Собственно а о чем роман то? Если отбросить всякие банальности о любви - или там сатира на СССР. То мало кто ответит на этот вопрос, мне двадцать лет потребовалось на это. Что бы сформулировать ответ на простой казалось бы вопрос. Итак - это роман о власти... Ибо только настоящая власть может защищать таких как Мастер, вознаграждать за любовь и карать всякую несправедливость и подлость... И мы видим три центра силы... Абстрактное добро в лице Га Ноцри , оно не может быть властью - уже по тому что добро и карать не способно. Обычная светская власть человека - представлена Понтием Пилатом... При всей кажущейся силе римского прокуратора Пилат оказывается бессильным спасти Га Ноцри ибо сам находиться в системе и должен следовать правилам - то есть закону... А попытка обойти закон натыкается на противодействие групп влияния - в данном случае первосвященника Каиафы.. Это особенно выразительно если видеть Пилата не в виде не мощного старика как в сериале в исполнении Лаврова а так как написано в Романе - сильного и жестокого, знающего цену и себе и другим... И вот мы подходим к Воланду. Третья сила - это идеал власти. Не скованный ни законами, ни милосердием - но справедливо раздающим каждому по заслугам... И читатель на стороне Воланда... Это конечно не прообраз Сталина - это тот идеал который хочет видеть Булгаков в Сталине... Это его мольба - накажи всю эту шваль.. И воздай по заслугам... Роман писался для Сталина. И я вполне допускаю, прочти Сталин этот роман - он был бы всенепременно напечатан. Может и не напечатан - но оценен его главным поклонником... Почему такой взгляд на роман сейчас как никогда важен, да что бы избавиться от иллюзий на власть... Вот изображают Сталина кровавым упырем - а ведь при пристальном рассмотрении жертв этого кровавого упыря - ну сплошь всякое развесистое дерьмо... Ура большевички, воры и подонки, предатели и вертухаи... Были конечно и невинно пострадавшие... А когда и в какие времена их не было... Даже супер пупер американское правосудие отправляло на электрический стул заведомо не виновных... Как это случилось с Розенбергами... Ну ладно сам Розенберг, он конечно к ядерным секретам отношения не имел - но секреты передавал СССР, а жена вообще была не причем... Но ФБР нужно было что бы Розенберг сдал резидента...
Настоящий художник не пишет для кого-то. В произведении каждый человек видит свое.В романе показано и библейское, в альтернативном варианте, и власть, которая работает на стороне Воланда, и слабая натура людей, но сказать что роман именно вот о чем-то - это значит не понимать замысла Булгакова.
Это как же получается - садится автор - прорабатывает сюжет - вводит тех или иных персонажей, а в случае именно с Мастером и Маргаритой еще и не один раз переписывает - и все как бог на душу положит - без цели без адресата? Ну не бывает так... Другое дело смыслы которые увидит читатель - тут автор бессилен. Хотел написать одно - а получилось другое, да еще читатель на придумывал себе.... Но всегда есть замысел - и есть читатель - к которому прежде всего обращается автор... Другое дело каким он видит этого читателя. Ну вот из воспоминаний знакомого Булгакова - не помню кого... На квартире у Булгаковых читали главы из романа. И уже уходя Булгаков в коридоре спрашивает - ну это уже точно напечатают? Хочется спросить - Булгаков был идиот - и не понимал время в котором жил? Вряд ли. так почему он жил надеждой на публикацию романа... Только в одном случае - в надежде что этот роман прочитает Сталин... Как это было с Тихим Доном Шолохова... Но видать переоценил и свое место в жизни Сталина да и не все что читало НКВД читал Сталин - это просто не возможно... Кстати а НКВД и прочие репрессивные органы показаны карикатурно и совершенно бессильными, в отличии от чиновников... Потому что Воланд это идеал -а Сталин нет. НКВД бессильны против истинных злодеев... Но у желание Булгакова, страстное желание наказания всех этих критиков Латунских и прочей своры бесталанных но дорвавшихся до власти коллег литераторов... Он страстно желает что бы Сталин стал Воландом. И покарал.. Всех, председателей акустических комиссий, Лиходеевых, дядей, домуправов и пр. и пр. Всех кого карает Воланд а Сталин не замечает... Во всяком случае так кажется Булгакову... а вот на счет религиозности - ни какого отношения к религии церкви и пр... Роман не имеет...Городское фентези - как сейчас бы назвали этот жанр...
> Это как же получается - садится автор - прорабатывает сюжет - вводит тех или иных персонажей, а в случае именно с Мастером и Маргаритой еще и не один раз переписывает - и все как бог на душу положит - без цели без адресата? Ну не бывает так.. quoted1
Вы писатель? Борисыч (Борисыч) писал(а) в ответ на сообщение:
> Другое дело смыслы которые увидит читатель - тут автор бессилен. quoted1
> Но у желание Булгакова, страстное желание наказания всех этих критиков Латунских и прочей своры бесталанных но дорвавшихся до власти коллег литераторов. quoted1
А по мне - показано, как из союза писателей изгоняют Писателей, и заранее огорожен роман Мастера, чтоб талант не показал бессмысленность созов писательских.
> а вот на счет религиозности - ни какого отношения к религии церкви и пр... Роман не имеет. quoted1
ну да.И три всадника - фэнтези, и Воланд, и не отбрасывающие тени , и Сам Иешуа, и Пилат - фантазия Булгакова, видимо. Причем описанный Марк Крысобой - копия Лонгина библейского, без отклонений.
1. Драгоценный мой! Брынза не бывает зелёного цвета... Это вас кто-то обманул! 2. ... сказано ведь - осетрина 2 свежести! - Что??? Дорогой мой, милейший! У осетрины бывает лишь одна свежесть - первая, она же последняя!!! 3. Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! 4. Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами всё дадут
Все было кончено, и говорить более было не о чем, Га-Ноцри уходил навсегда, и страшные, злые боли прокуратора некому излечить, от них нет средства кроме смерти. Но не эта мысль поразила сейчас Пилата. Все та же непонятная тоска, что уже приходила на балконе, пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал.
Борисыч, вот в этом отрывке сплетается в одно целое и религиозное и земное.
Вряд ли вы узнали бы Коровьева-Фагота, самозванного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанта, в том, кто теперь летел непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги мастера. На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда неулыбающимся лицом. Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Воландом.
- Почему он так изменился? - спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда. - Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, - ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо с тихо горящим глазом, - его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал. Но сегодня такая ночь, когда сводятся счеты. Рыцарь свой счет оплатил и закрыл!
Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире. Теперь притих и он и летел беззвучно, подставив свое молодое лицо под свет, льющийся от луны.
Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо. Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и косоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное. Теперь Азазелло летел в своем настоящем виде, как демон безводной пустыни, демон-убийца. Себя Маргарита видеть не могла, но она хорошо видела, как изменился мастер. Волосы его белели теперь при луне и сзади собрались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор. Подобно юноше-демону мастер летел, не сводя глаз с луны, но улыбался ей, как будто знакомой хорошо и любимой, и что-то сам себе бормотал.
И, наконец, Воланд летел тоже в своем настоящем обличье, Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь - только глыба мрака, и грива этого коня - туча, а шпоры всадника - белые пятна звезд.