Правила форума | ЧаВо | Группы

Культура и наука

Войти | Регистрация
Следующая страница →К последнему сообщению

"Основной вопрос философии" и Мы.

спонтанов
70 3651 13:20 30.09.2015
   Рейтинг темы: +4
  спонтанов
sashasoa


Сообщений: 12137
Пролог: 19:42 29.09.2015; Форум - Религия; Тема-Верующие что вы думаете о другой жизни во вселенной?
спонтанов:
...Дамы и господа. Вы все знаете, а возможно, и догадываетесь. Что Наша Метагалактика расширяется со скоростью света. Существуют две теории развития: открытая, закрытая. Открытая - постоянное расширение. Закрытая - изменение свойства до полного безобразия, с последующим повтором, как было в начале (17, 573 миллиарда земных лет). Диалог возможен, только, в группах определившихся. Я склоняюсь (точнее, меня склонили) к теории закрытого развития Метагалактики.

kroser8 писал(а) в ответ на сообщение:
Наблюда́емая Вселе́нная — понятие в космологии Большого Взрыва, описывающее часть Вселенной, являющуюся абсолютным прошлым относительно наблюдателя. С точки зрения пространства, это область, из которой материя (в частности, излучение, и, следовательно, любые сигналы) успела бы за время существования Вселенной достичь нынешнего местоположения (в случае человечества — современной Земли), то есть быть наблюдаемыми. Границей наблюдаемой Вселенной является космологический горизонт, объекты на нём имеют бесконечное красное смещение[1]. Число галактик оценивается более чем в 500 млрд[2].
Часть наблюдаемой Вселенной, доступной для изучения современными астрономическими методами, называется Метагала́ктикой, расширяется по мере совершенствования приборов[3]. За пределами Метагалактики располагаются гипотетические внеметагалактические объекты. Метагалактика может быть или малой частью Вселенной или почти всей[4].

спонтанов писал(а) в ответ на сообщение:
Метагалактика может быть ... малой частью Вселенной и "расширяется"
Предположим, что это так.
Тогда, Вселенная состоит из Метагалактик, находящихся в разных фазах развития. Как мерцающие звёзды в безоблачную ночь. Потухла звезда - Метагалактика прекратила своё существование в одной системе. Что бы, в результате Большого Взрыва, возродится. Но, уже, в другой системе. Наблюдая издали (допустим). Вы не поймёте, в какой системе рождается Метагалактика.

...В основе Вечности, лежит колебательный процесс. А так-как Метагалактики - закрытые автономные системы. Их существование - автоколебательный процесс. То-есть. Перед Большим взрывом, система "знает" конечный результат. По предыдущему циклу.
Мои рассуждения не противоречат утверждению о существовании Создателя.

...Блажен кто верует. Я отношусь спокойно к тем, кто не верит в существование Создателя. Так-как они могут доказать свою правоту, "выйдя" из Метагалактики. Что, не удастся никому родившихся в ней.
Посему. Основной вопрос философии - вечен. И он существует не как вопрос. А как площадка для понимания сущности человека. ...

...Ещё один мой вывод:
С одной стороны - вечности и бесконечности. С другой - конечности. А посередине - Философия.
Я так образно, понимаю место этой науки.

...Асимметрия полушарий головного мозга человека. Имеет прямое отношение к Основному вопросу философии.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  спонтанов
sashasoa


Сообщений: 12137
13:47 30.09.2015
Один мозг – два видения мира (А.Черняховский)

Знаменитый американский биохимик, лауреат Нобелевской премии Альберт Сент-Дьерди высказал глубокую и неожиданную мысль: головной мозг человека вовсе не предназначен для наслаждения чистым мышлением, он вообще не орган мышления, а орган выживания, как клыки или когти.

