> Выбор вектора интеграции: что же показывают цифры > > 21.09.13 10:42 , Зеркало недели > > Аргументация сторонников вступления Украины в Таможенный союз в целом и в части оценки экономического эффекта такого шага явно или неявно сводится к ряду достаточно простых тезисов: > > — Таможенный союз обязательно и однозначно будет экономически успешным проектом; > > — расчеты однозначно показывают значительный выигрыш Украины от членства в Таможенном союзе (ЕЭП), тогда как интеграция Украины с Евросоюзом даже на уровне зоны свободной торговли (ЗCТ) в лучшем случае приведет к экономическим потерям, а в худшем — к экономической катастрофе; > > — поэтому (опираясь на первый и второй тезисы) единственно возможным вариантом сотрудничества Украины и стран Таможенного является вступление Украины в ТС и отказ от интеграции в ЕС в том или ином формате. > > Но так ли все просто и однозначно, как говорят наши российские партнеры, по крайней мере, публично? Ответ на этот вопрос очевиден: конечно же, нет. А дискуссия в предложенных российской стороной рамках — это чистой воды политика, поскольку за ее пределами остается очень много важных вопросов: > > — Действительно ли успех ТС как проекта не подлежит сомнению? > > — Есть ли альтернативные российским оценки экономического эффекта ТС и каковы они? > > — Как оценивается влияние ЗСТ с ЕС на Украину другими "нетаможенносоюзными" экспертами? > > В качестве лирического отступления отмечу, что дискуссия с использованием цифр требует от экспертов чрезвычайно высокой научной добросовестности и ответственности. Дело в том, что расчеты экономических эффектов от тех или иных вариантов интеграции базируются на целом ряде допущений и предполагают использование достаточно сложного инструментария. Поэтому строго в научном плане интерпретация цифр без дискуссии о том, как они были получены, — это прямой путь к политическим манипуляциям. Поэтому формат "вот вам цифры, и что еще вам, убогим, надо?" я считаю просто оскорбительным. > > Понятно, что особенности и тонкости экономико-математических расчетов — это "арт-хаус", и требовать, чтобы все были экспертами в этой сфере, просто смешно. Однако при всем при этом цифры в дискуссии следует использовать ответственно и не манипулировать расчетами в сиюминутных политических целях. > > Еще раз повторюсь, что научная этика требует, чтобы оценка достоверности или недостоверности расчетов базировалась на анализе исходных допущений и методики расчетов. Однако жанр газетной статьи и газетная площадь не позволяют сделать это. Поэтому я просто покажу, что существует достаточно большое количество серьезных альтернативных оценок проекта "Таможенный союз" и выгодности ЕС и сотрудничества Украины с ЕС. > > А теперь вернемся к исходным тезисам. Возьмем тезис о том, что Таможенный союз просто "обречен" на успех. > > Как свидетельствует мировой опыт, далеко не каждый интеграционный проект приводил к заявленным результатам. Что касается постсоветского пространства, то первая попытка создать Таможенный союз была предпринята Россией, Казахстаном и Беларусью в 1995 г. (к ним в 1996-м присоединился Кыргызстан, а затем Таджикистан и Узбекистан в 2005 г.), но она оказалась неудачной. > > Может ли преуспеть Таможенный союз в нынешнем формате (попытка номер два) в принципе? Например, известный американский исследователь Дэвид Тарр считает, что теоретически ТС может стать успешным проектом, если решит целый ряд достаточно непростых проблем экономического и политического характера. Заинтересованный читатель может сам ознакомиться с их анализом в цитируемой работе (David G. Tarr. The Eurasian Customs Union among Russia, Belarus and Kazakhstan: Can it succeed where its predecessor failed. Centre for Economic and Financial Research at New Economic