Среди тысяч книг по философии и истории философии есть одна.
Благодаря Вильгельму Вундту мы имеем всю философию и историю философии всего на 7 страницах.
Есть русское издание:
Введение в философию Год: 2001 Автор: Вундт Вильгельм Жанр: Философия Издательство: М., «ЧеРо», «Добросвет» ISBN: 5-7913-0006-9 Тираж: 3000 экз. Язык: Русский Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста Количество страниц: 256
Особенно ценны имхо ссылки на литературу и таблицы по истории философии и структуре современной философии. Но в русском переводе таблиц нет
ПРедлагаю скачать эти редкостные 7 страниц немецкого издания.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Резюме по 7 страницам Из теоретико-познавательных направлений -- в противоположность к метафизическим -- есть всего 3 возможностьи философствования:
1/ Рационализм
2/ Эмпироизм
3/ Критицизм (или Трансцендентализм)
Поэтому все возможности можно методически редуцировать именно к этим трем, сколько бы ни было много метафизических направлений.
Рационализм - есть приоритет понятийного мышления над ощущениями. Это собственно вся континентальная европейская философия ---минус Кант и после- или неокантианство. Метод мышления - философская дедукция: Берется одна исходная категория философии и из нее одной выводятся остальные категории. - От абстрактному к конкретному.
Эмпиризм - приоритет ощущений над категориальным мышлением. В чистом виде это в основном англосаксонская философия. Метод мышления - индукция - , от конкретного к абстрактному..
Критицизм (трансцендентализм) - разумный баланс между ними. В основном это кантовская и после- и неокантовская философия..
НА кафедрах и в вузах РФ обучение ведется по примерно 50 учебникам слегка видоизмененного диалектического материализма советского периода. Самая имхо правильная философия, притом - легко и просто усваемая.
Англосаксонская философия изложена в учебнике Поупкин, Стролл Философия - издается фондом Сороса для РОссии с 90-х. Имхо, пустая и никчемная книга, как и философия, отвергающая всю континентальную философию.
Человек из РОссии, едущий в Европу изучать философию (основной мотив у беженцев из Африки, указываемый нынче в анкетах) со своим правильным диаматом, выглядит на занятиях философией в университетах Европы просто - сорри - "тупым идиотом".
Как выход существует третий путь: Это путь Канта, кантианизма и неокантианизма. Или трансцендентализма.
С ползиций трансцендентализма -- как целое -- можно философски описать --, отвлекаясь от конкретных онтологий (!) -- философии, мышление Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Маркса, Гуссерля, Ясперса, Хайдеггера... Г. Гессе, Т. Манна...
То есть всю немецкую и континентальную европейскую философию как предмет университетского европейского континентального образования..
Что является уникальным свойством кантианства.
Сегодня видел ТВ про КАлиниград, про могилу Канта сказали что кто-то написал однажды на ней: "А все-таки он был идеалистом".
Ну, так это неплохо для философа.
Все мы знаем, что Земля вращается вокруг Солнца. Это наука. Но это интересует 0,000000000000....99% населения Земля. Зато для миллиардов жителей Земли важно "вставание Солнца" на Востоке и его "заход" на Западе. Этому сюжету посвящены миллионы произведений. Так что метафизика не менее важна чем наука. Ибо философия есть "сверхнаука", метатеория, метанаука.
Все еще не теряющее свое значение в Германии издание
Введение в философию pic Год выпуска: 2007 Автор: Кюльпе О. Жанр: философия Издательство: ЛКИ ISBN: 978-5-382-00111-1 Формат: DjVu Качество: Отсканированные страницы Количество страниц: 384 Описание: Читателю предлагается классический труд, написанный одним из крупнейших немецких мыслителей рубежа XIX-XX веков, философом и психологом О.Кюльпе, основателем знаменитой Вюрцбургской школы. Его "Введение в философию", по признанию многих специалистов, представляет собою одно из лучших среди издававшихся когда-либо аналогичных пособий. В этой работе Кюльпе, выступая с позиций критического реализма, предлагает свое видение понятия и разделения философии, дает подробное описание философских дисциплин и направлений, говорит о задачах философии и о ее системе. В издание также включена объемная статья известного современного психолога И.В.Журавлева об О. Кюльпе и созданной им Вюрцбургской школе. Для философов, психологов, методологов и историков науки, а также всех, кто интересуется историей гуманитарной мысли.
