Беспилотный многоразовый челнок X-37B OTV-1, запущенный ВВС США (USAF), благополучно завершил миссию, продолжавшуюся более 220 дней.
Аппарат Orbital Test Vehicle 1 стартовал из Флориды 22 апреля 2010 года (по московскому времени — рано утром 23-го), а приземлился на авиабазе Ванденберг (Vandenberg Air Force Base) в Калифорнии 3 декабря.
Всё это время X-37B OTV-1 отслеживали любители-астрономы, вычисляя орбиту челнока и отмечая её заметные изменения. В частности, 9 августа космоплан поднял перигей и апогей своей орбиты с 403/420 до 432/445 километров. А незадолго до окончания полёта машина снова принялась корректировать параметры орбиты, так, чтобы её «след» на земле в определённые дни проходил через определённые пункты.
Цель этих манёвров мини-шаттла в космосе, как и задачу миссии в целом, ВВС так и не раскрыли, за исключением общего объяснения, что идут испытания нового аппарата. Потому сторонние специалисты предложили сразу несколько версий применения челнока-робота (среди них есть и военные). О них мы говорили, когда подробно рассказывали о X-37B (дополнительные фото и рисунки можно найти здесь).
Домой OTV-1 возвращался полностью в автоматическом режиме, начиная со схода с орбиты и заканчивая самолётной посадкой на бетонную полосу. Ранее такой трюк был проделан лишь однажды в истории космонавтики: 22 года назад в автоматическом режиме с орбиты вернулся советский челнок "Буран".
Новый аппарат гораздо меньше своих предшественников — классических шаттлов или того же «Бурана». В длину X-37B насчитывает около 9 метров, а весит 5 тонн. Но у него тоже есть небольшой грузовой отсек, в котором челнок-робот может нести лёгкий спутник или иное оборудование. В настоящее время создатели автоматического шаттла, — инженеры Phantom Works (передового отделения Boeing) — строят второй экземпляр X-37B, несущий индекс OTV-2. Его запуск намечен на весну 2011 года.
Прикиньте, насколько наши были впереди американцев, если смогли посадить автоматически челнок в десятки раз более тяжелый. И это при том, что уровень развития электроники в 1988 году был на несколько порядков ниже сегодняшнего.
> Прикиньте, насколько наши были впереди американцев, если смогли посадить автоматически челнок в десятки раз более тяжелый. И это при том, что уровень развития электроники в 1988 году был на несколько порядков ниже сегодняшнего. quoted1
угу. не стоит забывать что у бурана была всего 1 попытка - зайти на новый круг он не мог
> Прикиньте, насколько наши были впереди американцев, если смогли посадить автоматически челнок в десятки раз более тяжелый. И это при том, что уровень развития электроники в 1988 году был на несколько порядков ниже сегодняшнего. quoted1
А сколько раз за прошедшие 23 года американцы пытались совершить автоматическую посадку шаттла?:)) Оно им надо было?
> А сколько раз Американцы пытались сбить ракету другой ракетой? А все равно сбили на 22 года позже СССР. А то что надо было - это точно. quoted1
Какой смысл говорит о том,как и когда сбивали ракетой ракету? Речь идёт о системе автоматической посадки шаттла. Американцы не видели смысла запускать в космос пустой корабль, так же как и не видели смысла сажать его в автоматическом режиме. Поэтому и не занимались этим вопросом. Наши думали иначе. Могу предположить, что и сам запуск Бурана был произведён только потому что надо было для галочки. Сам подумай. Для беспилотного полёта не нужны были системы жизнеобеспечения. Что сложнее, поставить оборудование для автоматического полёта или набить Буран аппаратурой для экипажа?:) Буран вообще не был нужен по нашей программе. Его делали только из соперничества. И скорее всего в какой-то момент поняли, что смысла в дальнейшей возне нет и пусть слетает в космос пустой гроб. Так же как с первым спутником. как обычно в СССР, экономили на всём, чтобы потом делать красивые жесты. США тратили херову кучу денег, чтобы потом как-то реально использовать. СССР выигрывал по деньгам, США по применению:)