Приспособление к окружающему миру - вот его главная роль. Поворот проблемы, что и говорить, острый, даже отпугивающий своей категоричностью. Но зерно истины в нем есть. Наиболее отчетливо это видно на ранних этапах жизни. О чем, к примеру, может «думать» плод? Его единственная, всепоглощающая «забота» - лучше приноровиться к условиям среды, выжиты В лабораториях Института морфологии человека АМН СССР установили, что формирование Мозга начинается еще на четвертой неделе внутриутробного развития. Образование специфических связей между нервными клетками - создание материальной основы интеллекта - происходит у зародыша человека задолго до родов. У 6 -7-месячного плода кора мозга способна уже к активной обработке информации. Косвенно это подтверждается примерами из жизни животных. Известно, например, что цыплята, выведенные наседкой, отличаются значительно лучшей приспособляемостью по сравнению с инкубаторными. И дело здесь, как выяснилось, в том, что наседка в последние дни перед вылупливанием цыплят из яиц начинает активно обмениваться с ними информативными сигналами, постукивая клювом по яйцу и издавая своеобразные звуки. Этого, естественно, лишены цыплята, развивающиеся в условиях инкубатора. К аналогичным выводам, как сообщает журнал «Сайенс», пришли американские исследователи. Они обратили внимание на то, что с первого дня самостоятельной жизни ребенок реагирует на внешнюю среду так, будто кое-какой опыт знакомства с миром у него уже есть. Остается предположить, что он начинает учиться до рождения Находясь еще в материнской утробе, он гораздо лучше слышит шумы внутренних органов матери, ее голос и удары сердца, чем внешние звуки, например, голос отца... Шестнадцати женщинам дано было задание в последние шесть с половиной недель перед родами дважды в день читать вслух детские стихи о коте. Когда же новорожденным дали возможность выбрать из двух записей голоса матери, в одной из которых она читала сказку о коте, а в другой – сказку о корове, мышках и сыре, младенцы ритмом сосания дружно проголосовали за своего старого, знакомого кота. — До сих пор, - говорит кандидат психологических наук И. Равич-Щербо (Институт общей и педагогической психологии АПН СССР), - преобладала иная точка зрения: ребенок рождается с генетической программой, в которой заложены лишь некие возможности и способности. Речь идет, конечно, не о старой концепции «чистого листа», уместнее говорить о листе «разлинованном», но у каждого ребенка по-своему: кому досталась от родителей косая линейка, кому - клеточка... Если в будущем дети станут появляться на свет с частично сформированными – вчерне - типами реакций на воздействие окружающего мира, взрослым легче будет вести их по дороге жизни, все круче и круче забирающей вверх. В последние годы появилось много работ, раскрывающих мощные зависимости, существующие между мозгом и иммунно-генетической системой. Одним из первых на эту связь обратил внимание индийский ученый С. Манчанда. Не столь давно ленинградские экспериментаторы доказали: в развитии приспособительных реакций особо важную роль играет одна из структур мозга — гипоталамус. По их мнению, много сотен, а пожалуй, и тысяч лет назад мозг человека был уже готов к восприятию достижений современной научно-технической революции. Общество к этому еще не было готово, а человек с его психическими возможностями - был. Но мы и сегодня по-прежнему используем лишь малую толику возможностей, заложенных природой в этом уникальнейшем ее творении. Несмотря на небольшие размеры (мозг взрослого человека весит немногим более килограмма), этот властелин организма, его генеральный штаб состоит из миллиардов нервных клеток - нейронов, соединяющихся друг с другом через области контактов - синапсы. Каждая из клеток связана не только с близлежащей, но и со многими другими. Самая же удивительная особенность мозга - взаимовыручка многочисленных его зон. При этом происходит как бы минимализация, сокращение территории, занятой выполнением той или иной деятельности, а освобожденные участки могут в то же время выполнять какую-то другую работу. Создаётся странное впечатление, замечает академик Н.П.Бехтерева, как буд-то каждая зона знает всё о десятках тысяч точек, участвующих в психической деятельности, а им, в свою очередь, все известно о ней, единственной. Тут, несомненно, Кроются огромные потенциальные возможности для развития психической деятельности человека. Все это побуждает активнее искать способы как-то воздействовать на те генетические программы, которые еще не используются организмом. На те программы, которые хранятся подобно тому, как в патентных бюро конструкторских организаций хранятся заготовки идей будущих проектов. Огромный и пока малоиспользуемый потенциал таится, в частности, в полушарной асимметрии головного мозга.

Относительно быстро науке удалось установить, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое - правой. Со временем клиницисты заметили, что у больных, у которых поражено правое полушарие, возникает ряд странностей. Например, одни, отчетливо представляя себе процедуру одевания, не в состоянии самостоятельно одеваться; другие легко узнают предметы, но не могут различать лица людей, даже хорошо им знакомых. Третьи оставляют без внимания все, что происходит слева от них, даже не слышат, если к ним обращаются с этой стороны. Оставалось, однако, неясным, каков вклад каждого полушария в общую работу мозга. Выяснил это профессор Калифорнийского технологического института нейрофизиолог Роджер Сперри, в 1981 году за это ему была присуждена Нобелевская премия. Левое полушарие ведает речью, письмом, счетом, памятью на слова, логическими рассуждениями; правое воспринимает пространственные отношения, обладает музыкальным слухом, опознает целое по части, оно исключительно конкретно и действует только в реальном времени. В двух придуманных им диалогах журналист К. Левитин ярко обрисовал разность видения мира «левополушарным» и «правополушарным» человеком. Вот выдержки из диалогов. О левом: ...Уж очень он любил поговорить! Хлебом не корми. Начнет - не остановится. Шепотом ему скажешь - расслышит. И притом - глух, как тетеря. Дождь идет, вода плещется, собака лает, часы бьют- для него это все одно. Плач, смех, кукареканье - просто «шум», «помехи»... Включили радио: она говорит, сначалаугрожает. потом умоляет, в ответ ей он сначала возмущается, а под конец смягчается. Жалеет. Но наш-то пропускает всё это мимо ушей. Ему, видите ли, важно понять, о чём идёт речь - подавай смысл слова... О музыке молчу, спеть ничего не может, «Дубинушку» от «Аве Мария» не отличает. Но судить берется обо всем. «Это, - говорит, - камерное произведение, а это - старинный романс». И видит он тоже не по-людски. Нарисована рыба без хвоста Спрашиваем: чего ей не хватает? Не знает... Стоит наш логик у окна, смотрит на снег и думает: «Какое же теперь время года?» Рассуждает строго научно: «Какой сейчас месяц? Январь. Летний это месяц или зимний? Зимний. Следовательно, сейчас зима»... Всю школьную премудрость помнит, словно вчера вызубрил. Но и тут... Беседует с человеком, ест, кажется, его глазами, а к вечеру уже в лицо не узнает... О правом: ...Всегда мрачен, огорчен, эмоционально подавлен — это он, умеющий воспринимать жизнь сразу, всем своим существом. Там, где я, напрягая умственные силы, тысячу раз проверяя себя, нахожу наконец решение, он делает это шутя, в мгновение ока. Выбраться из леса для него - пустяк, он и не рассуждает вовсе, едва ли знает даже на север или на запад надо идти, он просто - смотрит на какие-то деревья, полянки и с уверенностью утверждает: «Тут мы шли»... Честно говоря, он не слишком способен к языкам, да и на своем родном говорит почти что из-под палки... В тех бессмысленных, не несущих никакой разумной информации звуках, что всегда можно услышать вокруг, он различает свои «языки» - что-то ему говорят петух и стенные часы. Он выделяет из какофонии отдельные голоса, но чуть более сложная фраза на родном языке приводит его в недоумение. Его стихия - музыка. Не ритм, который я улавливаю лучше, чем он, а сама мелодия... Школа, институт, годы работы, накопление знаний - всего этого словно не было в его жизни, даже термины не удержались в его памяти, не говоря уж о сложных понятиях, а тем более о философских категориях. Он помнит березу за окном в первом классе, запах пончиков в школьном буфете и горелой изоляции в институтской лаборатории, но из-за чего она сгорела, прошло мимо его сознания... Такая специализация полушарий головного мозга позволяет человеку рассматривать мир как бы с двух разных позиций, познавать объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но, и интуицией с её моментальным целого. У появляющихся на свет грудничков оба полушария «правые». Ученые не считают это случайностью: организм в своем индивидуальном развитии проходит в сжатом виде пути эволюции далеких предков. Вот почему задолго до того, как ребенок научится понимать слова, он правильно реагирует на наиболее древнюю, несловесную часть речи - интонацию. По мере роста ребенка любое из полушарий способно «полеветь» - стать речевым, логическим. Если европейца мальчика-правшу отдать учиться в китайскую школу, замечает профессор А. Вейн, центры речи и письма постепенно переместятся у него в правое полушарие, ибо в восприятии иероглифов, которым он научится, зрительные зоны участвуют неизмеримо активнее речевых.