Философия vs наука Эта пара книг поможет отойти от схематизма всех университетских учебников философии в России.
Является ли философия еще наукой? - Точно, конечно, после Ницше, уже более нет. Это метанаука, или сверхнаука, для сверхзадач, сверхмышления, сверхлюдей. ВОвсе не в смысле англосаксонизма Рассела, у англосаксов науки только эмпирические, значит, естественные. Все остальные - не науки.
Теперь самое время узнать о самых главных особенностях современной философии.
Oсновныe понятия современной философии ДЕАКСИОЛОГИЗАЦИЯ - отказ от ценностей. А ведь еще в середине 20 века ценности входили в определение самой философии (дисциплина о ценностях в Баденской школе [Г. Риккерт и др.])!
ДЕОНТОЛОГИЗАЦИЯ - отказ от сущностных определений, бытийствующего, только опосредствованные. Уже в самих определениях философии не может быть определений типа "мир", "природа", "человек". То, что есть, имеет свое бытие, субстанцию. Онтологизация философии закончилась на Хайдеггере в его фундаментальной онтологии.
Эти предпосылки означают, что ни истина, ни правда не могут быть более предметом философии. Английский язык и англосаксонизм при этом их не различает. Аналогично не различать - как в англосаксонизме - рассудок и разум, основу философии, начиная с Канта.
Более того, ни субьект, ни обьект не важны более для философии. Их заменяет ИНТЕРСУБьЕКТИВНОСТь.
Это и есть отказ от фундаментальных определений и терминологии. Их заменяют операционaльные (operational).
То есть, ФИЛОСОФИЯ ЕСТь РЕФЛЕКСИЯ. И все. Не более. Или философствование - другими словами. Бессодержaтельное определение. И в этом основной смысл.
Традиционную философию заменила лингвистическая философия англосаксов, теория речевых актов Серла. То есть, философия не может быть содержательной, иметь содержание. Только схематика мышления. Это приводит закономерно к плюрализму истин, отказу от иллюзии обьективности за ненадобностью. Что требуется для прикладной философии в политологии англосаксонизма.
Так, англосаксонизм вторгся на европейский континент, область континентальной традиционной философии на протяжении 2700 лет.
Немецкая и континентальная философии приняли это в лице Апеля и Хабермаса.
Но каким образом это произошло? Как философия подошла к своему концу?
Почему дальше не будет уже никакого развития, почему это есть предел развития философии?
При таком раскладе искусство (видение "как") выше науки (видение "что"-типа).
Например, Хайдеггер, возвращаясь к истокам философии Гесиода и Гомера после Ницше, считал поэтическое философское мышление Гельдерлина выше понятийного мышления университетской философии как науки (или сверхнауки).
Репортаж с последнего Всемирного конгресса философии 2013 г., Афины. Председатели, спикеры:
Evandro Agazzi (Italy/Mexico) Souleymane Bachir Diagne (Senegal/USA) Dagfinn Føllesdall (Norway) John McDowell (South Africa/United States) Maria Carla Galavotti (Italy) Susan Haack (USA) Alberto Cordero (Peru/United States) Keiichi Noe (Japan) Juliana González (Mexico) Keiichi Noe (Japan) Juliana González (Mexico) Alexander Nehamas (Greece/USA) Chen Lai (China) Hans Lenk (Germany) Seyla Benhabib (USA) Abdussalam Guseinov (Russia) Abdolkarim Soroush (Iran)
Из 17 голосов 6 (~30%) принадлежали представителям англосаксов (sic!) за всю историю музыки они имеют только 2 всемирно признанных композитора - Перселла и Бриттена (о способностях абстрактного мышления по Шопенгауэру), а из философов Локка, Беркли и Дьюи; у немцев был только 1 голос на конгрессе --- с их то историей философии!!!