School, #37, December 2012). Отметим только, что вероятность их "нерешения" также достаточно высока. > > Кстати, и в самой России целый ряд экспертов достаточно жестко высказываются относительно Таможенного союза. "Это, главным образом, политическая затея", — считает профессор РЭШ Наталья Волчкова. По ее мнению, для России экономической выгоды от единого пространства мало — рынки сбыта стран, входящих в него, малы по сравнению с российским, и Россия достаточно хорошо на них представлена. Обычно интеграция приводит также и к взаимному росту прямых инвестиций между странами-участницами. "Вряд ли стоит России рассчитывать на то, что с ними придут и новые технологии. Проблемы такого пространства также лежат в плоскости политики. В ответ за реализацию амбиций российского руководства надо будет платить экономическими уступками другим странам — участницам ЕЭП", — уверена она. > > Нравится кому-то или нет, но сегодня практически единственным примером успешного создания и функционирования полномасштабного таможенного союза, который затем трансформировался в союз экономический, является ЕС. > > Теперь о цифрах. По расчетам известного специалиста Лусио Винхаса де Саузы, бывшего эксперта Всемирного банка и Еврокомиссии, а ныне — главного экономиста сектора инвестиционных услуг агентства Moody`s, создание Таможенного союза негативно повлияет на ВВП стран-участниц (см. табл. 1). > > > Кстати, в этом расчете учтен фактор гармонизации условий функционирования энергетического сектора. На первый взгляд, Украина выигрывает — ее ВВП увеличится (правда, всего на 0,11%), тогда как все другие участники проигрывают. Однако в целом эти расчеты показывают, что позитивный экономический эффект от создания ТС для стран-участниц, мягко говоря, сомнителен. > > А что же говорят эксперты стран–членов ТС? Сошлемся на три весьма примечательных вывода белорусских исследователей, которые приводятся в работе "Влияние Единого экономического пространства (ЕЭП) на развитие Республики Беларусь: проблемы и пути их решения". > > Первый: В результате участия Беларуси в ЕЭП чистый эффект роста благосостояния страны (то есть фактически ВВП) составит всего 6,7 млн долл. Второй выод: рост импорта ежегодно составит 800 млн долл. При этом среди продуктовых составляющих этого прироста практически нет инвестиционных товаров, а конкурирующий импорт может негативно повлиять на производителей белорусских товаров-субститутов. > > И, наконец, третий: меры, предполагающие проведение согласованной макроэкономической политики, в целом ориентированы в правильном направлении, поскольку позволят всем странам союза работать примерно в равных условиях. Но такое равенство условий благоприятствует странам, имеющим значительные запасы топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, создает дополнительные трудности для стран с ограниченной сырьевой базой и не способных за счет их экспорта решать свои экономические проблемы. > > Иными словами, масштаб выигрыша от участия Беларуси в ЕЭП (которое включает в себя Таможенный союз) весьма скромен, причем отдельные фундаментальные компоненты интеграции создают проблемы для отдельных стран. > > Кстати, анализируя проблемы формирования Таможенного Союза, другие белорусские исследователи Ирина Точицкая и Эрнест Акен делают вывод о том, что "членство стран СНГ в Таможенном союзе не содействует привлечению современных технологий в экономику, увеличению инвестиций в человеческий и физический капитал". > > Весьма показательны также выводы исследования экономических эффектов участия Казахстана в Таможенном союзе, основные выводы которого приведены в табл. 2. > > > Расчеты показывают, что, во-первых, введение общего таможенного тарифа ТС в 2011 г. негативно повлияло на экономику Казахстана. Во-вторых, даже