Вообще вся современная цивилизация преимущественно левополушарна. Общество расточительно игнорирует неисчислимые приспособительные возможности, таящиеся в правой половине мозга. Мы все еще недооцениваем великое значение интуиции, эмоций, образов даже для узкотехнического творчества. Между тем в основе любого открытия, - это признавал еще Альберт Эйнштейн, - лежит элементарная человеческая эмоция, именуемая изумлением. Прекрасны слова летчика и писателя, великого романтика Антуана де Сент-Экзюпери: «Теоретик верит в логику. Ему кажется, что он презирает мечту, интуицию и поэзию. Он не замечает, что они, эти три феи, просто переоделись, чтобы обольстить его, как влюбчивого мальчишку. Он не знает, что как раз этим феям обязан он своими замечательными находками. Они являются ему под именем «рабочих гипотез», «произвольных допущений», «аналогий», и может ли теоретик подозревать, что, слушая их, он изменяет «суровой логике» и внемлет напевам муз». Острое логическое мышление, которое обычно так свойственно математикам, при постулировании нового скорее мешает, поскольку сковывает воображение. Вообще то, что находится под контролем строгого, чопорного сознания и помогает озарению, и мешает ему. Помеха состоит в том, что сложившиеся стереотипы мышления невольно толкают по проторенной дороге. Современные компьютеры тоже работают по принципу двух полюсов: «правда» и «ложь», «да» и «нет». Но в нашем мире с великим обилием полутеней и неточностей даже программистам все чаще приходится полагаться на интуицию. Пока лучшее, что мы можем сделать, пишет автор широко известной книги «Структурное проектирование и конструирование программ», так это надеяться, что когда-нибудь явится какой-нибудь Галилей или Ньютон и превратит в науку лучшие параметры того колдовства, которое называют программированием для ЭВМ. Однако не правы ли те специалисты, которые утверждают, что, если бы в момент зарождения нового сознание было допущено в нашу творческую лабораторию, оно произвело бы там разрушающее опустошение. Даже в самой «логической» сфере деятельности - в науке - остро необходимо, как все теперь убеждаются, умение мыслить образами, использовать выкованный эволюцией и, к счастью, еще не до конца потерянный нами могучий механизм интуиции. Ведь любое познание неизменно окрашено чувствами и страстями, в которых - осознаем мы это или нет! - сконцентрирован тысячелетний опыт, накопленный человечеством. В то же время не счесть примеров, когда самая четкая и строгая логика уводит людей прочь от верных решений. Вспомним хотя бы о судьбе леса вокруг дорог, проложенных в амазонской сельве. Прорубая их, люди логично считали, что лесные пути будут быстро зарастать и придется все время бороться с могучей тропической растительностью. Во избежание этого вокруг дорог прорубили широкие просеки. Разумно? Безусловно! А лес повел себя непредсказуемо: начал отступать от дорог, и ленты асфальта окружены теперь полосами красноватой пустыни. Экологические проблемы вообще нельзя сегодня решать научными и только научными методами, для этого у нас, кроме всего прочего, слишком мало знаний. Надо не только изучать природу, но еще увидеть ее очеловеченной, ощутить себя ее частью. При столь тесном смыкании точного знания и легкокрылой интуиции спасительным показался многим новый метод «нечеткой логики», оперирующий классом явлений, имеющих «нечеткие границы». Человеческие рассуждения в большинстве своем тоже ведь приблизительны, даже свидетели одного и того же события обычно описывают его по-разному. Программисты ЭВМ одними из первых убедились, что новая система дает лучшую математическую модель, чем классическая логика. Японские конструкторы сочли даже возможным разработать «нечеткий кристалл», построить на его основе новый компьютер и создать значительно более дешевые интегральные схемы.