Такова мировая картина философии на 2013 год. ======================================== ======== The 23rd World Congress
The 23rd World Congress took place in Athens, Greece August 04 - 10, 2013 at the National and Kapodistrian University of Athens. The main theme of the conference was "Philosophy as inquiry and way of life", and there were four plenary sessions:
Philosophical Method:
Chair: Evandro Agazzi (Italy/Mexico) Speakers: Souleymane Bachir Diagne (Senegal/USA), Dagfinn Føllesdall (Norway), John McDowell (South Africa/United States)
Philosophy and the Sciences:
Chair: Maria Carla Galavotti (Italy) Speakers: Susan Haack (USA), Alberto Cordero (Peru/United States), Keiichi Noe (Japan)
Philosophy as Practical Wisdom:
Chair: Juliana González (Mexico) Speakers: Alexander Nehamas (Greece/USA), Chen Lai (China)
> Из теоретико-познавательных направлений -- в противоположность к метафизическим -- есть всего 3 возможностьи философствования: > 1/ Рационализм > > 2/ Эмпироизм > > 3/ Критицизм (или Трансцендентализм) > > Поэтому все возможности можно методически редуцировать именно к этим трем, сколько бы ни было много метафизических направлений. > > Рационализм - есть приоритет понятийного мышления над ощущениями. > Это собственно вся континентальная европейская философия ---минус Кант и после- или неокантианство. Метод мышления - философская дедукция: Берется одна исходная категория философии и из нее одной выводятся остальные категории. - От абстрактному к конкретному. > > Эмпиризм - приоритет ощущений над категориальным мышлением. > В чистом виде это в основном англосаксонская философия. Метод мышления - индукция - , от конкретного к абстрактному.. > > Критицизм (трансцендентализм) - разумный баланс между ними. > В основном это кантовская и после- и неокантовская философия.. > > НА кафедрах и в вузах РФ обучение ведется по примерно 50 учебникам слегка видоизмененного диалектического материализма советского периода. Самая имхо правильная философия, притом - легко и просто усваемая. > > Англосаксонская философия изложена в учебнике Поупкин, Стролл Философия - издается фондом Сороса для РОссии с 90-х. > Имхо, пустая и никчемная книга, как и философия, отвергающая > всю континентальную философию. > > Человек из РОссии, едущий в Европу изучать философию (основной мотив у беженцев из Африки, указываемый нынче в анкетах) со своим правильным диаматом, выглядит на занятиях философией в университетах Европы просто - сорри - "тупым идиотом". > > Как выход существует третий путь: Это путь Канта, кантианизма и неокантианизма. Или трансцендентализма. > > С ползиций трансцендентализма -- как целое -- можно философски описать --, отвлекаясь от конкретных онтологий (!) -- философии, мышление Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, Маркса, Гуссерля, Ясперса, Хайдеггера... Г. Гессе, Т. Манна... > > То есть всю немецкую и континентальную европейскую философию как предмет университетского европейского континентального образования.. > > Что является уникальным свойством кантианства. > > Сегодня видел ТВ про КАлиниград, про могилу Канта сказали > что кто-то написал однажды на ней: "А все-таки он был идеалистом". > > Ну, так это неплохо для философа. > > Все мы знаем, что Земля вращается вокруг Солнца. > Это наука. > Но это интересует 0,000000000000....99% населения Земля.
> Зато для миллиардов жителей Земли важно "вставание Солнца" на Востоке и его "заход" на Западе. > Этому сюжету посвящены миллионы произведений. > Так что метафизика не менее важна чем наука. quoted1
В общем то ничего принципиально нового в западной философии не появилось. Просто они помельчали и разделились по авторским позициям философских школ. А их метафизика (идеализм) осталась мелким камушком от глыбы времен Метафизики Аристотеля. Вместе с тем к счастью не потерян дуализм Иммануила Канта, а значит не потеряна и способность к мышлению.
