Правила форума | ЧаВо | Группы

Культура и наука

Войти | Регистрация
К первому сообщению← Предыдущая страница

МУЗЫКА КАК ФИЛОСОФИЯ

  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
16:40 10.08.2015
) 25·ый ( (25th) писал(а) в ответ на сообщение:
Развернуть начало сообщения


> ) Дитер·Хифтлер ) 2015·07·31 ) 16·26 )
>             А мнение Ницше о Вагнере не портит впечатление от его музыки?
>  
quoted1

Мне вот эта статейка понравилась - не слишком большая, но и не совсем краткая.
перед слушанием Вагнера надо бы прочесть обязательно. А так Вагнер непонятен.
Ну и рподство душ - Ницше и Вагнера... Они думали о лучшем врмемени... Но оно так и не наступило - последовали две опустошительные мировые войны.

Казус Ницше и казус Вагнер в культуре Германии





Рихард Вагнер и Фридрих Ницше — музыканты и мыслители, знаменитые соратники в борьбе за вели­кую культуру будущего в период 1868-1876 годов, довольно быстро утратившие «звездную дружбу» и ставшие своеобразными соперниками (по параметру популярности) как в Германии, так и в мире. Р. Вагнер оценивался Ф. Ницше как квинтэссен­ция современности и своеобразная «точка опоры» не только до 1876 года («шопенгауэровско-вагнеров­ский» период творчества философа), но и до конца жизни: эмоциональное восприятие музыки оставалось прежним, философское истолкование ее значения для немецкой культуры и человечества в целом меня­лось. «Обращение», начатое «Тристаном и Изольдой», завершилось июльским прослушиванием «Мейстер­зингеров» в Дрездене в 1868 году. Последовавшее за посещением оперы личное знакомство с ее автором, находившимся в зените славы, вызвало у Ф. Ницше убе­ждение, что Р. Вагнер воплощает в себе идеальный тип человека, и превратило философа в его восторженного адепта. Об этом говорит тот факт, что молодой базель­ский профессор в качестве друга семьи корректировал и готовил к печати развернутую автобиографию Вагне­ра «Моя жизнь».
У Ницше о Вагнере написано довольно много: от восторженных страниц «Рождения трагедии», когда композитор виделся ему новым Эсхилом в немецком искусстве, до сомнений («Рихард Вагнер в Байройте») и насмешливых парафраз на «музыку будущего» («По ту сторону добра и зла: прелюдия к философии будущего» и «Гибель богов» («Сумерки идолов»)) до резких в своей разоблачительной направленности страниц «Казус Ваг­нер» и компилятивно-утвердительного «Ницше contra Вагнер». Что же касается композитора, то в его литера­турных трудах имя Ницше не упоминается; информа­цию о взаимоотношениях «друзей — врагов» предос­тавляет только эпистолярное наследие.

В начале Ницше и Вагнера сблизили присущая романтизму в целом многомерность гуманитарных дарований и увлечение философией А. Шопенгауэра; стремление к созданию искусства будущего как залога спасения человечества и обращение к греческой тра­гедии как его прототипу. Отправится в Испанию из Перми не составит труда воспользовавшись услугами турфирмы «Лазурный берег». На сайте компании вы сможете подобрать походящий вам тур в любую точку мира.
У Вагнера это выразилось в разработке жанра музыкальной драмы, объединяющей в античном духе композитора и либреттиста в одном лице. Ф. Ницше увидел в искусстве трагедии модель трагедии жизни, рожденную из духа музыки. Идеальная сценическая форма воспринималась мыслителями как результат взаимодействия сил Диониса и Аполлона. Для Р. Ваг­нера уже к концу 1840-х годов доминирующим в этой дихотомии был образ Аполлона — победителя хаоса. В начале 1870-х годов в базельских докладах о гре­ческой культуре Ницше акцентирует образ Диониса, в финале «Рождения трагедии» призывает принести жертву в храме обоих богов, а в позднем творчестве объединяет в многогранном облике Диониса аполлонические и дионисийские качества.
С В произведениях Ницше и Вагнера неоднократно ставилась проблема соотношения государства и куль­туры. Вагнер, апеллируя к роли искусства в греческом обществе, отождествлял процветающее государство и олицетворяющую его культуру. С этих позиций совре­менная Германия выступала для него объектом крити­ки, поскольку синтетическое сценическое искусство, «запатентованное» непревзойденной античностью, имело немного национальных представителей. Этим объяснялся мессианизм Вагнера, многогранно реали­зовавшего идею Gesamtkunstwerk. Вагнер полагал, что Германию не затронули процессы разложения христи­анской культуры, и поэтому эта страна, свободная от воздействия «романского» духа, имеет шансы создать «музыку будущего», в своей идейной основе производ­ную от греческой драмы. Идея Вагнера была оформ­лена в рамках байройтского предприятия; с 1876 года эстетический феномен Вагнера получил государствен­ное, а с момента постановки «священной мистерии» «Парсифаль» — и культовое обоснование.
Мифолого-христианская модель творчества Вагне­ра, построенного на сюжетах из германского средневе­ковья и воспевавшего неразделимость любви и смерти (в «Тристане и Изольде» и «Парсифале»), имела «охра­нительный» характер по отношению к складывавшейся в этот период единой германской империи.
Ницше, поначалу поддавшись обаянию идей и музы­ки наставника, затем «модулировал» в гречески-дионисийскую «трагическую» тональность трактовки проблемы. Причина этого усматривается в растущем разочаровании современной Ницше государственной системой. Обратная пропорция культурного и полити­ческого расцвета только акцентировала для филосо­фа значение французской культуры после проигрыша Франции в войне с Германией в 1870 году. В «Сумерках идолов» Ницше подтверждает свою позицию: «Культура и государство... — антагонисты: «культурное государ­ство» есть только современная идея».
Основой подлинной культуры Ф. Ницше и Р. Вагнер полагали миф. Вагнер первым создал развернутую мифо­логическую систему в немецком искусстве XIX века, начав процесс художественной ремифологизации ХХ века, в который внес свою значительную лепту и Ф. Ницше. По образному выражению Вяч. Иванова, Вагнер «над темным океаном Симфонии. разостлал сквозное златотканое марево аполлинийского сна — Мифа». Ницше видел в Вагнере возвращение к дионисическому герман­скому мифу, позволявшее сокрушить неродные для Гер­мании музыкальные жанры (прежде всего, итальянскую модель оперы) и художественно осуществить герман­ский дар. Вагнер воспринимался началом новой немецкой музыки, развитием традиций Г. Шютца, И.С. Баха, Л. Бетховена, «гармоническим дуэтом высшего дионисийски-аполлинийского искусства».

