Хотя Гитлер максимально исказил в нужном ему направлении “достижения” предшественников, тем не менее, в большой степени он явился их наследником.
Такое искажение было доведено им до абсолюта в отношении евреев.
«Я полагаю, что я действую согласно воле Всевышнего». Христиане позже будут отказываться от этих слов, назовут их простодушными, поскольку их автор - Гитлер - не признавал ничьей воли, кроме своей собственной, но не трудно найти их корни вплетенными в священную христианскую традицию. «Защищая себя от евреев, я борюсь на стороне Бога».
Какое искреннее выражение мыслей человека, одержимого проблемами «тысячелетнего» будущего, будь то убийца-крестоносец, или – в данном случае – Адольф Гитлер.
Когда нацизм определил евреев, как отрицательных других, в противоположность стоящему на другом полюсе самому себе, он лишь следовал давней европейской традиции, без всякого сомнения существующей до рождения Гитлера.
Сегодня нам абсолютно ясно, что такая традиция, такое представление о сути вещей основано на представлениях христианства, являющихся фундаментом христианства.
Определение евреев как «отрицательных других» служило цели самосохранения Церкви, как ее «modus operandi» на протяжении всей ее истории, начиная с Евангелия от Иоанна до проповедей Лютера, от святого Амвросия до преследователей Дрейфуса. Антисемитизм являлся непрерывно задействованным организационным принципом, основой протестантского и католического самоопределения личности.
Для подтверждения этого принципа время от времени на жертвенный алтарь приносились отдельные евреи и целые еврейские общины. Мы видели это многократно. И мы также видели, что происходило когда в очередном вывороте больного европейского воображения евреи из простых ненавистных чужаков превращались в евреев-паразитов, подрывающих основы общества изнутри.
Мы должны наконец задать вопрос, который подразумевался на протяжении всей этой истории. Поскольку мы прослеживаем не простой поток безличной силы провидения, а последствия свободного, пусть даже ограниченного в возможностях, человеческого выбора, мы должны показать как последовательный выбор пути католической Церковью привел к кульминации, в которой Маделин Дрейфус Леви (Кэрролл в одной из предыдущих глав рассказывает о героической жизни внучки Дрейфуса и об ее смерти в Освенциме. – (Примечание Пашутки) вместе с миллионами других была уничтожена.
В поисках ответа мы должны вернуться в девятнадцатый век и увидеть как античная ненависть к евреям была использована и многократно усилена борющейся за само свое существование католической Церковью, как выбор Церковью такого пути привел непосредственно к Холокосту.
И, наконец, последнее. Гитлера, человека рожденного и умершего католиком – Церковь, изгнавшая из своих рядов тысячи и тысячи членов за всевозможные теологические и уголовные преступления, так и не посчитала нужным исключить его из своих рядов.
Ну и в завершение нашей, к сожалению так и не состоявшейся дискуссии, приведу ещё одну довольно длинную цитату из работы своего давнего университетского друга.
Для христианства невозможен "тиккун" (ремонт-примечание Пашутки), пока не будет признано, что оно дало трещину. А христианские теологи, за исключением немногих, избегают такого признания.
Одни утверждают, что этот "ужас" случился "только однажды" и "давно", - конечно, не две тысячи лет назад, но все-таки больше шестидесяти. Другие доказывают, что Холокост произошел вовсе не однажды, что сегодня совершаются другие "Холокосты", поэтому, чтобы не отвлекать внимание от новых, "старый" Холокост полезно сопоставлять с другими, а то и вовсе забыть.
Я, конечно же, не отрицаю, что такие ужасы предыдущего столетия, как голод в Африке, пытки в ГУЛАГе, события, происходившие в Камбодже, должны вызвать глубокую тревогу как у евреев, так и у христиан.
В некоторых случаях это должно не только затрагивать нравственность, но также отражаться и в теологии. Однако эта тревога утрачивает свою подлинность, как только ею начинают злоупотреблять, чтобы избежать признания уникальности того скандала, каким Освенцим стал для христианства. А поскольку современная христианская теология достаточно смела и не боится скандалов, то есть основания подозревать здесь глубокую непризнанную травму христианства.
Попытаемся разобраться в этой травме с помощью трех вопросов, ставя их в порядке возрастания теологической значимости, но даже первый вопрос заметно травмирует христиан, судя по тому, что, будучи заданным, он остался почти незамеченным. Где был бы Иисус из Назарета, окажись он в оккупированной нацистами Европе?
Если он был тем, кем его считают, он по своей воле отправился бы в Освенцим или Треблинку, даже если бы был "арийцем", как утверждала нацистско-христианская доктрина
Однажды, читая лекцию в Иерусалиме, я употребил выражение "нацистско-христианский". Один из моих слушателей, христианин, стал бурно протестовать, утверждая, что сочетание "нацистско-христианский" есть противоречие в терминах. Я не мог не согласиться, но добавил, что в течение по крайней мере 12 лет теоретически невозможное было реальностью.
А если бы он не отправился туда по своей воле, его бы загнали в вагон для скота и отправили туда против воли, ибо он был не "арийцем", а евреем.
Иисус, отправляющийся в Освенцим по своей воле, обнаруживает, сколь малочисленны его ученики во времена великих испытаний и сколь немного было святых, в том числе и среди христиан. Иисус, отправляемый в Освенцим против воли, обнаруживает еще более ужасную правду: не будь юдофобии в самом христианстве, Освенцим был бы невозможен в сердце христианской Европы.
Здесь дело идет о большем, нежели простая необходимость признать грех. Христиане всегда умели каяться в своих грехах - даже в грехе распинания Христа снова и снова.
Но одно дело - распинание Христа вообще и совсем другое - вполне конкретное распинание шести миллионов людей, в частности беспомощных детей, их рыдающих матерей и безмолвных доходяг. Разумеется, разработкой плана и его осуществлением занимались лишь специальные государственные служащие и руководящие идеологи. Но нет нужды объяснять христианским теологам, что такое соучастие.
А соучастием в этом случае было возвещение (конечно, "только для виду") "арийского Евангелия", стремление обойти евреев стороной при встречах на улице, нежелание знать то, о чем догадывались все, и молчание - в то время как слова "Евреи - наши братья" или "Мы все евреи" могли бы стать словом Спасения
. Дитрих Бонхоффер обвинил Церковь в том, что она "не подняла голос в защиту жертв и не нашла способа прийти им на помощь... она виновна в смерти самых слабых и беззащитных братьев Иисуса Христа" (Bonhoeffer D. Ethics. N. Y., 1965, с. 114).
Что можно добавить более чем через полвека к этому обвинению, высказанному в годы Холокоста великим христианским теологом и мучеником? Остается лишь задать простой, но беспощадный вопрос: почему в эти почти полвека реакция христианской теологии была столь вялой и столь поверхностной? Почему она была даже двусмысленной? Объяснить это можно лишь глубокой, непризнанной, религиозной и теологической травмой.
Всё! Всё, что я хотел я высказать, друзья мои, я высказал!
Многовековое преследование ковало еврейскую терпимость ,приспособляемость .Пусть на совести антисемитов и восторженных христиан- идиотов остаются гонения на евреев и их истребление, совмещенное с детоубийством Но как уважаемый Пашутка обьяснит жертвенное, обречённое состояние евреев нацисткой Германии.Безропотное подчинение властям рейха.какое-то заклание овец Почему евреи царской России в силу своего обострённого чувства социальной несправедливости смогли принять самое активное боевое участие в революционном движении ,становились легендами революционного подполья ,легендарными командирами и бойцами Красной Армии И такая обречённость у европейских евреев?
> И такая обречённость у европейских евреев? quoted1
Золотые твои слова! Именно "обречённость" от осознания. что надеяться им не на кого!!!
Эвиан, французский курортный городок на Женевском озере, для миллионов европейцев ныне ассоциируется с прекрасной минеральной водой.
Тот, кто сегодня вкушает эту чистейшую воду поутру, к вечеру или в полдень, даже не подозревает, как бились сердца некоторых их сограждан 70 лет назад при упоминании Эвиана.
С ним связывали последнюю надежду на спасение 600 000 обреченных евреев Германии и Австрии.
*Фарс Эвианской конференции*
В июле 1938 года в Эвиане по предложению президента США собралась международная конференция для решения проблем обездоленных жертв нацистов.
Президент Рузвельт стремился показать активистам движения за спасение евреев и всему миру, что США не будут стоять в стороне. Из всех приглашенных стран отказалась лишь Италия, причины были понятны: дуче дружил с фюрером. В Эвиан прибыли делегации 32 государств, присутствовали журналисты многих стран, в том числе и Германии, приглашены были и представители еврейских организаций и благотворительных групп.
Слухи о предстоящей конференции проникли в среду еврейских узников уже в марте. С чем связывали обреченные свои надежды? Во-первых, Европа всегда считала США эталоном свободы. Во-вторых, сам Рузвельт слыл демократом и гуманистом. А главное, существовали ежегодные оговоренные законом квоты иммигрантов.
После прихода Гитлера к власти британцы и ирландцы <<заморозили>>, т. е. почти не использовали их, потому 106 тыс. беженцев из Германии и Австрии могли бы законно найти спасение.
Но узники не знали о росте антисемитизма в США. В июле 1938-го журнал <<Форчун>> провел опрос, согласно которому лишь 4,9% опрошенных поддержали идею повышения иммиграционной квоты. Президент Рузвельт, готовящийся к беспрецедентным выборам на третий срок, не стал рисковать своей хрупкой коалицией ради нравственных или гуманитарных соображений.
Даже в 1942 году, когда США находились в состоянии войны с Японией и Германией, на вопрос социологов, кого они считают главной угрозой для Америки, вариант <<евреи>> набрал у американских граждан в три раза больше голосов, чем <<японцы>>, и в четыре раза больше, чем <<немцы>>.
Первым на конференции выступил председатель делегации США М.К. Тэйлор. В резкой безапелляционной форме он заявил, что США не будут вносить изменения в свое иммиграционное законодательство и не ожидают, что другие страны это сделают, ибо ни одна страна не должна нести финансовое бремя, вызванное иммиграцией. Все были ошеломлены. Если из всех латиноамериканских стран лишь Доминиканская Республика поначалу говорила о готовности принять 100 тыс. евреев, то после консультаций с американцами и это предложение было снято.
Второй удар нанесла Великобритания. В Декларации Бальфура от 2.11.1917 года она обязалась <<приложить все усилия>> для <<создания в Палестине национального очага для еврейского народа>>. Но в Палестине располагался Суэцкий канал - путь в Индию и другие азиатские колонии. Англичане легко манипулировали арабами, и евреи в Палестине им не были нужны. Потому первое, что сделал Лондон, это разделил подмандатную территорию: 77% земли отошло арабам, там была создана Трансиордания, во главе которой англичане поставили свою марионетку - шейха из династии Хашимитов.
В 1948 году он объявил себя королем, а королевство переименовал в Иорданию. Но даже усеченная часть <<еврейской>> Палестины оказалась почти закрытой для евреев. Руководитель британской делегации в Эвиане лорд Винтертон ни словом не обмолвился об этой земле, которая могла бы стать законным убежищем евреев, но посетовал, что Британские острова перенаселены, а о колониях и доминионах, где свободных территорий было предостаточно, он вообще не упомянул.
Президенту Еврейского агентства Хаиму Вейцману, которого Лига Наций и Великобритания воспринимали как представителя еврейского народа, не только не разрешили выступить, но не дали даже поговорить с англичанами и американцами ни до, ни после конференции.
Большинство стран с самого начала не испытывали энтузиазма от встречи с беженцами без гроша в кармане. Нидерланды, Бельгия и Дания сказали, что при своем крошечном размере и высокой плотности населения они и так сделали для евреев немало. Примерно в том же ключе высказалась и Франция. Большие надежды возлагались на страны Латинской Америки. Бразилия и Аргентина обладали огромными незаселенными землями, остро нуждались в специалистах и просто в рабочей силе, но и они в ущерб собственной экономике отказались помочь евреям.
В кулуарах некоторые признавались, что не имеют желания принимать у себя <<человеческие отбросы>> Европы.
Итак, эвианская конференция не только потерпела полное фиаско, но еще больше осложнила положение немецких и австрийских евреев. В Берлин из Эвиана была отправлена телеграмма, где среди прочего было и такое заявление: ни одна из 32 стран не оспаривает <<право германского правительства на законодательные меры в отношении некоторых своих граждан>>. Слово <<еврей>> было обойдено стороной.
Присутствовавшие на конференции немецкие журналисты приняли <<сигнал>>, и уже 15 июля 1938-го газета <<Данцигер форпостен>> писала: <<Мы видим, что евреев жалеют только до тех пор, пока это помогает вести злобную пропаганду против Германии, но при этом никто не готов бросить вызов "культурному позору Европы", приняв у себя несколько тысяч евреев. Вот почему эта конференция оправдывает германскую политику против еврейства>>.
Точнее и яснее об итогах Эвианской конференции не скажешь.
Слышь. Пашутка .А ведь я и не знал как и все население мира об итогах Эвианской конференции как и о факте этой конференции Видать негласное табу наложено всеми публичными историографами международного сообщества ,которое сейчас так рьяно борется за права человека.Ну а позиция Советской России,вернее сталинского руководства по этому вопросу? Давай просвещай
В Иерусалиме, на территории Яд - ваШем, музея Катастрофы. существует небольшая роща, где в память тех. кто спас хоть одну еврейскую жизнь во время войны. посажено дерево. Так вот, если быть совершенно беспристрастным, то в честь величайшего душегуба и антисемита тов. Сталина, нужно бы посадить целый лес.
Так как совершенно не желая этого, присоединив к СССР Западную Украину, Западную Белоруссию, прибалтийские республики, открыв границу с Польшей 1 сентября 1939 года для еврейских беженцев, он спас не менее полмиллиона еврейских душ!!!
Десятикратно больше, чем все европейские лидеры вместе взятые!
Это ясно Но почему еврейские общины не обратились к сталинскому руководству Они же видели ,что в местах компактного проживания евреев были еврейские школы . еврейские театры , печатались книги и газеты на еврейском языке,еврейские колхозы Огромное количество евреев было на руководящих постах в промышленности ,науке ,культуре.Несоизмеримое с процентным составом СССР по национальностям .Даже нет материалов, было такое обращение или нет.
Основатели сионизма ,насколько мне известно ведь были молодые люди, пропитанные социалистическими идеалами.Почему не было обрашения к СССР о беспрепятсвенном принятии евреев .Сталин ведь тоже был вынужден частично выполнять установки интернационализма И он их выполныл посылая тех же евреев Красной Армии сражатьс на стороне республиканцев в Испанию Ведь испансукие интербригады были воплощением борьбы за идеалы интернационализма и социализма против агрессии церкви и агрессии злобствующих нацистов
> Даже нет материалов, было такое обращение или нет. quoted1
Дорогой ты мой, наивный друг!
Ещё раз хочу напомнить тебе, "Что пути Господни, неисповедимы!" И именно Создатель. сделал так, что антисемит и юдофоб Иосиф Сталин, выпускник Духовной Семинарии, стал Праведником мира, но ушёл от нас именно на праздник Пурим.
В самых жутких снах, ему не чудилось это звание. Так распорядился Господь.
А обращение к нему, по поводу спасения евреев, стоило бы авторам - немедленного обвинения в "буржуазном национализме" и расстрел в течение 24 часов и все это прекрасно понимали. Пример тому, дело ЕАК (Еврейского антифашистского комитета).
Как-то неубедительно Может всё-таки буржуазное еврейство до конца надеялось на чудо и затыкали еврейских товарищей .Сталин перед войной воевал с европейскими социалистами Может в этом причина .Кроме того гонения на евреев начались после войны .Уже после репрессий фронтовиков и установления "железного занавеса" До войны Советская Россия была более открыта миру
Пашутка в чём-то прав. Дело в том, что уже не существует отпрысков тех древних евреев, фарисеев, кричавших "Распни Его! Распни! Кровь Его на нас и на детях наших!". Народ, который веками ждал Мессию, не только отверг Его, но и обрек на распятие.
Иисус был резким противником фарисейства. Здесь есть и противопоставление внешнему следованию Закона. Вспомним притчу о мытаре и фарисее. Ближе к Творцу оказался мытарь - внутренне проникшийся, нежели чем фарисей, типичный самовлюблённый формалист. Фарисеи, по сути, либералы того далёкого времени. Но это другая тема.
Так вот, уже нет того народа. Те, кто назвают себя евреями - не их потомки. Поэтому им нет смысла оправдываться за преступление древних евреев. Они в этом не виноваты. Другое дело слепое следование некой системе воззрений, как матрице. В этом есть прок. Есть прок и пооправдываться, сделать попытку очищения памяти якобы древних предков. Но это всё из сферы навязывания ложных мировоззренческих стереотипов, под которыми скрыта глубинная механика, большинству недоступная.
Я же вот об этом хотел услышать Ваше мнение:
Как и любой религиозный праздник (и не только в иудаизме), Пурим, конечно же, имеет больше религиозное, чем историческое измерение. Религиозное его значение кроется в самом его названии ("пурим" - "жребий"). В том, как Провидение проявляет себя в жизни и истории через удивительную цепь кажущихся случайностей, взлетов и падений; побед, ведущих к поражению и отчаянию накануне нежданного спасения.
Это - единственная книга Библии, где о Боге не сказано ни слова, даже само имя Его не упомянуто ни разу. Бог скрыт в этом мире; нам кажется, что мы совершенно одиноки. И когда мы, подобно Эсфири, стоим перед тяжким нравственным выбором ("пурим" - "выбор"); когда все толкает нас подчиниться обстоятельствам, инстинкту самосохранения, пойти на компромисс с совестью, бояться царя и начальства, а не греха и Бога, - эта книга дает всем нам упование и опору, надежду и веру.
В такую минуту нас могут поддержать обращенные Эсфири слова Мордехая, смысл которых таков: "Не думай, что исход ситуации и твоя судьба зависит только от твоего решения. Бог лишь дает тебе возможность сделать мужественный выбор и встать на сторону добра и справедливости. Если ты смалодушничаешь, Бог просто обойдется без твоей помощи. Поверь, она Ему не так уж необходима. Это твое испытание, твой час, твой шанс, твой выбор, твой пурим. Струсишь и сдашься - никто не упрекнет тебя в твоей слабости. Найдешь в себе силы проявить мужество, - радостная память об этом решении останется с тобой на всю жизнь".
В нашу постхристианскую эпоху упадка духовной культуры во всех религиях и знаний о них фашизм принес интерпретацию Пурима как праздника еврейской мести. И хоть очевидно, что месть никак не может быть религиозным праздником, эта нацистская пропаганда сегодня активно распространяется в сети на языке страны и народа, победившего фашизм.
Что такая трактовка предельно далека от реальности, легко видеть хотя бы из произведений мировой живописи (Рембрандт среди многих других). Художники прошлого, с одной стороны не стеснявшиеся в изображении любых драматических событий из Библии, а с другой, вполне раздевшие антиеврейские предрассудки своего времени, никогда не делали эти несколько строк из всей книги, посвященные отмщению ненавистникам, предметом своих картин.
С другой стороны, победа над врагом, а уж тем более, избавление от угрозы полного уничтожения, повод для вовсе не зазорного праздника для любого народа и вовсе не предлог для нелепых обвинений.
Библия - священная книга для значительной части человечества. Отобранные для включения в ее канон книги призваны учить добру. Уже хотя бы по одному этому предположения о злодейском их содержании - по меньшей мере нелепость.
Можно предложить также два интересных описания картины, где, к тому же, кратко пересказан сюжет книги Эсфирь.
"пользуясь доверием всесильного персидского царя, жестокий и честолюбивый визирь задумал за его спиной и от его имени уничтожить всех иудеев. Все уже было подготовлено; но, рискуя жизнью (ибо никто без зова царя не смел вступать в его покои), пришла к Артаксерксу юная царица Эсфирь; пригласила его вместе с вероломным Аманом на пир и за пиршественным столом смело обвинила визиря в коварных замыслах, направленных против ее народа. Этот исторически недостоверный рассказ об иудейке Эсфири, защитившей свой народ от гибели, был воспринят Рембрандтом как победа правды и справедливости над коварством и злом."
Эсфирь, главный персонаж одной из книг Ветхого Завета, спасла свой народ в эпоху владычества персидского царя Артаксеркса.
«Иудейка Эсфирь, будучи сиротой, жила в Сузах и воспитывалась родственником Мардохеем. После того как царь Артаксеркс, разгневанный на непокорную царицу Астинь, отказавшуюся явится на званый царский пир, ее устранил и приказал собрать прекрасных девиц со всего царства, его выбор пал на Эсфирь, избранную им царицей. Через нее Мардохей извещает царя о готовящемся против него заговоре и тем самым спасает ему жизнь, о чем царь приказывает записать в памятной книге. Как правоверный иудей, Мардохей отказывается кланяться царскому любимцу визирю Аману, который этим уязвлен настолько, что замышляет погубить весь иудейский народ и добивается от царя рассылки по всем подвластным областям приказа о поголовном его истреблении. Мардохей взывает о помощи к Эсфири, и та, после трехдневного поста и молитвы незваной является к царю (за что ей грозит смертная казнь). Однако царь проявляет к ней милость и обещает исполнить любое ее желание, но Эсфирь ограничивается приглашением его вместе с Аманом к себе на пир. На пиру царь повторяет свое обещание, но она лишь снова зовет их к себе назавтра. Аман, исполненный гордости, решает просить царя повесить Мардохея и готовит виселицу вышиной в пятьдесят локтей. В эту ночь царю не спится, и он приказывает читать ему памятную книгу. Прочитав о разоблачении заговора Мардохеем, царь решает почтить его и наутро приказывает Аману провести его по городу в царском облачении и верхом на царском коне.
Вечером на пиру Эсфирь открывает свое желание, прося царя пощадить ее вместе с ее народом, и объявляет Амана своим врагом. Царь в гневе выходит в сад, и Аман припадает к ложу Эсфири, моля ее о заступничестве; увидев это, вернувшийся царь решает, что тот насилует царицу. Амана вешают на виселице, уготованной им Мардохею, который занимает его место при дворе и рассылает по областям письма, отменяющие избиение иудеев, а дни, когда оно было назначено, объявляются праздником пурим («днем празднества и веселья»)».
К библейской фабуле можно добавить и несколько исторических сведений. Известно, что во времена Рембрандта, в годы торгового и промышленного подъема первой в Европе буржуазной голландской республики, ветхозаветная Эсфирь для многих голландцев стала символом их самоидентификации.
Кровавые еврейские погромы, происходившие в 1648-1649 годах в Польше, способствовали переселению большого числа евреев-ашкеназов, что придавало этой пьесе особенно трагическое звучание.
Есть классический орос Халкидонского собора: "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно" и есть диалектика (диалектический материализм). Как Вы относитесь к этой же природе, есть какие-то свои ключики?
> Пашутка в чём-то прав. Дело в том, что уже не существует отпрысков тех древних евреев, фарисеев, кричавших "Распни Его! Распни! Кровь Его на нас и на детях наших!". Народ, который веками ждал Мессию, не только отверг Его, но и обрек на распятие. > ........................................ ........................................ ........................................ ................................. > Так вот, уже нет того народа. Те, кто называют себя евреями - не их потомки. Поэтому им нет смысла оправдываться за преступление древних евреев. quoted1
Я, парень, в жизни такого не говорил. Современные евреи являются прямыми потомками тех, кто три с половинной тысячи лет назад принял иудаизм и осознал Единобожие.
Это абсолютно точно установлено и исторически и генетически. Другое дело, что мои предки никогда не кричали: "Распни его ........." И это тоже доказано современной теологией, чему кстати посвящена вся эта ветка. И я прямой потомок невинных мучеников, преследуемых 2000 лет, за преступление которое они не совершали. Оболганных, распятых, сожженных на кострах инквизиции, в фашистских крематориях, отравленных в газовых камерах!!!!!!!! Но оставшихся единым народам и не изменившему своему Завету с Создателем
> > Это абсолютно точно установлено и исторически и генетически. quoted1
Это весьма спорно. И дело тут даже не в порою явных внешних различиях разных групп евреев в зависимости от территорий, а есть и исторические сведения.
Иудаизм конечно не плохое средство против ассимиляции. Тем более, что люди любят жить иллюзиями, особенно такими.
> Другое дело, что мои предки никогда не кричали: "Распни его ........." quoted1
Ну уж! Прям таки и не кричали. Это напомнимает поведение аферистов на стадии расследования: они тоже ничего не делали и ни в чём не виноваты. Оно так вышло или они сами жертвы каких-то неведомых злоумышленников.
> И это тоже доказано современной теологией, чему кстати посвящена вся эта ветка. quoted1
Обратное тоже доказано современной теологией.
> И я прямой потомок невинных мучеников, преследуемых 2000 лет, за преступление которое они не совершали. quoted1
Мир Вашему маразму.
> Оболганных, распятых, сожженных на кострах инквизиции, в фашистских крематориях, отравленных в газовых камерах!!!!!!!! quoted1
Ну фашизм и нацизм вышел из вероучения о миссианстве, особой богоизбранности, превосходстве над другими народами. Тут можно связать это с иудаизмом. Что породили - тем и получили. Но я сочувствую и соболезную.
> Но оставшихся единым народам и не изменившему своему Завету с Создателем quoted1
Голословно, но красиво.
А всё же в еврействе что-то есть, какой-то стержень, который действительно обособляет и сохраняет.
А по поводу некоторых известных евреев и специфики народности, то тысячелетия гонений были мощным фильтром. Это объяснимо. Что может сохранить гонимый человек? Только то, что позволяет приспособиться и выжить - свои таланты, навыки и умения. Ведь то, что в головах - не отнимешь.