> Так, англосаксонизм вторгся на европейский континент, область континентальной традиционной философии на протяжении 2700 лет. > > Немецкая и континентальная философии приняли это в лице Апеля и Хабермаса. > > Но каким образом это произошло? Как философия подошла к своему концу? >
> Почему дальше не будет уже никакого развития, почему это есть предел развития философии? > > Во что превратилась философия конкретно? quoted1
1. Эта инвазия англосаксонизма на евроконтинент осуществилась через инвазию английского языка и и благодаря массовой культуре. Не ницшеанкое совершенство человека и точностьего языка, вершины европейского искусства и культуры, а примитивизм мышления и поделки англосаксонской массовой культуры стали идеалом: В музыке "гаражное" понятие "группа" и 3 аккорда C, F, G, и снова C вытеснило понятие "оркестр", "консерватория", "музыкальное мышление".
2. Деонтологизация и деаксиологизация понятий континентальной философии (см. мой пост выше) потребовали перехода от дедуктивной и индуктивной логик континентальной философии - к т.н. неформальной ("бессодержательной") логике - как основе коммуникации. Причем, неформальная логика принципиально не имеет критериев истинности ("истины"), сознательно отказывается от них. Отвлекаясь от ценностей и конкретностей бытия на ее основе якобы можно обеспечить плюрализм истин. В прикладном понимании, например, для целей политологии. - Так, появляется, к слову, "балтийская правда-истина", "белорусская правда-истина", yкраинская правда-истина", "атлантическая правда-истина"... Напомню, что английский не различает правду и истину = the truth.
3. Тем самым оказался достигнут и исчерпан набор известных возможных логик. Причем, неформальная логика принципиально не имеет критериев истинности ("истины"), сознательно отказывается от них. Поэтому дальнейшее развитие философии исчерпано и невозможно. Закономерно ее перерождение, трансформация и превращение философии из метанауки в конкретную мононауку.
4. Такой мононаукой на основе трансформации философии стала социология в виде прикладной науки, что и требовалось для ее признания как науки в англосаксонизме. Естессно, теоретическая социология Макса Вебера не могла быть признана наукой - как и философия - в англосаксонизме, ввиду отсутствия эмпирики.
> В общем то ничего принципиально нового в западной философии не появилось. quoted1
А перерождение философии как метанауки в заурядную эмпирическую мононауку "социологию" на основе неформальной логики -- без ценностных и истинностных критериев -- в прикладных целях?
Ввиду деонтологизации и деаксиологизации - как уже говорилось выше - требуется отказ от всех известных содержательных определений философии, на сегодня известно более 300 определений, что такое философия.
Вот операциональное определение философии: Философия это рефлексия (второго порядка).
Рефлексия первого порядка (саморефлексия): Я думаю (= cogito, у Декарта).
Рефлексия второго порядка: Я думаю, что ... (мысль о мысли).
Чужая мысль будет тоже рефлексия второго порядка: Сократ думает, что истина есть.
В этом идея любого философствования и философии в целом.
Ведь и в дословном переводе философия есть именно "стремление к мудрости", а не сама мудрость. Спрашивается, а как это стремление осуществить? - Только методом рефлексии.
Это и есть метод номер один в философии, наряду с дюжиной других методов.
Англосаксонское мышление Находится из-за примитивности языка в явном противоречии с континентальным мышлением.
Артур Конан Дойл(ь) пародирует его, описывая "метод дедукции" Холмса.
На самом деле, дедукция не существует без индукции.
Но дедукция в английском сильно осложнена примитивизмом языка. Как-то трудно вывести дедуктивно в английском из "правды" ----> "истину" = the truth. Или из "воспитания"----> "образование" = education. Или из "любви" -----> "привет" = love. Или из "воли"----> "завещание"= the will.
И Конан Дойл потешается над "дедуктивным методом" Холмса.
Аналогично Бернард Шоу потешается над уродливостью английского произношения.
Типа, "каши во рту".
У меня есть 12 строчек в оригинале. Если надо - запостю для утехи.