Мыслителей роднила творческая разработка темы судьбы человеческой личности в современном мире и культ «гениализма», в котором гений противосто­ит толпе, а история человечества выстраивается как полилог гениев. Задолго до Ницше Вагнер заявил о пере­ходной форме современного цивилизованного челове­ка, который занимает промежуточное положение между «сильным первобытным предком и прекрасным челове­ком будущего». Р. Вагнер сделал одним из глав­ных действующих лиц тетралогии «Кольцо нибелунга» национального героя Зигфрида, мужественного и неис­порченного цивилизацией. Герои Ф. Ницше, символизи­рующие Диониса в его различных воплощениях, имели восточное происхождение (Прометей, Заратустра).
Появление «Парсифаля» маркировало разрыв Ф. Ницше и Р. Вагнера. Христианский настрой этого произведения, пронизанного этикой сострадания, и отказ главного героя от активной борьбы, показал отход Вагнера от греческого трагедийного образца и не мог вызвать сочувственного отношения у автора «Антихриста» и «Заратустры».
Разночтения Р. Вагнера и Ф. Ницше в отношении культуры и искусства, религии и государства, расо­вых характеристик были нивелированы исторической судьбой их наследия. Национал-социалистский режим «прочел» культурно-философские положения обоих мыслителей сквозь призму задач тоталитарного госу­дарства и сделал из них инструмент для осуществле­ния планов внутренней и внешней политики. Глубочай­шая привязанность Ницше к Вагнеру как к личности, восхищение его музыкой не изменились в течение его жизни. Разрыв отношений стал жертвой фило­софа на алтаре идеи. Выступив в зрелый творческий период против религии и метафизики, за науку и скеп­сис, Ницше поставил на немецкой духовной сцене спектакль романтического (вагнеровского) самопре- одоления. М. Монтинари справедливо резюмировал поражение антивагнерианской ницшевской тенденции в истории немецкой культуры в 1933 году, когда, «по словам представителей национал-социалистической идеологии, немецкий народ выступил за инстинкт про­тив рассудка, за миф против истории, за германство против европейства и — добавим мы — против Ницше, против Гёте, против истинной немецкой культуры».
Ссылка Нарушение Цитировать  
  спонтанов
sashasoa


Сообщений: 12137
13:54 16.08.2015
...Я воспринимаю музыку как инструмент для своей философии. Впрочем, как и другие виды искусств.
Ссылка Нарушение Цитировать  
  Dieter Hiftler
romulus


Сообщений: 20271
12:10 21.08.2015
спонтанов (sashasoa) писал(а) в ответ на сообщение:
> Я воспринимаю музыку как инструмент для своей философии. Впрочем, как и другие виды искусств.
quoted1

Осталось определить, что понимаете под "музоном".

Wagner vs mass culture, shuffle, bubble-gum, etc.
Ссылка Нарушение Цитировать  
К первому сообщению← Предыдущая страница

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    МУЗЫКА КАК ФИЛОСОФИЯ. Мне вот эта статейка понравилась - не слишком большая, но и не совсем краткая.перед слушанием ...
    MUSIC AS A PHILOSOPHY. > >)·Dieter Hiftler) 2015·07·31) 16·26) > I liked this little article here-not too ...
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия