Правила форума | ЧаВо | Группы

Культура и наука

Войти | Регистрация

Сожжение ведьм в ср. века -- \"липа\", часть 2

holgert
0 493 03:24 15.05.2010
   Рейтинг темы: +0
  holgert
zodino


Сообщений: 605
ПОСЛЕСЛОВИЕ К ГЛАВЕ
А что, собственно известно об Инститорисе и Шпренгере? Почти ничего. Пишут, что Инститорис был стариком. Поверим. Но с учетом, что в средние века стариком считался человек 30-32 лет. Давайте попробуем узнать об этих выдающихся людях больше через их детище, через одну из величайших книг Ренессанса «Молот ведьм»!

РОКОВАЯ КНИГА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ИЛИ…СУДЬБОНОСНАЯ
Итак, «Молот ведьм». На свете нет книги более руганной. Не знаю, внесен ли этот факт в какой-нибудь том Гиннесса. За что ругают? Принято считать – за человеконенавистничество. Попробуем разобраться.
Автор книги Генрих Инститорис. Автор «Введения» Яков Шпренгер. Ни в одном русском издании «Ведения» нет, его редко печатают и на Западе. Умысла тут никакого: издатели считают «Введение» несущественным. А между тем именно в «Введении» ключ к пониманию причин, которые вызвали появление книги. Здесь важно напомнить даты: 1482 год – в Германии чума. 1483-й – в зачумеленные города идут Инститорис и Шпренгер. 1485 год – чума вновь наваливается на Германию. В том же 1485-ом монахи укрываются в монастыре, берутся за перья и два года работают над книгой. Вот цитата из «Введения»: «В наши дни, когда мир клонится к полному закату, старое зло, не прекращавшееся ни на минуту, в силу своей неиссякаемой вредности насылает на нас полную яда заразную чуму, словно чувствуя, что у него осталось мало времени».
Слышу ворчание критиков: мол, автор этого очерка в погоне за сенсацией не способен понять простых истин: старое зло – это ереси, чума – образное их название, а полный закат мира – обычное представление христиан о конце света.
Готов тысячу раз согласиться, но только в том случае, если кому-то из моих критиков удастся вымарать из истории Германии чуму 1482 и 1485 годов, разделить: чума сама по себе, без всякого влияния на историю, а история сама по себе, в полном отрыве от чумы. Тогда да, про гонения на ведьм и разные другие «зверства» Священной конгрегации католической церкви можно писать сколько угодно!
Правда, кроме чумы тут может помешать еще вот что: в Германии того времени не было ни одной ереси! Ну, и как забыть, что в правовых документах Священной Римской империи германской нации (так тогда называлась Германия) ведовство не считалось преступлением! Только в «Молоте ведьм», то есть в публицистике, а не в правовом документе.
Но тут интересно не это, а то, почему брат Генрих и брат Яков взялись за перья. Что их так припекло?!
Попробуем найти ответ в самой книге.
Если ее содержание разделить на части, то их будет четыре: первая – разумная, вторая – юмористическая, третья – медицинская, четвертая…странная.
Вот цитата из разумной части: «…всякое изменение тела, будь то болезнь или выздоровление, сводится к перемещению веществ в пространстве». Вот еще: «Чародейства не существует, ибо оно живет лишь в воображении людей, приписывающих махинациям ведьм естественные явления, причина которых от нас скрыта».
Тут «роковая» книга приобретает совсем не тот смысл, который ей приписывают. Возьмем хотя бы фразу «махинациям ведьм». В этой связи вопрос: а что, сегодня за разные колдовские махинации не карают? Ох, как карают! Интересно, сколько тысяч «благородных» ведьм и колдунов сидело и сидит в тюрьмах разных стран сегодня?
А вот юмор второй содержательной части! Своим юмором она неожиданна! Приведу несколько не выбранных, а первых попавшихся на глаза цитат.
«Фороней, греческий король, в день своей смерти сказал своему брату Леонтию: «Для высшего счастья в своей жизни мне не хватало отсутствия женщины». Леонтий спросил: «Как женщина может мешать счастью?» Король ответил: «О-о, мой брат, об этом знают все женатые мужчины».
«О другом муже рассказывают: его жена утонула в реке. Ища ее труп, он шел вдоль берега против течения. Спрошенный, почему он ищет вверх, а не вниз по течению, муж ответил: «При жизни жена всегда все делала мне наперекор. Скорее всего она и после своей смерти поступит также».
«Женщины от недостатка разума быстрее отступаются от веры, чем мужчины, в силу своих необузданных аффектов и страстей, поэтому нет ничего удивительного в том, что среди женщин так много ведьм».
«Как выглядит господство женщины, смотри у Тулия («Парадоксы»): Тот ли свободен, кому жена приказывает, диктует законы, разрешает, запрещает и не дает права возразить? Я думаю, что такого мужа можно назвать рабом, хотя бы он и был из уважаемой семьи».
«Почти все государства были разрушены из-за женщин. Троя погибла от похищения Елены. Иудейское царство из-за скверной царицы Иезавели и ее дочери Гофолии. Много напастей испытало Римское государство из-за Клеопатры. Поэтому нет ничего удивительного, что мир и теперь страдает из-за женщин».
