Чем только не занимаются люди! Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны "Мертвые души", построена Волховская гидростанция, совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь "Уйди-уйди", написана песенка "Кирпичики" и построены брюки фасона "Полпред". В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно - как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода. Маленькие люди торопятся за большими. Они понимают, что должны быть созвучны эпохе и только тогда их товарец может найти сбыт. В советское время, когда в большом мире созданы идеологические твердыни, в маленьком мире замечается оживление. Под все мелкие изобретения муравьиного мира подводится гранитная база коммунистической идеологии. На пузыре "Уйди-уйди" изображается Чемберлен, очень похожий на того, каким его рисуют в "Известиях". В популярной песенке умный слесарь, чтобы добиться любви комсомолки, в три рефрена выполняет и даже перевыполняет промфинплан. И пока в большом мире идет яростная дискуссия об оформлении нового быта, в маленьком мире уже все готово: есть галстук "Мечта ударника", толстовка "Гладковка", гипсовая статуэтка "Купающаяся колхозница" и дамские пробковые подмышники "Любовь пчел трудовых".
> Чем только не занимаются люди! Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны "Мертвые души", построена Волховская гидростанция, совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь "Уйди-уйди", написана песенка "Кирпичики" и построены брюки фасона "Полпред". В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно - как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода. > Маленькие люди торопятся за большими. Они понимают, что должны быть созвучны эпохе и только тогда их товарец может найти сбыт. В советское время, когда в большом мире созданы идеологические твердыни, в маленьком мире замечается оживление. Под все мелкие изобретения муравьиного мира подводится гранитная база коммунистической идеологии. На пузыре "Уйди-уйди" изображается Чемберлен, очень похожий на того, каким его рисуют в "Известиях". В популярной песенке умный слесарь, чтобы добиться любви комсомолки, в три рефрена выполняет и даже перевыполняет промфинплан. И пока в большом мире идет яростная дискуссия об оформлении нового быта, в маленьком мире уже все готово: есть галстук "Мечта ударника", толстовка "Гладковка", гипсовая статуэтка "Купающаяся колхозница" и дамские пробковые подмышники "Любовь пчел трудовых". > Классика. quoted1
Жил-был пескарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. "Смотри, сынок, - говорил старый пескарь, умирая, - коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!"
А у молодого пискаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда ни обернется - везде ему мат. Кругом, в воде, все большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может. Да и не понимает: зачем глотать? Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха - в хребет впиться и до смерти замучить. Даже свой брат пескарь - и тот, как увидит, что он комара изловил, целым стадом так и бросятся отнимать. Отнимут и начнут друг с дружкой драться, только комара задаром растреплют.
А человек? - что это за ехидное создание такое! Каких каверз он ни выдумал, чтоб его, пискаря, напрасною смертью погублять! И невода, и сети, и верши, и норота, и, наконец... уду! Кажется, что может быть глупее уды? Нитка, на нитке крючок, на крючке - червяк или муха надеты... Да и надеты-то как? В самом, можно сказать, неестественном положении! А между тем именно на уду всего больше пескарь и ловится!
Отец-старик не раз его насчет уды предостерегал. "Пуще всего берегись уды! - говорил он, - потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пискарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишься - ан в мухе-то смерть!"
Пять копеек... Пробежал веточку.... Тока голые факты по мотивам "Собачьего сердца"... Так уж ругать за червончики русское высшее сословие не след... Например, многие из них совершенно добровольно участвовали в войнах РИ в качестве вольнонаёмных даже простыми солдатами и санитарами... Шариков... между тем, Шариков сделал стремительную карьеру... ну и шо, шо в очистке.... куда партия поставила... Во-вторых, карьеру не с кондачка, а он быстро обучился... тут есть нюанс: и когда высший класс репрессировали и дали низшему право - сразу же довольно много технарей, инженеров и даже ученых вышло из самых низов... вывод: высшее сословие препятствовало обучению народа... И когда Шариков попёр против профессора вообще-то он был в своём праве, так как имел уже совершенно другой статус... правовой статус участника нового правящего класса, что на тот момент было выше статуса профессора... Гипофиз... это видимо то самое наше сознание и наши животные инстинкты, которые никому не удавалось изменить никогда... Об этом много пишут...
М-да... а почему нихто не упоминает Швондера?.. Фигура не менее колоритная чем профессор и Шариков.. более того, даже Булгаков сделал его ключевой фигурой конфликта пьесы...