Значит, со всех точек зрения верна мысль о великой и далеко не использованной ценности правополушарной деятельности. В самом деле, по каким-то нечетким особенностям речного русла, по цвету песка, по интуитивно созданному «портрету» рудоносных мест современный геолог находит золотоносную жилу; по почти неуловимым признакам - не тот цвет лица, зябнут руки, изменилась походка - врач уверенно ставит диагноз болезни. Оба они не могут объяснить, как это делают, но делают же! Важны тут, видимо, не отдельные признаки, а их причудливые сочетания. И значит, не зря ведутся поиски «алгебры алгоритмов распознавания образов», проектируются некие колдовские машины, которые не сегодня завтра помчатся по дорогам познания. Однако для их конструирования необходимо новое мышление, не скованное общеизвестными аксиомами: чем выше этаж науки, тем большую роль в нем играют интуиция, неявные логические ходы и гегелевская «поэтическая дымка» воображения. ...Уже с самых ранних истоков антропогенеза - историко-эволюционного формирования физического типа человека - мы, люди, запрограммированы на чувственное, эмоциональное восприятие окружающего мира, на активное участий в этом процессе интуиции. В «кладовой» этой хранятся - на равных правах с научными знаниями и памятью о житейских ситуациях - яркие литературные образы, воспоминания об увиденных картинах, об услышанной музыке. Прошлое вообще постоянно присутствует в нашем настоящем; прошедшие события, как бы мы ни хотели считать их закончившимися, остаются в наших переживаниях. Уже поэтому нельзя рассматривать правополушарное мышление, как «доразумное», «дочеловеческое», «животное» — оно ведь так же совершенствовалось в процессе эволюции, как и левополушарное. И может быть, мы потому и разумны, что «правополушарно» эмоциональны?! Образное мышление обеспечивает одномоментное «схватывание» всей информации в целом, улавливание её наиболее общего смысла. В результате такого опережения в левое полушарие может, к слову сказать, не поступать та информация, которая способна возбуждать неприемлемые для сознания представления. Едва ли не первыми учли это обстоятельство ушлые специалисты по торговой рекламе. Идите к людям, поучают они, не через интеллект и логические аргументы, а через чувства. Образ важнее факта! Обычно человек просто не видит и не слышит того, что может вызвать у него душевный разлад. Однако как может мозг оценить то, что им еще не воспринято? Объясняется этот парадокс, отвечает доктор медицинских наук В. С. Ротенберг, так: каждый человек нарабатывает свой неосознаваемый опыт, и он позволяет ему, не прибегая к логической проверке, видеть в той или иной даже нейтральной информации сигнал потенциальной опасности. Описан характерный пример: один тревожный, мнительный человек забеспокоился, увидев прыщ на своей щеке. Врач постарался развеять его страхи - ничего, мол, особенного, пустяк. Однако случайный свидетель разговора внезапно вмешался: «Вы напрасно относитесь к этому так легкомысленно. Это фурункул, он может быть очень опасен. Один мой товарищ умер от такой же точно штуки». Врач внутренне ахнул и поспешил протянуть недоверчиво: «Ну-у, так уж сразу и умер...» И тут мнительный человек обернулся к нему и сказал с раздражением: «С чего это вы вдруг заговорили о смерти? Разве речь шла о смерти?..» Было очевидно, что он просто не Слышал реплики третьего собеседника - защитные механизмы надежно сработали, оградили сознание от неприемлемой информации. Приходится признать, что все это - лишь отдельные примеры, разрозненные наблюдения. Комплексное же изучение роли и огромной силы правого полушария - еще не оплаченный долг науки. Может быть, отчасти поэтому в последние годы за рубежом разразилась подлинная эпидемия мистического, подсознательного мировосприятия и объявлена война «диктату разума», который «обедняет» жизнь. Глашатаи нового призывают вообще сбросить «оковы» аналитического ума, будто бы «оскопляющего» впечатления бытия. Иррационализм побуждает иных людей искать ориентиры не в науке, не в практике, а в мифах, грезах, в суеверии. Как это удобно и выгодно обществу с миллионами обездоленных, голодных, не имеющих крыши над головой! Находятся, конечно, и услужливые пропагандисты такого мировоззрения.