при самом благоприятном развитии событий экономический эффект членства в ТС для Казахстана в терминах прироста ВВП или благосостояния является крайне малым. > > Авторы доклада также отмечают, что поскольку внешняя торговля Казахстана в большей мере сориентирована на СНГ и в меньшей мере на другие страны мира, страна объективно получает меньше передовых технологий из стран-лидеров, что, в свою очередь, тормозит процесс получения эффекта от технологической модернизации. > > Теперь вернемся к вопросу о безальтернативности ТС как варианта интеграции. Результаты исследования Джеспера Дженсена и Дэвида Тарра показывают, что вступление Казахстана в ВТО может потенциально повысить реальный доход на 6,7% (или увеличить ВВП на 3,7% ВВП), причем эти оценки в 4–5 раз превышают самые оптимистические оценки эффекта от членства в Таможенном союзе. И далее делается вывод о том, что Казахстану выгоднее сосредоточиться на интеграции страны в мировую экономику, в том числе через членство в ВТО. > > Теперь поговорим об оценках интеграции Украины и ЕС. И здесь существует целый ряд весьма серьезных исследований, которые показывают выгодность создания глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Назовем некоторые из них. > > Это, прежде всего, исследование под эгидой Еврокомиссии (Аналіз перспектив торгівельних відносин між Україною та ЄС у контексті переговорів щодо розширеної угоди Ref: TRADE06/D01, 2007). Такого рода анализ является обязательным предварительным условием начала переговоров о создании зоны свободной торговли, стороной которой является Евросоюз. > > Если говорить коротко (см. табл. 3), то создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Украиной и ЕС принесет Украине именно позитивный экономический эффект. По поводу его значимости можно спорить, но эффект будет положительным. Во-вторых, создание зоны свободной торговли Украина—ЕС положительно повлияет на экономики России и ЕС-27, хотя опять-таки масштабы такого влияния относительно невелики. > > > > Можно также сослаться на целый ряд работ экспертов Института экономических исследований и политических консультаций и Немецкой консультативной группы по вопросам экономических реформ, в которых анализируются и оцениваются разные варианты торговой политики Украины. В табл. 4 приведем результаты одного из них (Вибір торговельної політики України: плюси та мінуси різних опцій регіональної інтеграції. Аналітичний звіт, Київ, грудень 2011 року). > > > > Не вдаваясь в технические подробности анализа, отмечу, что с точки зрения благосостояния и доходов глубокая и всеобъемлющая ЗСТ с ЕС однозначно выгоднее членства в Таможенном союзе. Кстати отметим: данные расчеты показывают, что введение режима свободной торговли с ЕС совсем не означает, что импорт из ЕС приобретет характер цунами, сметающего все на своем пути (в разных вариантах величины прироста экспорта и импорта очень близки). > > * * * > > Ну а выводы мои просты. > > Во-первых, успех Таможенного союза как экономического проекта далеко не так очевиден, как этого хотелось бы его искренним и неискренним сторонникам. > > Во-вторых, существуют убедительные экономические доказательства того, что более глубокая интеграция с ЕС имеет значительно больший позитивный потенциал для Украины, чем членство в Таможенном союзе.
> > А вот каков он и как его реализовать — это тема отдельной профессиональной беседы. > quoted1
Я еще добавил таблички... А Вы, как всегда, чрезвычайно убедительны... Особенно мне понравился Ваш неотразимый довод про "джип"... Это было феерично...
-Моё мнение на мнение о Российской истерии- хлопцы аж не знают как ещё привлечь к себе внимание. Им сказали открытым текстом; в сад! А они всё изображают какую-то несуществующую истерию .... Истерите дальше....
