Тема взаимоотношений церкви и большевиков действительно сложная и именно поэтому её следует исследовать как можно глубже, отрешившись от стереотипов. Что мы имеем? Имеем исторические факты жёсткого противостояния коммунистической и шире социалистической идеологии религии вообще. Противостояние быстро переходило из сферы салонных споров в плоскость давления и репрессий. Это было и в Парижской коммуне и в СССР.
Противостояние было обусловлено конкуренцией за мировоззренческую платформу при построении нового общества. Религии воспринимались как элемент старой системы, как одна из опор королевского-царского режима. А сам этот режим понимался как отжившая форма, не обеспечивающая торжество свободы и справедливости, что было во многом верно. Другое дело, что и социалистические формы не достигли этих идеалов на практике в полной мере, но это уже другая тема.
Я здесь пытаюсь сказать, что значительная часть столкновения была обусловлена вещами социальными и политическими, поскольку религия сама изменила своему назначению и стала инструментом предшествующей системы власти. Это было ярко заметно и во Франции, и в императорской России.
Но что же с мировоззрением. Итак, коммунизм устремлён на строительство нового общества, новых общественных отношений. Но не просто через изменение системы отношений, а через изменение человека. Вот тут и происходит столкновение мировоззренческих платформ.
Христианство как раз предлагает изменение мира через внутреннее преображение человека. Онтология человека в переложение на экклезиологию в христианстве чрезвычайно глубока и основана на опыте как Откровения, так и аскетической практики.
Коммунизм, на мой взгляд, не предлагает такой глубокой системы понимания человека, сводя его проявления по-преимуществу к системе отношений, сам человек зачастую понимается как продукт общественных отношений. Это исходит из особенностей немецкой классической философии, из которой и появляется диалектика, ставшая основой системы философской мысли коммунистических авторов.
Но где мы видим в коммунизме слабость с точки зрения христианской антропологии, там начинается его сила в области понимания общественной и политической жизни. Рассказывать это долго и сложно, поэтому зафиксируем лишь чрезвычайно высокую эффективность на практике диалектических подходов. Мощь переустройства общества, мобилизации его на великие свершения в СССР была поразительной. Теперь нам и не снится такой подъём духа, через который страна была преображена и выведена на самый передовой мировой уровень.
Заметим, что реализация идей социализма и коммунизма в разных странах были различны. Почему именно в СССР стали возможны такие успехи? И здесь мы обязаны обратиться к тому культурному слою, который питал новую политическую идеологию - к русской христианской культуре, формировавшей русский национальный характер. Вот тут надо искать истоки русского коммунизма, атеизма, чрезвычайный запрос на волю и справедливость. На эту тему предлагаю работу Н.А. Бердяева "Истоки и смысл русского коммунизма". Он глубоко анализирует там эти вопросы.
Итак, пропуская разбор этой работы, сообщу некоторые выводы. Русский коммунизм весьма органично исходит и из русского национального характера и из мотивов православного аскетического мировосприятия. Для людей религиозно грамотных очевидны вполне религиозные формы, представленные в СССР. Это и святые, и мощи, и соборы, священные книги, и апостолы, и мученики и пр. Чрезвычайный мессианский дух, выраженный в идее мировой революции, а потом интернационализма, тоже из набора религиозных форм.
Коммунизм в России необходимо опёрся на религиозную основу в духе народа, использовав эту энергию для великих свершений. Но драма коммунизма оказалась в том, что он недостаточным образом подпитал эту самую основу для дальнейшего роста и тем самым предрешил угасание. Далее уже идёт сплошная метафизика...
Драма противостояния религии была исторически неизбежна и необходима ввиду плотнейшей связки Русской Церкви с прежними культурными и государственными формами, что было пороком религии. Коммунизм же бросился в построение своей, новой, светской религии, в чём также был нелеп и неестественнен.
Религия должна быть религией, а политическая идеология - инструментом.
Сегодня пришло время переосмысления во взаимоотношениях этих двух материков. Мне думается, что в новых мировых и общественных условиях коммунизм и Православие вполне могут и должны быть союзниками против их общего врага - мертвящего либерализма. Собственно, есть даже не вполне удачная попытка соединения христианства и социализма в латинской Америке в виде "теологии освобождения". Думается, что Православие, в виду его большей глубины и опыта преображения культурных форм, способно дать совершенно превосходящий образчик христианского социализма, как формы совершенной борьбы против зла во всех его формах: от духовных до социальных и политических.