Небезызвестный ирландский писатель Джордж У. Рассел, по его утверждению, уподобился узреть некий сильф - чудесное эфирное создание, носящееся в космосе. А увидев такое, поспешил поведать об этом всем неразумным и сирым - выпустил в Лондоне и Мадрасе книгу «Светильник видения». Автор другой, вышедшей в США книги «Мистицизм и новая физика» эффектно обыгрывает старую тибетскую легенду о короле, который-де умел превращаться в лошадей, купцов, в самые фантастические предметы. Королю были, оказывается, известны «тайны божественной мысли». Даже странное поведение элементарных частиц позволяет идеалистам утверждать, что материя сотворена неким духовным существом из космоса. В противовес бредням наука остается царством разума, дает не хаос отрывочных сведений, а строго упорядочивает их, пронизывает логическими связями. Жить в мире точных понятий по-своему привлекательно и легко - здесь существует ясная, всеобъемлющая шкала ценностей. Но простота эта, как нередко приходится убеждаться, легко переходит в жесткую обусловленность сознания, при которой утрачиваются иные человеческие ценности. Учитель-методист средней школы № 5 города Орджоникидзе В. Бязырова с горечью приводит слова одной из своих учениц: «Да, все держится на биоритмах: любовь, привязанность, преданность. Существует именно это, остальное мишура, украшательство и, как там у Тургенева, «непростительная дурь». Другой ученик, Руслан Д., утверждает: «Какое там духовное начало... Есть единственное надо — не надо, выгодно, если хотите, или невыгодно... И не называйте, пожалуйста, это индивидуализмом: люди умней меня придумали». Учительница сокрушается: усиленно работая над тем, чтобы вооружить своих питомцев глубокими, прочными научными знаниями, педагоги часто недодают в другом - в формировании внутреннего образного мира. Образное же видение окружающего «уравновешивает» самоотчуждение человека, возвращает его из мира умозрительных построений и непредставимых сущностей в мир чувственной конкретности. Как метко заметил В. Гете, «сущее не делится на разум без остатка». Да и сама научно – техническая революция выносит приговор левополушарному высокомерию. Науку нельзя представлять сегодня как чисто логическую систему. Выдающийся математик академик А. Д. Александров однозначно заключает: «Представлять науку как область холодного рассудка — чепуха и нелепость. В основе научной деятельности лежат устремления и страсти человека, без них упорное стремление к истине и утверждение ее невозможны». Эйнштейн не случайно вдохновлялся Достоевским. Многие математики увлекаются музыкой. «Величие в сочетании с детской бесхитростностью», - охарактеризовал И. П. Павлова известный математик академик И. Н. Лузин. Я подумал, размышляет в одном из своих писем А. П. Чехов, что чутье художника стоит иногда мозгов ученого и что со временем им суждено слиться в гигантскую чудовищную силу. Время это настало! Однако поныне корабль наш движется вперед главным образом тягой «коренного» левого паруса. Чтобы существенно ускорить ход, следует смелее наполнять свежим, упругим ветром и другой, правый, парус. Важно, видимо, повести более решительную борьбу с «ошколиванием» детей, которое унифицирует личность, поскольку тренирует в основном левополушарную логику. Надо с самых юных лет, пока не произошла еще жесткая специализация мозга, серией педагогических приемов целенаправленно нагружать правое полушарие, шире использовать для этого мир живой природы, музыку, художественные произведения, увлекательные прогулки, общение с меньшими нашими братьями — птицами, зверюшками. Это тем более необходимо, писал основатель первой в нашей стране лаборатории резервных возможностей человека профессор В.В. Кузнецов, что мы крайне мало еще используем врожденную способность ребенка в возрасте от 3 до 6 лет мыслить образно, не знаем механизмов управления этим, нет у нас и апробированных подходов к обучению. Существующая же система образования с ее ранним обучением чтению, письму и счету несправедлива к целой половине человеческого мозга! И коли уж общество наше встало на путь ускорения, то разве не разумно и естественно было бы постараться более полно использовать неистощимые резервы человеческого мозга, в частности правой, чувственной его половины.
( журнал «Здоровье» №8 - 9, 1988 год.)
Ссылка Нарушение Цитировать  
  спонтанов
sashasoa


Сообщений: 12137
13:52 30.09.2015
...Асимметрия мозга, позволяет воспринимать картину мира с двух сторон. Что и называется - мышлением.

МЫШЛЕНИЕ, в психологии—высшая и наиболее сложная формаинтелектуальной деятельности, состоящая в рациональной переработке данных опыта, в процессах установления связей, вскрытия отношений и зависимостей и отличающаяся своеобразным составом,строением и способом функционирования. В ассоциативной психологии процессы мышления отождествлялись с процессами ассоциативного объединения ряда предметных или словесных образов и рассматривались как особый вид ассоциативн. течения представлений. Заслуга вюрцбургской школы (О.КШре, К. Buhler, N. Ach, Messer) заключается в том, что ею были подвергнуты систематическому экспериментальному исследованию процессы М. с целью установить их качественное своеобразие по сравнению с другими психологическими процессами и их несводимость к любым ассоциативным комбинациям наглядных образов. Эти исследования действительно показали ошибочность отождествленияМ. с ассоциативными процессами и самостоятельность этой формы интелектуальной деятельности. ... (Большая медицинская энциклопедия)