>> Так, англосаксонизм вторгся на европейский континент, область континентальной традиционной философии на протяжении 2700 лет. >> >> Немецкая и континентальная философии приняли это в лице Апеля и Хабермаса. >> >> Но каким образом это произошло? Как философия подошла к своему концу? >>
>> Почему дальше не будет уже никакого развития, почему это есть предел развития философии? >> >> Во что превратилась философия конкретно? quoted2
> > 1. Эта инвазия англосаксонизма на евроконтинент осуществилась через инвазию английского языка и и благодаря массовой культуре. Не ницшеанкое совершенство человека и точностьего языка, вершины европейского искусства и культуры, а примитивизм мышления и поделки англосаксонской массовой культуры стали идеалом: В музыке "гаражное" понятие "группа" и 3 аккорда C, F, G, и снова C вытеснило понятие "оркестр", "консерватория", "музыкальное мышление". > > 2. Деонтологизация и деаксиологизация понятий континентальной философии (см. мой пост выше) потребовали перехода от дедуктивной и индуктивной логик континентальной философии - к т.н. неформальной ("бессодержательной") логике - как основе коммуникации. Отвлекаясь от ценностей и конкретностей бытия на ее основе якобы можно обеспечить плюрализм истин. В прикладном понимании, например, для целей политологии. - Так, появляется, к слову, "балтийская правда-истина", "белорусская правда-истина", yкраинская правда-истина", "атлантическая правда-истина"... Напомню, что английский не различает правду и истину = the truth. >
> 3. Тем самым оказался достигнут и исчерпан набор известных возможных логик. Поэтому дальнейшее развитие философии исчерпано и невозможно. Закономерно ее перерождение, трансформация и превращение философии из метанауки в конкретную мононауку. > > 4. Такой мононаукой на основе трансформации философии стала социология в виде прикладной науки, что и требовалось для ее признания как науки в англосаксонизме. Естессно, теоретическая социология Макса Вебера не могла быть признана наукой - как и философия - в англосаксонизме, ввиду отсутствия эмпирики. quoted1
Согласен с вами... Уровень мышления современного среднестатического человека "забит мусором" избытка информации. Поэтому мозг многих открывается на наиболее яркие раздражители, которые неконтролируемо этот мозг пожирают как инфекция. Популярным явлением становится Мемевтика: Меме́тика — подход к эволюционным моделям передачи информации, который основывается на концепции мемов, рассматривающей идеи как единицы культурной информации, распространяемые между людьми посредством имитации, научения и др. В настоящее время считается псевдонаукой[1], однако благодаря авторитету Ричарда Докинза до сих пор есть множество сторонников данной дисциплины. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BC...
Мем - Мем (англ. meme) — единица культурной информации. Мемом может считаться любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д. Концепция мема и сам термин были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». Докинз предложил идею о том, что вся культурная информация состоит из базовых единиц — мемов, точно так же как биологическая информация состоит из генов; и так же как гены, мемы подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BC...
Но вместе с тем нельзя этот феномен признать Философией, т.к. там отсутствует процесс Мышления ... т.е. то, что человека делает Человеком
> > Ввиду деонтологизации и деаксиологизации - как уже говорилось выше - требуется отказ от всех известных содержательных определений философии, на сегодня известно более 300 определений, что такое философия. > > Вот операциональное определение философии: Философия это рефлексия (второго порядка). > > Рефлексия первого порядка (саморефлексия): Я думаю (= cogito, у Декарта). > > Рефлексия второго порядка: Я думаю, что ... (мысль о мысли). > > Чужая мысль будет тоже рефлексия второго порядка: Сократ думает, что истина есть. > > В этом идея любого философствования и философии в целом. >
> Ведь и в дословном переводе философия есть именно "стремление к мудрости", а не сама мудрость. Спрашивается, а как это стремление осуществить? - Только методом рефлексии. > > Это и есть метод номер один в философии, наряду с дюжиной других методов. quoted1
Однако... , но отказ от прежних философских школ - это тоже школа , известная ранее как агностицизм. С другой стороны таким методом можно решить проблему "философского зомби" ((англ. philosophical zombie, также употребляются на англ. «p-zombie», «p-zed»)... породив его.