO ?
З.Ы. Я серьезно говорю ... у Вас это должно получиться!
>> У Канта нет строгой философской системы. quoted2
> > Не строгой, а жесткой. Поэтому она существует в 3 парадигмах и живет сегодня, а Гегель для мира умер. А у англосаксов, разумеется, и Аристотель, и Кант, и Гегель - просто шарлатаны. > > > Гаша (pppp) писал(а) в ответ на сообщение:
>> рациональное доказательство существования Бога. quoted2
> > Ну как же в России без Бога?! > А светские философы в России были? - Я не знаю таких. > Имхо, все-таки образование должно быть светским в светском государстве.
> Вам виднее. После Льва Толстого, как нацгения. > Ну и потом Вы опять про "практическую философию". > Да другой в России и не было. quoted1
Извините, ... но не бывает Атеизма без признания существования Бога. Об этом булгаковский Воланд еще намекал.
> Гегель описал законы функционирования разума. quoted1
Это вы про законы диалектики что ли? Так у Гегеля их нет. Это все же Энгельс и Диалектика природы. В общем случае, у Гегеля в тексте нет описания законов разума, есть ссылки на закономерности, Gesetzlichkeiten
Запантентовать можно что угодно, как устройство, так и процесс. Если есть коммерческий смысл. И смысл патента в коммерции. Если вы за свою педагогику не получаете больше, чем стоит патент, то патентовать не стоит.
У меня знакомая запатентовала название своей теории определения судьбы человека. Типа, как товарный образец. У нее астрологическая контора, сертификат ИСО висит на стене. Составляет гороскопы и гадает на Таро.
В любом случае, к науке и философии не имеет отношения.
Да и вам для патентования своего процесса или его названия ни Гегель, ни Кант не нужны вовсе.