"Педераст забавляется, или О том, как православный архиепископ растлевает белорусских подростков
Епископ Барановичский Василий беседует с бывшим прислужником архиепископа Пинского и Лунинецкого Стефана (Игоря Корзуна) Епископ Василий: Андрей (имя изменено, но в адрес Святейшего Патриарха Кирилла и Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко мы высылаем текст без изменений), сколько вам было лет, когда вы начали прислуживать у епископа Стефана? Андрей: Шестнадцать лет, почти шестнадцать. Мать моя ходила к нему на службы. Раньше была чуть не почитательницей Стефана – какой владыка, какой добрый, ну, прямо живой святой! Ну, я и начал прислуживать. Начал присматриваться к Стефану. Поразило человекоугодие Стефана, развитое в фантастических размерах. Это потом я выучил у святого Игнатия (Игнатия Брянчанинова – Е.В.), что развитое человекоугодие с блудной страстью и гневом есть признак прельщения, прелести. А тогда я о прелести и не слышал. Тогда и посоветоваться было не с кем. А Стефан начал крутить со мной любовь. Я не заметил, как попался. Епископ Василий: И как это было? Андрей: В конце богослужения все прислужники брали у Стефана благословение. Кого-то он отпускал, кто-то задерживался. Начал он меня задерживать. То митру его отнести, то еще что. В общем, когда все расходились, он и давай меня лапать… Епископ Василий: Архиепископ Стефан не считает, что он совершал грех. Поэтому, пожалуйста, подробно вспомните, как это происходило. Вы уходили из церкви в епархиальное управление, несли митру, клобук или крест с панагией, поднимались на второй этаж, шли по коридору, на столике около входа в кабинет И.П.Корзуна оставляли принесенное. Вы или там ждали владыку или возвращались вниз. В какой-то момент вы встречали епископа. Что было дальше? Андрей: Подходил к епископу взять благословение. Когда рядом не было людей, вместо щеки он подставлял губы, это чтобы я его ###еловал в губы. А так как я не хотел, Стефан сам лез целоваться. Сначала на этом и кончалось. Потом это стало надолго затягиваться… Епископ Василий: А сколько времени? Андрей: Иногда полчаса, иногда около часа. Стефан завлекал меня в свою келию или зал, ну и давай… Мацает, целует взасос, сует язык свой мне в рот… 2 Епископ Василий: Вы считаете это грехом? Андрей: Конечно. В Почаево мне за это епитимию дали. Епископ Василий: Епископ Стефан калечил детскую психику, привязывал к себе детей и приучал их к содомии. А когда дети сопротивлялись – бил их. А дети ведь пришли в Церковь, а не к нему лично. Православие подменяется изощренным язычеством, но выдает-то себя за Православное Христианство, и носитель этого псевдоправославия – епископ, а ныне архиепископ… Что это? Николаитская ересь? Обмирщение? Хулиганство? Любой ответ не умалит зловещей деятельности архиепископа Стефана. Андрей: Прелесть это. Я так считаю. Епископ Василий: А почему вы ушли от епископа Стефана? Андрей: Стефан начал брать меня на приходы. Обычно мы (иподиаконы – Е.В.) приходили утром и выезжали. Как-то Стефан сказал, чтобы я остался ночевать в епархии, выезжать надо рано. Я остался. Когда лег на диван, пришел Стефан, начал приставать, полез ко мне в постель. Мне это так […], что я не выдержал, сказал, пусть слазит с меня, иначе я обращусь в милицию. Утром пошел домой. Месяц я не ходил к Стефану, потом пришел, поговорил с ребятами. Они сказали, что Стефан про меня говорил, что священника из меня не получится, ну и такое… То есть мне не нужно приходить прислуживать. Вот и все… P.S. Епископ Василий: Однажды я спросил епископа Стефана, как он вообще дерзает священнодействовать в смертных грехах и грехах, вопиющих об отмщении к Небу. Владыка невозмутимо ответил, что «в Белорусском Экзархате он еще не самый худший епископ». Возможно, так оно и есть. Но ко Христу и Его Церкви такие «епископы» имеют отношение сродни Иуды, бывшего Апостола Господа нашего Иисуса Христа… 17 августа 2009 г". http://belpat.narod.ru/stefped.pdf
>> Атеисты их и сочинили. Так же, как взрослые сочиняют сказки для детей. quoted2
> > Павел,что ль с Андреем и Петром и иже с ними были атеистами? quoted1
Петр и Андрей - экзальтированные безграмотные рыбаки, которым можно вешать любую лапшу на уши, так что они просто первые пострадавшие. А Павел... фигура крайне неприятная.
> Как и всем народам мира, русским нужна своя религия. Сочинять другую нет ни времени, ни сил. Нет альтернативы РПЦ, которая, как и всё в России, нуждается в реформировании.