> Ronin57, Я же говорю - восприятие... тут уж ничего не поделаешь... Как оно сложилось в 88 году - а вот у меня то переосмысление произошло - перечитал я многое и совсем по другому посмотрел на книги в которых было все ясно... Вам - настоятельно рекомендую как бы встать на место рабочего в 27 году - скажем на строительстве Уралмаша... Почитать как кто там жил и что получал... Кстати - за голодомор товарищи ответили конкретно - своими жизнями. наложите партийных чинуш на районы где сверепствовал голод в 33 и всех найдете в растрельных списках... 37... эти партийные ченуши и стали голавными жертвами большой чистки - по большей части бывшие троцкисты - ура большевички - без образования и умения руководить - но полные революционной фразой - швондеры поо булгаковски... Неурожай был везде а голод только кое где... Украинские начальничики все пошли под расстрел - которые ради отчета свой народ обрекли умирать с голоду... А в других местах - учли не урожай и все ради отчета не выгребли. Почитайте - изучите тему так сказать все сторонее - тем более архивы нынче открыты... quoted1
Я понимаю Вашу точку зрения, Вы ищете оправдания везде.И это - хорошо.Обвинений любой наковыряет, даже без усилий. Но поймите и мою точку зрения. Я не ставлю в вину ни расстрелы, ни голод, ни однопартийность.Во все времена жизнь не стоила ничего, были везде и катаклизмы и перегибы и вопиющие несправедливости. СССР был ничем не хуже, чем другие страны, где-то превосходили, где-то отставали. То, что я ставлю в вину компартии - это плохую жизнь народа при огромных количествах ресурсов.Второе - партия предала свою страну и сейчас почти в полном составе находится у власти. Так что насчет восприятия Вы правы, но есть еще и результаты деятельности, а с этим не поспорит никто.
> Давно собирался написать. Повесть талантливо написана, спору нет. И фильм талантливо поставлен, и актеры замечательно сыграли. Но... Почему всегда после него остается неприятный осадок на душе? Талантливый и хороший - разве это одно и то же? Я вот думаю, что нет. > Сначала вспомним, когда был снят фильм. Аккурат перед развалом Советского Союза. Значит был заказ. В чем смысл фильма и повести? А в том, что, по мнению авторов, из простого человека никогда не выйдет ничего хорошего, сколько не старайся. Что эта "подлость" заложена уже в генах, или как там в повести - в гипофизе. Это не может у порядочного человека не вызвать возмущение. Напротив, недалекий обыватель тут сравнивает себя с профессором Преображенским, а оппонента - с Шариковым. Очень даже удобно. > А если попробовать посмотреть на героев повести и фильма не с точки зрения авторов, а как бы со стороны? Получается совсем иная картина. И так, профессор Преображенский. В труднейшее для страны время он работает на дому. Как он говорил: "живу и работаю в семи комнатах". А работает исключительно с богатыми и высокопоставленными клиентами. Но никак не в клинике, или тем более в госпитале. Хотя страна нуждается во врачах. Потому, что ему лично это не надо. Преображенский гордится тем, что любит оперу и вкусную пищу. Но не желает поделиться даже малым с бедствующими, на них он смотрит свысока, дескать, сами виноваты. А самое главное - учитывая его характер, вызывает глубокое сомнение тот факт, что Преображенский вырезал гипофиз с мертвого Клима Чугункина, ведь для этой цели гораздо лучше бы подошел живой. Итак, в Москве 1920-х живет странный профессор, который презирает окружающих и занимается вивисекцией.
> Клим Чугункин. Известно, что у больного человека портится характер. А если была операция на мозге? Он вообще себя плохо контролирует. А над ним измываются и потешаются, что он некультурно ведет себя за столом. А кто он? Что за личность? Это никого не интересует. Люмпен, Шариков - и все. И хотя его выставили в самом неприглядном виде, у меня к нему больше симпатий, чем к маньяку-профессору. > Была у меня мысль - написать рассказ, повесть, с теми же героями, но с другой точки зрения. И план прикинул, и вроде бы все неплохо. Блин, литературного таланту не хватает, красоты слога. > quoted1
На мой взгляд, это не фашизм, а попытка узаконенной (морально) сегрегации. Которая в конце концов удалась - люди отличные от большинства (но за счёт которого живут) считают себя хозяевами жизни. Хотя ни кто из них совершенно не значимы в масштабах страны. Парадокс...
>> Давно собирался написать. Повесть талантливо написана, спору нет. И фильм талантливо поставлен, и актеры замечательно сыграли. Но... Почему всегда после него остается неприятный осадок на душе? Талантливый и хороший - разве это одно и то же? Я вот думаю, что нет. >> Сначала вспомним, когда был снят фильм. Аккурат перед развалом Советского Союза. Значит был заказ. В чем смысл фильма и повести? А в том, что, по мнению авторов, из простого человека никогда не выйдет ничего хорошего, сколько не старайся. Что эта "подлость" заложена уже в генах, или как там в повести - в гипофизе. Это не может у порядочного человека не вызвать возмущение. Напротив, недалекий обыватель тут сравнивает себя с профессором Преображенским, а оппонента - с Шариковым. Очень даже удобно. >> А если попробовать посмотреть на героев повести и фильма не с точки зрения авторов, а как бы со стороны? Получается совсем иная картина. И так, профессор Преображенский. В труднейшее для страны время он работает на дому. Как он говорил: "живу и работаю в семи комнатах". А работает исключительно с богатыми и высокопоставленными клиентами. Но никак не в клинике, или тем более в госпитале. Хотя страна нуждается во врачах. Потому, что ему лично это не надо. Преображенский гордится тем, что любит оперу и вкусную пищу. Но не желает поделиться даже малым с бедствующими, на них он смотрит свысока, дескать, сами виноваты. А самое главное - учитывая его характер, вызывает глубокое сомнение тот факт, что Преображенский вырезал гипофиз с мертвого Клима Чугункина, ведь для этой цели гораздо лучше бы подошел живой. Итак, в Москве 1920-х живет странный профессор, который презирает окружающих и занимается вивисекцией.