> Выбор вектора интеграции: что же показывают цифры > 21.09.13 10:42 , Зеркало недели > > Аргументация сторонников вступления Украины в Таможенный союз в целом и в части оценки экономического эффекта такого шага явно или неявно сводится к ряду достаточно простых тезисов: > > — Таможенный союз обязательно и однозначно будет экономически успешным проектом; > > — расчеты однозначно показывают значительный выигрыш Украины от членства в Таможенном союзе (ЕЭП), тогда как интеграция Украины с Евросоюзом даже на уровне зоны свободной торговли (ЗCТ) в лучшем случае приведет к экономическим потерям, а в худшем — к экономической катастрофе; > > — поэтому (опираясь на первый и второй тезисы) единственно возможным вариантом сотрудничества Украины и стран Таможенного является вступление Украины в ТС и отказ от интеграции в ЕС в том или ином формате. > > Но так ли все просто и однозначно, как говорят наши российские партнеры, по крайней мере, публично? Ответ на этот вопрос очевиден: конечно же, нет. А дискуссия в предложенных российской стороной рамках — это чистой воды политика, поскольку за ее пределами остается очень много важных вопросов: > — Действительно ли успех ТС как проекта не подлежит сомнению? > > — Есть ли альтернативные российским оценки экономического эффекта ТС и каковы они? > > — Как оценивается влияние ЗСТ с ЕС на Украину другими "нетаможенносоюзными" экспертами? > > В качестве лирического отступления отмечу, что дискуссия с использованием цифр требует от экспертов чрезвычайно высокой научной добросовестности и ответственности. Дело в том, что расчеты экономических эффектов от тех или иных вариантов интеграции базируются на целом ряде допущений и предполагают использование достаточно сложного инструментария. Поэтому строго в научном плане интерпретация цифр без дискуссии о том, как они были получены, — это прямой путь к политическим манипуляциям. Поэтому формат "вот вам цифры, и что еще вам, убогим, надо?" я считаю просто оскорбительным. > > Понятно, что особенности и тонкости экономико-математических расчетов — это "арт-хаус", и требовать, чтобы все были экспертами в этой сфере, просто смешно. Однако при всем при этом цифры в дискуссии следует использовать ответственно и не манипулировать расчетами в сиюминутных политических целях. > > Еще раз повторюсь, что научная этика требует, чтобы оценка достоверности или недостоверности расчетов базировалась на анализе исходных допущений и методики расчетов. Однако жанр газетной статьи и газетная площадь не позволяют сделать это. Поэтому я просто покажу, что существует достаточно большое количество серьезных альтернативных оценок проекта "Таможенный союз" и выгодности ЕС и сотрудничества Украины с ЕС. > > А теперь вернемся к исходным тезисам. Возьмем тезис о том, что Таможенный союз просто "обречен" на успех. > > Как свидетельствует мировой опыт, далеко не каждый интеграционный проект приводил к заявленным результатам. Что касается постсоветского пространства, то первая попытка создать Таможенный союз была предпринята Россией, Казахстаном и Беларусью в 1995 г. (к ним в 1996-м присоединился Кыргызстан, а затем Таджикистан и Узбекистан в 2005 г.), но она оказалась неудачной. > > Может ли преуспеть Таможенный союз в нынешнем формате (попытка номер два) в принципе? Например, известный американский исследователь Дэвид Тарр считает, что теоретически ТС может стать успешным проектом, если решит целый ряд достаточно непростых проблем экономического и политического характера. Заинтересованный читатель может сам ознакомиться с их анализом в цитируемой работе (David G. Tarr. The Eurasian Customs Union among Russia, Belarus and Kazakhstan: Can it succeed where its predecessor failed. Centre for Economic and Financial Research at New Economic School, #37, December 2012). Отметим только, что вероятность их "нерешения" также достаточно высока. > > Кстати, и в самой России целый ряд экспертов достаточно жестко высказываются относительно Таможенного союза. "Это, главным образом, политическая затея", — считает профессор РЭШ Наталья Волчкова. По ее мнению, для России экономической выгоды от единого пространства мало — рынки сбыта стран, входящих в него, малы по сравнению с российским, и Россия достаточно хорошо на них представлена. Обычно интеграция приводит также и к взаимному росту прямых инвестиций между странами-участницами. "Вряд ли стоит России рассчитывать на то, что с ними придут и новые технологии. Проблемы такого