> В данном случае, для меня сомнителен Александр Невский как святой. quoted1
Не понимаю, чего вы к Невскому прицепились. Возмите лучше Иосифа Волоцкого. Он призывал сжигать людей на кострах и всячески поддерживал это "богоугодное" начинание. РПЦ его назначила - Святым.
Или Владимира, который крестил Русь. Он насиловал женщин и убил собственного брата в политических разборках. Все это отражено в летописях. Для РПЦ - он Святой (Равный Апостолам - высший "чин" для Святого)
Среди святых РПЦ - множество прелестных персонажей! Убийц, садистов, насильников.
Я конкретно, по отдельной персоне, вопрос задал защитнику РПЦ . А он уклонился от прямого ответа.
А что вы недооцениваете Александра Невского? Он из самых почитаемых святых в РПЦ.
"В 1252 году ханы Великой Орды (Сартак и Батый) выделили Александру Невскому крупный отряд для борьбы с мятежным братом Андреем. Нашествие, названное позднее «Неврюевой ратью», в летописях описывалось как настоящее опустошение – мирное население уничтожалось или захватывалось в плен, чтобы быть уведенным в рабство".
"...мирное население уничтожалось или захватывалось в плен, чтобы быть уведенным в рабство" - свои соплеменники, христиане . И ради чего уничтожались Александром Невским? Только ради установления своей власти.
Фашисты тоже с такой целью и войну начали и мирное население уничтожали, увозили в рабство - в концлагеря. А разве с другой? Правда, мирное население они уничтожали не немецкое. Хотя эпизод в конце войны был. Гитлер приказа затопить метро, где пряталось мирное население немцев, в знак своего недовольства немецким народом.
> > Нет, я не человек, но тот, кто находится в человеке - бог от Бога > У Вас максимум раздвоение личности, либо же это просто набор слов, который Вы даже близко не потрудились осмыслить. quoted1
Никакого раздвоения личности, ибо ныне последние времена - мир обязан узреть Истину:
«Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». 2-ое Коринфянам 5:1.
Бог - извечно не человек:
«Я – Бог, а не человек». Осия 11:9.
Богу ненужны люди в том истинном мире существования........мир людей - это фикция, ибо существует истинная жизнь не людей......так что православие - это ложь лживых людей, ничего не знающих об Истине.....
> Если в евангелиях Иисус Христос единит себя с Отцом Небесным, но отделяет себя от Духа Святого следующими словами: > > "32 Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (От матфея, гл. 12). quoted1
Хула на Сына Человеческого потому может быть прощена, что хулящие Его злословят Его до тех пор, пока, по слепоте душевных очей, не видят, что в лице Его непостижимым образом Божество соединилось с бренной плотью, то есть злословят по неведению сокровенного в Нем Божества. Но когда очистят душу свою, то, уразумев воплощение Божества, делаются верующими и этим избегают осуждения. Но что касается хулителей Святого Духа, то эти обнаруживают явную злобу и неблагодарность, потому что вооружаются против очевидных дел Божиих. Так, иудеи, хотя ясно видели, что Иисус Христос Божественной силой исцелял больных и изгонял бесов, тем не менее говорили, что Он это делал силою веельзевула. А хула, которая касается Божества, не может быть прощена. Преподобный Исидор Пелусиот (115, 731).
А вообще ответы все есть в самом Символе.... Странно, что не видите....
>> Если в евангелиях Иисус Христос единит себя с Отцом Небесным, но отделяет себя от Духа Святого следующими словами:
>> >> "32 Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (От матфея, гл. 12). quoted2
> > Хула на Сына Человеческого потому может быть прощена, что хулящие Его злословят Его до тех пор, пока, по слепоте душевных очей, не видят, что в лице Его непостижимым образом Божество соединилось с бренной плотью, то есть злословят по неведению сокровенного в Нем Божества. Но когда очистят душу свою, то, уразумев воплощение Божества, делаются верующими и этим избегают осуждения. Но что касается хулителей Святого Духа, то эти обнаруживают явную злобу и неблагодарность, потому что вооружаются против очевидных дел Божиих. Так, иудеи, хотя ясно видели, что Иисус Христос Божественной силой исцелял больных и изгонял бесов, тем не менее говорили, что Он это делал силою веельзевула. А хула, которая касается Божества, не может быть прощена. Преподобный Исидор Пелусиот (115, 731). quoted1
По преподобному Исидору Пелусиоту получается, что соединение в Иисусе Христе Божества с бренной плотью не является очевидным делом Божьим.
> А вообще ответы все есть в самом Символе.... > Странно, что не видите.... quoted1
Ответ, достойный книжника.