>> Клим Чугункин. Известно, что у больного человека портится характер. А если была операция на мозге? Он вообще себя плохо контролирует. А над ним измываются и потешаются, что он некультурно ведет себя за столом. А кто он? Что за личность? Это никого не интересует. Люмпен, Шариков - и все. И хотя его выставили в самом неприглядном виде, у меня к нему больше симпатий, чем к маньяку-профессору.
>> Была у меня мысль - написать рассказ, повесть, с теми же героями, но с другой точки зрения. И план прикинул, и вроде бы все неплохо. Блин, литературного таланту не хватает, красоты слога. >> quoted2
>На мой взгляд, это не фашизм, а попытка узаконенной (морально) сегрегации. Которая в конце концов удалась - люди отличные от большинства (но за счёт которого живут) считают себя хозяевами жизни. Хотя ни кто из них совершенно не значимы в масштабах страны. Парадокс... > quoted1
Так.... Назови мне людей значимых в масштабах страны?
>>> Давно собирался написать. Повесть талантливо написана, спору нет. И фильм талантливо поставлен, и актеры замечательно сыграли. Но... Почему всегда после него остается неприятный осадок на душе? Талантливый и хороший - разве это одно и то же? Я вот думаю, что нет. >>> Сначала вспомним, когда был снят фильм. Аккурат перед развалом Советского Союза. Значит был заказ. В чем смысл фильма и повести? А в том, что, по мнению авторов, из простого человека никогда не выйдет ничего хорошего, сколько не старайся. Что эта "подлость" заложена уже в генах, или как там в повести - в гипофизе. Это не может у порядочного человека не вызвать возмущение. Напротив, недалекий обыватель тут сравнивает себя с профессором Преображенским, а оппонента - с Шариковым. Очень даже удобно. >>> А если попробовать посмотреть на героев повести и фильма не с точки зрения авторов, а как бы со стороны? Получается совсем иная картина. И так, профессор Преображенский. В труднейшее для страны время он работает на дому. Как он говорил: "живу и работаю в семи комнатах". А работает исключительно с богатыми и высокопоставленными клиентами. Но никак не в клинике, или тем более в госпитале. Хотя страна нуждается во врачах. Потому, что ему лично это не надо. Преображенский гордится тем, что любит оперу и вкусную пищу. Но не желает поделиться даже малым с бедствующими, на них он смотрит свысока, дескать, сами виноваты. А самое главное - учитывая его характер, вызывает глубокое сомнение тот факт, что Преображенский вырезал гипофиз с мертвого Клима Чугункина, ведь для этой цели гораздо лучше бы подошел живой. Итак, в Москве 1920-х живет странный профессор, который презирает окружающих и занимается вивисекцией.
>>> Клим Чугункин. Известно, что у больного человека портится характер. А если была операция на мозге? Он вообще себя плохо контролирует. А над ним измываются и потешаются, что он некультурно ведет себя за столом. А кто он? Что за личность? Это никого не интересует. Люмпен, Шариков - и все. И хотя его выставили в самом неприглядном виде, у меня к нему больше симпатий, чем к маньяку-профессору.
>>> Была у меня мысль - написать рассказ, повесть, с теми же героями, но с другой точки зрения. И план прикинул, и вроде бы все неплохо. Блин, литературного таланту не хватает, красоты слога. >>> quoted3
>>На мой взгляд, это не фашизм, а попытка узаконенной (морально) сегрегации. Которая в конце концов удалась - люди отличные от большинства (но за счёт которого живут) считают себя хозяевами жизни. Хотя ни кто из них совершенно не значимы в масштабах страны. Парадокс...
Пьяный джедай, ну вот вы и исчерпывающе подвели итог дискуссии. Все верно. Все так и есть...Социальная сегрегация и есть фашизм. И все же феномен художественного произведения не вмещается в готовые рамки... И покуда спорим о Собачем сердце, Мастере и Маргарите, Дон Кихоте и Павке Корчагине - значит живы эти произведения... И каждый раз - новый читатель открывает в этих произведенияъх новое... Это и есть жизнь...И в этом смысл литературы...
> granychar, Спасибо за пост... И так потихоньку приходим к мысли - что все же Собачее сердце не такое уж однозначное произведение и при пристальном рассмотрении черти то и вылазят. Спасибо, значит не я один такой... > quoted1
Черти "вылазят" не из произведения, а из Ваших голов, которые не способные его осилить в полной мере! Шариковы и их потомки читают про... Шарикова Конечно, для вас все будет "неоднозначно", мягко говоря.