Стыдно, господа музыканты! (комментарий на сайте "Российской газеты")
"Российская газета" сообщила, что музыканты Государственного академического симфонического оркестра имени Светланова обратились к министру культуры Александру Авдееву с просьбой отстранить худрука и главного дирижера Марка Горенштейна от занимаемой должности. На сайте газеты от 26.08.2011 напечатана статья Татьяны Эсауловой под заголовком: "Марк Горенштейн: Я буду бороться до конца! У главного дирижера симфонического оркестра имени Светланова свой взгляд на разразившийся скандал" http://www.rg.ru/2011/08/26/gorenshteyn.html
Статья рассказывает о беседе корреспондента газеты с господином Горенштейном. Он излагает свой взгляд на происходящее. По его мнению, он стал жертвой интриг, а что касается его взаимоотношений с музыкантами, то он не видит своей вины. Увольнения одних музыкантов он объясняет их переходом в другой оркестр на более высокую зарплату, увольнения других - отказом ехать на гастроли. Инцидент с его личной неявкой на работу во время конкурса Чайковского господин Горенштейн считает провокацией. На прямой вопрос корреспондента, что проще - поменять дирижёра или набрать новый состав оркестра - Горенштейн без ложной скромности заявляет: "Дирижёр всегда определяет лицо оркестра, что бы ни говорили. Ходят не на оркестр, ходят на дирижёра!" И в заключение сказал: "Я сдаваться не собираюсь и буду бороться за справедливость до самого конца!"
На момент написания этой моей заметки "Российская газета" напечатала два комментария к статье Татьяны Эсауловой: комментарий анонимного автора и мой. Ниже приводятся оба комментария.
АНОНИМНЫЙ КОММЕНТАРИЙ:
Все то, что так возмущало и возмущает слушателей, участников и жюри конкурса им.Чайковского относительно хамского поведения Марка Борисовича - это капля в море, только то, что увидели все. А вот пата сцен из повседневной жизни прославленного оркестра. Не так давно один музыкант позволил себе чудовишьную дерзость - опоздал на несколько минут на репетицию, на вопрос худрука, почему это произошло, молодой человек ответил, извините, Марк Борисович, у меня сын родился. В ответ он услышал : "Ну вот, еще одна б---ть родила очередного выродка". Музыкант уволился. Более ранний случай: Не выдержав изощренных издевательств и оскорблений со стороны главного дирижера работник оркестра, альтист, при всем оркестре плюнул Марку Борисовичу в лицо...Его попросили зайти в кабинет главного дирижера. Там человек, похожий на Марка Горенштейна стал удерживать его, а человек, похожий на сына Марка Горенштейна тем временем нанес насколько ударов рукой по лицу уважаемого музыканта. К сожалению, такое положение дел не только в ГАСО, но и в других оркестрах Москвы. Дирижеры-царьки безраздельно властвуют казня или милуя исключительно по своей воле. А музыкантов оформляют на срочные трудовые договора, продлевая их каждые полгода, год, а то и три месяца, а то и не продлевая...Хотя во всем мире как раз наоборот: дирижер находится на контракте(максимум два срока по пять лет) а музыканты работают на одном месте годами, ведь только так можно добиться настоящей съигрынности коллектива - стабильный состав не меняющийся годами!
МОЙ КОММЕНТАРИЙ:
Кому верить? Горенштейну, его музыкантам, анонимному комментарию? Я, уже старый человек, со студенческих лет люблю симфоническую музыку. В юные годы и в Ярославле, и в Москве, и в Ленинграде не упускал возможности сходить на симфонический концерт. Каких замечательных дирижёров и их оркестров довелось увидеть и услышать! Кондрашин, Мравинский, Рахлин, Хайкин, Мелик-Пашаев, Федосеев, Ростропович, Аранович - далеко не полный перечень славных имён! Это были годы нашего советского прошлого. Его теперь много и справедливо ругают. Но чего не отнимешь, так это расцвета музыкальной культуры. Никогда даже в голову не приходило противопоставлять дирижёра оркестру. "Ходят на дирижёра, а не на оркестр" - глупость несусветная. Когда с душевным волнением слушаю красивую музыку, всегда вспоминаю три части единого целого: композитора, дирижёра и оркестр. Всё это вместе и является музыкальным шедевром, который волнует до слёз и навсегда западает в душу. А что мы видим сегодня? Непонятная, сложная и скандальная история. Такие ситуации несовместимы с высоким искусством. Они скорее напоминают банальную склоку на коммунальной кухне. Вот Горенштейн говорит: "Я сдаваться не собираюсь и буду бороться за справедливость до самого конца!" Звучит красиво. Но, видимо, у него одно понимание справедливости, а у оркестрантов - другое. За что же борется господин Горенштейн? За "справедливость" или за честь собственного мундира? Кто это должен решать? Чиновники из министерства? Как противно всё это!
Ярославль, август 2011 г.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!