"13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам..." (От Матфея, гл. 23).
Неврюева рать (1252 год) — карательный поход золотоордынских войск под командованием Неврюя, направленный царевичем Сартаком, соправителем своего отца Батыя, против великого князя владимирского Андрея Ярославича.
Полководец Неврюй в IV Новгородской летописи назван царевичем. По данным некоторых летописей, кроме него карателями командовали ещё Котия и Олабуга, вероятно темники.
«Неврюева рать» перешла Клязьму под Владимиром, но не задержалась у столицы. Неврюй настиг и разбил Андрея под Переяславлем, вынудив его бежать в Новгород, а затем в Швецию. Разграбил и сжёг Переяславль, много сёл и деревень. В Орду было уведено «бещисла» людей, коней и скота.
Это было первое после нашествия Батыя появление в Северо-Восточной Руси крупных монголо-татарских военных сил.
А, ну-да Новый Завет и прямые указания Самого вам(оппонентам)не указ, вы же сами с усами А вообще-имейте терпение-форум не мое место работы -будет время отвечу подробнее
А правильно - то, что даёт возможность решить задачу.
Правильное - многобразно и бесконечно
---- > Православие, ограничив Правильное и тем сузив круг необходимых к решению людьми задач, запустило процесс деградации мышления провославных, промежуточные результаты чего мы наблюдаем в России.
> > > Неврюева рать (1252 год) — карательный поход золотоордынских войск под командованием Неврюя, направленный царевичем Сартаком, соправителем своего отца Батыя, против великого князя владимирского Андрея Ярославича. > > Полководец Неврюй в IV Новгородской летописи назван царевичем. По данным некоторых летописей, кроме него карателями командовали ещё Котия и Олабуга,вероятно темники. >
> «Неврюева рать» перешла Клязьму под Владимиром, но не задержалась у столицы. Неврюй настиг и разбил Андрея под Переяславлем, вынудив его бежать в Новгород, а затем в Швецию. Разграбил и сжёг Переяславль, много сёл и деревень. В Орду было уведено «бещисла» людей, коней и скота. > > Это было первое после нашествия Батыя появление в Северо-Восточной Руси крупных монголо-татарских военных сил. quoted1
Из исследования "Личное дело Александра Невского", ч.16, Владимира Бровко:
"Обделенный Александр Невский
Продолжая наше повествование о реальной жизни и делах новгородского князя Александра Ярославовича, позже в русской истории прозванного "Невским", мы с вами уважаемый читатель из предыдущей главы, знаем, что к концу 1249 года оба сына великого Владимиро-суздальского князя Ярослава II Всеволодовича Александр и Андрей вернулись от Великого монгольского хана Гаюка проделав туда и обратно немалый путь в 14000 км.
И тут к стати можно рассказать и о новой версии о возникновении самого прозвища "Невский" Это связано с событиями 1240 г. когда у Нашего молодого князя Александра (16 годов отроду) была первая вооруженная стычка со шведским военным отрядом в неврских землях на реке Невре. За это он получил прозвище "Неврюй".
В последующие столетия в связи с изменением правил грамматики в русском языке было изменено название реки с Невры на Неву (многие русские государи и их учителя не могли выговаривать букву "Р"), а Алекса Неврюй "превратился" в Александра Невского".
Еще цитата:
"Но особенно меня впечатлил титанический труд другого исследователя альтернативной русской истории Юрченко Аркадия Васильевича: "ОТ ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ДО РОМАНОВЫХ. (ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ. ИЩУ ИСТИНУ) "
Этот отрывок показывает нам сколько историков в России придерживаются той точки зрения что Александр Невский и -Неврюй одно и то же лицо!
1251г. (по Трехлебову А.В.) Александр Ярославич Невский (он же хан Неврюй, жил 1221-1263, правил 1252-1263, старший сын хана Батыя = Ярослава Всеволодовича (жил1190-1246, правил 1238-1246)) сам приехал в Орду к хану Батыю = Ярославу Всеволодовичу (жил 1190-1246, правил 1238-1246) и заручился его поддержкой.
Тогда же он подружился, а потом и побратался с ханским сыном Сартаком. Вследствие чего Александр стал приёмным сыном Батыя (будучи его родным старшим сыном).
1251г. (официально) Папа Иннокентий IV прислал к 30-летнему Александру Невскому (он же хан Неврюй, жил 1221-1263, правил 1252-1263, старший сын хана Батыя = Ярослава Всеволодовича (жил1190-1246, правил 1238-1246)) двух кардиналов с буллой1248 года, где призвал князя "дабы ты матерь римскую церковь признал и папе повиновался, чтобы вкусить тебе от неувядаемых плодов вечного блаженства".
Грамота содержала просьбу известить братьев Тевтонского Ордена в Ливонии, если татарское войско двинется на христиан-латинян, чтобы в таком случае "мы смогли безотлагательно поразмыслить, каким образом с помощью Божией сим татаром мужественно сопротивление оказать".
Папа, обещая помощь ливонцам в борьбе с татарами, убеждал Александра подчиниться римскому престолу.
По рассказу летописца, Невский (он же хан Неврюй, жил 1221-1263, правил 1252-1263, старший сын хана Батыя = Ярослава Всеволодовича (жил1190-1246, правил 1238-1246)), посоветовавшись с мудрыми людьми, изложил всю историю Руси и в заключение отверг папское послание, сказав: "си вся сведаем добре, а от вас учения не приимаем".
1252г. (официально) Андрей Ярославович Трувор, в союзе с младшим братом Ярославом Ярославовичем Тверским, открыто выступили против старшего 31-летнего брата Александра Ярославовича Невского (он же хан Неврюй, жил 1221-1263, правил 1252-1263, старший сын хана Батыя = Ярослава Всеволодовича (жил 1190-1246, правил 1238-1246)), но оба были разбиты и бежали в Швецию. Великое княжение владимирское перешло к Александру (жил 1221- 1263, правил 1252-1263).
1252г. (по Фроянову И.Я.) Первый после Батыя = Ярослава Всеволодовича (жил1190-1246, правил 1238-1246) поход Александра Ярославовича Невского (он же хан Неврюй, жил 1221-1263, правил 1252-1263, старший сын хана Батыя = Ярослава Всеволодовича (жил1190-1246, правил 1238-1246)) в Суздальскую землю. Это была "Неврюева рать", разгромившая Суздальскую землю.
1252г. (по Борисову Н.С.) Поход "Неврюевой рати" Александра Ярославича Невского (он же хан Неврюй, жил 1221-1263, правил 1252-1263, старший сын хана Батыя = Ярослава Всеволодовича (жил1190-1246, правил 1238-1246) на брата – князя Андрея Ярославича, который бежит из Владимира в Новгород, оттуда – в Швецию. На владимирском престоле утверждается его брат Александр Ярославич Невский (он же хан Неврюй, жил 1221-1263, правил 1252-1263, старший сын хана Батыя = Ярослава Всеволодовича (жил1190-1246, правил 1238-1246)).
1252г. (по Трехлебову А.В.) Александр Ярославич Невский (он же хан Неврюй, жил 1221-1263, правил 1252-1263, старший сын хана Батыя = Ярослава Всеволодовича (жил1190-1246, правил 1238-1246)) привёл на Русь ордынский отряд с опытнейшим полководцем Неврюем.
Позднее брат Александра Невского – Андрей, пошедший на сговор с Латинянами и Немцами, бежал в Швецию, а Александр (он же хан Неврюй, жил 1221-1263, правил 1252-1263, старший сын хана Батыя = Ярослава Всеволодовича (жил 1190-1246, правил 1238-1246)) стал великим князем Великороссии и остановил наступление Немцев на Новгород и Псков.
1252г. (по Ю. А. Лимонову) После нашествия хана Неврюя = Александра Ярославича Невского (он же хан Неврюй, жил 1221-1263, правил 1252-1263, старший сын хана Батыя = Ярослава Всеволодовича (жил1190-1246, правил 1238-1246) его младший брат Андрей Ярославич (ум.1264) бежал в Швецию, сказав, по летописи, что не хочет "царям служити".
1252г. (по Ю. А. Лимонову) Александр Ярославич Невский (он же хан Неврюй, жил 1221-1263, правил 1252-1263, старший сын хана Батыя = Ярослава Всеволодовича (жил 1190-1246, правил 1238-1246)) вновь посещает в Каракоруме хана Мункэ и получает ярлык на великое княжение в городе Владимире".
>> Из исследования "Личное дело Александра Невского", ч.16, Владимира Бровко: quoted2
> > > А кто такой данный субъект(Бровко), что бы ему доверять? quoted1
Ну вы-то доверяете Русской православной церкви, её историческим документам. Посмотрим один такой документ, самое его начало. Но прежде о самом этом документе.
"Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью". Начинается оно с написания «Повести о житии Александра Невского».
Из словаря-справочника «Литература и культура Древней Руси» на страницах 42-43:
Повесть дошла до нас в различных редакциях XIII—XVIII вв. История ее текста необычайно сложна, многое остается пока спорным … На протяжении нескольких веков первая редакция («жития») неоднократно перерабатывалась. В настоящее время известно 13 редакций произведения. До конца не выяснены взаимоотношения между старшими редакциями… и редакцией Софийской первой летописи. Автором повести был вероятно книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла, пришедшего из Галицко-Волынской Руси в 1246 году, поэтому в повести отражены сложившиеся литературные традиции Юго-Запада и Северо-Востока Руси. Автор, сообщает, лично знал Александра Невского и был свидетелем его деяний
Самовидець есмь възраста его
Принято считать, что написана повесть не позднее 80-х годов XIII века в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где был погребён князь Александр Невский. По предположению академика Д. С. Лихачёва, в создании произведения принимал участие митрополит Кирилл:
Вне всякого сомнения, — Кирилл имел отношение к составлению жизнеописания Александра. Он мог быть и автором, но, вернее всего, он заказал житие кому-нибудь из проживавших на севере галицких книжников. По композиции, манере описания военных столкновений, отдельным стилистическим приёмам и некоторым фразеологизмам «Повесть о житии Александра Невского» близка к другому произведению «Летописцу Даниила Галицкого». То, что Кирилл имел отношение к составлению «Летописца Даниила Галицкого», аргументировал Л. В. Черепнин[1]: Митрополит умер в 1280 году, и, следовательно, время возникновения «Повести о житии Александра Невского» нужно относить к периоду между 1263—1280 годами. После сообщения о дне смерти Александра приводятся слова митрополита Кирилла и суздальцев, когда до них дошла горестная весть
Митрополит же Кирил глаголаше: Чада моя, разумейте, яко уже зайде солнце земли Суздальской! Уже бо не обрящется таковый князь ни един в земли Суздальстей! Иереи и диакони, черноризци, нищий и богатии, и вси людие глаголааху: Уже погыбаемь!
Завершается повесть рассказом о «дивном» и «достойном памяти» чуде, свершившемся во время погребения князя. Когда умершему Александру хотели вложить в руку «прощальную грамоту», то
сам, акы жив сущи, распростер руку свою и взят грамоту от рукы митрополита
Вплоть до XVI века «Повесть о житии Александра Невского» являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.
Подготовка текста, перевод и комментарии В. И. Охотниковой
ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОВЕРНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА
Во имя Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия.
Я, худой и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его. Но как сказал Приточник: «В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, молитвою святой Богородицы и помощью святого князя Александра.
Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: «Так говорит Господь: “Князей я ставлю, священны ибо они, и я веду их”». И воистину — не без Божьего повеления было княжение его.
И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим".
На старорусском:
О Господѣ нашемь Исусе Христѣ, Сыне Божии.
Азъ худый и многогрѣшный, малосъмысля, покушаюся писати житие святаго князя Александра, сына Ярославля, а внука Всеволожа.[1] Понеже слышах от отець своихъ и самовидець есмь възраста его, радъ бых исповѣдалъ святое и честное и славное житие его. Но яко же Приточникъ[2] рече: «Въ злохытру душю не внидеть прѣмудрость: на вышнихъ бо краих есть, посреди стезь стояше, при вратѣх же силных присѣдит». Аще и грубъ есмь умомъ, но молитвою святыа Богородица и поспѣшениемь святаго князя Александра начатокъ положю.
Съй бѣ князь Александръ родися от отца милостилюбца и мужелюбца, паче же и кротка, князя великаго Ярослава и от матере Феодосии. Яко же рече Исайя пророк[3]: «Тако глаголеть Господь: Князя азъ учиняю, священни бо суть, и азъ вожю я». Воистинну бо без Божия повелѣния не бѣ княжение его. Но и взоръ его паче инѣх человекъ, и глас его — акы труба в народѣ, лице же его — акы лице Иосифа,[4] иже бѣ поставилъ его египетьскый царь втораго царя въ Египтѣ, сила же бѣ его — часть от силы Самсоня,[5] и далъ бѣ ему Богъ премудрость Соломоню, храборъство же его — акы царя римскаго Еуспесиана, иже бѣ плѣнилъ всю землю Иудейскую. Инѣгде исполчися къ граду Асафату[6] приступити, и исшедше гражане, побѣдиша плъкъ его. И остася единъ, и възврати к граду силу ихъ, къ вратом граднымъ, и посмѣяся дружинѣ своей, и укори я, рекъ: «Остависте мя единого». Тако же и князь Александръ — побѣжая, а не побѣдимъ.
Этот худой и многогрешный, недалекий умом автор повести оказывется знал какое было лицо у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте...
Ну и заповедь "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" (Исход, гл. 20, стих 16) он тоже конечно знал. Чай в монастыре повесть писал, под бдительным оком владимирского митрополита Кирилла.
ПОВЕСТЬ О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОВЕРНОГО И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА
Во имя господа нашего Иисуса Христа, сына божия. Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и честной, и славной жизни его. Но как сказал Приточник: "В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается". Хота и прост я умом, но все же начну, помолившись святой Богородице и уповая на помощь святого князя Александра. Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего - кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал Исайя-пророк: "Так говорит господь: "Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду". И воистину - не без божьего повеления было княжение его. И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему бог премудрость Соломона, храбрость же его - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: "Оставили меня одного". Так же и князь Александр - побеждал, но был непобедим. Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: "Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей". Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из северной земли подумал про себя: "Пойду и завоюю землю Александрову". И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: "Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою". Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: "Боже славный, праведный, боже великий, сильный, боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ". И, припомнив слова пророка, сказал: "Суди, господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне". И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: «Не в силе бог, но в правде. Вспомним Песнотворца, который сказал: "Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя господа бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим прямо"». Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на святую троицу. Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав не знал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против них в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую к святым мученикам Борису и Глебу. И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце. Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: "Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру". Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его. Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: "Не рассказывай этого никому". После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего. Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра. Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска. Второй, по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его. Третий - Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь. Четвертый - новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля. Пятый - из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши падение шатра, возрадовались. Шестой - из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался. Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от иных, участвовавших в то время в этой битве. Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе. Когда пришел Сенахирим, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить святой град Иерусалим, внезапно явился ангел господень и перебил сто восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и, встав утром, нашли только мертвые трупы. Так было и после победы Александровой: когда победил он короля, на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество убитых ангелом господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего творца. На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город на земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город их до основания, а их самих - одних повесил, других с собою увел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив. После победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее время, пошел он с великй силой на землю немецкую, чтобы не хвастались, говоря: "Покорим себе славянский народ". А был ими уже взят город Псков и наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю их повоевал и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других перебил. Немцы же, дерзкие, соединились и сказали: "Пойдем, и победим Александра, и захватим его". Когда же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у Давида-царя, сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь были сердца их как сердца львов, и воскликнули: "О княже наш славный! Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя". Князь же Александр воздел руки к небу и сказал: "Суди меня, боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка". Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью. А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью божьей, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того, кто сказал: "Захватим Александра", - отдал бог в руки Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою. И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя "божьими рыцарям". И когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и священники, и весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу богу и прославляя господина князя Александра, поюще ему песнь: "Ты, господи, помог кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему оружием веры освободить город Псков от иноязычников рукою Александровою". И сказал Александр: "О невежественные псковичи! Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал господь в пустыне манною небесною и перепелами печеными, но забыли все это они и бога своего, избавившего их от плена египетского". И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима. В то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды случилось ему выехать на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих князей их перебил, а иных взял в плен, слуги же его, насмехаясь, привязывали их к хвостам коней своих. И начали они с того времени бояться имени его. В то же время был в восточной стране сильный царь, которому покорил бог народы многие от востока и до запада. Тот царь, прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов и сказал: "Александр, знаешь ли, что бог покорил мне многие народы. Что же - один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства моего". После смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир в силе великой. И был грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги. И жены моавитские начали стращать детей своих, говоря: "Вот идет Александр!" Решил князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл. И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: "Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему". Почтив же его достойно, он отпустил Александра. После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его Андрея и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую. После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их. О таких сказал Исайя-пророк: "Князь хороший в странах - тих, приветлив, кроток, смиренен - и тем подобен богу". Не прельщаясь богатством, не забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив, добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким и бог помогает, ибо бог не ангелов любит, но людей, в щедрости своей щедро одаривает и являет в мире милосердие свое. Наполнил же бог землю Александра богатством и славою и продлил бог дни его. Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: "Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших - Агалдада и Гемонта, чтобы послушал ты речи их о законе божьем"». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: "От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова рождества, от рождества Христова и до распятия его и воскресения, от воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем". Они же возвратились восвояси. И умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу. Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды. А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им; "Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей". И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большою добычею. Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним. Много потрудившись богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его бог и больший чин принять - схиму. И так с миром богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа. Митрополит же Кирилл говорил: "Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!" Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: "Уже погибаем!" Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия. Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво и везли его из дальних краев в зимнее время. И так прославил бог угодника своего..