15 апреля, то бишь, совсем недавно, был отмечен юбилей со дня рождения гения эпохи Возрождения Леонардо да Винчи... И мы воспользуемся этим поводом, чтобы создать эту тему, с биографией художника и с его картинами и рисунками...
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции в «Три часа ночи» т.е в 22:30 (по современному отсчёту времени). Отмечено в дневнике деда Леонардо (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. Мальчика назвали Леонардо. Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Жил он в это время у деда. В Италии того времени к незаконнорожденным детям относились почти как к законным наследникам. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец женился повторно — и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил 67 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Отец пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.
Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто (родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
В своих «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Леонардо решил изобразить голову Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо показал законченную работу отцу, тот испугался. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства». Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину: тот получил другой щит, купленный у старьёвщика. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов. По преданию, этот щит перешёл к семье Медичи, а когда он был утерян, полновластных хозяев Флоренции изгнал из города восставший народ. Через много лет кардинал дель Монте заказал картину с изображением Медузы Горгоны Караваджо. Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына.
Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием. В мастерской часто бывали такие известные мастера, как Гирландайо, Перуджино, Боттичелли и Лоренцо ди Креди. Впоследствии, даже когда отец Леонардо принимает его на работу в свою мастерскую, он продолжает сотрудничать с Верроккьо.
В 1473 году, в возрасте 20 лет, Леонардо Да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.
В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.
В возрасте 24 лет Леонардо и ещё трое молодых людей были привлечены к судебному разбирательству по ложному анонимному обвинению в содомии. Их оправдали. О его жизни после этого события известно очень мало, но, вероятно, у него была собственная мастерская во Флоренции в 1476—1481 годах.
В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари, очень талантливым музыкантом, создал серебряную лиру в форме конской головы. Лоренцо Медичи послал его в качестве миротворца к Лодовико Моро, а лиру отправил с ним как подарок.
Леонардо присутствовал на свидании короля Франциска I с папой Львом X в Болоньи 19 декабря 1515 года.[6][7] Франциск поручил мастеру сконструировать механического льва, способного ходить, из груди которого появлялся бы букет лилий. Возможно, этот лев приветствовал короля в Лионе или использовался во время переговоров с папой. В 1516 году Леонардо принял приглашение короля и поселился в замке Кло-Люсе, неподалёку от королевского замка Амбуаз. Здесь он провёл последние три года жизни со своим другом и учеником Франческо Мельци, получая пенсию порядка 10000 скудо.
Во Франции Леонардо почти не рисовал. У мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Эта малодостоверная, но распространённая во Франции легенда нашла отражение в полотнах Энгра, Ангелики Кауфман и многих других живописцев. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».
Его основным наследником был Франческо Мельци: кроме денег, он получил картины, инструменты, библиотеку и др. Салаи и его слуге досталось по половине виноградников Леонардо.
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
> У кого поднимается рука минусовать тему о великом Леонардо? > Спасибо, ГК. quoted1
- Минусы во всех моих темах ставят мои форумные "друзья", они давно так уже балуются... Я тут, кстати, предполагаю создать в ближайше время целую серию тем, посвящённых великим художникам и скульпторам прошлого - Боттичелли, Донателло, Микеланджело, Гирландайло, Босху, Гойе, Рембранту и Питеру Брейгелю старшему с младшим, я просто обожаю их полотна... Ну, а так же нашим художникам-классикам - Айвазовскому, Репину, Шишкину, Куинджи, Левитану, Рериху и многим другим... Это будет своеобразным культ-просветом и очень к месту здесь
>> У кого поднимается рука минусовать тему о великом Леонардо? >> Спасибо, ГК. quoted2
> - Минусы во всех моих темах ставят мои форумные "друзья", они давно так уже балуются... Я тут, кстати, предполагаю создать в ближайше время целую серию тем, посвящённых великим художникам и скульпторам прошлого - Боттичелли, Донателло, Микеланджело, Гирландайло, Босху, Гойе, Рембранту и Питеру Брейгелю старшему с младшим, я просто обожаю их полотна... Ну, а так же нашим художникам-классикам - Айвазовскому, Репину, Шишкину, Куинджи, Левитану, Рериху и многим другим... Это будет своеобразным культ-просветом и очень к месту здесь quoted1
Молодец! Твои действия сделают многих умнее!!! А за критику стихов не обижайся...
>> У кого поднимается рука минусовать тему о великом Леонардо? >> Спасибо, ГК. quoted2
>- Минусы во всех моих темах ставят мои форумные "друзья", они давно так уже балуются... Я тут, кстати, предполагаю создать в ближайше время целую серию тем, посвящённых великим художникам и скульпторам прошлого - Боттичелли, Донателло, Микеланджело, Гирландайло, Босху, Гойе, Рембранту и Питеру Брейгелю старшему с младшим, я просто обожаю их полотна... Ну, а так же нашим художникам-классикам - Айвазовскому, Репину, Шишкину, Куинджи, Левитану, Рериху и многим другим... Это будет своеобразным культ-просветом и очень к месту здесь quoted1
Хорошая подборка. Рафаэля с Рубенсом не забудь. Кстати картины Леонардо в твоем посте от 31.01.2012 в 22:06 почему то сплющены (неверные пропорции). Это только у меня глюк?
>Кстати картины Леонардо в твоем посте от 31.01.2012 в 22:06 почему то сплющены (неверные пропорции).Это только у меня глюк?
- Лично у меня они в нормальной пропорции... Возможно, всё дело в вашем броузере или же в интернет-соединении, попробуйте зайти на форум через какой-нибудь альтернативный броузер... Кстати, чтобы посмотреть картины в их полный размер, откройте их в новом окне другой кнопкой мыши, так они будут лучше видны