МЫШЛЕНИЕ — процесс познавательной деятельности индивида,характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Различаютследующие виды М.: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Выделяют также М.теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное,реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания),продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. М. часто развертывается как процессрешения задачи, в которой выделяются условия и требования. Задача должна быть не только понятасубъектом, но и принята им, т. е. соотнесена с потребностно-мотивационной сферой (см. потребность,мотивация) личности. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не толькоусловиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. М. человекахарактеризуется единством осознанного и неосознанного. Большую роль в мыслительной деятельностииграют эмоции, обеспечивающие управление поиском решения задачи. Продуктом мышления могут бытьцели последующих действий. Исследования целеобразования составляют важный раздел психологии М. иличности. В контексте проблематики совместной деятельности и общения М. изучается в структуремежличностных отношений. М. выступает как интерпретация реакций и движений (см. движенияпроизвольные, движения непроизвольные) другого человека, как трактовка результатов предметных действийчеловека и деятельности в целом, как понимание речевой продукции (устной и письменной) другогочеловека. М. является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру котороговходит понимание себя как субъекта М., дифференциация «своих» и «чужих» мыслей, осознание еще нерешенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме. В настоящее времясчитается доказанным, что словесно-логическое М. является наиболее поздним продуктом историческогоразвития. Онтогенетическое (см. онтогенез) развитие М. ребенка осуществляется в ходе его предметнойдеятельности и общения, освоения общественного опыта. Особую роль играют целенаправленныевоздействия взрослого в форме обучения и воспитания. Наглядно-действенное, наглядно-образное исловесно-логическое М. — последовательные стадии онтогенетического развития М.
( Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.)
Ссылка Нарушение Цитировать  
  спонтанов
sashasoa


Сообщений: 12137
14:13 30.09.2015
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ
- вечная проблема соотношения двух реальностей: 1) реальности, которую человек способен воспринимать при помощи своих органов чувств ("видимого мира") и 2) реальности, принципиально не доступной внешнему опыту людей ("сверхчувственного, скрытого мира"), С разнообразными истолкованиями понятий, входящих в формулировку этого главного мировоззренческого вопроса, сопряжены ответы на многие загадки философии (о смысле жизни, счастье, свободе, истине, субстанции и т. п.). Под "видимым миром" понимают любые явления природы (первозданной или искусственной), физическую телесность человека, знаковую оболочку наших мыслей (слово, жест, граф) и прочие формы существования материи. "Скрытый мир" - законы неживой и живой природы, дух, душа, сознание, мысль, иные сверхчувственные сущности.
Религиозные философы обычно понимают под О. в. ф. следующую серию вопросов: а) скрывается ли за являющимся нам миром порождающая его первопричина (Бог) или есть только посюсторонний мир, несотворенный и вечный; б) если миром правит потусторонняя сила (Бог), то можно ли познать эту силу и в какой мере; в) какого поведения Бог от нас ожидает? Другие мыслители предпочитают более общие и краткие формулировки О. в. ф., например, одну из таких: "Как наше мышление относится к бытию?", "Каково соотношение материи и сознания?", "Как в наших телах взаимосвязаны дух, душа и плоть?". Подразделив сущее на мир идей (прообразов) и мир материальных вещей (образов), Платон одним из первых остро поставил О. в. ф. Вместе с тем далеко не все мыслители в прошлом и настоящем соглашались с необходимостью вычленять О. в. ф. и отправляться от него, как от ядра всей философской проблематики.

Более полное представление об О. в. ф. дает описание трех его важнейших аспектов - онтологического, психофизического и гносеологического. Онтологический аспект О. в. ф. - проблема соотношения сущности ("сокровенного"), явления ("откровенного") и субъективной кажимости. В этом случае речь может идти о любого рода сущности и произвольной сфере ее проявления. Логически возможны такие варианты решения О. в. ф.: 1) есть только чувственные качества, кажимость, но нет никаких объективных "вещей в себе" и сущностей (субъективный идеализм сенсуалистической окраски); 2) за кажимостью могут стоять "вещи в себе", объективные феномены, которые нам еще предстоит познавать в чистом виде (феноменализм); 3) предельных объяснений чувственных данных и стоящих за ними явлений можно добиваться только посредством ссылок на глубинные сущности, открывающиеся нам наружу в форме явлений; "сущность является, явление существенно" (Гегель, эссенциализм); 4) сущность никогда не проявляется полно и совершенно, поэтому феномены (и тем более кажимости) всего лишь намекают нам на бытие недоступной сущности, но принципиально не дают нам о ней истинного знания (символизм); 5) совершенные проявления сущности иногда все же случаются - они открываются избранным людям и транслируются через пророков (профетизм); 6) сущности не прячутся, они всегда проявляются так, что от их проявлений можно истинно умозаключать к им самим (наивный реализм) . Продолжая задавать вопросы о природе сущности (противоречива она или проста, однопорядкова или многопорядкова по своей сложности, имеет ли она пространственно-временные свойства и т. д.), можно далее продолжать список вариантов решения О. в. ф.

Психофизический аспект О. в. ф. - проблема соотношения духа, души и плоти в человеке как целом; данный аспект конкретизирует онтологический аспект О. в. ф., ограничивая изучение соотношения видимого и невидимого миров сферой человеческого тела. Возможны такие варианты: 1) одномерный плотский человек, в котором нет ничего, кроме "материального" (материализм, физикализм); 2) одномерный человек-дух, состоящий исключительно из "духовного" (спиритуализм); 3) двумерный человек состоящий из плоти и души, имеющих между собой массу взаимопереходов (идеализм); 4) дуальный человек, в котором Богом совмещены и скоординированы две независимые друг от друга субстанции - тело и душа (дуализм Декарта); 5) трехмерный человек, состоящий из плоти, души и привходящего "извне" свободного духа; тело - зеркало души, а душа - зеркало духа (модель ап. Павла); 6) психика - эпифеномен, интериоризованные схемы внешних движений организма (бихевиоризм, операционализм). Промежуточные варианты ответов сопряжены с вопросами о вечности или смертности души, о характере взаимоотношения души и оплодотворяющего ее духа, об активности или пассивности души внутри тела, о ее способности или неспособности выходить за пределы своего тела.

