Нет, Александр, это не Ницше. Думаю, спрашивая об авторе \"образа пещеры\", Максим прикалывается, зная мою любовь к Платону. Этот образ содержится в его диалоге «Государство». И, что очень важно, он там даётся именно в этом контексте – для различения мысленного и чувственного способов формирования представлений о мире. Для тех, кто формирует свои представления чувственно, Платон придумал такой художественный образ: это люди, сидящие в пещере спиной ко входу и глядя на стену пред собой, по теням, пробегающим по ней, судящие о том, что происходит вовне... ***
Вот видите, Максим, как, оказывается, непросто понять друг друга. Мы с вами всё время получаем не тот результат, который ожидаем. Я, например, ответив на ваш вопрос прямо – что мир мышления постулируется – был уверен, что с вашей стороны дальше пойдет проблематизация по способу образования теорий... Но вы этот ответ неожиданно оставляете без внимания и уточняте вопрос о существовании. Кстати, уточняете очень хорошо, но, вроде бы кое-что из этого я уже пояснял.
Поехали еще раз.
1) «Мир мышления (далее ММ) един и состоит из различных видов мышления, которые просто заполняют ММ не создавая никакой системы» – Хорошо
2) «Мышление индивидов обеспечивается наличием ММ, т.е существование ММ является условием мышления индивидов» – Совершенно точно.
3) «Тогда получается, что ММ существует вне зависимости от мышления людей» – Опять правильно.
4) «Т.е. логично предположить, что ММ есть результат, какого-то высшего мышления или ММ существовал вечно. Или, как?» – Здесь содержится несколько вопросов. Первый: Чем порождено мышление? – Не знаю, но не думаю, что ответ «высшим мышлением» хорош. Это будет просто ничего не дающий рефлексивный фокус (подобный тому, когда всё объясняют действиями бога). Одним словом, на этот вопрос ответа пока нет. Второй: Вечно ли оно существует в смысле потенции? – Да. Третий: Вечно ли равно само себе актуально? – Нет. Об этом я уже говорил: мир мышления (он же – бог, на всякий случай) – актуально развивающий социокультурный объект.
5) «Открыты вопросы отношения ММ к материальному миру и вообще к иным реальностям, если таковые вообще существуют» – Для человека все остальные реальности вторичны. Сам человек – есть нематериальный вторичный феномен мира мышления.
6) «Как обеспечивается сведение частных обобщений (т.е. мышление индивида результатом которого являются функции, категории, понятия…) к сущностям ММ. Другими словами обобщения индивида должны быть тождественны обобщениям, составляющим сущности ММ или нет? Если нет, то как объяснить это различие? Если да, то как объяснить несовпадение результатов мышления? – Прекрасно поставленный вопрос, но вроде бы сказав, что индивид мыслит в той мере, в какой подключен к ММ, я на него ответил. Если мыслишь правильно, – результаты будут совпадать. Но тест на совпадение результатов мышления – вещь тонкая, поскольку требует предварительно установить полную тождественность задач и средств, т.е. ситуаций, в которых начинает разворачиваться мышление.
Вы знаете, у того же Платона есть любопытнейший диалог, где он обсуждает вопрос, кто лучше – люди, делающие зло бессознательно, или сознательно? И ответ, к которому его приводит МЫШЛЕНИЕ, парадоксален: те, кто сознательно.
Поэтому отвечая на ваш вопрос, почему поведение пророков нередко является несоответствующим вашим представлениям о нравственности, начинать нужно с этих самых ваших представлений. Может быть, положив их перед собой и ясно увидев, в чем они состоят, мы автоматически получим на него ответ.
Было бы неплохо, если бы вы пояснили что вы делаете. Может быть тогда мои ответы не были бы для вас такими бесполезными.
Ведь сейчас что бы я ни ответил, вы всё это как бы отбрасываете в сторону, и задаёте новый вопрос. Следующий ответ или серия ответов... опять без какого бы то ни было к ним отношения, – вопрос или серия вопросов... И так мы с вами движемся, как тот бедуин, что никак не мог догнать своего верблюда... А всё потому, что не видно цели, к которой вы идёте, задавая свои вопросы. Поясните её, может быть тогда я смогу давать нужные вам ответы.
Как насчет высшей интеллектуальной функции? – Не знаю. А зачем она вам? И вообще, в мышлении масса разнородных сущностей. Вы что, хотите выстроить общую иерархию? Думаю, что это невозможно потому что Мышление обслуживает Деятельность, а там же заранее ничего неизвестно. В одной ситуации в качестве главной может понадобиться одна сущность (например, какая-то абстракция), в другой – другая (например, функция), в третьей – проблема, в четвертой – категория... (Вот дал ответ, а на ваш ли вопрос, – непонятно из-за того, что смысловая рамка отсутствует. Может быть, вы среди сущностей ищете ту, которую можно отождествить с богом?)
В первом сообщении на этой странице, п.4) подпункт \"Третий\" вместо
[развивающий] социокультурный объект
нужно
[развивающийся] социокультурный объект.
*** Не могу редактировать свои сообщения, и из-за этого, как в старом советском анекдоте: – Это номер 444-44-44? – Да. – Наберите, пожалуйста, 457-28-10 и скажите, что у Сергея все в порядке. – А почему вы сами этот номер не наберёте? – Да, понимаете, диск в автомате испорченный, и у меня палец в четверке застрял...
> Вы знаете, у того же Платона есть любопытнейший диалог, где он обсуждает вопрос, кто > лучше – люди, делающие зло бессознательно, или сознательно? > И ответ, к которому его приводит МЫШЛЕНИЕ, парадоксален: те, кто сознательно. quoted1
Очевидно Платон рассуждал о природном, фатальном неравенстве людей, что привело \"посвящённых\" к нобходимости создания религиозных учений. А религиозные учения помимо создания нравственности у толпы через веру в Бога, поддерживают иерархическое устройство общества - и в этом я считаю сознательное зло \"посвящённых\".
Почему я считаю создание иерархического общества - злом, потому что в учении Христа декларируется равенство всех перед Богом, а выстраивание общества идёт согласно наличия воли мышления.
Станиславу: Прямого ответа не последует, но косвенный могу изложить, как понимаю лично я. В этом случае мы обнаруживаем такой же парадокс, как с выводами Платона. Пушкин был прав в своей \"Гаврилиаде\" по отношению к толпе. И не прав по отношению к ММ (международному мышлению), ибо наехал на библейскую тему, которая служит фундаментом иерархического общества.
Как пишет Пушкин, над Христом и его учением работала вся команда ММ.
Он улетел. Усталая Мария Подумала: \"Вот шалости какие! Один, два, три! - как это им не лень? Могу сказать, перенесла тревогу: Досталась я в один и тот же день Лукавому, архангелу и богу\".
Всевышний бог, как водится, потом Признал своим еврейской девы сына, Но Гавриил (завидная судьбина!) Не преставал являться ей тайком; Как многие, Иосиф был утешен, Он пред женой попрежнему безгрешен, Христа любил как сына своего, За то господь и наградил его!
> > Было бы неплохо, если бы вы пояснили что вы делаете. > Может быть тогда мои ответы не были бы для вас такими бесполезным quoted1
Я пытаюсь осмыслить существование ММ в контнексте вопроса бытия, а для этого надо понять, что значит, что ММ существует. Поэтому продолжу распросы. Вы пишите: – Для человека все остальные реальности вторичны. Сам человек – есть нематериальный вторичный феномен мира мышления. Вообще меня интересовал вопрос т.с. онлогического места ММ. Иначе, соотношение ММ и бытия. Получает ли все, что существует свое существование благодаря наличию ММ или нет. Иначе, все получает свое существование благодаря тому, что мыслиться или в ММ отражается существующее или как-то иначе. Например, виноград в моем дворе он существет потому, что я мыслю подключившись к ММ или нет? Если нет, то в каком отношении к ММ находяться остальные реальности, как с ним взаимодействуют. А сам человек как нематериальный феномен ММ, это как понимать? Феномен это явление инобытия, если человек феномен, то это значит, что он выражение не себя самого, а чего-то отличного от него и он не имеет самостоятельного значения.
Затем по поводу правильности мышления.
Прекрасно поставленный вопрос, но вроде бы сказав, что индивид мыслит в той мере, в какой подключен к ММ, я на него ответил. Если мыслишь правильно, – результаты будут совпадать.
Где критерий правильности мышления? Судя по всему он в ММ и нигде больше быть не может, ибо только там содержаться сущности, т.с. эталонные абстракции и только подключенность к ММ гарантирует мышление, а не езду на поровозе. Т.е. получается, чтобы понять, что ты мыслишь правильно, надо знать результат содержащийся в ММ, но человек может это сделать лишь подключившись к ММ, а критерий подключенности содержиться в правильности выводов. Круг замкнулся. И куда бедному крестьянину податься?
> По моему об этом писал Ницше. Он утверждал, что все научные понятия, которыми мы > пользуемся для объяснения мира, — это созданные нами фикции. Нет ни «субстанции», > ни «вещи», ни «материи», ни «сознания»; все это выдумки, фикции, не имеющие
> объективного значения. Весь доступный нам мир построен из подобных фикций. Поэтому > тщетно искать «истинный мир», или «вещь в себе», нет никаких объективных фактов, > есть только интерпретации. quoted1
С т.ч. зрения объективного самостоятельного существования понятий с этим можно согласиться. Но с точки зрения объективного значения, если принять это допущение, так же не имеет его и данная мысль Ницше ибо она в любом случае высказана с помощью понятий.
Максим, есть предложение. Если оно не пройдет, то с удовольствием отвечу на эти вопросы (тем более, что все они очень точные).
Вы пишете:
«Я пытаюсь осмыслить существование ММ в контексте вопроса бытия, а для этого надо понять, что значит, что ММ существует»
Не хотите ли попробовать пройти к цели напрямую (без прохода в предметности)?
Я бы, во всяком случае, попробовал. Например, так.
1. Вы расскажете, что значит для вас БЫТИЕ. 2. Дадите перечень, каким в принципе, с т.з. этого вашего понятия бытия, может быть существование. 3. Если хотя бы один из этих вариантов мне подойдет, то я просто укажу на него пальцем, а если нет, то уже в понятной мне системе понятий сформулирую то, что вы хотите получить. (А пока всё-таки сочиняю ответы в предмете)