«Мы с полным правом можем утверждать за Катоном: «Если бы мир мог существовать без женщин, то мы, мужчины, общались бы с богами»
Страницы «Молота» словно нарочно перенасыщены «анекдотами». Юмористическая часть – это народная галиматья. Прибегая к россказням про шабаши и метлы, про превращения людей в животных, про наведение ведьмами болезней, короче, про все то, что мы сегодня называем фольклором, сказками, небылицами, Инститорис и Шпренгер хохочут над человеческой глупостью, как отменные юмористы.
А вот от третьей содержательной части любому читателю очень быстро становится не смешно. Третья содержательная часть – медицина. Практически в каждой главе монахи пишут о широко распространившихся способах лечения болезней приемами черной магии, об отрицании народом методов лечения признанных церковью и светскими властями. Правда, почти в каждой главе, звучит плохо скрываемое сомнение в том, что общепризнанные способы лечения дают положительный результат…
Четвертая содержательная часть.
В «народной галиматье» проявляются странные реалии того времени: стрельба из арбалетов по изображениям Христа, рассказы о варварских разрушениях каплиц и распятий, установленных на перекрестках дорог, свидетельства о швырянии в уличную грязь и топтании ногами богослужебных предметов, о богохульных высказываниях в адрес Христа, апостолов, святых, церкви и… христианства в целом, словно последнее по каким-то непонятным причинам вдруг стало несостоятельным и утратило доверие людей.
Что случилось?
Вот мнение, нашего земляка (родился неподалеку от Гродно), выдающегося русского врача сангигиениста, оригинального мыслителя, профессора Сергея Аркадьевича Томилина. Изложу его точку зрения. Римская империя была империей городов. К ее концу сельские местности были пусты от имперских жителей. Варвары входили в них свободно, без боев и расселялись. Так что, когда говорят о завоевании Римской империи варварами, то говорят неправду, Римская империя была мирно заселена, сельские местности были свободны для варварского заселения, и их оттуда римляне не выгоняли. В конце 4 века империя прекратила свое существование. Варвары в городах жить не захотели, называя их «могильными склепами, в которых жить нельзя». К 7-му веку на огромных территориях бывшей Римской империи городов практически не осталось, а те, что были – были заброшены, в них жили только нищие и бомжи. Сельская жизнь варваров текла мирно и тихо. Но! К 11-му веку города в Европе начали возрождаться. Подавляющее большинство городов Германии вообще родились в 13 веке. А вместе с ними (вдобавок к привычному сифилису и тысячам других болезней) в страну начали врываться регулярные цунамиподобные эпидемические кошмары, против которых люди средних веков были абсолютно беззащитны. Повторяю: в 15 веке чума набрасывалась на Германию 12 раз, в 16-ом – 13. Один из результатов: к концу 15 века в Священной Римской империи германской нации начало стремительно распространяться неверие в христианские ценности. Виновниками этого явления были не параноики-еретики, с которыми уже было покончено, а в собственном смысле слова народ, «широкие массы». Люди рассуждали примерно так: «За что на нас такие напасти? Ведь мы веруем в Бога, не нарушаем его заповедей. А если и совершаем грехи, то стараемся быстрее их замолить, индульгенции покупаем на кровные, священников слушаемся и монахов. За что?!» В головах подавляющего числа населения Германии произошло замыкание, электрический ток христианства прервался. Проиллюстрировать это явление не трудно на современном примере. О нем рассказала пару лет назад журналистка Ирина Петровская в газете «Известия». Специнтернат для детей-инвалидов. с врожденными физическими аномалиями. В нем дети живут до 18 лет, а потом отправляются в дом престарелых (вспомните о старчестве людей средневековья). Среди воспитанников и 14-летний Сашка. Он мечтает когда-нибудь стать на ноги, хотя осознает, что этого не будет никогда: из-за тяжкого заболевания костей ноги у него не растут. Мозг в порядке, а ног почти нет, и тело весит чуть больше десяти килограммов. Священника в интернате тоже нет. И вот Сашка организовал здесь что-то вроде христианской часовенки, в которой проводит службу для тянущихся к Богу воспитанников интерната. Но… желающих верить в Бога здесь мало. Ребята поясняют: «После того, что Бог сотворил с нами, нам трудно в него поверить». Так сколько же таких людей жило в Средние века! И сколько их говорило именно так!
Да, они не знали, что планета Земля давным-давно захвачена, что в ней от начала времен существует Всемирная Диктатура Болезнетворных Бактерий и Вирусов (вспомним фразу из «Молота» о «естественных явлениях, причина которых от нас скрыта»). Они и хотели бы познать истоки своих телесных и психических недугов, но не могли сделать это по определению. Им ничего не оставалось, как представлять причины своих болезней кознями дьявола, ведьм и колдунов. Бактерии и вирусы и были для них демонами…
