Российский мультфильм и детские страхи ("Haaretz", Израиль)
«Маша и медведь» как будто хороший мультфильм. Но в истории есть скрытое послание, спрятанное под двойным дном. Только девочка, пережившая травму оставленности, могла придумать воображаемого друга-медведя, который предпочел бы жить без нее. Рогал Алфер (רוגל אלפר)
«Маша и медведь» — это прекрасный мультипликационный сериал, для разнообразия не американский, а российский. Эти мультфильмы вполне милы, но в них есть дополнительный слой, мрачный и тяжелый, скрытый под двойным дном. Его могут заметить взрослые, а дети, как обычно, проглотят, не глядя.
Сериал основан на русской сказке: Маша, заблудившись в лесу, попадает к медведю в плен и становится его служанкой, пока не сбегает от него благодаря своей хитрости. В мультсериале Маша — маленькая девочка, которая одна живет в лесу, рядом с железной дорогой, на старой станции Транссибирской магистрали. Как она там оказалась, мультфильм не объясняет.
У нее есть домашние животные — собака, козел и свинья. А в диком лесу живут волки, заяц, еж и белка. Все звери сторонятся Маши, потому что она заставляет их играть в ее игры, которые им совсем не нравятся. А медведь там вроде добродушного деда, который ушел из цирка на пенсию.
Отношения Маши с медведем находятся в постоянном напряжении. Маша хочет играть с медведем, а медведь хочет убежать от нее. Маша пробуждает в нем чувство вины и чувство долга перед ней. И он остается. Он изо всех сил старается порадовать ее, надеясь, что если она будет довольна, то прекратит делать пакости и не будет давать выход своей энергии.
Медведь предпочел бы жить без Маши. Она мешает ему, мешает так же, как и всем другим лесным обитателям. Маша — чужая в этом окружении, которое принимает ее от безысходности — как удар судьбы. Такое впечатление, что Маша очень боится быть брошенной. Ее гиперактивность маскирует этот страх под желание все время играть с медведем и полностью владеть его вниманием. Ее диктаторское поведение служит еще одним примером инфантильности и одновременно дымовой завесой. Медведь хочет уйти, и если Маша отпустит поводок, он исчезнет.
Это не самые принятые отношения между ребенком и взрослым, который несет за него ответственность. Хотя Маша очень веселый на вид трехлетний ребенок, ее гложет страх одиночества. Даже если бы медведь был ее воображаемым другом, такой воображаемый мир не только мил, но и мрачен. И если медведь — ее воображаемый друг, то она придумала его уже после того, как свершилась трагедия — ее бросили.
Посттравматический синдром выражается в том, что воображаемый друг порывается бросить ее (по ее вине, поскольку она невыносима), и тем самым повторить травму. Только девочка, пережившая травму оставленности, может выдумать такого воображаемого друга. И ее героические усилия удержать его, с одной стороны, направлены на исправление, а с другой — разбивают сердце. Почему бы ему не остаться? Она очень славная. Наблюдая за ней, дети встречают свои самые сокровенные страхи. По мере просмотра серий гнетущее впечатление становится все сильнее. Девочка, где же твои папа и мама?
> Эти мультфильмы вполне милы, но в них есть дополнительный слой, мрачный и тяжелый, скрытый под двойным дном. Его могут заметить взрослые, а дети, как обычно, проглотят, не глядя. quoted1
Где-то я читал рассказ американца, побывавшего на детском новогоднем утреннике в СССР. Запомнилась фраза: "- А потом дети стали громко звать Угрюмого Мертвеца..." ("Дед Мороз" = dead morose для англофонов)
Кстати - европейская "Красная шапочка" тоже имеет мрачный и тяжёлый смысл, скрытый под двойным дном: "... голодная девочка предпочла бы съесть пирожки самостоятельно - но знала, что тогда мать придумет ей ещё более страшное наказание, чем одиночное путешествие по лесу, в котором водятся волки..."
Ох..взрослые так любят искать скрытые смыслы. Мои мальчишки заливаются смехом, когда смотрят этот мультик. Какое гнетущее впечатление? Сама его смотрю-приходится. Им уже придраться больше не к чему что ли?
Я в детстве перечитал много сказок и ни в одной русской сказке не видел столько мерзости. Крови и жестокости там тоже хватало через край. Помню эпизод из произведения о каком-то портняжке (чешская сказка), где этот самый портняжка, скрываясь от великана-людоеда, повис на веревке среди трупов, которых злодей развесил на солнышке, чтобы завялились хорошенько. И чтобы найти портняжку среди болтающихся мертвяков, людоед у каждого вырезал кусок мяса. В том числе и у бедного портняжки.
Бредиш штоли? Медведь не животное? Гуфи не живет в квартире и не носит трусов??? А еще вспомнил тупой мультик Губка Боб, Семейка симсонов(точнее непомню), да дафига тупых шизофреничных мультиков...
> Бредиш штоли? Медведь не животное? Гуфи не живет в квартире и не носит трусов??? А еще вспомнил тупой мультик Губка Боб, Семейка симсонов(точнее непомню), да дафига тупых шизофреничных мультиков... > quoted1
Я и говорю ЖИВОТНЫЕ! Медведь животное, Гуфи - собака. Губка Боб - хрень не человеческая)) Симпсоны - полноценная семья.
Маша - это человек. ребенок маленький. живет среди животных. Вот и спрашивают - где её семья и родители? Так понятно?))