> Иначе русский народ исчезнет уходя в кришнаиды, буддисты, иудаизм, ваххабизм. И даже Родноверие сейчас не выход для заблудшей нации. > Пример > http://lifenews.ru/news/78014 quoted1
Религия - это частное дело каждой души, в качестве объединяющего средства в принципе не годится. Самое гадкое - это исповедовать какую-либо религию не по зову сердца и собственной воле, а из каких-либо внешних по отношению к душе соображений. В том числе и из государственных интересов.
>> Как и всем народам мира, русским нужна своя религия. Сочинять другую нет ни времени, ни сил. Нет альтернативы РПЦ, которая, как и всё в России, нуждается в реформировании.
>> Иначе русский народ исчезнет уходя в кришнаиды, буддисты, иудаизм, ваххабизм. И даже Родноверие сейчас не выход для заблудшей нации.
> > Религия - это частное дело каждой души, в качестве объединяющего средства в принципе не годится. Самое гадкое - это исповедовать какую-либо религию не по зову сердца и собственной воле, а из каких-либо внешних по отношению к душе соображений. В том числе и из государственных интересов. quoted1
А позвольте Вас спросить.... Вот как Вы считаете, Сергий Радонежский в каких интересах действовал, когда Благословлял Русь на Поле Куликово?
> А позвольте Вас спросить.... > Вот как Вы считаете, Сергий Радонежский в каких интересах действовал, когда Благословлял Русь на Поле Куликово? quoted1
В чисто политических. К делам души это отношения не имеет.
>> А позвольте Вас спросить.... >> Вот как Вы считаете, Сергий Радонежский в каких интересах действовал, когда Благословлял Русь на Поле Куликово? quoted2
> > В чисто политических. К делам души это отношения не имеет. quoted1
Вопрос стоял о существовании Руси, как государства....О новом ``Батыевом нашествии``...
>> На уровень интеллекта - не прямо, но безграмотного человека легче запутать. > > Когда Бог призывает к Себе кого либо-Он,в первую очередь, смотрит в сердце.... > Потому и называют Его-Сердцеведче..... > > Вячеслав 12286 писал(а) в ответ на сообщение:
>>> Вот как Вы считаете, Сергий Радонежский в каких интересах действовал, когда Благословлял Русь на Поле Куликово? quoted3
>> >> В чисто политических. К делам души это отношения не имеет. quoted2
> > Вопрос стоял о существовании Руси, как государства....О новом ``Батыевом нашествии``... quoted1
1. Где доказательства, что небезызвестный проповедник Иешуа именно Бог, призвавший Симона "Кифу" и Андрея, а не очередной псевдомессия-манипулятор, коих в Иудее в те времена было выше крыши? Все доказательства исходят только от них самих, поэтому в расчет взяты быть не могут. Я принципиальной разницы между Иешуа и какой-нибудь Марией Цвигун не вижу. А фанатиков при любом таком манипуляторе всегда набирается достаточно. И все они уверены, что их водит "дух святой". 2. А вот неизвестно, что лучше - независимое существование Руси в условиях царской власти того же Иоанна или жизнь по законам Великой Ясы Чингисхана (вполне приличное по тем временам законодательство). А тот же Новгород и Псков от такого исхода очевидно проиграли.
> А вот неизвестно, что лучше - независимое существование Руси в условиях самодержавия или жизнь по законам Великой Ясы Чингисхана (вполне приличное по тем временам законодательство). А тот же Новгород и Псков от такого исхода очевидно проиграли. quoted1
Ну, знаете ли.... Может Невского,прости Господи, всенародно анафеме придать?... А вдруг при тевтонцах лучше было бы.... А старую русскую поговорку не напомнить? Не много перефразирую ее-чтоб ни обидеть никого: "Злее зла честь ордынская"...
> Ну, знаете ли.... > Может Невского,прости Господи, всенародно анафеме придать?... > А вдруг при тевтонцах лучше было бы.... quoted1
В условиях Магдебургского права? Несомненная альтпозитива. Средневековье вообще время суровое. Особо либерального законодательства не было нигде. Но любой писаный закон однозначно лучше единоличной воли монарха, к чему при недоброй памяти Иоанне Васильиче Русь и пришла.
>> А вдруг при тевтонцах лучше было бы.... quoted2
> > В условиях Магдебургского права? Несомненная альтпозитива. > Средневековье вообще время суровое. Особо либерального законодательства не было нигде. Но любой писаный закон однозначно лучше единоличной воли монарха, к чему при недоброй памяти Иоанне Васильиче Русь и пришла. quoted1
И при Адольфе Гитлере тоже все замечательно было бы?....