Почтенный читатель, задайся вопросом, почему всех великих людей того времени более всего интересовали вопросы медицины, почему многие из них имели профессию врача? Франсуа Рабле, например, вел поиск происхождения болезней, препарируя трупы, ответа не нашел и написал для больных, впавших в безысходность, свой великий психотерапевтический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». О том, что этот роман был создан именно для больных, писатель сам свидетельствует на многих его страницах. Итальянец Франческо Колонна искал панацею в толковании снов. Николло Томео – в законах случайности. Великий оптимист Генрих Неттесгеймский к концу жизни впал в депрессию и написал пессимистическую работу «О ненадежности наук». Даже Коперник на прижизненных портретах и на автопортрете изображен не с гелиоцентрическим жезлом в руке, а с цветком ландыша, символом современной ему медицины. Кстати, гениальные художники Питер Брейгель-старший, Иероним Босх, Альбрехт Дюрер, Хуго ван дер Гус создавали своих слепых, уродливых и психически больных, не закладывая в свои творения тех смыслов, о которых мы сегодня много говорим. Они воссоздавали реалии того времени.
Христианский Бог – справедливый и всемогущий – был единственной опорой для людей, которым выпало жить в Средние века. Но во второй половине 15 века эта опора вдруг стала трескаться. «Если Бог есть, то он слаб. На земле не его власть, –начали говорить и думать люди средневековья. – А если это так, то Бог не Бог. По всесилию над людьми истинный Бог – это дьявол!» Именно на этом замкнулось мышление, что, в свою очередь, вполне могло привести к такой анархии, какой Западная Европа еще не знала.
Чтобы сбить антихристианскую волну, Инститорис и Шпренгер внесли в свою книгу часть о наказаниях за ведовство. Но в книгу, а не в практику! Ни одна ведьма или колдун не были сожжены ни церковью, ни государством, ни в те годы, ни через 100 лет.
Перед монахами стояла и более сложная задача. В ее решении – главный смысл «Молота ведьм»!
Дело в том, что огромную роль в жизни людей средневековья играла формальная логика. Без формальной логики Средние века не назывались бы Средними. Якову и Генриху крайне было важно найти простое объяснение происходящему, донести его до людей и «очистить мозги от ржавчины неверия». И они эту гуманистическую задачу решили блестяще! В основу решения легла всего одна фраза. Но в «Молоте ведьм» она звучит как набат и пронизывает весь текст. Вот этот «проводок», восстановивший электроток христианства в обществе. «Бесы имеют власть над телесным миром и воображением людей, но только в том случае, когда на то дано попущение Божье, Бог допускает козни дьявола для того, чтобы возбудить в людях взаимопомощь».
Отметим для себя: до появления «Молота ведьм» дьявол и Бог в христианских представлениях были равны по силе, такими их сделали авторы Библии. И всем стало все ясно: не дьявол и бесы, не ведьмы и колдуны виновники моров, а Божье попущение этим тварям за явные и тайные грехи наши. Бог сильнее дьявола. Дьявол для Бога лишь собака, которую Бог иногда спускает с цепи. Именно эти слова зазвучали тогда со всех амвонов…
Десятилетиями позже Мартин Лютер, Жан Кальвин, английские пуритане, представители иных ответвлений протестантизма, «ярых противников Ватикана в вопросах неба, но полных союзников в вопросах ада» самым положительным образом оценили «Молот ведьм». Эта книга дала им сто шансов на кровавое, но не смертельное для цивилизации, внедрение в жизнь своего более дешевого и упрощенного христианства…
Уже через год после первого издания «Молота ведьм» в 1487 году монахи доминиканцы, профессора философии Генрих Инститорис и Яков Шпренгер могли смело докладывать Иннокентию VIII «Ваше Первосвященство, разруха в головах людей ликвидирована. Идейный фронт в Священной Римской империи немецкой нации стабилизирован!»
ГРАЖДАНЕ НЕБЕС
Сами себя Инститорис и Шпренгер называли гражданами небес. Они принадлежали к тем великим людям эпохи Возрождения, которые четко следовали главному указанию Иисуса Христа апостолам и, естественно, всем людям: «Идите и творите»! К тем, кто считал себя «жаждущими» знаний.
Примечание. «Жаждущими» называли себя многие великие люди средневековья, вкладывавшие особый смысл в последние слова Иисуса Христа на кресте «Я – жажду!» ( см. Евангелие от Иоана).
Издание книги далось им с большим трудом, не хотели их университетские коллеги ее пропустить, мол, слишком сложно написано, вряд ли кто-нибудь станет читать. Благо, помог император Максимилиан…
Выход книги в свет сделал профессоров философии Инститориса и Шпренгера знаменитыми. Образно говоря, книге начали аплодировать все знаменитые гуманисты того и более позднего времени. Она выдержала множество изданий. Но история с ней обошлась жестоко…
Олег МАЛАШЕНКО, Гродно.
Эл. почта: polovec48@mailru
Если Вам было интересно это прочитать - поделитесь пожалуйста в соцсетях!
Ссылка Нарушение Цитировать  