пространства также лежат в плоскости политики. В ответ за реализацию амбиций российского руководства надо будет платить экономическими уступками другим странам — участницам ЕЭП", — уверена она. > > Нравится кому-то или нет, но сегодня практически единственным примером успешного создания и функционирования полномасштабного таможенного союза, который затем трансформировался в союз экономический, является ЕС. > > Теперь о цифрах. По расчетам известного специалиста Лусио Винхаса де Саузы, бывшего эксперта Всемирного банка и Еврокомиссии, а ныне — главного экономиста сектора инвестиционных услуг агентства Moody`s, создание Таможенного союза негативно повлияет на ВВП стран-участниц (см. табл. 1). > > > > Кстати, в этом расчете учтен фактор гармонизации условий функционирования энергетического сектора. На первый взгляд, Украина выигрывает — ее ВВП увеличится (правда, всего на 0,11%), тогда как все другие участники проигрывают. Однако в целом эти расчеты показывают, что позитивный экономический эффект от создания ТС для стран-участниц, мягко говоря, сомнителен. > > А что же говорят эксперты стран–членов ТС? Сошлемся на три весьма примечательных вывода белорусских исследователей, которые приводятся в работе "Влияние Единого экономического пространства (ЕЭП) на развитие Республики Беларусь: проблемы и пути их решения". > > Первый: В результате участия Беларуси в ЕЭП чистый эффект роста благосостояния страны (то есть фактически ВВП) составит всего 6,7 млн долл. Второй выод: рост импорта ежегодно составит 800 млн долл. При этом среди продуктовых составляющих этого прироста практически нет инвестиционных товаров, а конкурирующий импорт может негативно повлиять на производителей белорусских товаров-субститутов. > > И, наконец, третий: меры, предполагающие проведение согласованной макроэкономической политики, в целом ориентированы в правильном направлении, поскольку позволят всем странам союза работать примерно в равных условиях. Но такое равенство условий благоприятствует странам, имеющим значительные запасы топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, создает дополнительные трудности для стран с ограниченной сырьевой базой и не способных за счет их экспорта решать свои экономические проблемы. > > Иными словами, масштаб выигрыша от участия Беларуси в ЕЭП (которое включает в себя Таможенный союз) весьма скромен, причем отдельные фундаментальные компоненты интеграции создают проблемы для отдельных стран. > > Кстати, анализируя проблемы формирования Таможенного Союза, другие белорусские исследователи Ирина Точицкая и Эрнест Акен делают вывод о том, что "членство стран СНГ в Таможенном союзе не содействует привлечению современных технологий в экономику, увеличению инвестиций в человеческий и физический капитал". > > Весьма показательны также выводы исследования экономических эффектов участия Казахстана в Таможенном союзе, основные выводы которого приведены в табл. 2. > > > > Расчеты показывают, что, во-первых, введение общего таможенного тарифа ТС в 2011 г. негативно повлияло на экономику Казахстана. Во-вторых, даже при самом благоприятном развитии событий экономический эффект членства в ТС для Казахстана в терминах прироста ВВП или благосостояния является крайне малым. > > Авторы доклада также отмечают, что поскольку внешняя торговля Казахстана в большей мере сориентирована на СНГ и в меньшей мере на другие страны мира, страна объективно получает меньше передовых технологий из стран-лидеров, что, в свою очередь, тормозит процесс получения эффекта от технологической модернизации. > > Теперь вернемся к вопросу о безальтернативности ТС как варианта интеграции. Результаты исследования Джеспера Дженсена и Дэвида Тарра показывают, что вступление Казахстана в ВТО может потенциально повысить реальный доход на 6,7% (или увеличить ВВП на 3,7% ВВП), причем эти оценки в 4–5 раз превышают самые оптимистические оценки эффекта от членства в Таможенном союзе. И далее делается вывод о том, что Казахстану выгоднее сосредоточиться на интеграции страны в мировую экономику, в том числе через членство в ВТО. > > Теперь поговорим об оценках интеграции Украины и ЕС. И здесь существует целый ряд весьма серьезных исследований, которые показывают выгодность создания глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Назовем некоторые из них. > > Это, прежде всего, исследование под эгидой Еврокомиссии (Аналіз перспектив торгівельних відносин між Україною та ЄС у контексті