Гносеологический аспект О. в. ф. - проблема соотношения человеческого сознания (как "части" души), человеческой деятельности и объективной реальности, независимой от сознания и деятельности человека. Иногда этот аспект упрощают до вопроса о соотношении сознания человека и объективной реальности, существующей до человека и независимо от человечества. Варианты: 1) материалисты полагают, что материя первична, а сознание человека вторично, поскольку сознание является высшим продуктом материи и формой ее отражения; 2) объективные идеалисты отправляются от посылки о генетической первичности объективного мира идей к вторичности мира вещей и субъективного мира человека; 3) абсолютизация субстанциальной роли человеческой практики в производстве окружающего мира и форм общественного сознания характерна для прагматизма, инструментализма, операционализма, некоторых направлений марксизма; 4) субъективный идеализм полагает первичным сознание человека; 5) абсолютизация овеществленной силы знания ("искусственной природы") возвращает человеку и его сознанию объективную обусловленность: человек подчинен продуктам своего творчества (социальным институтам, борьбе классов, объективированному знанию и т. п.); к такому варианту склоняются трансценденталисты; 6) "лингвистический идеализм" пытается вывести "сознание" и "культуру" из природы человеческого языка.

Пересечение между собой выделенных выше основных вариантов О. в. ф. порождает в исторической практике огромное множество философских течений ? школ.
Д. В. Пивоваров (Современный философский словарь. — М.: Панпринт. В.Е. Кемеров. 1998.)
Ссылка Нарушение Цитировать  
  спонтанов
sashasoa


Сообщений: 12137
14:27 30.09.2015



...Вспомним великого философа.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Ronin57
Ronin57


Сообщений: 19902
14:31 30.09.2015
спонтанов (sashasoa) писал(а) в ответ на сообщение:
> Наша Метагалактика расширяется со скоростью света.
quoted1
Быстрее скорости света.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  XXVector
XXVector


Сообщений: 48985
14:37 30.09.2015
Медленнее

Вселенная расширяется со скоростью в 73.8 километров в секунду на каждые 3.26 миллионов световых лет, плюс-минус 2.4 километров, согласно исследованию, опубликованному в Astrophysical Journal.


http://globalscience.ru/article/read/19252/

Другой вопрос, что она ускоряется почему-то
Ссылка Нарушение Цитировать  
  спонтанов
sashasoa


Сообщений: 12137
14:48 30.09.2015
... Ronin57 - Быстрее скорости света.
XXVector - Медленнее. Другой вопрос, что она ускоряется почему-то.
Думаю, что для настоящей темы, это не критично. Факт - Наша Метагалактика расширяется. И здесь можно вспомнить теорию "Супер струн", как наиболее известная. А так же - "Теорию Большого Взрыва".
Можно предположить. Что существование Вселенной - вечно, Метагалактик (в том числе и Нашей) - конечно.То, что я сказал раннее: сообщение 13:20 30.09.2015
"С одной стороны - вечности и бесконечности. С другой - конечности. А посередине - Философия.
Я так образно, понимаю место этой науки.
Асимметрия полушарий головного мозга человека. Имеет прямое отношение к Основному вопросу философии".
Ссылка Нарушение Цитировать  
  спонтанов
sashasoa


Сообщений: 12137
15:27 30.09.2015
...спонтанов; форум: Религия; Тема: Что такое Дух?; 08:18 27.09.2015
...Человек (в том числе и Вы) состоит из двух сущностей. Проявленной - видимое физическое тело с высшей нервной системой, и зависит от этого тела. И не проявленной - которая, может, не зависеть от физического тела. Хотя, и управляется высшей нервной системой, но "чувствует другое измерение Мира". Другими словами - два в одном. Так вот. Последнее называют: самость, альтер эго, дух, .
____________18:44 28.09.2015
...Слово одно. А используется в разных пониманиях и смыслах.
Я говорил не в религиозном понимании духа. Это - отдельная тема для теологов. Повторяю. Дух (душа) человека, эго человека - не проявленная сущность человека. Проявленную, Вы видите каждую секунду. Именно, то что вы Её видите, и есть самосознание. Самосознание, как феномен. Возможен быть, только, в альтернативной парадигме.