Вернуться к списку тем


Ваше имя:
Тема:
B I U S cite spoiler
Сообщение: (0/500)
Еще смайлики
        
Список форумов
Главная страница
Конфликт Россия-Украина
Новые темы
Обсуждается сейчас

ПолитКлуб

Дуэли new
ПолитЧат 0
    Страны и регионы

    Внутренняя политика

    Внешняя политика

    Украина

    Ближний Восток

    Крым

    Беларусь

    США
    Европейский союз

    В мире

    Тематические форумы

    Экономика

    Вооружённые силы
    Страницы истории
    Культура и наука
    Религия
    Медицина
    Семейные финансы
    Образование
    Туризм и Отдых
    Авто
    Музыка
    Кино
    Спорт
    Кулинария
    Игровая
    Поздравления
    Блоги
    Все обо всем
    Вне политики
    Повторение пройденного
    Групповые форумы
    Конвент
    Восход
    Слава Украине
    Народный Альянс
    PolitForums.ru
    Антимайдан
    Против мировой диктатуры
    Будущее
    Свобода
    Кворум
    Английские форумы
    English forum
    Рус/Англ форум
    Сейчас на форуме
    Другие форумы
    Сожжение ведьм в ср. века -- \ липа\ , часть 2
    Burning witches Wed. Century- \ linden \ , part 2. POSTSCRIPT TO CHAPTER
    And what exactly is known about Institoris and Sprenger? Almost ...

    © PolitForums.net 2024 | Пишите нам:
    Мобильная версия