переговорів щодо розширеної угоди Ref: TRADE06/D01, 2007). Такого рода анализ является обязательным предварительным условием начала переговоров о создании зоны свободной торговли, стороной которой является Евросоюз. > > Если говорить коротко (см. табл. 3), то создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли между Украиной и ЕС принесет Украине именно позитивный экономический эффект. По поводу его значимости можно спорить, но эффект будет положительным. Во-вторых, создание зоны свободной торговли Украина—ЕС положительно повлияет на экономики России и ЕС-27, хотя опять-таки масштабы такого влияния относительно невелики. > > > > Можно также сослаться на целый ряд работ экспертов Института экономических исследований и политических консультаций и Немецкой консультативной группы по вопросам экономических реформ, в которых анализируются и оцениваются разные варианты торговой политики Украины. В табл. 4 приведем результаты одного из них (Вибір торговельної політики України: плюси та мінуси різних опцій регіональної інтеграції. Аналітичний звіт, Київ, грудень 2011 року). > > > > Не вдаваясь в технические подробности анализа, отмечу, что с точки зрения благосостояния и доходов глубокая и всеобъемлющая ЗСТ с ЕС однозначно выгоднее членства в Таможенном союзе. Кстати отметим: данные расчеты показывают, что введение режима свободной торговли с ЕС совсем не означает, что импорт из ЕС приобретет характер цунами, сметающего все на своем пути (в разных вариантах величины прироста экспорта и импорта очень близки). > > * * * > > > Ну а выводы мои просты. > > Во-первых, успех Таможенного союза как экономического проекта далеко не так очевиден, как этого хотелось бы его искренним и неискренним сторонникам. > > Во-вторых, существуют убедительные экономические доказательства того, что более глубокая интеграция с ЕС имеет значительно больший позитивный потенциал для Украины, чем членство в Таможенном союзе. >
> А вот каков он и как его реализовать — это тема отдельной профессиональной беседы. > > Игорь Бураковский quoted1
Шредер: Границы ЕС нужно расширять Submitted by Ольга Пресс on Sat, 2013-09-21 11:58
Чтобы в Европе царила стабильность, границы ЕС нужно расширять и интегрировать больше стран. Соответствующее заявление сделал бывший федеральный канцлер Германии Герхард Шредер на Ялтинской конференции. "Я думаю, мы должны понять, что у нас нет кризиса валюты в Европе, у нас нет политического кризиса. Это можно решить только политикой. Если нам нужна стабильная валюта без кризисов, то нам нужно сейчас создавать политический союз. Это то, что нам нужно как задача на будущий год. Нам нужно больше интеграции, а не меньше интеграции в Европе", - заявил Г.Шредер.
> Тони Блэр и Билл Клинтон верят в Украину > > Бывший Президент США Билл Клинтон выступает против давления на Украину со стороны соседей в ее геополитическом выборе. > Об этом он сказал в ходе конференции "Ялтинская европейская стратегия". > > "Я не одобряю то давление, которому подвергается Украина со стороны своего соседа. Если бы я жил в этой стране, то я хотел бы, чтобы моя страна была мостиком, а не чтобы ей приходилось делать выбор с тем, чтобы отрезать все возможности сотрудничества", - сказал Клинтон. > > В свою очередь бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр заявил, что Украина является страной с большим потенциалом. > > "У вас чудесное геополитическое расположение, у вас европейское мышление, мы должны помогать вам", - сказал Блэр. > > Он добавил, что, конечно же, есть препятствия для подписания соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. > > "Но я надеюсь, что мы их преодолеем", - отметил Блэр. >
> Экс-премьер Великобритании верит, что Украина способна достичь успехов в будущем. > > Как сообщало агентство, Украина рассчитывает на подписание соглашения об ассоциации с ЕС в конце ноября в Вильнюсе (Литва). quoted1
Забавно смотеть на то, как получают оргазм некие индивиды-ероинтеграторы, когда им говорят, просто ниочем....
Интересно, сколько на таких песнях вы продержитесь?
> Забавно смотеть на то, как получают оргазм некие индивиды-ероинтеграторы, когда им говорят, просто ниочем.... > > Интересно, сколько на таких песнях вы продержитесь? quoted1
Да мне-то что? Я, вообще, не украинец ни разу. Просто приятно смотреть на окончательное фиаско Путина. Навальный, без сомнения, установит наилучшие отношения с нормальным миром, а не с Ираном и КНДР... Когда станет моим Президентом...