...Самосознание, как феномен. Возможен быть, только, в альтернативной парадигме. Что и заложено в асимметрии полушарий головного мозга человека.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  спонтанов
sashasoa


Сообщений: 12137
16:09 30.09.2015
...В массовом сознании философия нередко представляется чем-то весьма далеким от реальной жизни. О философах говорят как о людях «не от мира сего». Философствование в таком понимании — это пространное, туманное рассужде¬ние, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек хотя бы «немножко» — философ, даже если он и не подозревает об этом.
(Философия, Учебник для высших учебных заведений, док. фил. наук В.П.Кохановский, Ростов-на-Дону, "Феникс", 1998 г., стр. 9)

Философия удивительным образом соединяет в себе теоретическое, научное мировоззрение и мироощущение. Такое соединение многим кажется несогласующимся с дифференцированностью современной культуры и науки, их отделенностью друг от друга. Но философия в соответствии со своими принципами не может предать забвению какой-либо из полюсов мирового целого, будь то наука или искусство. Синтез теоретического мировоззрения и мироощущения приводит к новому философскому феномену, миропониманию .

Миропонимание предполагает ценностное, нравственное отношение к целостному миру. Ясно, что без науки такого миропонимания не достичь. Недостижимым окажется оно и при отсутствии чувственно-эмоционального вектора. В миропонимании реализуется всеобъемлющий, насыщенный нравственными компонентами поиск человеком своего собственного смысла, равно как и смысла внешнего мира. Бесстрашная устремленность философии в самые запредельные нравственные дали и безбоязненная готовность к встрече с любым откровением сближают философию с религией. Однако в отличие от религии философия максимально критична по своему существу. Как только появляются догмы, в том числе и религиозные, философы стремятся дистанцироваться от них. Л. Фейербах остроумно сравнивал религию с юношеской любовью (имеется в виду боязнь религии уронить себя познанием, критикой догм), а философию — с супружеской любовью, для которой характерны не только высота чувств, но и зрелость критической мысли.

Миропонимание — непременная составляющая любой развитой философской системы. Чаще всего миропонимание выступает в форме этической части философии. Но есть философское направление, в котором вопросам миропонимания уделяется первостепенное внимание. Такова герменевтика . Герменевтика — это, по определению, философия понимания. Итак, философия — не только теоретическое мировоззрение и не только мироощущение, но и миропонимание.
allrefs.net
Ссылка Нарушение Цитировать  
  спонтанов
sashasoa


Сообщений: 12137
16:25 30.09.2015
...Дамы и господа. Мои посты - информация к размышлениям. Так-как, каждый мыслящий человек хотя бы «немножко» — философ, даже если он и не подозревает об этом.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
18:18 30.09.2015
Основная проблема философии -- избавление ее от психологизма.

Основной вопрос философии - изменяется в течении тысяч лет.

Самоопределение философии - рефлексия над рефлексией (мысль о мысли, мышление о мышлении).

Кант поставил вопрос и ответил на него сам: Что может вообще знать человек? - Другими словами: Не надо ставить вопросов, на которые не может быть ответа.

Кант создал учение - трансцендентальной, или критической, философии, которая соединяет в себе рациональное и чувственное, идеализм и материализм воедино, субъективноне и объективное.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Marinka11
Marinka11


Сообщений: 6934
18:26 30.09.2015
спонтанов (sashasoa) писал(а) в ответ на сообщение:
> Миропонимание — непременная составляющая любой развитой философской системы. Чаще всего миропонимание выступает в форме этической части философии. Но есть философское направление, в котором вопросам миропонимания уделяется первостепенное внимание. Такова герменевтика . Герменевтика — это, по определению, философия понимания. Итак, философия — не только теоретическое мировоззрение и не только мироощущение, но и миропонимание.
> allrefs.net
quoted1


Мы ещё настолько примитивны, что наше МИРОПОНИМАНИЕ можно охарактеризовать притчей - где слепые, трогая разные части слона пытаются рассуждать (философствовать) на что же похож слон - один значит ощупывает и говорит - слон - это такая большая колонна, другой - нет - слон это такой толстый гибкий шланг и т.д.

Вот мы ехали ехали - и приехали - показала наука, что человек не мог от обезьяны произойти (элементарно - даже по набору хромосом)...
Находят останки людей 2х - 5-ти метровых (не знают куда пришпандорить) и много всего интересного - после чего часть трудов можно смело отправлять в топку...
Ссылка Нарушение Цитировать  
  спонтанов
sashasoa


Сообщений: 12137
18:59 30.09.2015
Marinka11 (Marinka11) писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


>
> Вот мы ехали ехали - и приехали - показала наука, что человек не мог от обезьяны произойти (элементарно - даже по набору хромосом)...
> Находят останки людей 2х - 5-ти метровых (не знают куда пришпандорить) и много всего интересного - после чего часть трудов можно смело отправлять в топку...
quoted1
...Скажите. Вы родились такой, какой сейчас являетесь? Если только, "стереть" информацию из Вашей долговременной памяти о прошлых Ваших годах. И оставить сиюминутную (20 минут на форуме). Вы перестанете существовать как личность. Другими словами, Мы Вас потеряем.
Подобные случаи возникают. По разным причинам: травмы, болезни, использование хим. препаратов и др.
То, что Вы хотите бросить в топку - опыт. Прошу, не надо это делать.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Старт
Старт


Сообщений: 396
19:00 30.09.2015
как вставлять видео

ни у кого не работает
Ссылка Нарушение Цитировать  
Следующая страница →К последнему сообщению

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Незарегистрированных: 106
    Пользователи:
    Другие форумы
    Основной вопрос философии и Мы.
    filosofii&quot main question; And we.. Prologue: 09/29/2015 19:42; Forum-Religion; Subject-believers what you think about the other ...
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия