Правила форума | ЧаВо | Группы

Культура и наука

Войти | Регистрация

пилотируемая космонавтика, перспективы РФ

Dicki
1 1215 02:00 18.04.2013
   Рейтинг темы: +1
  Dicki
Dicki


Сообщений: 6131
В канун 12 апреля президент РКК «Энергия» Виталий Лопота поделился планами с читателями «Труда»

У этого предприятия особое место в истории. В фантастическом «гагаринском» проекте более полувека назад усилия сотен предприятий, НИИ и КБ венчало секретное в то время Особое конструкторское бюро №1 (ОКБ-1) в подмосковных Подлипках. Здесь были созданы первые в мире межконтинентальная ракета, искусственный спутник Земли, пилотируемый космический корабль. Сюда я и приехал в апреле 2013-го, накануне Международного дня космонавтики.

И сегодня мощная корпорация «Энергия» является одним из крупнейших в мире ракетно-космических центров. Трудовой день его нынешнего руководителя длится нередко 12–14 часов. На письменном столе в небольшом кабинете, где работал еще легендарный Сергей Павлович Королев, стоят макеты ракет и кораблей. Сбоку – деревянный ящичек, похожий на сигарный. «Сигары?» Лопота открывает крышку: там в строгом порядке – миниатюрные модели блоков ракетных ступеней. Несколько движений – и собрана модель носителя. Добавили блоков – появился второй вариант… Именно так будут выглядеть сверхмощные ракеты-носители XXI века.

О целеустремленности Лопоты мне рассказал один из конструкторов «Энергии», работающий на предприятии более 40 лет. А ему есть с кем сравнить:

– Знаете, я словно вернулся в 60-е. Это человек-вулкан: генерирует идеи, решает сложнейшие задачи. Он видит конструкцию насквозь. Инженер от бога, досконально знает производство, вникает в мельчайшие технические детали. В то же время масштабно видит проблемы космонавтики, задачи завтрашнего дня...

Впрочем, слышал о Виталии Александровиче и другое: упрямый, резковатый, излишне принципиальный. Третье – о том же самом, но другими словами: ни перед кем не прогибается, говорит то, что думает, а интересы дела всегда ставит на первое место. Такими были родоначальники нашей космонавтики – Королев, Глушко, Мишин... Тем интереснее узнать мнение Лопоты о сегодняшних проблемах отрасли. И здесь никуда не деться от сравнений «тогда» и «теперь».

Наша сверхтяжелая ракета за четверть века не устарела

Разговор начался с вопроса о судьбе замечательной отечественной ракеты сверхтяжелого класса «Энергия», одной из самых мощных в мире. Напомню читателям: она могла выводить на низкую околоземную орбиту колоссальный полезный груз – до 105 тонн. Дважды – в 1987–1988 годах – поднималась в космос. Не имела конкурентов (от аналогичной ракеты «Сатурн-5» американцы отказались еще в середине 1970-х). Старты свидетельствовали о блестящем успехе наших конструкторов и ученых. Но в начале 1990-х программа «Энергия – Буран», которая обошлась стране в 20 млрд еще тех долларов, была закрыта.

– Совершена ошибка, – резюмирует Лопота. – Ни при каких обстоятельствах нельзя отправлять на свалку такие достижения. Программу закрыли в 1993-м. Тогда на самарском заводе «Прогресс» и на Байконуре в различной стадии готовности находились еще пять ракет «Энергия». Два полностью собранных носителя хранились на космодроме. Но после обрушения крыши монтажно-испытательного корпуса в мае 2002 года они превратились в груду металлолома. А как не жалеть об утраченной производственной базе на заводе «Прогресс», где изготавливали мощную кислородно-водородную вторую ступень «Энергии»? Это непростительное варварство, нанесшее серьезный ущерб отечественному ракетостроению.

– Не устарела ли «Энергия» сегодня, спустя 25 лет после ее первого старта?

– Нет. Конечно, технологии обновляются, но принципиальная схема меняться не должна.

Модернизированная «Энергия» отвечала бы требованиям времени даже лучше, чем создаваемые новые носители. Некоторые разработанные для «Энергии» технологии весьма эффективно используются и сейчас. Я имею в виду блоки «А» первой ступени, оснащенные самыми мощными в мире ракетными двигателями РД-171. Этот двигатель используется в модифицированном варианте РД-171М на современной ракете-носителе типа «Зенит», в том числе эксплуатируемой в проекте «Морской старт». Эти же инженерные решения применяются и в двухкамерном двигателе РД‑180, которые покупают у России американцы для ракет «Атлас-5», а также при создании РД-191.

– Если ракета настолько опередила время, что и в ближайшие 10–15 лет ее модернизированный вариант дал бы мощный импульс развитию российской космонавтики, почему вы не ставите вопрос об использовании таких сверхтяжелых носителей? Потеряна документация? Надо начинать все с нуля?

– Все есть. Используя имеющейся задел по ракете «Энергия», можно уже через 4–5 лет после начала работ создать носители и тяжелого, и сверхтяжелого класса с наилучшими характеристиками, отвечающими потребностям мирового рынка. Этот вопрос я регулярно ставлю с июля 2007 года, когда пришел работать в РКК «Энергия». Если б тогда приняли решение, новая ракета уже могла бы доставлять на орбиту тяжелые спутники. Но решения нет до сих пор…

– А для нового корабля такая ракета подойдет?

– Давайте посмотрим самый простой вариант – лунный. Какой полезный груз надо будет вывести на околоземную орбиту? Стартовая масса всего лунного экспедиционного космического комплекса – около 120 тонн, если будет использована однопусковая схема. Необходимо создание ракеты с грузоподъемностью при доставке на околоземную орбиту 130–150 тонн.

Но можно вывести в космос такой комплекс по частям и на орбите их состыковать. Полезную нагрузку предлагаемой ракеты в этом случае мы определили в 75 тонн – с некоторым запасом. Все ракетные элементы прошли летные испытания и летают сегодня. Значит, к 2017 году, когда будет готов к испытаниям пилотируемый транспортный корабль нового поколения, модернизированная ракета для него могла бы стоять на старте. Но это возможно только в том случае, если решение по ее созданию будет принято в ближайшее время.

По соотношению массы выводимого на орбиту полезного груза к стартовой массе носителя самые лучшие показатели в мировом ракетостроении были достигнуты у «Энергии». Она по этим характеристикам значительно превосходит российские эксплуатируемые и вновь создаваемые ракеты-носители. Кроме того, ни у одной из этих ракет не хватит грузоподъемности для отправки нового корабля к Луне и в дальний космос. У самой мощной из них потолок – доставка полезного груза в 25 тонн на низкие околоземные орбиты, причем уступает она и по ряду других параметров.

Новый корабль: к Луне полетят четверо

Виталий Александрович показывает цветные рисунки корабля нового поколения, над которым работают в РКК «Энергия». Он очень отличается от нынешних «Союзов». Максимально возможный экипаж – не три космонавта, как сейчас, а шесть-семь. При полетах к Луне – четверо. Кабина просторная: 18 кубометров. К кораблю можно пристыковать специальные отсеки. Для сравнения: свободный объем в спускаемом аппарате нынешнего «Союза» – всего 2,5 кубометра, а в бытовом – 4. Стартовая масса корабля нового поколения – около 20 тонн, а «Союза» – 7 тонн, втрое меньше.

Проектируются различные модификации: корабль для полетов на околоземную орбиту, на окололунную, специальный – для ремонта космических аппаратов. Есть беспилотный вариант корабля для сбора мусора – сведения с орбиты отслуживших свой срок или неисправных спутников, крупных фрагментов.

– А это, – открывает отдельную папку Лопота, – коммерческий проект. Корабль, предназначенный для туристов, а также выведения спутников, оказания транспортных услуг.

Возвращаемый аппарат нового корабля будет многоразовым, его предполагается запускать в космос 10 раз. А приземляться он будет в 10 раз точнее «Союза» за счет использования новой системы наведения и парашютно-реактивной системы посадки.

Основная задача корабля – полеты к Луне (хотя и обслуживание орбитальных станций тоже входит в круг задач). Для путешествия к ночному светилу и возвращения на Землю предусмотрен дополнительный запас топлива. Потребовалось разработать более мощную теплозащиту. Внесены существенные изменения в бортовой радиокомплекс: связь с Землей на всех участках полета до удаления на 400 тысяч километров должна быть надежной.

Этот корабль в перспективе сможет пригодиться и при отправке экспедиций на Марс и на астероиды. Например, как челнок для обслуживания на околоземной орбите межпланетных комплексов: доставлять на них экипажи с Земли, а после завершения экспедиции переправлять космонавтов с околоземной орбиты на родную планету.

Работа по созданию корабля идет по графику. Изготовлены 17 аэродинамических уменьшенных моделей возвращаемого аппарата и проведены их испытания в аэродинамических трубах. Подверглись серьезным проверкам в мощных термобарокамерах 250 образцов теплозащитных материалов.

МКС: что будет после закрытия станции?

Глава корпорации увлеченно рассказывает о том, как будет идти освоение околоземного пространства и дальнего космоса в ближайшие годы, через 10 лет, через 20… К Международной космической станции (МКС), на которую уже израсходовано всеми участниками проекта 120 млрд долларов, присоединятся российские модули: сначала – многоцелевой лабораторный модуль «Наука» (2013 год), затем – узловой модуль с шестью стыковочными агрегатами (2014 год), далее – научно-энергетический модуль (2017–2018 годы). Специалисты говорят и о необходимости запуска второго научно-энергетического модуля.

А что будет, когда МКС завершит свою работу? Это может произойти в период между 2020 и 2028 годами. РКК «Энергия» подготовила предложения по созданию самостоятельной российской орбитальной базы на низкой околоземной орбите с использованием трех модулей МКС – двух научно-энергетических и узлового. Зачем нужна такая база? Например, для создания международного космического порта. А без него нечего думать об освоении Солнечной системы и ее ресурсов. На этой же базе можно было бы осуществлять сборку и обслуживание межпланетных комплексов. Дела далекого будущего? Но специалисты РКК «Энергия» обязаны смотреть на десятилетия вперед, чтобы с учетом перспективы оснащать сегодняшние новые модули и точнее определять вектор развития космонавтики.

В недалеком будущем в инфраструктуре МКС появится свободно летающий на некотором расстоянии от нее технологический корабль-модуль «ОКА-Т». Это прообраз первого промышленного цеха на околоземной орбите. Здесь будут проводить исследования и получать новые материалы (в том числе и лекарства) с такими свойствами, которые недостижимы на Земле. На самой станции такое производство невозможно из-за микрогравитации и постоянных вибраций. А в свободно летающем беспилотном корабле-модуле условия идеальны. Раз в полгода «ОКА-Т» сможет пристыковываться к МКС. Космонавты будут загружать бортовые установки новым сырьем и забирать готовую продукцию.

Другой интересный проект связан с использованием раскладываемых на орбите модулей, создаваемых на основе трансформируемых конструкций. При запуске они занимают очень мало места, они легки. А в космосе модули раскладываются, образуя просторные герметичные отсеки. В РКК «Энергия» уже проводились испытания многослойных мягких стенок такого модуля. Они выдерживают удары микрометеоритов или небольших частиц космического мусора лучше, чем корпус спускаемого аппарата корабля «Союз».

РКК «Энергия» совместно с Центром Келдыша и в кооперации с предприятиями Роскосмоса и Росатома участвует в проектных работах по транспортно-энергетическому модулю на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса. У ядерной энергетики в космосе хорошие перспективы.

Звездный дом в окрестностях Луны

Но самый сенсационный, на мой взгляд, и вполне реальный проект – создание посещаемой платформы в окололунном пространстве. Тема, обсуждаемая сегодня на международном уровне. Такая платформа, состоящая из герметичных обитаемых модулей, позволит отработать ключевые технологии и операции по обеспечению деятельности человека в дальнем космосе. Речь идет, в частности, о радиационной защите, проведении маневров в окололунном пространстве, использовании роботов на поверхности Луны, Марса, астероидов. Специалисты «Энергии» надеются, что этот проект будет реализован в ближайшем будущем.

– Без создания пилотируемых космических кораблей и станций, обеспечивающих непрерывное пребывание человека за пределами Земли, невозможно освоение планет и тел Солнечной системы, – подытоживает беседу Виталий Лопота. – И здесь наша страна пока занимает лидирующую позицию. По ряду направлений в непилотируемой космонавтике Россия, к сожалению, отстает. Но это следствие развала в 90-х. Ломать – не строить... Надеюсь, мы не будем повторять ошибок прошлого. Денег на космонавтику сегодня выделяется государством достаточно. Главное – с умом, эффективно их расходовать.


Виталий Головачев, обозреватель "Труда"
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  
  OlegB
OlegB


Сообщений: 100
18:17 22.09.2013
В пилотируемой космонавтике перспективы у РФ положительные.
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    пилотируемая космонавтика, перспективы РФ
    manned space program, the prospects of the Russian Federation. On the eve of April 12 the President of RSC Energia Vitaly Lopota shared his plans ...
    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия